Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА'

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
160
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДМЕТОВ / СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ / ПАТОЛОГИЯ СЛУХА / ХАРАКТЕРИСТИКА СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чикина Э.Р., Артищева Л.В.

Статья посвящена проблеме восприятия предметов дошкольников с нарушением слуха и специфика её проявления. Рассматриваются теоретические аспекты восприятия предметов дошкольников с нарушением слуха. Представлена общая характеристика особенностей нарушения восприятия предметов дошкольников с нарушением слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чикина Э.Р., Артищева Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF OBJECT PERCEPTION IN PRESCHOOL CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS

The article presents the characteristics of the perception of objects of preschool children with hearing impairment and the specifics of its manifestation. The article reflects the theoretical aspects of the perception of objects by preschool children with hearing impairment. A general characteristic of the features of impaired perception of objects in preschool children with hearing impairment is presented

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА»

УДК 376.3

Чикина Э.Р.

студентка Институт психологии и образования Казанский федеральный университет (г. Казань, Россия)

Артищева Л.В.

к.психол.н., доцент кафедры психологии и педагогики специального образования Институт психологии и образования Казанский федеральный университет (г. Казань, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Аннотация: статья посвящена проблеме восприятия предметов дошкольников с нарушением слуха и специфика её проявления. Рассматриваются теоретические аспекты восприятия предметов дошкольников с нарушением слуха. Представлена общая характеристика особенностей нарушения восприятия предметов дошкольников с нарушением слуха.

Ключевые слова: дети с нарушением слуха, восприятие предметов, сенсорное развитие, патология слуха, характеристика сенсорной системы детей с нарушением слуха.

Нарушения слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывают огромное влияние на дальнейшую жизнь ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов. Анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что

сенсорное развитие представляет собой формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве в результате этого у ребенка складывается полноценный образ предмета при познании окружающей действительности [3].

Наличие нарушений у дошкольников с нарушением слуха, вызывают трудности в восприятии и установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями окружающего мира, что негативно сказывается на становлении их общей познавательной деятельности [1]

Зрительное восприятие предметов детей с недостатками слуха развивается по тем же законам, что и восприятие слышащих, но специфика нарушения приводит к несвоевременному формированию межфункциональных взаимодействий (между восприятием и речью), а это, в свою очередь, отрицательно влияет на развитие одного из самых сложных свойств восприятия — осмысленности. Аналогичные нарушения можно обнаружить при анализе других видов восприятия. Те трудности, которые имеются у детей с нарушением слуха при восприятии предметов в необычных положениях, в контурных изображениях, в полной мере обнаруживаются и при восприятии картин. Дети с нарушениями слуха с трудом узнают изображенные предметы, если они частично заслонены другими, изменены по величине, форме и окраске по законам линейной и воздушной перспективы, если они имеют необходимую форму, когда изображается отдельный момент движения. Отмеченные затруднения обнаруживаются у детей с нарушениями слуха в большей мере, устойчивее и продолжительнее, чем у слышащих [2].

Не менее важное значение конструктивная деятельность имеет и для развития восприятия. У детей с нарушениями слуха наблюдается определённое своеобразие зрительного восприятия по сравнению со слышащими: они затрудняются в мыслительном расчленении воспринимаемых предметов, в установлении правильных отношений сложного целого и его частей, в различении формы, контура, в восприятии изображений на картинках.

Практическое изготовление различных окружающих нас предметов, изображений, формирование навыков конструирования предполагает членение объектов на части, подробный и многосторонний анализ и синтез. Всё это делает зрительное восприятие более тонким и дифференцированным [4].

Таким образом, дети с нарушениями слуха, не слыша окружающих звуков, хуже ориентируются в пространстве, не фиксируют внимание на отличительных свойствах предметов, позже начинают с ними действовать. Отсутствие полноценного общения со взрослыми, трудности руководства предметными действиями ребёнка задерживают развитие восприятия и деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абрамова Н. А. Актуальные проблемы сенсорного воспитания детей раннего возраста с нарушением слуха в службе ранней помощи [Текст] / Н. А. Абрамова, Э. Е. Федотова, А. Ю. Булдакова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 189-191.

2. Буханистова С. Е. Исследование сформированности сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха [Текст] / С. Е. Буханистова // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2016. - № 6 (80). - С. 53-60.

3. Ковригина Л. В. Закономерности формирования сенсорных эталонов у детей с нарушениями слуха [Текст] / Л. В. Ковригина // Развивающее образование в информационном пространстве выставки: материалы научно-практической конференции, Новосибирск, 23-24 марта 2019 года. -Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. - С. 96-98.

4. Медведева О. А. Физиологические особенности сенсорных систем детей периода второго детства с различной степенью нарушения слуха : специальность

03.03.01 «Физиология» : диссертация на соискание ученой степени кандидата биологических наук [Текст] / Медведева Олеся Андреевна. - Краснодар, 2017. -147 с.

Chikina E.R.

student

Institute of Psychology and Education Kazan Federal University (Kazan, Russia)

Artishcheva L.V.

PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Special Education Institute of Kazan Federal University (Kazan, Russia)

PECULIARITIES OF OBJECT PERCEPTION

IN PRESCHOOL CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS

Abstract: the article presents the characteristics of the perception of objects of preschool children with hearing impairment and the specifics of its manifestation. The article reflects the theoretical aspects of the perception of objects by preschool children with hearing impairment. A general characteristic of the features of impaired perception of objects in preschool children with hearing impairment is presented.

Keywords: children with hearing impairment, perception of objects, sensory development, hearing pathology, characteristics of the sensory system of children with hearing impairment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.