The importance of the process of the civil participation in local government is shown, the main characteristics of this phenomenon are analyzed. On the basis of sociological researches the forms, conditions and problems of the citizens' participation in the local government are determined.
Key words: local government, civil society, civil participation, forms of civil participation, practices of civil participation.
Gogoleva Elena Nikolaevna, candidate of Sociological Sciences, associate professor, elenagog@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Samartseva Elena Igorevna, doctor of Historical Sciences, professor, esamartseva@rambler.ru , Russia, Tula, Tula State University.
УДК 32.019.5
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ КАТЕГОРИИ «ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ» СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ
А.А. Лаврикова, О.Е. Шумилова
На основе психографического анализа студенческих рисунков определяются особенности восприятия категории «политическое участие» данного молодежного сегмента, выявляются факторы, обусловливающие специфику интерпретации.
Ключевые слова: политическое участие, политическая компетентность, вовлеченность в политический процесс, политические представления.
Достаточно часто при изучении политического участия исследователи сталкиваются с проблемой закрытости, ухода рядовых граждан от обсуждения личного опыта политического участия, стремления продемонстрировать социально одобряемую модель поведения с точки зрения представителей референтной группы, что не всегда отражает реальное отношение к повестке дня. Преодолеть возникающие барьеры взаимодействия позволяют проективные методики, призванные посредством стимулирования творческой активности выявить политические представления респондента. Авторским коллективом была адаптирована процедура психографической интерпретации рисунков - область научного исследования и практического приложения знаний, образованная на пересечении анализа экспрессивного поведения человека, графических методов изучения личности и проективной психодиагностики [1, с. 85]. Как правило, анализ рисунков осуществляется по нескольким параметрам. Настоящее исследование базировалось на следующих: содержательное наполнение, соответствие вербального и визуального рядов, эмоциональная нагруженность, пропорции, динамика, полнота / законченность изображения, цветовая гамма.
Эмпирическим объектом исследования выступала студенческая молодежь, включающая представителей гуманитарных и негуманитарных специальностей. В процессе исследования студентам необходимо было
предложить ассоциативный ряд, возникающий при упоминании категории «политическое участие», а также представить его графически. В распоряжении респондентов имелись лист бумаги формата А3, цветные карандаши, фломастеры, ластик.
Полученный анализ позволил выявить некоторые особенности восприятия рассматриваемого явления. Уровень политической компетентности выступает определяющим фактором политических представлений. Так, рисунки выпускников, обучавшихся по специальности «Политология», отличает целостность и продуманность, наличие сюжетной линии.
В первом случае данная специфика находит отражение в центральной части композиции (фигуры, символизирующие общество и власть пожимают друг другу руку) и лозунге: «Участвуй! Действуй! Побеждай!», имеющем отношение к представителям как массовых, так и элитных групп.
При этом каждая составляющая лозунга несет конкретную смысловую нагрузку:
- категория «Участвуй!» предполагает активную позицию населения, направленную на изменение существующей политической системы: митинг / пикет протестного характера (лозунги «Мы против коррупции!», «За честные выборы!», «Долой жуликов и воров!», «Против всех!») и акт голосования протестного характера (бюллетень с указанием позиции «Против всех»);
- категория «Действуй!» сопровождается изображением диалоговой формы взаимодействия между властью и обществом, хотя в избирательном бюллетене упоминаются отдельные политические фигуры, в целом власть не персонифицирована;
- категория «Побеждай!» ассоциируется с переходом от неортодоксальных к ортодоксальным формам взаимодействия общества и власти, к таким, как участие во встречах с политическими лидерами и подготовка обращений в органы власти.
Несмотря на то, что авторы желали бы видеть партнерские отношения в системе «власть - общество», о чем свидетельствует одинаковый размер фигур, олицетворяющих и то и другое, позитивный настрой в отношении друг к другу, наличие символа монархической власти («корона»), российского флага как элемента одежды указывает на асимметричный характер отношений в современной России.
Обращает на себя внимание высокая частота упоминания позиции «Графа «Против всех» (3 случая), что является следствием, с одной стороны, озабоченности авторов реформами избирательной системы, в частности отменой обозначенной графы, а с другой, их ориентации на использование данного инструмента в качестве конвенционального способа выражения недовольства существующей властью.
Прорисованность элементов в едином стиле указывает на равнозначность рассматриваемых форм политического участия в сознании группы. Рисунок симметричен, гармоничен, лист заполнен равномерно, преобладают теплые тона спектра, что может быть интерпретировано как адекватная оценка личных знаний и уверенность в собственном потенциале политического участия.
Полное совпадение (5 из 5) текстовой и визуальной частей рисунка с большей дифференциацией отдельных элементов (+3) подтверждает обозначенный выше вывод.
Во втором случае единство сюжета обеспечивает наличие названия («Приключение Электоратика») и изображение главного героя (Электоратика), перед которым стоит вопрос относительно способов политического участия. Обращает на себя внимание детализация образа героя: прорисованность лица, элементов одежды; последнее обеспечивает его узнаваемость среди других участников политического процесса. В момент выбора герой прибывает в мажорном настроении, о чем свидетельствует мимика (улыбка) и открытая поза. Вместе с тем, в процессе обращения к различным способам политического участия (обсуждение в интернет-форумах, обращение в администрацию, митинг, выборы, абсентеизм) герой обезличивается, что указывает на неопределенность позиции авторов по отношению к результатам политической вовлеченности. Отмечено противоречие в восприятии объекта исследования: с одной стороны, подчеркивается значимость выборов (указание на электоральный процесс в четырех сюжетных линиях из пяти, в имени главного героя, наличие электоральной символики (урна для голосования, бюллетень с красной «галкой» в поле выбора), восклицательного знака при упоминании категории в вербальном ряду), с другой, присутствуют признаки, указывающие на ограниченные перспективы данной формы политического действия, и предпочтительный уход. Сюжетная линия, олицетворяющая выборы, представлена в левом нижнем углу рисунка в черно-белой гамме, участники голосования обезличены, схематизированы, действуют по принуждению (о чем свидетельствуют кандалы) и воспринимают данный процесс как ошибку («Error»), абсентеизм (правый нижний угол, полный спектр цветов) интерпретируется как финальный этап путешествия Электоратика (дорога), носящий позитивный характер (солнце), предполагающий альтернативы политической активности (работа, дом, друзья и др.). Неэлекторальные формы активности несут в себе протестную составляющую (лозунг на митинге «ЗА честные выборы!», негативно наполненные штампы против власти, используемые в сети Интернет, обращение в органы власти, в форме петиций, традиционно трактуемое как выражение недовольства).
Используемая цветовая гамма в рисунке, в частности в изображении главного героя, позволяет сделать вывод, что политика входит в зону комфорта участников исследования (зеленый цвет) при условии возможности демонстративного поведения и проявления лидерских позиций (розовый и оранжевый цвета), в случае, если такая модель невозможна (процедура голосования), главный герой исключается из процесса.
Анализ вербального и визуального ассоциативных рядов, предложенных студентами старших курсов направления подготовки «Политология», позволил авторскому коллективу прийти к выводу, что интерпретация политического участия основана преимущественно на протестной составляющей (три сюжета из пяти). При этом представителей данной группы отличает асимметричность восприятия категории (имеющиеся знания не носят системного характера,
ситуативны, в некоторой степени локализованы актуальной повесткой дня). Так, визуализируя категорию гражданское общество, участники исследования прибегли к аллегории закрытой двери, изображенной в желто-коричневых тонах, что свидетельствует о пессимизме относительно уровня развития гражданских инициатив, степени респонсивности властных структур, а также о высоком уровне напряженности в системе взаимодействия «власть -общество». Последнее подтверждает введение дополнительной горизонтальной линии и электрической розетки. Также негативный контекст прослеживается при графической интерпретации понятия лоббизм, воспринимаемого с позиции коррупционных практик: процедура взаимодействия представителей общественности (лоббист) и государственных структур строится на основе передачи крупной взятки (изображение взятки - мешка с деньгами -отцентрировано, занимает треть площади сюжета, значительно превышает размеры субъектов взаимодействия). Протестная активность представлена в виде несанкционированного митинга (один из участников лишен свободы) с лозунгами «Долой власть», «Хватит этого», «Против», «Мы за Навального». Однако участники акции изображены схематично и лишены права голоса (отсутствие ртов), что свидетельствует об их низкой субъектности. Сюжеты двух традиционных форм политического участия - выборы и партийная деятельность - символичны, при этом позитивно наполненной является последняя (используется символ солнца). Из всего партийного спектра авторы выделяют «Единую Россию», на что указывает аббривиатура, размер (более, чем в два раза превышает остальные) и цвет (соответствует цвету солнца) образа партии. Следует отметить, что участники исследования обладают достаточно высоким уровнем знания об описываемом объекте (сюжеты равномерно распределены и занимают всю площадь листа), и испытывают значительную эмоциональную напряженность (чрезмерная яркость, резкая контрастность используемых цветовых сочетаний).
Отсутствие системности политических представлений может находить отражение в шаблонности, безэмоциональности восприятия категории «политическое участие», о чем свидетельствует анализ второго рисунка студентов из числа данного сегмента. Эмоции присутствуют лишь в двух случаях (протест и абсентеизм) и имеют негативную направленность. Использование ломаных линий в мимике указывает на доминирование раздражения в психологическом состоянии авторов. Определенная детализация стереотипного характера (наличие избирательной урны с гербом, избирательного бюллетеня с «галкой» выбора) присутствует в сюжете «выборы», что обусловлено массовизацией сознания. Особого внимания заслуживает сюжет «борьба за власть»: власть обозначена посредством российского флага, т.е. рассматривается как господство над соответствующей территорией, политическая принадлежность акторов, вступающих в борьбу за власть не определена. Такая форма политического участия, как лоббистская деятельность, носит для авторов рисунка весьма абстрактный характер, вместе с тем, не сопряжена с негативными эмоциями, не отождествляется с
коррупционными практиками (как было отмечено выше), а воспринимается как продвижение интереса.
Такие черты, как фрагментарность, ситуативность, стереотипность, в большей степени характерны для представителей младших курсов гуманитарных специальностей. При этом существует некоторая дифференциация подходов к интерпретации, связанная с наличием / отсутствием единого сюжета. Объединяющей идеей одного из рисунков является трактовка политического участия через лозунг «Оставь свой след в жизни страны», реализация которого хотя и подразумевает различные формы (голосование, митинг, дебаты, участие в партии, участие в мировой политике), имеет электоральную базу. Концептуальной основой рисунка выступает прозрачная урна для голосования, наполненная бюллетенями, часть из которых отражает предлагаемые варианты политического участия. Излишняя схематичность изображения, отсутствие детализации подчеркивает отстраненность участников исследования от политической жизни. Эмоциональную нагруженность имеет только электоральный процесс, цветовая гамма сюжетной линии (доминирование оранжевого цвета) свидетельствует, что лишь голосование дает возможность оказать личное влияние на политический процесс, в отличие от участия в митинге, партийной деятельности и т.д. Кроме того, поле политики расширяется до глобальных отношений. Следует отметить, что авторы рисунка имеют определенные политические знания, позволяющие наполнить изображения указаниями на активных субъектов политического процесса (Путин, ЛДПР). Вместе с тем, партийная деятельность не ограничивается функционированием традиционно указываемой партии власти.
Сочетание фиолетового и голубого цветов свидетельствует об определенной идеализации сферы политики, причем напряжение испытываемое участниками (фиолетовый цвет, используемый при написании лозунга, изображении участников митинга) интуитивно снимается голубыми включениями (идейно объединяющая рисунок урна для голосования, плакаты на митинге, земной шар, написание названия партии).
Второй подход характеризуется отсутствием стремления выявить онтологическую сущность явления. Примером выступает рисунок, включающий пять идейно не связанных друг с другом элементов. Так, в ассоциативном ряду предложены результаты политического участия («Открытый регион 71», «Детская площадка - подарок Груздева»), формы участия (выборы, митинги, пикеты) и субъекты (оппозиция, бабушка). При этом наиболее понятными с точки зрения выбора категории для авторов рисунка являются позиции «Открытый регион 71» и выборы, поскольку содержат пояснения («Возможность народа участвовать в политической жизни Тульской области, возможность входить в народную комиссию, становиться экспертом и влиять на развитие своего региона», «Возможность политического участия в выборе руководства страны, принимать решения и влиять на состав руководящих должностей»). Используемая цветовая гамма (розовый, голубой, салатовый, желтый), а также способ изображения объектов свидетельствуют,
скорее, об инфантильном восприятии политической действительности. Сделанный вывод подтверждается смещением изображения в правую верхнюю часть листа, где расположен рисунок «Детская площадка - подарок Груздева», трактуемый как псевдоучастие, так как упоминаемый политический субъект является представителем региональных органов власти (Губернатор Тульской области В. С. Груздев). Вместе с тем, характер предлагаемых лозунгов («Мы свободные люди», «Россия сила», «Подарок Груздева!!!», «ЖКХ работай»), а также мимика персонажей отражают позитивную направленность мнений по поводу перспектив политического участия исследуемой группы. Личная политическая субъектность сопряжена с электоральным процессом, так как графически детализирована модель совершаемых действий, присутствуют символы любви (сердце), электорального процесса (избирательная урна, бюллетень с «галкой» выбора). Наличие дополнительного элемента (российского флага) позволяет сделать вывод, что политическая активность рассматривается локально, с точки зрения национального контекста.
Сравнительный анализ рисунков студентов младших курсов гуманитарных и негуманитарных специальностей позволил сделать вывод относительно схожести подходов к интерпретации категории «политическое участие», что обусловлено аналогичным уровнем базовой подготовки, полученным в средней школе, а также общностью траекторий процесса обучения на первом - втором курсах вне зависимости от специализации. Вместе с тем, для ряда участников исследований из числа студентов технических специальностей типично состояние дискомфорта при выполнении задания, о чем свидетельствуют использование преимущественно черно-белой гаммы, техника изображения, неоднократное стирание. Также обращает на себя внимание отсутствие актуального дискурса; временная ориентация большинства изображений: настоящее - прошлое, настоящее - настоящее.
При толковании одного из изображений студентов технических специальностей политического участия прочитывается модель политической системы, предложенная Д. Истоном: в качестве так называемого «черного ящика» выступает государство (на что указывает герб), функционирование которого авторами не детализируется, обратная связь - протестные действия граждан с участием представителя законодательной власти. При этом первый элемент излишне схематичен, эмоционально-нейтрален, расположен по центру, занимает 2/3 листа, второй носит протестно-агрессивный характер, детализирован, локализован на нижней трети. Таким образом, представления о профессиональной политической деятельности ограничиваются лишь выступлениями депутатов, в то время как непрофессиональная составляющая является более когнитивно наполненной, связанной с протестной активностью. Последнее подтверждается совпадением вербального и визуального рядов лишь в одном элементе - несанкционированный митинг. Учитывая, что участники исследования в качестве одной из составляющих политического участия в текстовой части выделяют легитимность, визуализация отражает обратный процесс - делегитимацию власти. Рисунок характеризуется негативной нагруженностью, что проявляется в изображаемых элементах, монохромной
палитре. Авторы указывают наиболее активных участников протестных действий - социально незащищенные слои населения (инвалиды и дети), представители среднего класса («белые воротнички»), депутаты, - детализируя их. Отсутствие лозунгов на плакатах свидетельствует о фоновом социально-политическом недовольстве среди представителей выделенной категории, характеризуя их как возможный объект для авторитарной политической мобилизации.
Треть площади листа второго рисунка занимает изображение Конституции РФ, что подчеркивает ориентацию авторов на преимущественно легальные формы политического участия, при этом политическая активность не выходит за пределы электорального поля и носит разовый характер. Выполнение символа выборов (урны для голосования) в стилистике Конституции свидетельствует о приоритетности обозначенной формы. Корректность данного вывода подтверждает наличие второго сюжета по данной тематике. Сама процедура (агитация) для авторов рисунка носит позитивно окрашенный характер (мимика участников), вместе с тем, наиболее детализированным персонажем оказывается кандидат. Вопреки стереотипному восприятию митинга как формы выражения протеста участники исследования не наполняют лозунги политическим содержанием. В рисунке введен новый сюжет: вымышленный герой призывает принять участие в политической жизни. Однако выполнение наброска в карандаше, отсутствие идентификационных признаков героя, его изолированность от других сюжетов позволяет сделать вывод о низком уровне самооценки политической компетентности, а также о начальном этапе политической отчужденности.
Авторы третьего рисунка предлагают пять концептуально необъединенных сюжетов, раскрывающих сущность политического участия и полностью совпадающих с вербальными ассоциациями по поводу исследуемого объекта - «Единая Россия», выборы, профсоюз, дебаты, агитация. При этом используемая цветовая гамма свидетельствует об идеализации некоторых вариантов политических действий. Так, наличие голубого и зеленого цветов в образах агитатора на массовом мероприятии и избирателя возле урны для голосования, преобладание голубого в рисунках, символизирующих ПП «Единая Россия» и деятельность профсоюза, переводят обозначенные формы политического участия в зону комфорта; в то время как монохромное изображение политических дебатов и объектов воздействия агитатора позволяет отнести их к числу отвергаемых. Отдельного внимания заслуживает анализ наиболее детализированного сюжета, олицетворяющего партию власти, - изображение медведя в красных сапогах, тельняшке, держащего в поднятых лапах флаг России и традиционный русский музыкальный инструмент -балалайку. Обращение к узнаваемым атрибутам Российской Федерации, их прорисованность свидетельствуют об ограниченности представлений о дифференциации партийного спектра и, как следствие, об оценке перспективности политического участия (поднятые лапы медведя, символизирующие демонстрацию силы, красный цвет сапог) посредством участия в деятельности партии «Единая Россия».
Политическое участие авторами четвертого рисунка воспринимается в большей степени через отношения представительства (политические деятели, выборы, агитация, принятие законов, избирательное право). При этом сильный нажим выполнения рисунков, отрывистость линий, их множественность свидетельствуют о психологическом напряжении, имеющем выход через агрессивность и тревожность. Само поле политики воспринимается посредством тоталитарных лидеров прошлого, к числу которых относится И.Сталин (детализированное изображение бюста занимает треть листа), Гитлер (изображение оратора с характерным жестом поднятой вверх руки), что свидетельствует о ретроспективном, неактуализированном восприятии политической жизни. При этом идентификации не поддаются изображения участников предвыборной агитации и избирателя. Данное обстоятельство указывает на значимость для авторов рисунка проблемы «лидер и массы». Использование символики в рисунке носит достаточно условный характер: с одной стороны, в сюжете выборы применяются основные атрибуты голосования (избирательная урна, избирательный бюллетень, российский флаг), с другой, цветовое решение при их выполнении указывает на их второстепенность.
Таким образом, результаты исследования показали, что политическое участие студентами воспринимается преимущественно как институциональное. Системообразующее значение для политической вовлеченности имеет электоральный процесс, а также причастность к деятельности политической партии «Едина Россиия». Расширение поля представления за счет включения элементов, не относящихся к анализируемой категории характерно для обучающихся младших курсов, что, с одной стороны, связано с отсутствием соответствующих знаний, с другой, недостатком социального опыта. Зачастую политические представления последних отличаются противоречивостью.
Список литературы
1. Либин А. В. Либина А. В., Либин В. В. Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм. М.: Эксмо, 2008. 368 с.
2. Политическое участие как фактор урегулирования конфликтов в системе «власть - общество» в условиях трансформации современной России / И.А. Батанина, Ю.Б. Киняшева, А.А. Лаврикова, О.Е. Шумилова. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 248 с.
Лаврикова Анастасия Александровна, канд. полит. наук, доц., elav@ mail.rH, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Шумилова Ольга Евгеньевна, канд. полит. наук, доц, HelgaSh80@mail.rH, Россия, Тула, Тульский государственный университет
THE PECULIARITIES OF THE UNIVERSITY STUDENTS' PERCEPTION OF THE "POLITICAL PARTICIPATION" CATEGORY
Lavrikova A.A., Shumilova O.E.
Based on the psyco-graphical analysis of the students' paintings the peculiarities of their perception of the category "political participation" are defined. The factors which determine the specificity of interpretation are singled out.
Key words: political participation, political competence, involvement in the political process, political views.
Lavrikova Anastasiya Alexandrovna, candidate of political science, docent, elav@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Shumilova Olga Evgenievna, candidate of political science, docent, HelgaSh80@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 321.8
ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
А.В. Сычева, Т.В. Толстухина
Охарактеризован институт добровольчества и его роль в развитии гражданского общества. Доказано, что институционализация добровольчества является важным условием становления гражданского общества в современной России.
Ключевые слова: добровольческое движение, доброволец, молодежное добровольчество, гражданское общество.
Становление в России гражданского общества и совершенствование системы государственного управления приводит к необходимости повышения роли добровольчества в российском обществе. Утверждение базируется на анализе современных международных исследований и практического российского опыта, подтверждающих, что волонтерство играет ключевую роль в мобилизации общественной инициативы, служит эффективным инструментом объединения усилий институтов гражданского общества и органов государственной власти в решении социальных проблем[1].
Применяя институциональный подход к определению добровольчества, мы рассматриваем его как институт гражданского общества, базирующийся на принципах целостности, органической солидарности, сочетании объективного и субъективного и включающий в свою структуру: волонтерские общности различных организационных форм; волонтерские практики как социальное взаимодействие их национальных и интернациональных проявлений; социальные, экономические, политические и культурные ресурсы; легитимные нормы и правила волонтерской деятельности на основе общечеловеческих и гуманистических ценностей; традиции и образцы поведения добровольцев. Целью института добровольчества является содействие эффективной реализации социальной политики, направленной на различные социальные группы общества, сбалансированное социальное и экономическое развитие