NB: Административное право и практика администрирования
Правильная ссылка на статью:
Новгородов Д.А — Особенности возбуждения сотрудниками полиции дел об административных правонарушениях, совершенных в сети Интернет // NB: Административное право и практика администрирования. - 2020. - № 2. Ш1: 10.7256/2306-9945.2020.2.33567 URL: ://nbpublishxomlbrary_read_artide.php?id=33567
Особенности возбуждения сотрудниками полиции дел об административных правонарушениях, совершенных в сети Интернет
Новгородов Дмитрий Александрович
преподаватель кафедры административного права и административной деятельности полиции, Московский областной филиал, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя
143100, Россия, Московская область, пос. Старотеряево, МОФ МосУ МВД России, УК 21, каб. 316
И nowdi1@ya.ru
Статья из рубрики "Полицейское право."
DOI:
10.7256/2306-9945.2020.2.33567
Дата направления статьи в редакцию:
30-07-2020
Аннотация.
Объектом исследования в настоящей статье выступают общественные отношения, складывающиеся по вопросам исполнения своих должностных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел и возбуждения ими дел об административных правонарушениях, за деяния, совершенные в сети Интернет. Предметом исследования выступает федеральное законодательство и ведомственные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие организацию деятельности различных подразделений полиции, а также материалы судебной практики. Автор проводит анализ отечественного законодательства, статистических данных МВД России и материалов судебной практики по делам об административных правонарушениях, которые были совершены с использованием сети Интернет. Новизна исследования заключается в том, что автор, проведя анализ материалов дел об административных правонарушениях, совершенных посредством сети Интернет в различных регионах Российской Федерации, приходит к выводу, что сотрудники органов внутренних дел в некоторых случаях уклоняются от выполнения своих должностных обязанностей, и осуществляют несвойственную их должностям функции. Например, участковые уполномоченные полиции занимаются мониторингом сети Интернет с целью профилактики и выявления административных правонарушений на обслуживаемой территории, и при выявлении признаков правонарушения возбуждают административные дела. В этой связи автором
предлагаются пути решения указанной проблемы.
Ключевые слова: полиция, полномочия, повод, административное правонарушение, судебная практика, интернет, возбуждение дела, противоправное деяние, административное право, КоАП
По данным МВД России^ в результате распространения в нашей стране инфекции СОУШ-19 в январе-марте 2020 года сократилось число преступлений, совершаемых в общественных местах. Так, в первом квартале было зарегистрировано 153,9 тыс. преступлений, что на 1,4 процента меньше, чем в первом квартале прошлого года. В свою очередь количество преступлений, совершенных в общественных местах сократилось на 3,3 процента.
В то же время по данным МВД России увеличилось количество преступлений, совершенных посредством информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе сети Интернет и средств мобильной связи. Так в январе-марте текущего года выявлено 101,5 тыс. преступлений, рост составил 83,9%, в два раза выше чем в 2019 году. В общей статистке по совершенным преступлениям, количество таких преступлений
в годовом исчислении увеличилось с 11,2 до 19,9%
Следует отметить, что статистка административных правонарушений, совершенных посредством сети Интернет не ведется. Но, по нашему мнению, количество таких правонарушений так же увеличивается.
Это обусловлено тем, что, во-первых, административное законодательство постоянно
совершенствуется, за прошедшие 8 лет было внесено более 10 [2; 3] изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях Ш (далее - КоАП), касающихся правонарушений, совершаемых с использованием сети Интернет, кроме этого в КоАП содержится достаточно большое количество административных правонарушений, которые могут быть совершены в сети Интернет, но об этом прямо в статьях не указано.
Во-вторых, сотрудники правоохранительных органов, в том числи органов внутренних дел, в последние годы стали активно возбуждать производства по делам об административных правонарушениях, совершенных посредством сети Интернет.
В законодательстве и теории права процессуальное основание начала производства по делам об административных правонарушениях принято назвать поводом.
Основанием возбуждения дела об административном правонарушении, совершенном посредством сети Интернет, является совершение лицом противоправного деяния с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Как правило возбуждению административного расследования предшествует получение информации о таком деянии с указанием имеющихся признаков административного правонарушения, то есть наличие повода к возбуждению дела об административном правонарушении.
В законе закреплен исчерпывающий перечень поводов возбуждения дел об административном правонарушении, так в соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ к ним относятся, в том числе непосредственное обнаружение, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях; поступившие из правоохранительных органов, а также из других
государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, и др.
Следовательно, любое должностное лицо, при наличии одного из указанных поводов, учитывая ст. 23.3 и ст. 28.3 КоАП РФ может возбудить дело об административном правонарушении, совершенном в сети Интернет, путем составления протокола или иного процессуального документа.
Однако в пункте 1 Приказа МВД России от 30 августа 2017 г. № 685[5] указано, что протоколы об административных правонарушениях, вправе составлять сотрудники с учетом осуществляемых ими полномочий.
Проанализировав судебную практику по делам об административных правонарушениях, совершенных посредством сети Интернет, мы выяснили, что поводом для возбуждения дела может быть любой указанный в законе в зависимости от конкретного правонарушения.
Например, в материалах дела № 5-262/2019 ^ от 13 ноября 2019 г. указано, что в ходе рассмотрения обращения гражданина «ФИО1» установлено, что на странице сайта социальной сети «ВКонтакте» зарегистрированный под именем «ФИО2» разместил к свободному доступу и скачиванию изображение, побуждающее проявление интереса у неопределенного круга лиц к наркотическим средствам, психотропным веществам и их прекурсорам... Таким образом мы видим, что оперуполномоченным по особо важным делам УНК ГУ МВД России возбудил дело об административном правонарушении по заявлению гражданина, в рамках своих полномочий.
В свою очередь, в материалах дела № 5-433/2019 от 10 сентября 2019 г. указано, что в ходе проведения мониторинга социальной сети «ВКонтакте» УНК УМВД РФ по Липецкой области по адресу «vk.com/.», на персональной странице «ФИО», обнаружено размещенное к свободному доступу и скачиванию видеоизображение «Растаманы ...», которое согласно заключению эксперта, содержит признаки пропаганды наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров. В указанных материалах, поводом для возбуждения дела послужило непосредственное обнаружение, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения сотрудником УНК. Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 10.18 «Положения о Главном управлении по контролю за оборотом наркотиков МВД России»-4 одной из функций УНК является «участие в мониторинге наркоситуации в Российской Федерации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»». Следовательно, сотрудник УНК выполнил добросовестно свои служебные обязанности в соответствии с установленными требованиями.
В материал дела № 5-347/2019 --10 от 21 ноября 2019 г., указано, что в ходе проведения профилактических мероприятий сотрудниками ЦПЭ УМВД России по Приморскому краю по противодействию экстремистской деятельности в сети «Интернет» выявлен факт публичной демонстрации пользователем мессенджеровой социальной сети «WhatsApp» ФИО в свободном доступе запрещенной символики запрещенной на основании решения суда экстремистской организации «данные изъяты». Указанная информация была передана участковому уполномоченному полиции (далее - УУП) ОП № 3 УМВД России по г. Владивостоку, который составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ. Таким образом, участковый возбудил дело об
административном правонарушении в соответствии с установление требованиями, на основании информации поступившей из правоохранительных органов, а именно ЦПЭ УМВД России.
В свою очередь, материалы дела № 5-49/2019 ^ от 18 ноября 2019 г. содержат информацию о том, что УУП ОП по Ельнинскому району выявлен факт совершения административного правонарушения, а именно в социальной сети интернет «Вконтакте» на персональной странице пользователя «ФИО» размещен аудиофайл «Хорс...», признанный решением Благовещенского городского суда от 14.09.2017 года экстремистским материалом и включенный в «Федеральный список экстремистских материалов» под номером 4322. Н а основании указанного повода был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 20.29 КоАП РФ.
Однако, приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205[6] «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» не содержит такой формы работы У У П как исследование или мониторинг сети Интернет. Следовательно, выявление правонарушений в сети Интернет не входит в обязанности участкового уполномоченного полиции, он не имеет соответствующих полномочий и просмотр информационных ресурсов, социальных сетей не является его функцией.
Отметим, что просмотр интернет-ресурсов в служебное время, учитывая огромную загруженность УУП, отвлекает его от исполнения своих непосредственных обязанностей, прежде всего от профилактики правонарушений и преступлений на закрепленном административном участке. Представляется, что выявление участковым уполномоченным полиции административного правонарушения, совершенного в сети Интернет, свидетельствует об уклонении от исполнения своих должностных обязанностей на административном участке.
В этой связи, представляется, что было бы правильным предоставить сотрудникам органов внутренних дел, в том числе участковым уполномоченным полиции полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях в сети Интернет только при поступлении к ним соответствующих обращений, заявлений, сообщений, указанных в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.
Следует отметить, что в системе органов внутренних дел с 1999 г. функционируют специальные подразделения, относящиеся к У правлению «К», которые осуществляют выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере высоких технологий, в том числе, совершаемых с использованием сети Интернет. Однако, к ведению подразделений У правления «К» не относится выявление административных правонарушений и осуществление производства по ним.
В этой связи, учитывая вышесказанное, а также развитие научно-технического прогресса, с целью выявления, пресечения и профилактики административных правонарушений в сети И нтернет, необходимо в подразделениях орга нов внутренних дел на ре гиона льно м или райо нно м уро в не в «те с тов ом ре ж име » в в е с ти с пе циа л из иров а нные должности по мониторингу сети Интернет на предмет выявления административных правонарушений и преступлений на обслуживаемой территории.
Библиография
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
2. Федеральный закон от 12.11.2012 № 192-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета, № 262, 14.11.2012.
3. Федеральный закон от 05.05.2014 № 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, № 101, 07.05.2014.
4. Приказ МВД России от 23.04.2016 № 209 «Об утверждении Положения о Главном управлении по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс, 2020.
5. Приказ МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» // СПС КонсультантПлюс, 2020.
6. Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // СПС КонсультантПлюс, 2020.
7. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации // URL: http://mvd.ru (дата обращения: 20.06.2020).
8. Постановление Ельнинского районного суда Смоленской области № 5-49/2019 от 18 ноября 2019 г. по делу № 5-49/2019 // Судебные и нормативные акты Российской Федерации. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 24.06.2020).
9. Постановление Центрального районного суда г. Воронежа № 5-262/2019 от 13 ноября 2019 г. по делу № 5-262/2019 // Судебные и нормативные акты Российской Федерации. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 24.06.2020).
10. Постановление Первореченского районного суда г. Владивостока № 5-347/2019 от 21 ноября 2019 г. по делу № 5-347/2019 // Судебные и нормативные акты Российской Федерации. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 24.06.2020).
11. Постановление Советского районного суда г. Липецка № 5-433/2019 от 10 сентября 2019 г. по делу № 5-433/2019 // Судебные и нормативные акты Российской Федерации. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 24.06.2020).
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом настоящей публикации являются особенности возбуждения дел об административных правонарушениях, совершаемых в сети интернет. Автор сфокусировал свое внимание на рассмотрении вопроса о поводе к возбуждению дел об административных правонарушениях, совершаемых в электронной среде, а также о распределении полномочий должностных лиц органов внутренних дел к возбуждению таких дел посредством составления протоколов об административном правонарушении или других предусмотренных законом документов. В качестве методов научного анализа автор использует метод синтеза и анализа, эмпирический метод, что проявляется в изучении материалов практики привлечения к ответственности по правонарушениям в сети интернет, а также формально-юридический метод. Актуальность исследования обоснована самим автором статистическими данными о росте числа преступлений, совершаемых посредством использования цифровых технологий, что как отмечается, не
может не коррелировать с ростом количества административных правонарушений. С данным тезисом следует согласиться. Кроме того, в рукописи поднят вопрос о неэффективном разграничении полномочий по выявлению и ведению дел об административных правонарушениях в сети интернет между должностными лицами системы МВД, что может привести к некачественному выполнению данной функции со стороны правоохранительных органов и пробелов в защите интересов граждан и общества. Научная новизна видится в предложениях автора о необходимости перераспределения функций по возбуждению и ведению рассматриваемой категории дел между сотрудниками УВД. Так, предлагается, снять данную обязанность с участкового уполномоченного полиции и возложить на специальные подразделения, относящиеся к Управлению «К». Структурно рукопись разделена на 4 части. В первой части автор аргументирует актуальность темы исследования, приводя статистические данные и другие факты об увеличении количества совершаемых административных правонарушений. Во второй части рассматриваются поводы к возбуждению дел об административных правонарушениях, совершаемых в сети интернет, а также основания для возбуждения. В третьей части исследуется Приказ МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» на предмет разграничения полномочий между должностными лицами органов внутренних дел. Так, автором выявлено противоречие, не способствующее выполнению правоохранительных функций данным органом власти, а именно в компетенцию участкового уполномоченного не входит мониторинг сети-интернет, но есть функция возбуждения соответствующей категории административных дел. В четвертой части обобщены результаты исследования. В частности, внесено предложение о снятии с участкового уполномоченного полиции функции по возбуждению дел об административных правонарушениях в сети интернет. В качестве замечаний, которые не сказываются на общее положительное впечатление от рукописи, отметим, во-первых, на слабую аргументированность необходимости перераспределения полномочий и отсутствие конкретных предложений по изменению приказа М ВД № 685. Во-вторых, наличие небольшого количества несогласованных предложений. Н а основании изложенного, полагаем, что статья будет интересна читателям и может быть рекомендована к опубликованию.