Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТАМИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТАМИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сравнительный анализ / эмпатия / педагогическое взаимодействие / методики тестирования / comparative analysis / empathy / pedagogical interaction / testing methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Анастасия Павловна

В статье охарактеризованы методики оценки особенностей взаимодействия педагогов и обучающихся; представлены результаты эмпирического исследования с применением совокупности методик, позволяющих осуществить мониторинг качества взаимодействия педагогов и обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Анастасия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STUDENTS’ PERCEPTION OF UNIVERSITY TEACHERS IN THE LEARNING PROCESS

The article describes methods for assessing the features of interaction between teachers and students; presents the results of an empirical study using a set of techniques that allow monitoring the quality of interaction between teachers and students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТАМИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

DOI: 10.17805/trudy.2023.4.13 ПЕДАГОГИКА

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТАМИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

А.П. Романова Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье охарактеризованы методики оценки особенностей взаимодействия педагогов и обучающихся; представлены результаты эмпирического исследования с применением совокупности методик, позволяющих осуществить мониторинг качества взаимодействия педагогов и обучающихся.

Ключевые слова: сравнительный анализ; эмпатия; педагогическое взаимодействие; методики тестирования

FEATURES OF STUDENTS' PERCEPTION OF UNIVERSITY TEACHERS

IN THE LEARNING PROCESS

A.P. Romanova Moscow University for the Humanities

Abstract: The article describes methods for assessing the features of interaction between teachers and students; presents the results of an empirical study using a set of techniques that allow monitoring the quality of interaction between teachers and students.

Keywords: comparative analysis; empathy; pedagogical interaction; testing methods

В современных условиях качество подготовки любого специалиста определяется не только уровнем его знаний, но также и профессиональными умениями которые могут позволить ему творчески преодолевать возникшие проблемы, а также активно взаимодействовать с людьми, устанавливая субъектные отношения. Система образования высшего учебного заведения в обучении специалистов должна иметь широкий набор средств для обеспечения развития умений. Наиболее важный аспект - становление взаимодействия между обучающимся и педагогом. Вступив в субъектные отношения и являясь их активным участником, обучающийся начинает воспринимать реализуемые способы общения как норму, так же, как и свой индивидуальный выбор. Цель исследования заключается в изучении особенностей взаимодействия педагогов и обучающихся.

Методологическим основанием стали теоретические положения в области тестирования социальной перцепции Фидлера-Ясюковой (Ясюкова, 2020, 2022), тестирования Бойко на эмпатию (Бойко, Маркин, 1982), (Бойко, Ковалев, Панфе-ров,1983), (Бойко, 1996, 2001, 2008). А также - тестирования по оценке внешнего вида и культуры поведения преподавателя по Колодяжной (Колодяжная, 2015).

В ходе исследования установлено, что в современной науке разработаны

различные методы тестирования преподавателей для оценки качества их взаимодействия с обучающимися:

- Фидлер А.Ф., Ясюкова Л.А.: коммуникативные установки, понимание других людей, самооценка;

- Бойко В.В.: уровень эмпатических способностей;

- Колодяжная Т.П.: внешний вид, культура, невербальные средства общения.

На основе деятельностного подхода методология исследования представляла собой последовательность действий, предполагающих решение следующих задач:

1. Провести теоретический анализ научных исследований и подходов.

2. Подобрать методики согласно целям исследования.

3. Подобрать теоретическую и научную литературу.

4. Изучить взаимодействия педагогов и обучающихся.

5. Составить выводы из результатов теоретического анализа.

Исследование проводилось в АНО ВО «Московский гуманитарный университет». В эксперименте принимали участие 16 обучающихся 3 курса, составляющих экспериментальную группу, возраст обучающихся от 19 до 20 лет.

Для проверки практической эффективности тестирования преподавателей для оценки качества их взаимодействия с обучающимися, проводимого с обучающимися экспериментальной группы, была выделена контрольная группа обучающихся 3 курса, возраст обучающихся от 19 до 20 лет. Для диагностики особенностей взаимодействия педагогов и обучающихся была использована анкета «Мое восприятие педагогов и преподавателей», составленная по методике Коло-дяжной Т.П. Методика направлена на определение степени удовлетворенности обучающихся общением с преподавателями.

Также была использована методика «Выявления уровня эмпатических способностей», разработанная Бойко В.В., направленная на определение относительной выраженности стремления педагога к пониманию внутреннего состояния обучающихся, с целью определения уровня эмпатии педагогов и преподавателей.

Методика направлена на определение степени понимания обучающихся преподавателями.

Обработка данных производилась с помощью подсчета высокого, среднего и низкого уровня удовлетворенности обучающихся взаимодействием с педагогами и преподавателями вуза при помощи диагностических методик, с целью выявления уровня эмпатии педагогических работников, а также стремления преподавателя к пониманию внутреннего состояния обучающихся.

Исследование проводилось на протяжении двух месяцев (июнь - июль 2022/2023 уч.г.).

В июне 2023 г. осуществлено обследование обучающихся экспериментальной и контрольной групп на их восприятие преподавателей и удовлетворенность взаимодействием с преподавателями, результаты которого представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Сравнительный анализ качества восприятия и удовлетворенность взаимодействием обучающихся с преподавателями по двум методикам

Из данной диаграммы мы видим, что у 15% обучающихся экспериментальной и 12% обучающихся контрольной группы сформирован достаточно высокий уровень удовлетворенности взаимодействием с преподавателями. У 44% обучающихся экспериментальной группы и у 48% обучающихся контрольной группы идет процесс формирования определенного представления об удовлетворенности взаимодействием с преподавателями вуза. У 40% обучающихся экспериментальной и контрольной групп не сформировано четкое представление о качестве взаимодействия с преподавателями. Это является свидетельством того, что обучающихся более привлекает уровень эмпатии и культуры поведения педагогов, а не сам процесс обучение в вузе.

Результаты констатирующего этапа показывают: уровень удовлетворенности обучающихся качеством взаимодействия с педагогическими работниками в двух группах находится приблизительно на одинаковом уровне; необходимо проведения специально организованных мероприятий по формированию у преподавателей более приятного стиля поведения, с высоким уровнем эмпатии в педагогическом взаимодействии их с обучающимися экспериментальной группы.

Педагогическая культура есть мощное средство достижения высокой результативности педагогического груда и процесса самосовершенствования. Современная педагогика рассматривает её как определенную степень овладения человеком педагогическим опытом, как уровень совершенства его учебно-воспитательной деятельности и развития его личности как педагога. Педагогическая культура преподавателя является специфическим проявлением его общей культуры в условиях образовательного процесса. Она включает в себя культуру мышления и культуру духовно-нравственную, культуру методологическую и культуру деятельности, культуру поведения и культуру общения.

Эмпатия, эмпатийное поведение, эмпатийная культура исследуются уже

давно в педагогике. Существует целый ряд исследований о влиянии эмпатийных качеств на образовательный процесс. Последние исследования показывают, что педагогические работники с хорошо развитыми эмпатическими навыками стремятся не только создать более безопасную и мотивирующую среду и установить позитивные отношения с обучающимися, но и оказывать положительное влияние на успеваемость обучающихся своим сочувствием.

Как профессионально-личностное явление, педагогическая культура содержит в себе теоретико-методологические, духовно-нравственные, интеллектуальные, деятельностные, поведенческие и другие компоненты, к основным из которых следует отнести:

• педагогическая направленность (система специфических профессиональных отношений, взглядов и убеждений);

• психолого-педагогическая эрудиция;

• гармония развитых интеллектуальных и нравственных качеств;

• высокое педагогическое мастерство и организованность в повседневной деятельности;

• умение продуктивно сочетать учебно-воспитательную и научно- исследовательскую работу;

• совокупность профессионально важных личностных качеств педагога;

• педагогически целесообразное общение и поведение;

• постоянная устремленность к самосовершенствованию и др.

Отдельные компоненты педагогической культуры могут получать особую

окраску, демонстрируя тем самым индивидуальный облик каждого педагога. А это значит, что педагогическая культура наряду с общими для каждого преподавателя чертами несет в себе самобытные, индивидуально-неповторимые особенности, обусловленные структурой и содержанием его личности. В этом выражается отношение преподавателя к педагогической деятельности, понимание своей роли и своего места в ней, а также стиль общения и поведения. Вместе с тем педагогическая культура рассматривается не изолированно от других компонентов педагогической деятельности, а в качестве высшего этапа профессионального развития преподавателя.

Что же касается современных исследований в отечественной педагогике по проблеме формирования эмпатического поведения, то эмпатию преподаватели вырабатывают в структуре профессиональной самореализации педагогического работника, рассматривают причины, влияющие на развитие эмпатии, предлагают рекомендации по ее развитию коллегам. Отдельные ученые изучают эмпатию у преподавателей с разным стилем педагогической деятельности, работающих на разных ступенях высшего образования, обучающих представителей различных студенческих групп. Область исследований эмпатии и эмпатических навыков у преподавателей в условиях современных тенденций трансформации и цифрови-зации высшего образования в отечественной педагогике пока еще недостаточно сформирована.

Высокая педагогическая культура, как правило, предполагает и творческую индивидуальность, а иногда и смелость при защите своих идей. Педагогическому труду противопоказаны обыденность и серость. Если не развивается мысль, не обновляются теория и практика, обучение превращается в скучное, однообразное дело, теряет свою привлекательность.

Овладение высотами культуры, в том числе педагогической, - процесс довольно сложный и длительный, требующий от педагога не кратковременного взлета, а постоянного, на протяжении всей педагогической деятельности напряжения интеллектуальных, нравственных и волевых сил.

Кроме того, на современном этапе развития педагогической науки очень мало исследований, в которых формирование педагогической культуры преподавателей рассматривается во взаимосвязи с эмпатийной культурой или эмпатией в целом.

Ученые выдвигают гипотезу о том, что формирование культуры эмпатий-ного поведения педагогически работников в условиях современного образовательного процесса в вузе будет наиболее эффективным, если внедрить компьютерные интерактивные программы по формированию эмпатийного поведения и культуры. Активные интерактивные методы, где педагоги взаимодействуют непосредственно друг с другом, импровизируют, принимают на себя различные социальные роли обучающихся, также эффективны применительно к формированию культуры эмпатийного поведения.

Педагогическая практика свидетельствует, что повышение своей педагогической культуры преподаватели связывают с развитием таких личностных качеств, как:

- специальные профессионально-педагогические (педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт и др.);

- психологические (эмпатия, эмоциональность, открытость, терпимость, развитость интуиции, стрессоустойчивость, оптимизм и др.);

- интеллектуальные (аналитичность, рефлексивность, креативность, критичность, целостность, системность мышления и др.);

- поведенческие (коммуникабельность, инициативность, ответственность, обязательность, способность руководить и подчиняться и др.).

Самосовершенствование — сложная, многогранная работа, требующая не кратковременного, а постоянного, на протяжении всей педагогической деятельности, напряжения интеллектуальных, нравственных и физических сил преподавателя.

Дальнейшая деятельность по формированию педагогической культуры и культуры эмпатийного поведения педагогических работников в условиях постоянно изменяющегося образовательного пространства может осуществляться по следующим направлениям: создание виртуальной среды по формированию эм-патийной культуры будущих и практикующих преподавателей, разработка компьютерной интерактивной программы по формированию эмпатических навыков,

разработка компьютерной диагностики для оценки степени сформированности эмпатии, толерантности, эмоциональной устойчивости будущих педагогических работников.

В процессе решения задач эмпирического исследования проведена диагностика экспериментальной и контрольной группы обучающихся из числа обучающихся МосГУ на предмет определения качества восприятия педагогов и преподавателей обучающимися, а также на предмет определения уровня эмпатии педагогов и преподавателей.

Для выполнения исследования были использованы следующие методики: методика, направленная на определение степени удовлетворенности обучающихся общением с преподавателями; методика, направленная на определение степени понимания обучающихся преподавателями.

Проведен сравнительный анализ качества восприятия и удовлетворенность взаимодействием обучающихся с преподавателями по двум методикам. Сопоставлены результаты констатирующего и формирующего эксперимента на предмет определения уровня удовлетворенности обучающихся качеством взаимодействия с педагогическими работниками в двух группах; сделан вывод о том, что необходимо проведение специально организованных мероприятий по формированию у преподавателей более приятного стиля поведения, с высоким уровнем эмпатии в педагогическом взаимодействии их с обучающимися экспериментальной группы.

Учебная деятельность обучающихся в высшем учебном заведении - это лишь одна из сторон целостного профессионального и личностного формирования человека. Учебная деятельность обучающихся понимается, как целенаправленный, регламентированный планами и программами, управляемый процесс усвоения знаний, умений и навыков, развития и становления личности обучающегося. В процессе учебной деятельности обучающийся выступает в качестве её субъекта, т.е. носителя предметно-практической активности и познания. Огромную роль на него оказывают педагоги, именно от их взаимодействия зависит каким обучающийся выйдет из стен университета и какой клад знаний будет у него в голове. Но не стоит и отрицать, что не только педагоги, но и сами обучающиеся оказывают влияние на процесс обучения. От них зависит, какой будет подход педагога к обучаемой группе в целом и к каждому из обучающихся по отдельности.

Основная задача педагога и обучающегося найти «золотую» оптимальную для них середину, при которой их взаимодействие будет намного успешнее и плодотворнее.

Необходимость искать компромисс, идти на контакт, быть лояльнее, входить в положения и ситуации друг друга является необходимым требованием к слаженному взаимодействию, четкому видению возможных проблем и решению их.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бойко В.В., Маркин Л.В. (1982) Поэтапный процесс формирования эффективности лекции. Л.: Знание, 16 с.

Бойко В.В. (2001) Правила эмоционального поведения. СПб.: Сударыня, 86 с.

Бойко В.В. (2008) Психоэнергетика: [источники психической энергии, эмоционально-энергетическое воздействие, психологический комфорт и защита, правила эмоционального поведения] Москва [и др.] : Питер, 409 с.

Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. (1983) Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 207 с.

Бойко В.В. (1996) Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 469 с.

Колодяжная Т.П. (2015) Зарождение идей личностно-ориентированного образования в педагогических системах Ж.-Ж. Руссо и Л. Н. Толстого. М.: Перо, 109 с.

Ясюкова Л.А. (2022) Методика Л.А. Ясюковой: методическое руководство, СПб, Госстандарт России, Иматон.

Ясюкова Л.А. (2020) Фрустрационный тест Розенцвейга: диагностика реакций в ситуациях конфликта: методическое руководство. СПб.: Иматон, 124 с.

Романова Анастасия Павловна, обучающаяся 3-го курса бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель - Юсупов В.З., доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 111395 Россия г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7(499) 374-74-59. Эл. адрес: pp.mosgu@mail.ru

Romanova Anastasia Pavlovna, a student of the 3rd year of the bachelor's degree in the field of "Psychological and pedagogical education" " of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor - Yusupov V.Z., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7(499) 374-74-59. Email: pp.mosgu@mail.ru

Для цитирования:

Романова А.П. Особенности восприятия студентами преподавателей ВУЗа в процессе обучения. 2023. № 4. С. 74-80. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.4.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.