Научная статья на тему 'Особенности воздействия регламентированных занятий физической культурой на организм студентов'

Особенности воздействия регламентированных занятий физической культурой на организм студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / КОНТРОЛЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кувалдина Елена Васильевна

В работе представлены результаты, которые характеризуют особенности тренировочного воздействия регламентированных занятий по физической культуре на организм студентов. Приводятся данные изменения физической и функциональной подготовленности студентов в процессе занятий физическим воспитанием в вузе. На основе выявленных особенностей тренировочного воздействия регламентированных занятий по физической культуре на организм студентов, предлагаются рекомендации, позволяющие повысить эффективность занятий физической культурой. Оптимизация величины тренировочной нагрузки в процессе физического воспитания студентов достигается за счет индивидуального контроля величины нагрузки и использования методических приемов, позволяющих рационализировать организацию каждого занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кувалдина Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of impact of the regulated occupations by physical culture on the organism of students

In this article there are results, which describe the special types of influence on the student`s organisms. There are some notes about changing of the student`s physical and functional preparation during the physical culture educational lessons at the University. There are some recommendations for the students that are made on the basis of the revealed regularities of the training process impact on the organism of the students, which can increase efficiency of the fitness education lessons. Optimization of training load during the student`s sports education is reached by personal control of value of physical load and by methods, which let to rationalize the organization of each lesson.

Текст научной работы на тему «Особенности воздействия регламентированных занятий физической культурой на организм студентов»

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ОРГАНИЗМ СТУДЕНТОВ

Елена Васильевна Кувалдина, преподаватель, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России

Аннотация

В работе представлены результаты, которые характеризуют особенности тренировочного воздействия регламентированных занятий по физической культуре на организм студентов. Приводятся данные изменения физической и функциональной подготовленности студентов в процессе занятий физическим воспитанием в вузе. На основе выявленных особенностей тренировочного воздействия регламентированных занятий по физической культуре на организм студентов, предлагаются рекомендации, позволяющие повысить эффективность занятий физической культурой. Оптимизация величины тренировочной нагрузки в процессе физического воспитания студентов достигается за счет индивидуального контроля величины нагрузки и использования методических приемов, позволяющих рационализировать организацию каждого занятия.

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, тренировочная нагрузка, методические приемы, контроль, физическая подготовленность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p104-106

FEATURES OF IMPACT OF THE REGULATED OCCUPATIONS BY PHYSICAL CULTURE ON THE ORGANISM OF STUDENTS

Elena Vasilievna Kuvaldina, the lecturer, Stavropol Affiliate of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian

Federation

Annotation

In this article there are results, which describe the special types of influence on the student's organisms. There are some notes about changing of the student's physical and functional preparation during the physical culture educational lessons at the University. There are some recommendations for the students that are made on the basis of the revealed regularities of the training process impact on the organism of the students, which can increase efficiency of the fitness education lessons. Optimization of training load during the student's sports education is reached by personal control of value of physical load and by methods, which let to rationalize the organization of each lesson.

Keywords: physical education, students, value of physical load, methods, control, physical preparation.

ВВЕДЕНИЕ

В процессе исследования эффективности физического воспитания студентов авторы приводят подчас противоречивые данные о динамике физической подготовленности студентов [1, 2, 3 и др.]. Одни авторы отмечают, положительную динамику физической подготовленности студентов в процессе прохождения курса физической культуры. Другие авторы, фиксируют снижение уровня физической подготовленности за время обучения в вузе. Подробный анализ исследований динамики физической подготовленности студентов в процессе обучения в вузе рассмотрен ранее [4].

Следует отметить, что в обоих случаях анализируются среднеарифметические значения для студентов одного курса, одной группы. Результаты собственных наблюдений свидетельствуют о том, что индивидуальная динамика физической подготовленности студентов, оказывает существенное влияние на полученные результаты. Значительное улучшение или снижение уровня физической подготовленности одних студентов приводит к положительным или негативным изменениям среднеарифметического значения

группы.

Тренировочный эффект занятий физической культурой на организм студентов определяется величиной и направленностью нагрузки [5]. В процессе занятия по физической культуре величина нагрузки задается преподавателем для всей группы и для одних студентов она является - развивающей, для других - поддерживающей, а у третьих - не вызывает ни каких значимых сдвигов в организме. Таким образом, знания об особенностях тренировочного воздействии на организм студентов конкретного занятия по физической культуре, позволит оптимизировать процесс физического воспитания, повысить уровень физической подготовленности каждого студента.

МЕТОДЫ

Материалы, представленные в статье, получены в результате анализа научно-методической литературы и результатов собственных экспериментальных исследований. В процессе экспериментальных исследований изучалась и анализировалась динамика частоты сердечных сокращений в процессе занятия при помощи спорт-тестеров Я8-400, позволяющих фиксировать ЧСС с высокой точностью. ЧСС фиксировалась каждую секунду при выполнении упражнений и в период отдыха. Осуществлялось тестирование студентов при помощи батареи педагогических тестов, определялась аэробная выносливость (сит-тест). Студенты первого-третьего курсов, принимавшие участие в экспериментальных исследованиях, занимались физической культурой в рамках учебного расписания.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Установлено, что уровень аэробной выносливости (результаты сит-теста) оказывает существенное влияние на реакцию организма студентов, вызванную выполнением физических упражнений во время занятия по физической культуре. Динамика частоты сердечно-сосудистых сокращений студентов со средним уровнем аэробной выносливости (результаты сит-теста 10,2^11,0), характеризуется тем, что ЧСС во время разминочного бега не превышает 165 уд./мин. и оказывает выраженный тренировочный эффект. В то же время, студенты с низким уровнем аэробной выносливости (результаты сит-теста 15,0^19,1) во время медленного бега имеют ЧСС выше 180 уд./мин. Такая нагрузка для них является чрезмерной, заставляет останавливаться, прекращать выполнение упражнений. Во время выполнения общеразвивающих, специальных беговых и силовых упражнений, на основные мышечные группы, наблюдаются аналогичные различия в показателях частоты сердечных сокращений.

Суммарные показатели частоты сердечных сокращений за занятие имеют четкую взаимосвязь с уровнем аэробной выносливости (результатами сит-теста). Величина нагрузки на занятиях по физической культуре соответствует студентам, имеющим средний уровень аэробной выносливости, и значительно превосходит возможности студента с низким уровнем аэробной выносливости.

Отмечаем, что занимаясь физической культурой в рамках учебного расписания студенты, имеющие средний, вышесреднего и ниже среднего уровни аэробной выносливости, демонстрируют значительнее положительные изменения результатов педагогических тестов, оценивающих уровень физической подготовленности. У студентов, имеющих низкий уровень аэробной выносливости, как правило, результаты педагогических тестов, оценивающих уровень физической подготовленности, достоверно не изменяются, а иногда и ухудшаются.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, для повышения эффективности занятий по физической культуре, необходимо оптимизировать индивидуальную нагрузку в соответствии с уровнем аэроб-

ной выносливости каждого студента, ориентируясь на индивидуальную величину ЧСС в процессе выполнения конкретного двигательного задания. Для этого необходимо разделить студентов на подгруппы по уровню аэробной выносливости и каждая подгруппа выполняет двигательные задания со своей интенсивностью. Длительность выполнения двигательных заданий для всех студентов одинакова, что облегчает контроль, управление и организацию каждого конкретного занятия в процесс физического воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авсарагов, Г.Р. Особенности физического воспитания студентов вузов в различные периоды учебного процесса / Г.Р. Авсорагов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 3-5.

2. Васильковская, Ю.А. Физическое воспитание студентов вузов с использованием терренкура и туризма : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Васильковская Юлия Алексеевна. -Краснодар, 2009. - 181 с.

3. Федякин, А.А. Физическое воспитание студентов в различные периоды учебного процесса. Проблемы и пути решения / А.А. Федякин, Г.Р. Авсарагов. - Saarbrücken, Germany : LAP LAMBERT Academic Publishing, , 2012. - 163 с. - ISBN 978-3-8473-9453-2.

4. Федякин, А.А. Анализ диссертационных исследований, посвященных физическому воспитанию студентов / А.А. Федякин, Е.В. Кувалдина // European Journal of Physical Education and Sport. - 2015. - Vol. 7, No. 1. - Р. 17-23.

5. Селуянов, В.Н. Биологические основы оздоровительного туризма / В.Н. Селуянов, А.А. Федякин. - М. : СпортАкадемПресс, 2000. - 123 с.

REFERENCES

1. Avsaragov, G.R. (2010), "Peculiarities of university students physical education at the different periods of academic activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 63, No. 5, pp. 3-5.

2. Vasilkovskaya, У.А. (2009), Physical education students universities use of terrenkur and tourism, dissertation, Krasnodar.

3. Fedjakin, A.A. and Avsaragov, G.R. (2012), Physical education students during different periods educational process. The problems and ways solve, Palmarium Academic Publishing is a trademark of: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121, Saarbrücken, Germany, ISBN 978-3-8473-9453-2.

4. Fedyakin, АА. and Kuvaldina, E.V. (2015), "Analysis of dissertation research on physical education of students", European Journal of Physical Education and Sport, Vol. 7, No 1, pp. 17-23

5. Seluianov, V.N. and Fediakin, A.A. (2000), Biological bases of health tourism, publishing house SportAkademPress, Moscow.

Контактная информация: faart@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.06.2015.

УДК 796.07

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА КУРСАНТОВ-СУДОВОДИТЕЛЕЙ I-IV

КУРСОВ

Игорь Валерьевич Кулекин, кандидат педагогических наук, доцент, Руслан Абасович Магомадов, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный Морской Университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова (ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова) г. Новороссийск

Аннотация

Исследования особенностей профессиональной деятельности плавсостава в процессе рейса позволили выявить отрицательное в целом влияние условий, в которых она осуществляется, на соматическое здоровье, психологическое и функциональное состояние систем организма человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.