Научная статья на тему 'Особенности воззрений З. Фрейда и его последователей на сущность взросления и самоопределения растущего человека'

Особенности воззрений З. Фрейда и его последователей на сущность взросления и самоопределения растущего человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1236
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELF-MATURING / ПСИХОАНАЛИЗ / PSYCHOANALYSIS / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PERSONAL FORMATION / ВЗРОСЛЕНИЕ / GROWING PERSON / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / РАСТУЩИЙ ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернова А.А., Савинова Ю.М.

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с взрослением и самоопределением растущего человека с позиции психоаналитической теории, проанализированы работы последователей психоанализа (З. Фрейда, Э. Эриксона, А. Адлера) в данном контексте. В статье приводятся психоаналитические идеи данных феноменов в период интенсивного развития человека и разбирается специфика личностного становления индивида, а также пути преодоления кризиса и выхода на качественно новый уровень самоопределения личности. С позиции классиков психоанализа рассматриваются различные подходы к проблеме взрослеющего человека и перспективы его дальнейшего развития и самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Specifics of the Views of S. Freud and his Followers on the Essence of Growing up and the Self-Determination of the Growing Person

This article describes the issues related to growing up and growing of human self-determination from the position of psychoanalytic theory. The works of the followers of psychoanalysis (S. Freud, E. Erikson, A. Adler), taken in this context, are analyzed. The article presents the psychoanalytic ideas of these phenomena in the period of intensive development of the person and examines the specifics of personal formation of the individual, as well as ways of overcoming the crisis and achieving a new level of selfidentity. The article explores different approaches to the problem of a growing person and the prospects for its further development and self-determination from the standpoint of classical psychoanalysts.

Текст научной работы на тему «Особенности воззрений З. Фрейда и его последователей на сущность взросления и самоопределения растущего человека»

 ОСОБЕННОСТИ

ВОЗЗРЕНИЙ З. ФРЕЙДА И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

НА СУЩНОСТЬ ВЗРОСЛЕНИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА

Чернова А. А.,

Савинова Ю. М.

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с взрослением и самоопределением растущего человека с позиции психоаналитической теории, проанализированы работы последователей психоанализа (З. Фрейда, Э. Эриксона, А. Адлера) в данном контексте. В статье приводятся психоаналитические идеи данных феноменов в период интенсивного развития человека и разбирается специфика личностного становления индивида, а также пути преодоления кризиса и выхода на качественно новый уровень самоопределения личности. С позиции классиков психоанализа рассматриваются различные подходы к проблеме взрослеющего человека и перспективы его дальнейшего развития и самоопределения.

Ключевые слова: самоопределение, взросление, психоанализ, идентичность, личностное становление, растущий человек.

В нашей науке, за более чем столетнее ее существование, сформировалось множество направлений деятельности психологии, но одним из ведущих, внесшим поистине огромный вклад в мировую копилку научных знаний, без преувеличения можно назвать психоанализ. В нашей современной действительности практически невозможно найти человека, который бы не был знаком с фамилиями З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, Э. Эриксона. Они известны даже тем, чья профессиональная деятельность довольно далека от научной психологии, а такие базовые понятия психоанализа, как «бессознательное», «коллективное бессознательное», «архетипы», «комплекс неполноценности», существенно обогатили наш язык и прочно вошли в повседневный разговорный лексикон нашего общества.

Психоанализ оказал значительное влияние не только на психологию XX вв., но и на самые разные сферы общественной деятельности, затронув такие области, как политика, культура и искусство. История развития психоанализа связана с рядом таких имен, как А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни, В. Райх и др. Влияние психоаналитических идей совершенно по-новому

для XIX и XX вв. позволили определить феномен человека, по-другому подойти к проблеме взрослеющего человека, перспективе его дальнейшего развития и самоопределения.

Разбирая специфику взросления и самоопределения растущего человека, интересно проанализировать позицию психоаналитической теории. По мнению З. Фрейда, взросление растущего человека и его жизненное самоопределение происходят под влиянием противоречий между собственными желаниями и стремлениями, и нормами культуры, предписывающими ему определенное поведение. Эти нормы («табу») навязывают человеку невропатическое поведение и, чтобы избежать этого, человек вынужден перемещать («сублимировать») свою нерастраченную энергию либидо из жизненных, в первую очередь сексуальных потребностей, в другие сферы жизни - искусство, политику, науку. Когда ребенок становится взрослым, его характер определяется процессом развития его Оно, Я, Сверх-Я и их взаимодействиями. Нормальное развитие, по З. Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, которое происходит посредством механизмов вытес-

ВЛИЯНИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ НА ВОЗРАСТНУЮ И ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

нения, регрессии или фиксации, рождает патологические характеры.

Э. Эриксон в своих работах показывает, как влияние окружающей действительности находит свое отражение в становлении самоопределения, особенно в период выделенных им нескольких первых стадий психосексуального развития. Автор не отрицает в основе личности индивида бессознательного начала, но не считает его полностью детерминирующим сознание. С развитием личности, с обретением опыта взаимодействия с взрослыми происходит постепенное самоопределение растущего человека. Разработав понятие «психосоциальная идентичность», Э. Эриксон тем самым вплотную подходит к проработке понятия «личностное самоопределение», т. к. именно осознание своей ценности, обретение целей и смысловых ориентиров позволяют человеку успешно преодолеть юношеский кризис и обрести готовность к самостоятельной жизни [4].

А. Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил в качестве фактора развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. Если З. Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредотачивал свое внимание на выявлении причины действий человека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель его устремлений, «бессознательный жизненный план», при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Разработанная А. Адлером концепция индивидуальной психологии прямо указывает на проблемы самоутверждения личности. Крайне важным для личностного роста взрослеющего человека, по мнению А. Адлера, является феномен комплекса неполноценности, присущего всем без исключения: «Быть человеком - значит обладать чувством неполноценности; давление природы, жизненных тягот, жизни в обществе, бренности человека слишком сильно, чтобы кто бы то ни было сумел избавиться от этого чувства» [1, с. 215]. Наличие умеренно выраженного чувства неполноценности позволяет личности развиваться без ограничения возможностей управления своими ресурсами и достигать личностного совершенствования,

в случае же неадекватного усиления данного феномена происходит формирование комплекса превосходства, ведущего к чувству неудовлетворенности жизнью и разнообразным невротическим проявлениям.

Несомненно, взросление и личностное самоопределение наиболее интенсивно происходят в пору подросткового и юношеского возраста. Это наиболее продуктивный период, когда взрослеющий человек начинает соотносить свои цели, желания со своими возможностями, способностями и с теми требованиями, которые ставит перед ним общество. В наше нестабильное время, когда человек вынужден буквально перекраивать свою смысловую сферу ценностей, зачастую происходит утрата своего Я. Поэтому следует отметить, что развитие описываемых феноменов не останавливается на этапе взросления, а сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Э. Эриксон описывал кризис «середины жизни», когда действительность ставит перед человеком свои границы и только переформулировка жизненных позиций и обретение новых смыслов способствуют преодолению кризиса и выходу на качественно новый уровень самоопределения [3, с. 182-186].

По мнению многих зарубежных и отечественных психологов, можно по-разному относиться к З. Фрейду и его теории, но быть равнодушным - невозможно, т. к. он был впереди своего века и разрушил ригидные границы здравого смысла того времени, тем самым предоставил новое пространство для изучения человеческого поведения. С этой точки зрения важно отметить высказывание выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского, который показал полезное и ценное, что есть в психоанализе, и то, что в нем лишнее и вредное. Так, он писал: «Найденное З. Фрейдом решение... я не объявил бы большим трактом в науке или дорогой для всех, но альпийской тропинкой над пропастями для свободных от головокружения» [2, с. 336]. В России такие люди были: И. Д. Ермаков, С. Н. Шпильрейн, В. Г. Шмидт и другие. Многие из последователей З. Фрейда внесли значительный вклад в развитие психологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер А. Наука жить. - Киев: Port-Royal, 1997. - 315 c.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1982. - 488 с.

3. Массен П., КонгерДж., КаганДж., ГивитцДж. Развитие личности в среднем возрасте //

Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Изд-во Московского университета, 1982. -288 с.

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006. - 342 с.

5. Эриксон Э. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование. - М.: Медиум, 1996. - 508 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.