ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА УВЕЛИЧЕНИЯ КАНАЛОВ СБЫТА ПУТЕМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЛОПОЛИМЕР»)
Жданов А.А., аспирант, ассистент кафедры экономики и организации производства РЭУ им. Г.В. Плеханова
В статье рассматриваются особенности воздействия на предприятия автомобильной промышленности, осуществляемого приис-пользовании метода увеличения каналов сбыта путем обратной связи производителем фторполимерной продукции. Проводится анализ движения фторполимеров в производственной цепочке автомобильной промышленности. Определяются объекты воздействия метода. Предлагается вариант производственной цепочки, стимулирующий потребление фторполимеров в автомобилестроении.
Ключевые слова: Увеличение каналов сбыта, развитие рынка, конкуренция, развитие применений, фторполимеры в автомобилестроении.
FEATURES IMPACT ON BUSINESSES AUTOMOBILE INDUSTRY IN THE IMPLEMENTATION OF THE METHOD OF INCREASING THE SALES CHANNELS THROUGH FEEDBACK (ON THE EXAMPLE OF «HALOPOLYMER»)
Zhdanov A., the post-graduate student, lecturer assistant, Business Administration chair, Plekhanov University of Economics
Concerning method for increase distribution channelsto automotive industry, the features of usage byfluoropolymer manufacturer are discussed. Production chain for fluoropolymers in automotive industry is analyzed.Objects for method actionare defined. Production chain for fluoropolymer application development in automotive industry is proposed.
Keywords: distribution channels increase, market development, competition, application development, fluoropolymers in automotive industry application.
ОАО «Г алоПолимер» представляет собой холдинг, основными активами которого являются ООО «Г алоПолимер Кирово-Чепецк» и ОАО «ГалоПолимер Пермь». Компания сосредоточена на производстве и реализации продукции органической и неорганической химии. Основным видом продукции холдинга являются фторполимеры, представляющие собой особый класс пластиков, обладающих уникальным комплексом свойств различного характера.
Флагманом фторполимерной линейки компании является политетрафторэтилен (ПТФЭ), более известный под коммерческими названиями фторопласт-4 или тефлон. ПТФЭ обладает следующими свойствами: химические (высокая химическая стойкость к агрессивным средам; нерастворимость в большинстве известных растворителей; низкая адгезия и др.); электрические (низкая диэлектрическая проницаемость; высокая устойчивость к воздействию дуги и др.), механические (низкий коэффициент трения; широкий диапазон рабочих температур и др.) [6].Помимо ПТФЭ в продуктовый ряд холдинга входят фторированный этилен-пропилен (ФЭП), известный под коммерческим названием фторопласт-4МБ; этилен-тетрафторэтилен (ЭТФЭ), известный под коммерческим названи-емфторопласт-40; поливинилиденфторид (ПВДФ), известный под коммерческим названием фторопласт-2М.Эти фторполимеры обладают свойствами, по большей степени, аналогичными свойствам ПТФЭ, однако могут перерабатываться более технологичными методами, благодаря чему получили название плавких фторполиме-ров(рис.1).
В связи с низким внутренним спросом более половины фтор-полимерной продукции реализуется за рубеж. Экспортная ориентация создает ряд угроз для компании. Во-первых, это конкуренция с ведущими производителями из США, стран Европы и Азии. Во-вторых, это зависимость компании от макроэкономической ситуации на крупнейших мировых рынках сбыта. В качестве решения указанной проблемы предлагается повышать географическую диверсификацию продаж за счет внутреннего рынка, чему способствует постепенное увеличение объемов потребления фторполиме-
ров в РФ. Однако несмотря на положительные тенденции, текущий уровень потребления, оцениваемый в 3,5 тыс. т. в год, все еще далек от уровня, наблюдаемого в развитых странах. Так, например, в РФ потребление фторполимеров на душу населения составляет 25,4 г/чел, в то время как в США - 181,1 г/чел. Одной из главных причин низкого уровня потребления фторполимеров считается их высокая стоимость относительно менее эффективных товаров-заменителей.
Для повышения объемов сбыта фторполимеров на рынке РФ предлагаетсяиспользовать метод увеличения каналов сбыта путем обратной связи, подробно рассмотренный в работе [3]. Сущность метода заключается в непосредственном воздействии на предприятие, существенно влияющее на цепочку поставок, в целях повышения объемов потребления продукции компании, использующей метод (рис.2). Цель применения метода заключается в увеличении прибыли предприятия от продаж фторполимеров на рынке РФ за счет увеличения каналов сбыта.
В качестве отрасли реализации метода выбрана автомобильная промышленность как одна из основных отраслей потребления фтор-полимеров[5], а также благодаря быстрым темпам развития транс-портостроения в течение последних нескольких лет[4].
Благодаря своим свойствам, фторполимеры находят широкое применение в производстве автокомпонентов. Фторполимеры применяются в подкапотном пространстве (моторные сальники и уплотнения), в бортовой электронике (изоляция проводов и кабелей), в топливной и выхлопной системах (топливные шланги,шланг наливной горловины, мембраны), в трансмиссии (детали подшипников скольжения) и других конструктивных элементах, где востребованы их уникальные свойства.
В целях оценки потребительского потенциала отрасли прове-денанализ текущего потребления фторполимеров в автомобилестроении. Анализ показал, что в современном легковом автомобиле отечественной марки используется порядка 30 г ПТФЭ. Плавкие фторполимеры не используются вовсе. Потребление фторкаучуков1
Фторполимеры!?]
Рис. 1. Классификация фторполимеров
1 Фторкаучуки являются фторсодержащими каучукоподобными полимерами и также относятся к классу фторполимеров. Фторкаучу-ки отличаются высокой термостойкостью, негорючестью и устойчивость к многих агрессивных сред.
Рис. 2. Метод увеличения каналов сбыта путем обратной связи
Поставщик 3-го Поставщик 2-го Поставщик 1-го
уровня (сырье и уровня (детали и уровня (готовые модули и Автопроизводитель!?
материалы) комплектующие)^ автокомпоненты )@
Рис. 3. Производственная цепочка в автомобилестроении
составляет около 200 г. Таким образом, совокупное использование фторполимеров в легковом автомобиле отечественной марки составляет всего около 230 г, что почтив два раза меньше, чем в Китае, и в три раза меньше, чем в Японии.
Низкий уровень использования фторполимеров свидетельствует о наличии потребительского потенциала отрасли, для реализации которого необходимо осуществление воздействия на предприятия, оказывающие существенное влияние на тип применяемых материалов. В целях выявления таких предприятийпроведен анализ движения фторполимеров по производственной цепочке.
Производственная цепочка представляет собой комплекс предприятий или организаций из различных отраслей, связанных единым технологическим циклом создания какого-либо изделия или продукта [1]. Посредством производственных цепочек сырьевые материалы доводятся до удовлетворения конечного спроса потребителя. Впроизводственной цепочке, свойственной для передовых предприятий автомобильной промышленности, получила распространение классификация поставщиков на три группы, в каждой из которых выполняются операции различного типа (рис.3).
Поставщики первого уровня поставляют на автозаводы готовые модули. На них возложен широкий ряд обязанностей вплоть до монтажа компонентов, пуска и наладки соответствующего обо-
рудования, обучения персонала. Являясь системными интеграторами, поставщики первого уровня осуществляют контроль над поставщиками более низких уровней.
Поставщики второго уровня поставляют свою продукцию не на завод, а поставщикам первого уровня. К поставщикам этого уровня относятся предприятия, выпускающие изделия, необходимые для сборки готовых модулей, поставляемых на завод поставщиками первого уровня: точные изделия, кабельная продукция, фурнитура и др.
К поставщикам третьего уровня традиционно относят поставщиков необходимых для производства сырья и материалов.
В международной практике решение о типе применяемых материалах относится к компетенции поставщиков первого уровня. Однако отечественному автомобилестроению свойственна своя специфика. Проведенный анализ показал, что в Россиисуществует несколько основных типов цепочек (рис. 4).
Вариант А является наиболее консервативным. Автопроизводитель осуществляет операции, свойственные поставщикам второго и первого уровней: приобретает у производителя фторполимеров готовые заготовки, из которых самостоятельно изготавливает необходимые для производственных нужд изделия. Для данного варианта производственной цепочки метод увеличения каналов сбы-
Рис. 4. Варианты движения фторполимеров по производственной цепочке в автомобилестроительной отрасли РФ
Рис. 5. Схема реализации метода увеличения каналов сбыта путем обратной связи для различных вариантов производственной
цепочкиф
та путем обратной связи неприменим, поскольку между производителем фторполимеров и автопроизводителем отсутствуют предприятия промежуточных переделов.
Вариант Б предполагает наличие поставщика второго уровня, специализирующегося на производстве готовых деталей и изделий из фторполимерных заготовок. Детали изготавливаются по спецификациям, разработанным конструкторской службой автозавода.
Вариант В соответствует типичной для мирового автомобилестроения производственной цепочке. Производитель фторполиме-ров поставляет фторполимерные заготовки поставщикам третьего уровня. Далее из них изготавливаются изделия, поставляемые поставщикам первого уровня. Поставщики первого уровня несут ответственность за сборку готового модуля, в связи с чем принимают самостоятельное решение относительно используемых для производства материалов. Автопроизводители осуществляют контроль над их деятельностью с помощью разработки технических требований и проверки соответствия автокомпонентов этим требованиям. Такой тип отношений все еще слабо развит в отечественном автомобилестроении по причине низкого уровнякомпетентности поставщиков первого уровня [2].
Вариант Д получил широкое распространение в зарубежной практике и рекомендуется к использованию в РФ для стимулирования роста потребления фторполимеров в российском автомобилестроении. В цепочку вводится еще один поставщик третьего уровня, специализирующийся на разработке и производстве композитных материалов для разных типов применений, требующих улучшенных эксплуатационных характеристик. В разработанной производственной цепочке усиливается специализация производств, необходимая для более эффективного применения фторполимеров в автомобилестроении.
Исходя из результатов анализа, объектами воздействия при реализации метода увеличения каналов сбыта путем обратной связи в варианте цепочки Б выступает автосборочное предприятие, в ва-
риантах В и Г - поставщики первого уровня. Схема реализации метода для рассмотренных вариантов производственной цепочки изображена на рисунке 5.
Таким образом, особенности реализации метода увеличения каналов сбыта путем обратной связи, ориентированного на рост потребления фторполимеров в автомобилестроении, заключаются в существовании нескольких типов движения фторполимеров по производственной цепочке. Значение этой особенности заключается в том, что производственная цепочка определяет роль того или иного предприятия в принятии решений относительно типов применяемых материалов, использующихся для производства автокомпонентов.
Литература:
1. Ковалев А.И. Промышленный маркетинг (том I). - М.: ООО Фирма «Благо-вест-В», 2002
2. Осипов Д.О. Перспективы развития новых проектов производства автокомпонентов при вступлении России в ВТО // 5-й Московский международный форум «АВТОКОМПОНЕНТЫ 2012». Материалы форума. Документы опубликованы не были. Доступ по запросу. URL: http://www.asm-holding.ru/profile/edition/sdippmcif/ forum_11_07_2012/
3. Строков В.А., Жданов А.А. Метод увеличения сбыта путем обратной связи // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, №3 (57), 2013, с. 96-102
4. Федеральная служба государственной статистики
5. MarketReport: Global Fluoropolymer Market [Электронный ресурс] // AcmiteMarketintelligence. Документ опубликован не был. Доступ по запросу. URL: http://www.acmite.com/market-reports/ chemicals/global-fluoropolymer-market-report.html
6. TeflonPTFE fluoropolymer resin: Propertieshandbook [Электронный ресурс] // E.I. duPontdeNemoursandCompany. URL: http:// www.rjchase.com/ptfe_handbook.pdf (дата обращения: 22.04.2013).