УДК 81'42
Н. В. Камнева
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТАМИ ТЕКСТОВ ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИЗДАНИЯ (ПО ДАННЫМ ЭКСПЕРИМЕНТОВ)
Статья отражает результаты эксперимента, направленного на изучение восприятия студентами публицистических текстов регионального периодического издания и выявление языковых средств, благодаря которым они влияют на читателя.
Ключевые слова: газетно-публицистический стиль, аналитические жанры, регулятивность текста, лексические средства регулятивности.
Публицистику называют летописью современности, так как она четко отражает происходящие изменения в обществе, обращена к злободневным проблемам - политическим, социальным, бытовым, философским. Предмет публицистики -жизнь в обществе, политика, экономика. Публицистический стиль - это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. По самой своей сути публицистика призвана активно влиять на жизнь, формировать общественное мнение, она ориентирована на отражение происходящих событий и формирование мысли, на факт, на документ.
И. П. Лысакова справедливо отмечает: «Эволюция газетно-публицистического стиля в русском языке XX века демонстрирует четкую зависимость стилистических систем языка от социальных факторов. И в этом отношении феномен русского газетно-публицистического стиля представляет уникальный материал для исследователей. В современной России язык прессы отражает политическую и речевую культуру общества...» [1, с. 234].
Публицистический стиль, как и любой другой, претерпевает изменения, которые наиболее ярко представлены в газетной речи. Современная газетная речь отличается от доперестроечной: если раньше преобладали такие черты, как призыв-ность, лозунговость, риторичность, то сегодня эти особенности стали менее заметны. Как отмечают исследователи [2], для публицистики новейшего времени характерно стилистическое многообразие, тенденции к снижению стиля: в газетную речь проникают просторечие, жаргон. Изменилась стилевая норма публицистической речи: она сдвигается в сторону разговорности, раскованности и свободы.
По мнению Г. Я Солганика, «публицистические тексты выдвигаются в настоящее время в центр стилистической системы литературного языка» [3, с. 7]. В связи со стремительным развитием современных средств массовой коммуникации вводится понятие «медиа» (от латинского «media», «medium» - средство, посредник) - этот термин изначально был введен для обозначения массовой культуры («mass media»). Понятие «медиакультура»
используется для обозначения особого типа культуры информационного общества, которая является посредником между обществом и государством. Медиакультура включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия.
В статье О. В. Орловой [4] дается такая интерпретация этого понятия: «Медиа - это помощник, посредник в налаживании коммуникации между людьми, различными социальными и профессиональными группами. Журналист, живущий в концепции медиа, ощущает себя посредником, помогающим соединиться разным группам, заинтересованным друг в друге. Разница между СМИ и медиа - это разница между постановкой балета на сцене и хороводом, к которому может присоединиться каждый» [4, с. 289]. Изучение данного феномена в настоящее время очень актуально [5-7]. «Мы наблюдаем, как зародившийся в начале 2000-х гг. в массово-информационных дискурсивных практиках концепт медиа за десятилетие претерпевает дискурсивно-стилистическую эволюцию, перейдя из стадии зарождения в стадию развития и роста, а также мигрируя в иные дискурсивные среды, преимущественно в научную, профессиональную и педагогическую» [4, с. 291].
Изучение публицистических текстов в настоящее время очень перспективно, что подтверждается диссертационными исследованиями, докладами на конференциях, публикациями статей и монографий. В данном направлении работают многие ученые: Г. Я. Солганик, Я. Н. Засурский, Л. П. Кры-син, М. Н. Володина, Л. Г. Кайда, Л. Р. Дускаева, Г. А. Копнина, В. А. Салимовский и др.
Публицистические тексты становятся объектом внимания и в коммуникативной стилистике текста. «Становление и развитие коммуникативной стилистики текста, приобретающей в последние годы коммуникативно-когнитивный характер, связано с новыми тенденциями в русистике, для которой характерны антропоцентризм и текстоцентризм... Изучение закономерностей эффективной текстовой деятельности автора и адресата и входит в задачи коммуникативной стилистики текста» [8, с. 5-6].
Особенно важна для изучения публицистических текстов, связанных с активным воздействием на массового адресата, теория регулятивности как одно из направлений коммуникативной стилистики. Это связано с тем, что «на уровне целого текста при коммуникативном подходе к нему выделяется его регулятивная функция как одно из проявлений коммуникативной функции и способы регулятив-ности, т. е. принципы и приемы организации значимых для диалога автора и адресата текстовых регулятивных структур» [9, с. 34]. Регулятивность рассматривается как «системное качество текста, выделенное Е. В. Сидоровым (1987), отражающее способность текста «управлять» интерпретационной деятельностью адресата в соответствии с интенцией автора» [10, с. 165].
Как уже отмечалось, в жизни общества и публицистике происходят значительные изменения. Средства и приемы воздействия на массового адресата, которые использовались ранее, становятся неэффективными. В связи с этим важно исследовать, какие новые способы воздействия на читателя создаются и используются в настоящее время в газетно-публицистических текстах.
В задачи статьи входит представление результатов эксперимента, основанного на показаниях языкового сознания информантов, направленного на изучение восприятия некоторых региональных публицистических текстов и выявление средств, благодаря которым они влияют на читателей.
Психолингвистический эксперимент был нацелен на проверку гипотезы о том, что именно лексика является наиболее сильным средством регуля-тивности в газетных текстах аналитических жанров.
В качестве информантов в эксперименте участвовали студенты технических специальностей первого курса Томского университета систем управления и радиоэлектроники (50 человек). Экспериментальным материалом, предложенным информантам, стали фрагменты 3 аналитических статей еженедельника «Аргументы и факты» - регионального приложения для читателей Томской области за 2010 год: «Погоны спасут? Пьяный гаишник погубил человека» («АиФ». № 30); «Кого «крыше-вал» чиновник?» («АиФ». № 31) (автор Андрей Суров); «Для вас работы нет.». Почему не востребованы выпускники?» («АиФ». № 31) (автор Виталина Михетко).
Выбор данных текстов определялся наличием в них различных сигналов аналитичности (на уровне отражения образа автора, оценки, освещения проблемы). В текстах аналитических жанров наиболее ярко представлены средства речевого воздействия: если явно эксплицируется образ автора, который выражает свою точку зрения по той или иной про-
блеме, если он стремится открыто воздействовать на читателей, вызвать у них определенные чувства, мысли, то это должно быть сделано с помощью определенных средств, которые способны выполнять регулятивную функцию. Темы, которые обычно освещают журналисты, актуальны, среди них выделяются, например: коррупция, трудоустройство выпускников. Названия взятых для анализа статей отражают злободневность затрагиваемых проблем.
В ходе эксперимента информантам предлагалось ответить на вопросы, связанные с предпочтениями в выборе материала для чтения (чтобы определить, что является наиболее важным для современных читателей, чем они руководствуются, отдавая обычно предпочтение той или иной статье); выполнить ряд заданий к предложенным текстам, направленных на выявление регулятивных средств.
Информантам были даны следующие вопросы с вариантами ответов:
1. Какой фактор является важным для Вас при выборе материала для чтения? В качестве вариантов ответов были указаны: тема, заглавие, вид издания, автор.
2. На что Вы обращаете внимание при выборе материала для чтения в первую очередь? Среди вариантов ответов были даны: рубрика, заголовок, подзаголовок, фамилия автора, особенности шрифта, наличие иллюстраций.
С помощью этих вопросов предполагалось выявить, на что прежде всего ориентируется читатель, как происходит первоначальное восприятие текста, до того как он будет прочитан.
Проанализировав 100 ответов, приведем полученные результаты: важным фактором при выборе материала для чтения для 22 человек является тема, для 12 информантов - тема и заглавие. Первостепенными факторами при выборе материала для чтения чаще всего были отмечены: заголовок, подзаголовок, рубрика, наличие иллюстраций (30 чел.), рубрика, заголовок, наличие иллюстраций (10 чел.).
Представим далее фрагменты статей, взятых для анализа:
1. «Кого «крышевал» чиновник?
Борьба с коррупцией набирает обороты. Но, к сожалению, до недавнего времени на этом поприще правоохранительные органы не могли похвастаться значительными успехами. Хотя с начала года зафиксировано уже 22 случая взяткодатель-ства. То чиновники какие-то малозначительные, то подаяния мизерные. И вот новое резонансное дело. Сумма фигурирующей в нем взятки аж 200 тысяч рублей» (АиФ № 31, август 2010 г.).
2. «Для вас работы нет... Почему не востребованы выпускники?
На рынке труда сложился очевидный парадокс. С одной стороны, на предприятиях бьют тревогу, что не хватает рабочих, технических специальностей. Но когда доходит до трудоустройства, выходит, что такие специалисты не нужны. Любая фирма, любой завод хотели бы принять на работу высококвалифицированного специалиста. Но откуда он возьмется, если не заняться его подготовкой?» (АиФ, № №31, август 2010 г.).
3. «Погоны спасут? Пьяный гаишник погубил человека.
Слухи о том, что томские гаишники вне службы ездят подшофе, бродят по городу и области давно. Погоны, мол, спасут. И вот вопиющий факт, подтверждающий опасения общественности... Как установило следствие, вечером 19 июля на одном из пересечений тимирязевского тракта «Мерседес», управляемый 26-летним пьяным инспектором ГИБДД первого взвода отдельной роты ДПС ГИБДД Томского РОВД И.Е., столкнулся с Mitsubishi Lancer...» (АиФ, №30, июль, 2010 г.).
После ознакомления с текстами информантам были предложены следующие вопросы и задания, направленные на выявление важных, с точки зрения информантов, регулятивных средств:
1. Подчеркните в текстах слова, которые, на Ваш взгляд, являются ключевыми, обладают наибольшей силой воздействия.
2. Присутствует ли, на Ваш взгляд, в текстах образ автора? Если присутствует, то как он выражается?
3. Понравились ли Вам тексты? Почему?
4. Укажите в баллах степень актуальности для вас данных фрагментов статей по 5-балльной шкале.
Представим результаты данного эксперимента, основанные на анализе полученных ответов (их общее число равно 200).
В качестве ключевых лексических единиц в предложенных текстах информанты отметили следующие: «очевидный парадокс» (40 чел.), «на рынке труда» (35 чел.), «борьба с коррупцией» (46 чел.), «подшофе» (48 чел.), «погоны, мол, спасут» (45 чел.), «бьют тревогу» (38 чел.), «специалисты не нужны» (40 чел.). Как видно, среди выбранных средств отмечена разговорная лексика, поскольку она близка читателям. Кроме того, указаны устойчивые словосочетания-клише, которые активно используются в СМИ.
Особенности отражения в текстах образа автора и способы его выражения отметили 33 чел. Сравним полученные ответы: «В 3-м тексте есть слова «подшофе», «пьяные», «гаишники» - за ними я «вижу» автора - носителя обыденного сознания»; «Автор использует «сильные слова» и высказывает свое мнение»; «Автор выражен словами
в тексте: «подаяния мизерные», «гаишники», «ездят подшофе», «погоны, мол, спасут»; «Автор выражается словами, которые для нас наиболее приемлемы»; «Возникает чувство, что автор говорит с тобой». На отсутствие образа автора указали 17 чел.
Тексты понравились 28 информантам: «Достаточно интересные и провокационные»; «Понравился 1 и 3 текст, так как нравятся статьи про гос. органы»; «В данных текстах отчетливо выражены проблемы общества»; «Затрагивают наиболее
острые проблемы современного общества»; «Да, понравились, потому что про настоящую жизнь». 15 человек выразили отрицательное отношение: «Не понравились, так как это обычные тексты. это происходит постоянно»; «Темы старые и избитые, изложены стандартно»; «Нет, не понравились. Автор текстов от себя добавляет слишком много».
26 чел. определили предложенные фрагменты статей как актуальные для них (4-5 баллов), 13 чел. оценили тексты в 3 балла. По мнению 11 человек, тексты не являются актуальными, судя по низким баллам.
Обобщая представленный материал, можно сделать следующие выводы:
1. При выборе материала для чтения важным фактором для информантов является тема, хотя исследователи текстов публицистического стиля отмечают, что заголовок в этом случае является первостепенным, поскольку, как правило, выполняет рекламную функцию, т. е. привлекает внимание адресата. Вместе с тем очевидно, что часто название может не соответствовать содержанию.
2. По данным эксперимента, в процессе восприятия в первую очередь информанты обращают внимание на заголовок, подзаголовок, рубрику. Это лингвистические регулятивные средства, так как образ автора нередко проявляется в заголовках, особенно это заметно в заглавиях, оформленных в виде вопросительных предложений, где видна позиция автора по отношению к той или иной проблеме. Важно и наличие иллюстраций, которые всегда привлекают внимание (ср. ответ: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»).
3. В качестве ключевых средств участниками эксперимента была указана разговорная лексика («подшофе»), словосочетания-клише («на рынке труда», «борьба с коррупцией», «специалисты не нужны»). Разговорная лексика близка читателям (ср. ответы: «Автор выражается словами, которые для нас наиболее приемлемы»; «Возникает чувство, что автор говорит с тобой»). Клише, указанные информантами, часто повторяются, они уже прочно закрепились в сознании. Выделенные ключевые слова можно отнести к сильным регулятивным средствам в данных фрагментах текста.
4. Статьи Андрея Сурова «Кого «крышевал» чиновник?» и «Погоны спасут? Пьяный гаишник погубил человека» (см. о них [11, с. 330]), выделенные реципиентами в первую очередь, отличаются остротой и эмоциональностью. Стиль автора узнаваем, так как одна из постоянных тем, на которые он пишет, - тема коррупции, которую журналист раскрывает. Статья Виталины Михетко «Для вас работы нет. Почему не востребованы выпускники?» более сдержанна, хотя тема не менее актуальна. Здесь нет сниженной лексики, информантами в качестве средств воздействия на них были указаны клише.
5. Присутствие в предложенных текстах образа автора отметила большая часть информантов (33 чел.). По их мнению, образ автора и его социальная оценка выражены в текстах прежде всего за счет разговорной и эмоционально окрашенной лексики: «В 3-м тексте есть слова «подшофе», «пьяные», «гаишники» - за ними я «вижу» автора - носителя обыденного сознания»; «Автор выражен словами в тексте: «подаяния мизерные», «гаишники», «ездят подшофе», «погоны, мол, спасут»; «Автор использует «сильные слова» и высказывает свое мнение».
6. Большей части информантов тексты понравились (28 чел.), поскольку в них освещаются актуальные проблемы («Да, понравились, потому что про настоящую жизнь»), хотя некоторые участники эксперимента отмечали: «Темы старые и избитые, изложены стандартно». Кроме того, в несколь-
ких ответах подчеркивалась близость автора с читателем: «Возникает чувство, что автор говорит с тобой».
В целом отметим, что в данной статье был представлен взгляд молодежи в возрасте 17-18 лет на некоторые тексты современной региональной публицистики. Особенности восприятия современных публицистических текстов студентами подтвердили выдвинутую гипотезу: судя по ответам, в представленных фрагментах аналитических текстов именно лексика стала основным регулятивным средством, с помощью которого достигается прагматический эффект.
Кроме того, результаты эксперимента подтверждают мнение А. А. Тертычного: «.В сегодняшней России ощущается голод на глубокую, серьезную журналистскую аналитику» [12, с. 30]. Сравним ответы информантов: «Ничего нового из них не узнала (в смысле эти темы постоянно на слуху)»; «Обычные тексты, такие печатают почти в каждой газете»; «Тексты затрагивают интересующие меня темы. Я студент, меня интересует вопрос трудоустройства, и я не люблю безнаказанности»; «Проблемы, заявленные в текстах, - сложные, а об этих проблемах говорится поверхностно»; «Тексты не несут никакой полезной информации, лишь городские сплетни, которых крайне много в газетах»; «Статьи весьма интересны и актуальны; написаны в стандартной форме (как по ГОСТу), что идет в минус для меня. По оценке статей: 3 из 5 баллов».
Список литературы
1. Лысакова И. П. Язык газеты и типология прессы. Социолингвистическое исследование. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. 256 с.
2. Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка. М.: Флинта: Наука, 2008. 464 с.
3. Клушина Н. И. Стилистика публицистического текста. М., 2008. 244 с.
4. Орлова О. В. Концепт медиа в современном научном и профессиональном дискурсах // Русская речевая культура и текст: материалы VII Междунар. науч. конф. (16-18 мая 2012 г.). Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2012. 420 с.
5. Романовский И. И. Масс медиа. Словарь терминов и понятий. М.: Изд-во Союза журналистов России, 2004. 480 с.
6. Федоров А. В. Краткий словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности (2008). 11^: media-pedagogics.ru/files/fedorov.doc
7. Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX в.). СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. 383 с.
8. Болотнова Н. С., Васильева А. А. Коммуникативная стилистика текста: библиографический указатель по научному направлению. Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. 188 с.
9. Болотнова Н. С. О типологии регулятивных структур в тексте как форме коммуникации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып. 3 (105). С. 34-40.
10. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. 384 с.
11. Камнева Н. В. Средства речевого воздействия в современных публицистических текстах (на материале приложения «АиФ»-Томск) // Русская речевая культура и текст: материалы VII Междунар. науч. конф. (16-18 мая 2012 г.). Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2012. С. 328-333.
12. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. М.: Аспект-Пресс, 2010. 352 с.
Источники
1. Суров А. Погоны спасут? Пьяный гаишник погубил человека // Аргументы и факты - региональное приложение для читателей Томской области. 2010. № 30.
2. Суров А. Кого «крышевал» чиновник? // Аргументы и факты - региональное приложение для читателей Томской области. 2010. № 31.
3. Михетко В. Для вас работы нет...Почему не востребованы выпускники? // Аргументы и факты - региональное приложение для читате-
лей Томской области. 2010. № 31.
Камнева Н. В., аспирант, ст. преподаватель.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.
Пр. Ленина, 40, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 02.07.2013.
N. V. Kamneva
STUDENTS’ PERCEPTION OF NEWSPAPER STYLE AND JOURNALISTIC TEXTS IN REGIONAL EDITIONS
(EXPERIMENTAL DATA)
The article gives results of the experiment, aiming at comprehensive study of students’ perception features of journalistic texts in regional editions and revealing linguistic means that influence on the reader.
Key words: newspaper style, journalistic texts, analytical genres, text regularitivity, regularitivity lexical means.
References
1. Lysakova I. P. Language of a newspaper and press typology. Sociolinguistic research. SPb., Philological faculty SPbGU Publ., 2005. 256 p. (in Russian).
2. Kozhina M. N., Duskaeva L. R., Salimovskiy V. A. Russian language stylistics. Moscow, Flinta Publ., 2008. 464 p. (in Russian).
3. Klushina N. I. Journalistic texts stylistics. Moscow, 2008. 244 p. (in Russian).
4. Orlova O. V. Media concept in modern scientific and professional discourses // Russian culture and text: conference materials (16-18 May
2012 г.). Tomsk, CNTI Publ., 2012. 420 p. (in Russian).
5. Romanovskiy I. I. Mass media. Dictionary. Moscow, 2004. 480 p. (in Russian).
6. Fedorov A. V. Summary dictionary on mediaeducation, media pedagogy (2008) // Electronic resource. URL: http://media-pedagogics.ru/files/ fedorov.doc
7. Smetanina S. I. Media-text in the culture system. SPb, Mikhailov's publ., 2002. 383p. (in Russian).
8. Bolotnova N. S., Vasilieva A. A. Communicative stylistics of a text. Tomsk, 2009. 188 p. (in Russian).
9. Bolotnova N. S. Typology of Regulative Struktures as a form of communication // Tomsk State Pedogogical University, 2011. No. 3 (105) pp. 34-40. (in Russian).
10. Bolotnova N. S. Communicative stylistics of text. Tomsk, 2008. 384 p. (in Russian).
11. Kamneva N. V. Means of verbal influence on modern journalistic texts (on material “Argumenti i fakti” Tomsk). Tomsk, CNTI Publ., 2012. P. 328-
333. (in Russian).
12. Tertychnyy A. A. Analytical journalistics. Moscow, Aspect-press Publ., 2010. 352 p. (in Russian).
Sources
1. Surov A. Will shoulder straps save? Drunk policeman killed a man // “Argumenti i fakti” Tomsk. 2010. No. 30. (in Russian).
2. Surov A. Who patrons the official? // “Argumenti i fakti” Tomsk. 2010. No.31. (in Russian).
3. Mikhetko V. There's no work for you ... Why aren't graduates demanded? // “Argumenti i fakti” Tomsk. 2010. No.31. (in Russian).
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (TUSUR).
Pr. Lenina, 40, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]