Научная статья на тему 'Особенности возникновения конфликтов в межличностных отношениях школьников с интеллектуальным недоразвитием'

Особенности возникновения конфликтов в межличностных отношениях школьников с интеллектуальным недоразвитием Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
938
70
Поделиться
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА / УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТА / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Гринина Е. С.

В статье представлены результаты изучения особенностей возникновения конфликтов в межличностных отношениях школьников с интеллектуальным недоразвитием. Установлено, что причины конфликтов умственно отсталых во многом связаны с их личностной предрасположенностью к конфликтному взаимодействию, высоким уровнем агрессивности и являются недостаточно осознаваемыми самими участниками конфликта.The article presents the results of the study of conflict origin peculiarities in interpersonal relations among mentally retarded schoolchildren. The reasons for pupils' conflicts depend in many respects on their personal predisposition to conflict interaction, a high level of aggression, and they are not enough realised by participants themselves.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Гринина Е.С.,

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Особенности возникновения конфликтов в межличностных отношениях школьников с интеллектуальным недоразвитием»

Е. С. Гранина

ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ школьников С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Работа представлена кафедрой олигофренопедагогики.

Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Ю. Т. Матасов

В статье представлены результаты изучения особенностей возникновения конфликтов в межличностных отношениях школьников с интеллектуальным недоразвитием. Установлено, что причины конфликтов умственно отсталых во многом связаны с их личностной предрасположенностью к конфликтному взаимодействию, высоким уровнем агрессивности и являются недостаточно осознаваемыми самими участниками конфликта.

The article presents the results of the study of conflict origin peculiarities in interpersonal relations among mentally retarded schoolchildren. The reasons for pupils' conflicts depend in many respects on their personal predisposition to conflict interaction, a high level of aggression, and they are not enough realised by participants themselves.

В настоящее время проблема конфликта занимает одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях. Это связано с той значительной ролью, которую играют конфликты в жизни человека и общества. Известно, что частые конфликты препятствуют установлению благоприятного психологического климата в коллективе, отрицательно влияют на все

виды деятельности и межличностные отношения его членов. Наиболее остро проблема конфликтов встает в отношении детей с интеллектуальным недоразвитием. Такие особенности, как недостаточность позна-вательной сферы, незрелость личности, слабость самоконтроля, неадекватная самооценка , приводят к частому возникновению межличностных конфликтов в среде

умственно отсталых и невозможности их самостоятельного конструктивного разрешения. Первым шагом на пути профилактики и коррекции межличностных конфликтов школьников с интеллектуальным недоразвитием является изучение особенностей их возникновения.

Целью нашей работы является изучение причин конфликтов в межличностных отношениях школьников с интеллектуальным недоразвитием. В исследовании принимали участие следующие группы испытуемых:

• учащиеся специального (коррекцион-ного) общеобразовательного учреждения VIII вида в возрасте 11-15 лет (подростковый возраст) с диагнозом олигофрения в легкой степени неосложненной формы -50 испытуемых;

• учащиеся специального (коррекцион-ного) общеобразовательного учреждения VIII вида 8-9 лет (младший школьный возраст) с диагнозом олигофрения в легкой степени неосложненной формы - 50 испытуемых;

• нормально развивающиеся учащиеся в возрасте 11-15 лет (подростковый возраст) - 40 испытуемых.

В ходе исследования испытуемым предлагалось ответить на ряд вопросов:

• Из-за чего чаще всего ты споришь с товарищами?

• Что ты сделаешь, если товарищ случайно толкнет тебя?

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• Что ты будешь делать, если по отношению к тебе поступают несправедливо?

Данные, полученные в ходе беседы с испытуемыми, сопоставлялись с результатами наблюдения и беседы с педагогами.

В результате исследования было выявлено, что большая часть испытуемых подросткового возраста с интеллектуальным недоразвитием (91%) считают наиболее распространенной причиной межличностных конфликтов проявления агрессии со стороны товарищей. Кроме того, поскольку к подростковому возрасту у школьников с интеллектуальным недоразвитием складывается определенная система личных симпатий и антипатий, нетерпимость

умственно отсталых подростков к недостаткам товарищей и в то же время недостаточные самокритичность и самоконтроль приводят к тому, что в некоторых случаях причинами конфликтов выступают устойчивые личные антипатии подростков (5%). Часть испытуемых (4%) старается не спорить с товарищами.

Ответы испытуемых на вопрос «Из-за чего ты чаще всего споришь с товарищами?» показали, что в большинстве случаев (65%) конфликты младших школьников с интеллектуальным недоразвитием возникают в связи с неумением бесконфликтно делить между собой игрушки. Однако мы полагаем, что и здесь истинными причинами межличностных конфликтов выступает личностная предрасположенность рассматриваемой категории детей к конфликтному взаимодействию (высокая готовность к агрессивным проявлениям, недостаточность самоконтроля, несформированность навыков общения и др.), а невозможность поделить игрушки является лишь поводом, провоцирующим конфликт. Среди умственно отсталых младших школьников столкновения в ответ на агрессию товарища происходят в 18% случаев. Небольшая часть испытуемых младшего школьного возраста (11%) затруднились определить причины своих конфликтов с товарищами.

В отличие от умственно отсталых, нормально развивающиеся подростки в ответ на поставленный вопрос представили более широкий спектр возможных причин межличностных конфликтов, что свидетельствует о более глубоком понимании ими проблемы. Так, чаще всего нормально развивающиеся подростки спорят с товарищами из-за личных разногласий (33%). Это связано с тем, что в подростковом возрасте у детей с сохранным интеллектом ак-тивно формируется самооценка, оценка окружающих, закладываются основы ми -ровоззрения ит. д. В результате этого в процессе общения подростков часто возни -кают спорные моменты, связанные с несовпадением взглядов на ту или иную проблему. Некоторые эпизоды, связанные с

Особенности возникновения конфликтов в межличностных отношениях школьников..,

учебной деятельностью, становятся причинами межличностных конфликтов подростков в 20% случаев. В подростковом возрасте школьники остро реагируют на насмешки товарищей в свой адрес, в связи с этим высмеивание особенностей фамилии, подшучивание одноклассников над дефектами речи и т. д. нередко вызывают конфликты (13%). Часть подростков ответили, что конфликтуют с товарищами, если те осуждают чье-то поведение (13%). Ложь становится причиной конфликтов в 7% случаев, затруднились ответить на этот вопрос 13% испытуемых с сохранным интеллектом.

Если по отношению к младшим школьникам с интеллектуальным недоразвитием поступают несправедливо, то 53% из них будут драться или ругаться. Почти треть испытуемых (29%) в этой ситуации ничего не сделает. Оставшиеся младшие школьники (18%) пожалуются взрослому.

В среде подростков с интеллектуальным недоразвитием физическая и вербальная агрессия в ответ на несправедливое отношение к ним более распространенное явление, чем среди младших школьников. Результаты исследования свидетельствуют, что 64% учащихся 6-7-х классов дали ответ «Дерусь, ругаюсь». 18% испытуемых в такой ситуации могут обидеться, ничего не делают в такой ситуации 14% опрошенных. Лишь 4% учащихся 6-7-х классов предпочитают пожаловаться взрослому.

Значительное число подростков с сохранным интеллектом (47%) стараются выяснить причины несправедливого поступка по отношению к ним путем беседы с обидчиком. Стараются не реагировать на такое поведение товарища 27% опрошенных. По 13% подростков в случае несправедливого отношения к ним ответят тем же либо прибегнут к физической силе.

Проведенное исследование показало, что школьники с интеллектуальным недоразвитием готовы вступить в межличностный конфликт даже в том случае, если агрессия со стороны товарища носит непреднамеренный характер. Так, в ситуации, когда младшего школьника с интеллектуаль-

ным недоразвитием случайно толкнет товарищ, большая часть испытуемых (65%) проявляет физическую агрессию. Сделают замечание 18% опрошенных. Часть младших школьников «ничего не сделают» (11%), «пожалуются взрослому» (6%).

Как свидетельствуют данные, полученные в результате беседы, подростки с интеллектуальным недоразвитием менее склонны к проявлению физической агрессии в такой ситуации. «Ударят» обидчика 59% испытуемых. В то же время среди подростков с интеллектуальным недоразвитием большее, чем среди младших школьников, количество опрошенных готово простить товарища. Ничего не сделают 23% опрошенных, «сделают замечание» 18% подростков с интеллектуальным недоразвитием.

Большая часть нормально развивающихся подростков в ситуации, когда их ненамеренно толкнет товарищ, готовы простить его и не предпринимают ответных действий - 53% опрошенных. Постараются выяснить причины такого поведения 27% подростков. Небольшая часть испытуемых (20%) толкнет обидчика в ответ.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Итак, проведенное нами исследование показывает, что важную роль в возникновении межличностных конфликтов школьников с интеллектуальным недоразвитием играет высокая личностная предрасположенность к конфликтному взаимодействию, агрессивность этой категории детей. Причины же межличностных конфликтов тесно связаны с ведущей деятельностью школьников. Поскольку в младшем школьном возрасте у детей с умственной отсталостью в качестве ведущей деятельности продолжает выступать игровая деятельность, то и возникновение конфликтов среди представителей этой категории испытуемых часто связано с игровыми мотивами, а именно с невозможностью поделить понравившуюся игрушку. В подростковом возрасте у школьников с интеллектуальным недоразвитием все большее значение приобретают межличностные отношения с товарищами. У умственно отсталых подростков возникает потребность в общении со

сверстниками, но они не знают, как ее реализовать. Здесь и кроются основные причины межличностных конфликтов. Важно отметить, что умственно отсталые подростки, не замечая и не осуждая проявления агрессии со своей стороны, остро реагируют на агрессивные действия, реализуемые товарищем по отношению к ним. В результате этого наиболее частыми причинами межличностных конфликтов подростков с интеллектуальным недоразвитием являются проявления агрессии со стороны товарища.

Выявленные причины межличностных конфликтов подростков с интеллектуальным недоразвитием существенно отличаются от таковых, возникающих в процессе общения нормально развивающихся школьников. В норме подростковый возраст является периодом активного формирования мировоззрения личности, становления самооценки и оценки окружающих. В связи с этим наиболее распространенными причинами межличностных конфликтов подростков с сохранным интеллектом выступают личностные разногласия. Эти причины конфликтов не характерны для умственно отсталых учащихся, что обусловлено интеллектуальным дефектом, недоразвитием личности и искаженным и замедленным

ходом психического развития этой категории детей. Эти особенности подростков с интеллектуальным недоразвитием приводят к несформированности у них собственных жизненных позиций и желания их отстаивать. Кроме того, у подростков с интеллектуальным недоразвитием, в отличие от их нормально развивающихся сверстников, не возникают конфликты, связанные с учебной деятельностью. Учебная деятельность как таковая оказывается малопри-влекательной для умственно отсталых школьников, и те разногласия, которые возникают в ходе ее осуществления, служат скорее поводом для реализации агрессивных действий по отношению к партнеру по общению и перевода взаимоотношений в русло деструктивного межличностного конфликта. В целом нормально развивающиеся подростки раскрывают более широкий спектр возможных причин межличностных конфликтов, чем их сверстники с интеллектуальным недоразвитием. Последние же ограничиваются стереотипными, шаблонными формулировками, что свидетельствует не только о речевом недоразвитии, но и о недостаточном осознании проблемы межличностных конфликтов в целом и причин, их вызывающих, в частности.