Научная статья на тему 'Особенности восприятия времени под воздействием музыки, или о том, как музыка продлевает жизнь'

Особенности восприятия времени под воздействием музыки, или о том, как музыка продлевает жизнь Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1002
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ / TIME SENSE / ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ МУЗЫКИ/ПСИХИКИ / PROCEDURALITY OF MUSIC/PSYCHE / ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ/ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ / PHYSIOLOGICAL/PSYCHOLOGICAL PERCEPTION OF TIME / ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ/ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ / PHYSIOLOGICAL/PSYCHOLOGICAL INFLUENCE OF MUSIC / АДАПТАЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗМА / ADAPTIVE CAPACITY OF HUMAN ORGANISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гажим Ион, Лакуста Виктор Николаевич

Статья посвящена проблеме воздействия музыки на восприятие времени человеком. Учёные предпочитают говорить о чувстве времени, а не о самом времени. Гипотеза исследования состояла в предположении того, что чувство времени бывает не только врождённым. Оно может быть сформировано и модифицировано в течение жизни под влиянием различных факторов, среди которых воздействие музыки может играть существенную роль. Возраст и образование влияют на субъективное восприятие времени: в детстве время «идёт», в зрелом возрасте «бежит», а к концу жизни «летит». Научная литература свидетельствует о зависимости позитивной корреляции между возрастом и восприятием времени. На основе полученных экспериментальных данных был сделан общий вывод: воздействие (восприятие) музыки затормаживает психологический процесс протекания времени человеком (то есть «продлевает жизнь»), причём более положительные результаты были получены у респондентов без музыкальной подготовки по сравнению с респондентами с музыкальной подготовкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of Time Perception under the Influence of Music, or About How Music May Extend the Life

The article is concerned with the problem of the influence of music on the time sense by human. The scientists prefer to say about a time sense and not about the time. The hypothesis of the investigation consists in an assumption on the time sense is not only innate. It may be formed and modified throughout life by the influence of different factors among which the music influence may be essential. The age and the education affect the subjective time perception: a child's time goes on, a middle age time runs fast, against the life end the time goes quickly. The sdentifical literature states that there exists the positive correlation between the age and the time perception. The following conclusion from obtained experimental observations is that the influence (perception) of music inhibits the process of the time passing in humans, in other words music may extend the life. Moreover the tendency has the stronger correlation for the respondents without the musical training as compared to ones with the musical training.

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия времени под воздействием музыки, или о том, как музыка продлевает жизнь»

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ

ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ МУЗЫКИ,

ИЛИ О ТОМ, КАК МУЗЫКА ПРОДЛЕВАЕТ ЖИЗНЬ

И. Гажим,

Бельцкий государственный университет имени Алеку Руссо (Молдова) В. Лакуста,

Молдавский государственный университет медицины и фармакологии

32

Аннотация. Статья посвящена проблеме воздействия музыки на восприятие времени человеком. Учёные предпочитают говорить о чувстве времени, а не о самом времени. Гипотеза исследования состояла в предположении того, что чувство времени бывает не только врождённым. Оно может быть сформировано и модифицировано в течение жизни под влиянием различных факторов, среди которых воздействие музыки может играть существенную роль. Возраст и образование влияют на субъективное восприятие времени: в детстве время «идёт», в зрелом возрасте «бежит», а к концу жизни - «летит». Научная литература свидетельствует о зависимости позитивной корреляции между возрастом и восприятием времени. На основе полученных экспериментальных данных был сделан общий вывод: воздействие (восприятие) музыки затормаживает психологический процесс протекания времени человеком (то есть «продлевает жизнь»), причём более положительные результаты были получены у респондентов без музыкальной подготовки по сравнению с респондентами с музыкальной подготовкой.

Ключевые слова: чувство времени, процессуальность музыки/психики, физиологическое/психологическое восприятие времени, физиологическое/психологическое воздействие музыки, адаптационная способность организма.

Summary. The article is concerned with the problem of the influence of music on the time sense by human. The scientists prefer to say about a time sense and not about the time. The hypothesis of the investigation consists in an assumption on the time sense is not only innate. It may be formed and modified throughout life by the influence of different factors among which the music influence may be essential. The age and the education affect the subjective time perception: a child's time goes on, a middle age time runs fast, against the life end the time goes quickly. The scientifical literature states that there exists the positive correlation between the age and the time perception. The following conclusion from obtained experimental observations is that the influence (perception) of music inhibits the process of the time passing in humans, in other words music may extend the life. Moreover the tendency has the stronger correlation for the respondents without the musical training as compared to ones with the musical training.

Keywords: time sense, procedurality of music/psyche, physiological/psychological perception of time, physiological/psychological influence of music, adaptive capacity of human organism.

Время находится в центре нашей земной жизни.

Басараб Николеску

Теоретические предпосылки

Музыка непосредственно связана с движением, и данное движение развёртывается во времени. Музыка - искусство временное по определению. Ещё Аристотель определил движение как природу данного искусства. Движение является также общим фактором, лежащим в основе отношения музыки и нашей психики. Ритм и мелодия есть движения; энергия, в них содержащаяся, генерирована внутренними состояниями, а она, в свою очередь, генерирует новые внутренние состояния [1, с. 36-37].

Данное утверждение остаётся актуальным и в наши дни; о нём говорят сами создатели музыки. Приведём два примера. Композитор Р. Сей-шинс замечает: «Выражая движение в самой тонкой и в самой деликатной манере, музыка сообщает нам характерные для этого движения и содержащиеся в этом движении отношения: скорость, энергию, порыв или побуждение, напряжение или разрядку, волнение или покой, решимость или неуверенность. Музыка не только выражает движение, но и обрисовывает, воплощает и определяет его» [2, с. 19]. Другой композитор, А. Йоргулеску утверждает: «Темпо-ральность слуховой информации воспринимает внутреннюю темпо-ральность; активность сознания преображается сообразно фоническим (звуковым) меандрам и характеризу-

ющим им колебаниям, напряжениям и контрастам» [3, с. 30].

Все элементы, из которых складывается музыка, являются динамическими по своему характеру, начиная с первоначального её элемента - звука - и завершая формой произведения.

Определяющую роль в восприятии трёх из четырёх свойств музыкального звука - высоты, длительности и громкости - играет мышечный фактор. Когда человек слушает музыкальное произведение или другие звучания, он не только репродуцирует ритм звукового движения посредством двигательной системы организма, но и нашёптывает или неслышно его напевает. Поэтому после слушания длинной речи или вокального выступления мы можем почувствовать некоторую усталость голоса. Но ответное вокальное движение происходит в компактной форме [4; 5].

Если музыка - явление процессуальное, динамическое, то это потому что:

а) тон (от лат. tonus - энергия) есть движение (всякий звук является следствием определённого движения);

б) музыка - выражение нашего внутреннего мира, а он, как уже было отмечено, ведёт своё существование также согласно законам движения.

Если эмоция есть движение, а движение есть звук, то на общем «поле» движения встречаются соответствующие два фактора - психологический и музыкальный.

33

34

Движение - явление не только физическое, механическое, оно обладает своей «психологией». Ощущение-восприятие движения имеет первичное и фундаментальное значение. Генетически двигательный опыт предшествует слуховому, и тем более визуальному. Психология движения - это отдельный раздел психологической науки. Корень психологизма движения скрывается в эмоции - основе психической жизни. Эмоция (emotio) этимологически восходит к латинским "motio", "motus" или "moveo". Латинский словарь излагает следующие толкования данных понятий:

Motio - движение вообще; душевное движение;

Motus - движение; двигать; колебание, волнение, вибрация; танец, танцевать; внутреннее движение; возбуждение; волнение, беспокойство, трепетание; вдохновение;

Moveo - двигать, сотрясать, волновать; качать/качание; колебание; танцевать (делать танцевальные движения); производить впечатление; взволновать; изумлять/удивлять; пульсировать.

Можно отметить определённую семантическую идентичность между словами: «движение», «эмоция», возбуждение», «волнение», «вибрация», «колебание», «качание», «ритмичность» и др. Большинство из них относятся как к психологической, так и к музыкальной области.

Психология времени рождается из его философии. В мифологии и религии, в искусстве и философии в центре внимания всегда находились вопросы, связанные с отношением человека к проблеме времени, ибо они напрямую относятся к тому, что есть жизнь, что есть смысл жизни, что есть

тайна смерти и бессмертия. Жизнь как наивысшая ценность и время неразделимы. Наш жизненный путь завершается одновременно с истечением зарезервированного для него времени. Поэтому напряжение, присущее движению во времени, сильнее, чем напряжение, присущее движению в пространстве (если сослаться на эти две известные фундаментальные философские категории): психическая реакция на сокращение пространства проживания не может отождествляться с психической реакцией на сокращение времени проживания. Вся наша земная жизнь в своей основе находится под влиянием временных измерений - прошлого, настоящего, будущего - и управляется ими. Поэтому время выступает как самый драматизированный фактор существования, неся с собой сильнейший психологический и философский смысл. Время играет существенную роль в процессах внутреннего переживания, а переживание оказывает существенное воздействие на образ (способ) проживания [6].

Поскольку человек воспринимает звук не только посредством слуха, но и всего тела-организма (через вибрацию), воздействие музыки вызывает прямые и глубокие физиологические изменения. Несмотря на то что в научном плане изучение проблемы начинается с конца XIX века, данное явление было известно и применялось на практике ещё с ведических времён. У древних индусов звук являлся действенным инструментом управления, настройки, контроля и освоения энергии организма. По свидетельству Хазрат Инайят Хана [7, с. 143, 195], античные певцы, изучая воздействие звука на организм человека, интонировали один-единственный звук около получаса, чтобы

определить его магический эффект на различные энергетические центры организма. Было выявлено, что звук пене-трирует (от лат., penetro - проникать) всю систему организма. В зависимости от способа применения он интенсифицирует или затормаживает кровяное обращение, возбуждает или успокаивает нервную систему и т. д. Китайская традиция присваивает каждому внутреннему органу определённый звук (собственную частоту). Поэтому если органические функции протекают согласно своим ритмам, то мы получаем гармонию и здоровье; болезнь есть результат ритмической десинхронизации данного органа [8, с. 35].

Музыка связана с нашей физиологией, в первую очередь, через ритм - элемент, который придаёт организму физическое (через внешнее «давление» вибраций звука) и, соответственно, физиологическое движение. В процессе восприятия музыки появляются реальные ритмические пульсации во всех зонах организма: в мышцах рук, ног, головы, шеи, туловища и т. д. Наше «я» зафиксировано в миллионах синапсов, в нейрохимии мозга и в его электроритмической деятельности. Аудиодвига-тельный аппарат является сложной системой, которая обладает целой сетью нервных окончаний, способных к настройке в соответствии с различными ритмическими частотами. Определённый ритм приводит в действие целую систему двигательных ощущений и представлений [9, с. 87].

Природа биоритмов хорошо изучена. Особый интерес представляет сам механизм подсчёта времени нашим организмом, так как деятельность биологических часов невозможна без определённого регулирующего механизма, который ведёт счёт времени. Ритмич-

ность организма основывается на ритме клеток. На основе самоосциллятор-ного процесса функционируют клеточные часы. Интересно то, что данный ритм не добавляется к клетке, а сама клетка продуцирует и поддерживает его своей вибрацией. Исследования показывают, что клетка не может существовать вне данного самовибрирующего механизма, который является условием её жизни. Данный принцип при экстраполяции становится характерным для всего организма (как система, состоящая из клеток) как фундаментальное условие его существования. Биоритмическая десинхрониза-ция (дегармонизация) системы приводит к различным соматическим и психическим расстройствам.

Другой источник возникновения и развёртывания многочисленных биологических ритмов организма - химическая природа. Различные химические реакции также происходят согласно строгой периодизации, генерируя определённые строго ритмические процессы. Деятельность мозга носит вибрационный характер, являясь са-моосцилляторной системой, состоящей из электрических элементов (количество которых совпадает с количеством звёзд Галактики) [10]. Наша ней-робиологическая система руководствуется формулой «человек не терпит хаоса». Музыка представляет собой фундаментальное искусство, так как её коды частично запрограммированы и вписаны генетически в человеческий организм, а частично являются плодом культуры. В результате опыта её восприятия, накопленного на филогенетическом и онтогенетическом уровнях, музыка воспринимается из внешней и из внутренней среды при пробуждении «оркестра», установленного

35

на уровне нейропсихической системы. Этот «оркестр» как будто только и ждёт, чтобы зазвучать в унисон с внешним слышимым оркестром [11, с. 167170]. Субтильные аспекты отношений между музыкой и нашей физиологией изучены и в несколько иных планах [12]. Изложенные данные, как представляется, достаточны для понимания физиолого-музыкального аспекта нашего исследования.

Эксперимент

Проблема восприятия времени продолжает вызывать интерес исследователей. Наличие в контексте современных концепций различных структурных уровней времени (биологический, социально-исторический, психологический и др.) позволяет нам представлять время как конкретную (определённую) реальность. Учёные предпочитают говорить о чувстве времени человеком, а не о самом времени. Сегодня существует идея, что в основе восприятия человеком времени находится определённая единица - субъективный временной эталон, который сохраняет-36 ся в долгосрочной памяти [13;14].

Отношения темпорального характера проявляются согласно следующим категориям:

• хронометрия (подсчёт времени);

• хронология (отражение времени относительно общих для всех людей явлений - времена года и др.);

• хроногнозия (субъективное время, то есть индивидуальное восприятие продолжительности событий).

В хронофизиологии, при изучении восприятия течения времени, для оценивания хроновремени респондентами применяется тест индивидуальной минуты. Для восприятия времени организм не обладает специальным анализато-

ром, поэтому индикаторы индивидуальной минуты могут быть рассмотрены как выражение последовательности, продолжительности и скорости различных процессов, происходящих в организме и в окружающей реальности.

Гипотеза нашего исследования состоит в предположении, что чувство времени является не только врождённым, но может быть сформировано и модифицировано в течение жизни человека под влиянием различных факторов, среди которых воздействие музыки может играть существенную роль.

В экспериментальной части нашего исследования было задействовано 50 человек, среди которых 22 с музыкальным образованием («профессиональная» группа) и 28 без музыкального образования («любительская» группа).

Для исследования восприятия времени были применены два метода:

1) определение продолжительности одной минуты без счёта, только на основе чувства времени;

2) определение минутного интервала при счёте секунд респондентом в уме.

Первый метод позволяет соотносить восприятие времени с идеатор-ной составляющей (скорость протекания представлений, ассоциативных процессов), а второй - с двигательной (моторной) составляющей (вербальная моторика). Индивидуальная минута без счёта характеризует чувство времени испытуемым, а со счётом - концептуализацию времени. Применение двух методов определения индивидуальной минуты детерминировано тем, что субъективное восприятие времени связано с функциональным состоянием различных зон коры головного мозга, в особенности вербально-мо-торной и ассоциативной зон [16; 17].

Обе группы респондентов, включённых в эксперимент, - «профессиональная» и «любительская» - статистически не различались: возраст 27,4 ± 2,6 года и 26,2 ± 2,4 года соответственно; количество лет общего образования 11,2 ± 1,1 года и 12,4 ± 1,5 года соответственно). Исследование групп с учётом данных критериев очень важно, так как возраст и образование существенно влияют на субъективное восприятие времени. «Время убыстряется... вначале идёт, потом бежит, потом летит - в соответствии с нашим возрастом» [17].

Одно из возможных объяснений этого явления состоит в том, что люди автоматически воспринимают протекание больших периодов времени в соответствии с продолжительностью своей жизни - собственный возраст служит в качестве своеобразной сравнительной шкалы. Например, для 60-летнего человека один год воспринимается как незначительный сегмент времени его жизни (1/60, или менее 2 %). Поэтому для человека преклонного возраста время - психологически - протекает быстрее, чем для ребёнка. В соответствующей научной литературе имеются данные, свидетельствующие о зависимости позитивной корреляции между возрастом и восприятием времени [14, с. 921-935; 18, с. 47].

В нашем исследовании мы разделили респондентов (из каждой группы) на три категории:

1) с восприятием убыстрённого протекания времени (тахихрониче-ский тип);

2) с восприятием ретардирован-ного протекания времени (брадихро-нический тип);

3) с объективным восприятием времени (нормохронический тип).

В качестве музыкального образа слушателям была предложена пьеса для фортепиано молдавского композитора Георге Мусти «Мелодия». Это музыкальное произведение не было выбрано нами в результате специального музыковедческого, музыкально-психологического или иного аспекта анализа. Мы взяли за основу предположение о том, что музыка классического типа в принципе воздействует положительно (в «экзистенциальном» смысле) на психический мир человека. Однако на данном этапе исследования изучаемой проблемы решено было предложить респондентам для слушания более лёгкую, доступную, «положительную» во всех отношениях пьесу. А пьеса Г Мусти соответствует этим критериям. Её продолжительность - около двух минут, темп -Andante con moto e molto rubato, форма -простая двухчастная, фактура - «бар-карольная», аккомпанемент - в виде гармонических «гитарных» фигура-ций, динамика - piano, mezzo forte, драматургия - ясная, выразительная. Эта музыка - созерцательного характера, приятная для слушания и довольно красивая. Нами был учтён и тот факт, что выбранное произведение должно быть понятным даже респондентам без музыкальной подготовки. Общее содержание пьесы можно охарактеризовать словами «ностальгия», «мечтательность», «поиск», «ожидание»...

Для полноты представлений о содержании проведённой экспериментальной работы и возможности соотнесения используемого музыкального материала с теми результатами, которые были получены, представляется необходимым включить в статью нотный текст этой небольшой пьесы.

37

Мелодия

Andante con moto е molto rubato

Георге Мустя

- =1 t) р 1-- Г Г rrr rrj| 3

"i/1---"i/1 ГТП -ГЛ гпьгп rtJ-TljtJ-n

& Ski &

38

39

Как видим, пьеса написана в тональности ми минор с известной звуковой структурой: ми, фа-диез, соль, ля, си, до, ре (ре-диез). Результаты статистического анализа музыкальных звуков, составляющих тему пьесы, представлены в таблице 1. Данные показывают, что по количеству повторений на первом месте выступает звук «си» (10 раз, или 25 %), на втором месте -

звуки «ми» и «до» (7 раз, или 17,5 %, каждый) и на третьем месте - звук «ля» (5 раз, или 12,5 %). Звук «си» в данном случае представляет функцию доминанты (V ступень лада), «ми» - функцию тоники (I ступень), «ля» и «до» - функцию субдоминанты (соответственно IV и VI ступени лада).

Итак, звук «си» как представитель доминанты доминирует как в статисти-

Таблица 1

Статистические данные о представленности звуков, составляющих тему пьесы

Звуки (последовательность их появления в мелодии) Количество повторений Повторения,%

си 10 25,0

ля 5 12,5

соль 4 10,0

фа-диез 4 10,0

ми 7 17,5

до 7 17,5

ре (ре-диез) 3 7,5

Всего 40 100

40

ческом (формальном) аспекте, так и в психологическом. Он появляется часто и выраженно (по сравнению с другими звуками), привлекая слуховое внимание как своей продолжительностью (1, 4, 6 и 8-й такты темы), так и своей экспрессивной ролью (как своеобразные «опорные точки» мелодии). Тем самым в семантическом плане звук «си» ассоциируется с вопросом. Первый интервал, с которого начинается мелодия (октава «сих» - «си2»), в случае необходимости его «вербализации» также ассоциируется с вопросительной коннотацией - «Зачем?..» Этим же «Зачем?» можно назвать саму пьесу, так как её общее по характеру звучание создаёт впечатление вопроса без ответа. Дополнительным аргументом выступает окончание пьесы, которая завершается не тоническим трезвучием, а полифункциональным диссонирующим аккордом (соль: - си: - ми2 - фа-диез2 - си2 - ре-диез3), в котором сливаются в едином звучании функции тоники и доминанты.

Музыка данного произведения, для которой характерны мелодичность, «ясная» семантика, простота формы, «текучесть» музыкального

дискурса, последовательно-логичное, «естественное» становление образа, сбалансированность консонантных и диссонантных звучаний (гармонии), метроритмическая размеренность, романтически-повествовательный темп и др., вызывает живой душевный отклик у слушателей.

Сравнительные данные об индикаторах индивидуальной минуты респондентов, полученные в эксперименте до и после прослушивания этой музыкальной пьесы, представлены в таблице 2.

Как показывают результаты эксперимента, слушание музыки улучшает процесс восприятия времени, но при этом могут быть отмечены некоторые особенности в зависимости от уровня музыкальной подготовки: у «профессионалов» улучшение процесса субъективного восприятия времени происходит преимущественно на основе вербально-моторной составляющей (Р<0,001), в то время как идеаторная составляющая проявляет лишь тенденцию к улучшению без достижения существенных статистических данных (Р>0,05). У респондентов, не имеющих музыкальной подго-

Таблица 2

Продолжительность индивидуальной минуты у респондентов до и после слушания музыкального произведения в зависимости от уровня музыкальной подготовки

Группы респондентов Количество Вербально-моторная составляющая Р1 2 Идеаторная составляющая Р3 4

до слушания после слушания до слушания после слушания

«Профессионалы» 22 47,5±0,5 54,5±0,6 <0,001 43,8±0,7 45,8±0,8 >0,05

«Любители» 28 46,3±0,6 52,8±0,4 <0,001 44,1±0,5 50,4±0,6 <0,001

товки, после слушания музыки существенно меняется как вербально-моторная составляющая субъективного восприятия времени, так и идеа-торная - Р<0,001.

И хотя полученные данные являются предварительными результатами, они всё же представляют особый интерес, поскольку отражают существенные изменения деятельности мозга в процессе музыкального образования и слушания музыки. Более углублённые исследования данной проблемы позволят выявить особенности функционального взаимоотношения кортико-церебральных зон под воздействием музыки.

На второй фазе исследования был произведён анализ продолжительности индивидуальной минуты в аспекте адаптационных возможностей организма, поскольку способность оцени-

вать (воспринимать и воспроизводить) темпоральные сегменты рассматривается как критерий адаптационных способностей [13; 16; 17; 19].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе клинико-психологиче-ских и нейрофизиологических исследований последних лет предлагаем рабочую классификацию соответствия продолжительности индивидуальной минуты с ситуацией адаптационных способностей организма (таблица 3).

Итак, из общего числа респондентов (50) «нормальные» способности адаптации продемонстрировали 17 человек (34,0 %), слабовыраженный уровень адаптации - 18 (36,0 %), умерен- .. ную адаптацию - 8 (16,0 %), ярко выраженную дезадаптацию - 5 (10,0 %) и несостоявшую адаптацию - 2 (4,0 %).

В таблице 4 представлены результаты воздействия процесса слушания музыки на адаптационную способ-

Таблица 3

Продолжительность индивидуальной

минуты (секунды) Адаптационная

Вербально-моторная Идеаторная способность

составляющая составляющая

55-65 53-62 «Нормальная» адаптация

45-54 40-52 Слабовыраженная адаптация

41-44 36-39 Умеренная дезадаптация

31-40 29-35 Ярко выраженная дезадаптация

До 30 До 28 Несостоявшаяся адаптация

Таблица 4

Адаптационная способность организма в зависимости от уровня музыкальной подготовки до и после слушания музыкального произведения

Адаптационная «Профессионалы» «Любители»

способность до слушания после до после

слушания слушания слушания

«Нормальная» 7 12* 10 18**

адаптация 31,8% 54,5% 35,7% 64,3%

Слабовыраженная 6 4 12 7

адаптация 27,3% 18,2% 42,9% 25,0%

Умеренная 5 5 3 2

дезадаптация 22,7% 22,7% 10,7% 7,1%

Ярко выраженная 3 1 2 -

дезадаптация 13,6% 4,5% 7,1%

Несостоявшаяся 1 - 1 1

адаптация 4,5% 3,6% 3,6%

Всего 22 22 28 28

100,0% 100,0% 100,0% 100,0%

Примечание:. Числитель - число респондентов, знаменатель - выражение в процентах. Дополнительные обозначения введены для данных, свидетельствующих о статистически убедительных различиях (* - Р < 0,05; ** - Р < 0,001) между полученными данными до и после слушания.

42

ность организма в зависимости от уровня музыкальной подготовки.

Выводы

Результаты эксперимента показывают, что слушание музыки существенно улучшает адаптационные способности организма, увеличивая количество респондентов с «нормальной» адаптацией за счёт сокращения количества респондентов с несостоявшейся адаптацией, но в группе «любителей» данные изменения являются более выраженными (Р<0,001) по сравнению с «профессионалами» (Р <0,05).

Таким образом, предварительные данные демонстрируют наличие важных различий между вербально-мотор-ной и идеаторной составляющими при индивидуальном восприятии времени под влиянием слушания музыки в зависимости от уровня музыкальной подго-

товки. Но, независимо от уровня такой подготовки, слушание музыки улучшает адаптационные способности организма (согласно критерию индивидуальной минуты), демонстрируя более выраженный положительный эффект у респондентов без музыкальной подготовки по сравнению с респондентами с музыкальной подготовкой.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шестаков, В. П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века [Текст] / В. П. Шестаков. - М. : Музыка, 1975. - 88 с.

2. Sessions, R. Experien^a muzicalä a compo-zitorului, interpretului §i ascultätorului [Text] / R. Sessions. - New Jersey : Princeton, 1950. - 160 c.

3. Iorgulescu, A. Timpul muzical. Materie §i metaforä [Text] / A. Iorgulescu. - Bucure^ti : Editura muzicala, 1988. - 323 c.

4. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 584 с.

5. Соколов, А. Н. Внутренняя речь и мышление [Текст] / А. Н. Соколов. - М. : Просвещение, 1968. - 248 с.

6. Jean-Louis, Vieillard-Baron. Problema timpului [Text] / Jean-Louis, Vieillard-Baron // Çapte studii filosofice. - Bucure^ti : Ed. Paideia, 2000. - 240 c.

7. Хан, Хазрат Инайят. Мистицизм звука [Текст] / Хазрат Инайят Хан. - М. : Сфера, 1998. - 160 с.

8. Larny, J. Phonophorese ou l'acupuncture musicale [Text] / J. Larny // Guitare, musique, chansons, poésie. - Paris, without indication of publishing house, 1973. - 180 с.

9. Gagim, I. Dimensiunea psihologicâ a mu-zicii [Text] / I. Gagim. - Ia§i : Timpul, 2003. - 280 p.

10. Волков, Ю. Г. Поликарпов, В. С. Человек [Текст] / Ю. Г. Волков, В. С. Поликарпов // Энциклопедический словарь. - М. : Гар-дарики, 1999. - 518 с.

11. Dragomirescu, M. Ritm §i culoare [Text] / M. Dragomirescu. - Timiçoara : Ed. Facla, 1990. - 240 с.

12. Блинова, М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности [Текст] / М. Блинова. - Л. : Музыка [Ленинградское отделение], 1974. -144 с.

13. Lacusta, V. Cerebelul §i func^iile cognitive [Text] / V. Lacusta. - Chi^inau : Editura "Elena VI", 2010. - 219 p.

14. Wittman, M. Lehnhoff, S. Age effects in perception of time [Text] / M. Wittman, S. Lehnhoff // Psycholog. Reports. - 2005. - № 97. - Р. 921-935.

15. Szpuner, K. Episodic future thoupht: an emerging concept [Text] / K. Szpuner // Perspetctives on psychological science. -2010. - № 5. - P. 142-162.

16. Новикова, Е. И. Восприятие времени лицами с разными профилями межполушар-ной асимметрии при психоинформационных нагрузках и депривациях [Текст] / Е. И. Новикова // Грани познания. -2013. - № 5 (25). - С. 126-129.

17. Брагина, Н. Н. Доброхотова, Т. А. Функциональные асимметрии человека [Текст] / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. - М. : Медицина, 1988. - 238 с.

18. Sucala, M. Cognitive mechanisms involved in the subjective time perception [Text] : PhD thesis dissertation / M. Sucala. - Cluj-Napoca : Babes-Bolyai University, 2011. -47 p.

19. Вороненко, И. Н. Особенности воспроизведения временных отрезков и интервалов у студентов с различным типом вегетативной регуляции [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. Н. Вороненко. - Ставрополь, 2005. - 28 с.

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.