Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНСТИТУТА АВТОРСКОГО ПРАВА В МЕДИАСРЕДЕ'

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНСТИТУТА АВТОРСКОГО ПРАВА В МЕДИАСРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
404
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / АВТОР / АВТОРСКОЕ ПРАВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИСТОРИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА / ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стрыгина Ольга Александровна

Рассматривается психологический аспект реализации авторских прав в медиасреде. Выявление особенностей восприятия института авторства в ракурсе истории и современности позволяет констатировать существование противоречий между интересом авторов и желанием аудитории получить знания. Анализ мотивов совершения правонарушений проводится на примере законодательного регулирования авторских прав в журналистике и литературе в разные исторические периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PERCEPTION OF THE COPYRIGHT INSTITUTE IN A MEDIA ENVIRONMENT

The mechanism of copyright implementation in the media environment from the point of view of psychology is considered in this article. The identification of the peculiarities of the perception of the institute of copyright in the historical aspect and modernity allows us to determine the existence of contradictions between the interest of authors and the desire of the audience to gain knowledge. The experience of Switzerland is given as an example of special legislation in the field of copyright. A separate part of the work is devoted to the ethics of a journalist as an important criterion of professionalism. The author speaks about the influence of mass media on the legal culture of society, and also writes that the reader often becomes the author himself, broadcasting the information received in the modern world. Based on the studied material, it is concluded that journalists, authors and users should be guided not only by the current norms of the law, but also by the generally accepted rules of ethics and morality in order to find a balance between personal benefit and the public good.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНСТИТУТА АВТОРСКОГО ПРАВА В МЕДИАСРЕДЕ»

Znak: ргоЫешпое ро1е mediaobrazovanija. 2021. № 4 (42)

УДК 070

DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10421

О. А. Стрыгина

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Тамбов

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНСТИТУТА АВТОРСКОГО ПРАВА В МЕДИАСРЕДЕ

Рассматривается психологический аспект реализации авторских прав в медиасреде. Выявление особенностей восприятия института авторства в ракурсе истории и современности позволяет констатировать существование противоречий между интересом авторов и желанием аудитории получить знания. Анализ мотивов совершения правонарушений проводится на примере законодательного регулирования авторских прав в журналистике и литературе в разные исторические периоды.

Ключевые слова: журналистика, автор, авторское право, интеллектуальная собственность, история авторского права, произведение.

На протяжении существования института авторского права возникали противоречия между пользователями и правообладателями. С одной стороны, авторы в стремлении защитить свои законные интересы, применяли возможные механизмы как государственного, так и самостоятельного регулирования. С другой - интерес аудитории к новой информации, знаниям, а иногда и желание личной выгоды, приводили к плагиату.

Междисциплинарный характер института авторского права сделал его предметом многочисленных исследований в сфере журналистики. Для данной работы наиболее релевантными стали труды по истории развития авторского права в Российской Федерации и зарубежных странах М. М. Карелиной и Н. В. Бузовой [4], рассуждения Е. М. Полянской и В. Д. Кадовбенко о необходимости реформирования института авторского права на основе норм международного права [9] и Т. С. Яковой об уникальном швейцарском опыте законодательного регулирования прав авторов и пользователей [15]; исследование авторства результатов интеллектуальной деятельности К. К. Рамазановой [11], изучение отставания законодательства в области защиты авторских прав по сравнению с техническим прогрессом, представленное в работе Р. Ш. Рахматулиной [12]. Однако аспект взаимосвязи восприятия авторского права и характеристик личности в медиасреде остается малоизученным.

Целью работы является исследование психологических особенностей восприятия авторского права в медиасреде. Об актуальности темы говорят данные, представленные Торговым представительством США в Специальном отчете 301 о нарушении интеллектуальных прав в мире [16]. В 2021 году среди наиболее значимых вопросов выделяются проблемы защиты информации в онлайн-среде, высокого уровня интернет-пиратства. По данным отчета, ситуация в области защиты интеллектуальной собственности в России не соответствует мировым стандартам: недостаточное количество компетентных кадров, пробелы в законодательстве делают систему малоэффективной. Кроме России в списке наблюдения значатся те же страны, что и в прошлом году: Аргентина, Чили, Китай, Индия, Индонезия, Саудовская Аравия, Украина, Венесуэла. Как отмечают авторы отчета, позитивные тенденции по улучшению условий для защиты и обеспечения прав автора прослеживаются в Алжире. Это объясняется сотрудничеством государства с Всемирной организацией интеллектуальной собственности, профессиональной подготовкой и переподготовкой сотрудников правоохранительных и таможенных органов. Данные отчета свидетельствуют, что существенное влияние на ситуацию в сфере охраны интеллектуальной деятельности оказывает информационное развитие общества той или иной страны, система государственного регулирования.

С психологической точки зрения в вопросе собственности рассматриваются два аспекта: личная выгода и общественное благо. Человек по своей природе стремится к достижению прибыли, что

мотивирует его на совершение некоторых поступков, определению жизненных целей. С понятием собственности граничит и понятие потребления: одни производят информацию, товары или услуги, другие - пользуются ими, то есть становятся потребителями.

Тема потребления рассматривалась многими научными исследователями. Так, Е. А. Привалова [10] выделяет познавательные процессы (ощущения, воображение, речь и другие) и свойства личности (например, характер, ценности, привычки) как основные группы психологических факторов, которые влияют на потребительское поведение человека. А. В. Овруцкий в своем научном труде рассматривает потребление как функцию культуры. Автор, анализируя концепцию американского антрополога Маккракена, отмечает, что «потребление есть способ трансляции и получения определенных культурных традиций, ритуалов и значений» [7. С. 221]. Медиапотребление современности характеризуется такими тенденциями как мультимедийность, увеличение скорости производства и передачи информации, сохранение особой роли сетевых медиа, персонализация тем и фактчекинг. Особую актуальность эти тенденции приобрели в связи с пандемией коронавируса: в период самоизоляции сетевые СМИ стали одним из основных источников информации, что потребовало особой подготовки и проверки сведений.

В медиасреде вопросы реализации авторских прав также связаны с теорией потребления и личной выгоды. Журналист, создавая материал, выполняет свои профессиональные обязанности по трудовому договору, за что получает материальное вознаграждение в виде заработной платы, а кроме того, личное удовлетворение и общественное признание. Аудитория, читая опубликованный текст, воспринимает информацию и получает новые знания. Дальнейшее использование авторского контента пользователем может быть как законным, с соблюдением необходимых правил цитирования, например, в научных или учебных целях, так и незаконным.

По общему правилу страны, являющиеся участниками Бернской конвенции, признают действие общих принципов международного авторского права. Выделяются охраняемые произведения, критерии для предоставления охраны и сроки, гарантированные права. Национальное законодательство в области защиты интеллектуальной собственности во многих государствах предоставляет авторам и правообладателям больше прав, чем пользователям. Так научные труды, материалы средств массовой информации, в том числе сетевых, имеют строгие правила цитирования, а свободное распространение произведения допускается лишь в исключительных случаях. В период информационной трансформации общества, когда скорость обмена данными возрастает ежедневно, а клиповое мышление перестает быть феноменом, возникают противоречия между защитой авторских прав и необходимостью беспрепятственно получать информацию. Уникальным в данном отношении является опыт Швейцарии: в 2011 году правительство страны постановило считать допустимым бесплатное копирование информации в интернете. Исследователи установили, что потребление пиратского контента не сказывается на финансовой составляющей фирм-правообладателей.

В современных реалиях человек, с одной стороны, имеет необходимые технологические ресурсы для поиска и распространения информации, а с другой - ограничен действующими законодательными нормами. Нарушение авторских прав все чаще происходит в Сети и объясняется не столько желанием получить материальную выгоду, сколько стремлением развить свой культурно-информационный уровень знаний. На протяжении многовековой истории психологические и социальные факторы оказывали существенное влияние на отношение людей к авторскому праву. В Средние века авторы не преследовали личных целей, они считали себя лишь проводниками божественного знания. В 1525 году Мартин Лютер призывает книгопечатников путем проповеди «не грабить и не красть произведений своих ближних» [3. С. 115]. В XVIII веке в Англии был принят первый полноценный закон об авторских правах - Статут королевы Анны. Документ значительно изменял правовое положение авторов: вместо единоразовой продажи произведения издателю на бессрочное время предлагалась возможность сделки на 14 лет с повторной перепродажей на такой же срок [3. С. 120]. Издатели, предполагая упущенную выгоду, неоднократно обращались с требованием о непризнании действия Статута. Желание издателей получать выгоду было признано фактором, сдерживающим рост и развитие культуры в Англии. В США в 1773 году был принят Закон о поощрении литературы и таланта, что говорит о внешнем стимулировании авторов к активной творческой деятельности.

Znak: ргоЬ1ешпое ро1е шediaobrazovanija. 2021. № 4 (42)

Авторское право в Российской империи развивалось особым образом. В ХУШ веке появились монопольные привилегии на ремесла, мануфактуру и торговлю. Начало столетия ознаменовано одним из первых споров о правах на изобретение. Гереном и Елгундом были получены привилегии на винокуренный прибор. Вскоре выяснилось, что некий Сидоров использовал аналогичное устройство. Беспрецедентный случай стал причиной подготовки М.Сперанским по поручению императора Александра I докладной записки, а впоследствии и манифеста «О привилегиях на разные изобретения и открытия в ремеслах и художествах» [3. С. 130]. Документом устанавливалась процедура выдачи «привилегии» на изобретение, а также размер госпошлины. Законом в качестве основного критерия вводится положение о полезности изобретения для частных лиц, государства или общества. Дальнейшее развитие авторского права основано на беспрекословном следовании цензурному законодательству согласно «Положению о правах Сочинителей». Материальная выгода стала причиной обращения вдовы А. С. Пушкина с прошением о продлении срока действия авторских прав на его произведения.

Российская империя в подтверждение своего самобытного пути развития механизмов защиты авторского права долгое время не присоединялась к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, принятой в 1836 году. Причин было несколько: нежелание международного сотрудничества, стремление увеличить количество отечественных, а не зарубежных книг на рынке [3. С. 154]. Высокая конкуренция в сфере книгоиздания, иногда контрафактного, приводила к постоянному снижению цен на литературу, а затем и к банкротству предприятий. Прогрессивным с точки зрения законодательства в области авторского права для России стало подписание в 1911 году «Закона об авторском праве», в котором подробно излагались основные понятия, вводились термины «издательский договор», «исключительные права», рассматривались взаимоотношения различных профессиональных категорий.

В основу авторского права советского периода легла социалистическая идеология. Философия равноправия, всеобщей справедливости и лозунги строительства коммунизма привели к снижению срока действия авторских прав до двадцати пяти лет, а затем до пятнадцати после смерти автора. В советском учебном пособии «Авторское право» Б. С. Антимонов, Е. А. Флейшиц отмечают, что «советское право охраняет не только интересы лица, создавшего произведение, но и интересы общества, интересы народа, связанные с появлением и существованием полезных для социалистического общества произведений литературы, науки, искусства» [1. С.10]. На второй план уходит идея материального обогащения, личной выгоды, собственности, уступая место «сочувствию трудящимся». Авторы изучают тему взаимосвязи труда и творчества, акцентируя наличие подсознательного стимула к новаторству у каждого работника.

В вопросах соблюдения законодательства об авторском праве в современный период все чаще принято рассуждать о моральных и этических аспектах. О недопущении плагиата говорится в Кодексе профессиональной этики российского журналиста, а само учение этики предполагает следование морали и нравственности [8]. Некоторые исследовали отмечают, что трактовать однозначно термин «этичность» сложно. А. С. Маслов в диссертации «Корреляция правовых, этических и творческих аспектов деятельности журналистов (на примере реализации профессиональных стандартов в фотожурналистике)» рассуждает о полифоничности национальной культуры и необходимости выработки профессиональных стандартов, основанных на многолетнем мировом и отечественном опыте создания профессиональных кодексов [5]. Представляет интерес рассмотрение концепции «ответственной свободы» журналиста, то есть сочетание неограниченного процесса творчества с соблюдением этических и правовых норм. А. С. Маслов отмечает, что этический подход является одной из основополагающих категорий профессионализма журналиста. Подтверждением сказанного является работа Общественной коллегии по жалобам на прессу: организация рассматривает десятки заявлений о нарушении журналистами этических норм. Так, студенты факультета журналистики Московского государственного университета имени Ломоносова обратились с жалобой на телепрограмму НТВ «Международная пилорама». Эксперты Комиссии признали, что высказывания ведущих относительно внешнего вида послов иностранных государств-участников Саммита «Большой двадцатки» - недопустимы [6].

Безусловно, средства массовой информации формируют не только восприятие человеком отдельных аспектов юриспруденции, таких, как авторское право, но и в целом правовую

культуру общества. Авторскому праву посвящены отдельные курсы для студентов-журналистов высших учебных заведений, а тематические материалы для работников масс-медиа встречаются повсеместно. По инициативе Союза журналистов России в 2020 году создан Центр правовой поддержки журналистов, основной целью которого является как юридическая помощь, так и повышение правовой грамотности. О роли средств массовой информации как канала распространения правовой информации для объектов малого и среднего бизнеса говорит Е. А. Березина в диссертации «Правовая журналистика в системе средств массовой информации современной России (на материале газет «Ведомости», «Известия», «Коммерсантъ», «РБК Daily», «Российская бизнес-газета»). Автор отмечает, что «именно СМИ сегодня являются основным источником информирования граждан, в том числе в области права» [2. C. 7].

На восприятие института авторского права как важной части общественных отношений оказывает влияние освещение медиасообществом законодательной практики в области исследуемого вопроса. Широкий общественный резонанс вызвало решение суда об отмене регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы жителя Ульяновска за нарушение законодательства в области интеллектуальной собственности в агитматериалах. Об этом написали не только региональные, но и федеральные СМИ - сетевое издание «Ulpressa», сетевое издание «Vybor-Naroda.org», сетевое издание «Мозаика», «Коммерсантъ».

В формировании института авторского права в современный период развития информационного общества играет роль сближение гражданской и профессиональной журналистики. В диссертации «Гражданская журналистика в медиасистеме современной России» И. А. Трофимова отмечает, что автор и читатель могут меняться местами бесчисленное количество раз, что свидетельствует о расширении структуры медиасреды [14].

В разные исторические периоды к вопросу охраны авторских прав относились неодинаково. В стремлении прийти к балансу между защитой интересов пользователей и правообладателей государственные деятели совершенствовали систему законодательства, изучали прецеденты по теме. Психологический аспект вопроса как несколько столетий назад, так и в современный период, предполагает, с одной стороны, отстаивание права собственности, с другой - желание получить личную выгоду, общественное признание. Решающим фактором в практике охраны интеллектуальной собственности выступают не столько действующие нормативно-правовые акты, сколько свойства личности. Преднамеренное нарушение авторских прав предполагает наличие личного интереса, а непреднамеренное - недостаточный уровень эрудированности и образования, невнимательность. Активные медиапотребители сегодня сочетают в себе роли читателей и авторов, становятся просьюмерами. Меняется подход к институту авторского права - законодательная система некоторых стран, например, Швейцарии, адаптирована к условиям информационного общества и предполагает защиту не только авторов, но и пользователей контента.

Актуальными являются вопросы правового статуса продукта, созданного искусственным интеллектом. Согласно нормам российского законодательства, автором произведения науки, литературы и искусства является гражданин, творческим трудом которого оно создано [13]. Прослеживается явная необходимость изменения действующего законодательства в соответствии с общими тенденциями информационного развития.

Авторы, создавая произведение, должны руководствоваться общепринятыми правилами этики и морали, мыслить критично и проверять тезисы своих работ с точки зрения потенциального плагиата с использованием современных интернет-сервисов, признанных научным сообществом. Построение эффективной коммуникативной и научной деятельности не должно препятствовать удовлетворению интересов широких слоев аудитории, а нормативно-правовое регулирование авторских прав, в том числе реальная практика, обязаны базироваться на принципе соблюдения прав и законных интересов обеих категорий взаимоотношений в области охраны интеллектуальной собственности.

Список литературы

1. Антимонов, Б. С. Авторское право: учебник / Б. С. Антимонов, Е. А. Флейшиц. - Москва : Госюриздат, 1957. - 278 с. - Текст : непосредственный.

2. Березина, Е. А. Правовая журналистика в системе средств массовой информации современной России: на материале газет «Ведомости», «Известия», «Коммерсантъ», «РБК Daily», «Российская бизнес-газета» : специальность10.01.10 «Журналистика»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Березина Елена Анатольевна; Российский государственный гуманитарный университет. -Москва, 2015. - 30 с. : Библиогр.: с. 29-30. - Место защиты : Российский государственный гуманитарный университет. -Текст : непосредственный.

3. Близнец, И. А. Авторское право и смежные права: учебник / И. А. Близнец, К. Б. Леонтьев. - Москва: Проспект, 2015. - 452 с. - Текст : непосредственный.

4. Карелина, М. М. История формирования института авторского права/ М. М. Карелина, Н. В. Бузова. - Текст : непосредственный // Правосудие. - 2020. - Т. 2, № 4. - С. 153-175.

5. Маслов, А. С. Корреляция правовых, этических и творческих аспектов деятельности журналистов: на примере реализации профессиональных стандартов в фотожурналистике специальность 10.01.10 «Журналистика»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Маслов Алексей Сергеевич; Воронежский государственный университет. - Краснодар, 2013. - 25 с. - Кубанский государственный университет. - Текст : непосредственный.

6. Общественная коллегия по жалобам на прессу» : сайт. - URL: https://presscouncil.ru/ praktika/zhaloby-konegii/rassmotrennye-zhaloby/6299-zhaloba-na-teleprogrammu-mezhdunarodnaya-pilorama (дата обращения: 10.09.2021). - Текст : электронный.

7. Овруцкий, А. В. Потребление как функция культуры / А. В. Овруцкий. - Текст : непосредственный // Известия ИГЭА. Философия и методология (электронный научный журнал). - 2011. - № 5 (79). - С. 220-224.

8. Официальный портал «Кодекс» : сайт. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901854413 (дата обращения: 10.09.2021). - Текст: электронный.

9. Полянская, Е. М. История возникновения и развития авторского права / Е. М. Полянская,

B. Д. Кадовбенко. - Текст : непосредственный // Юридический вестник Самарского университета. - 2018. - № 4. - С. 115-122.

10. Привалова, Е. А. Современные представления о потреблении в психологии / Е. А. Привалова. - Текст : непосредственный // Современные исследования социальных проблем. -2016. - № 3-2 (59). - С. 302-307.

11. Рамазанова, К. К. Особенности функционирования авторского права в Российской Федерации / К. К. Рамазанова. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - № 3. - С. 67-70.

12. Рахматулина, Р. Ш. Источники авторского права в эпоху развития цифровых технологий / Р. Ш. Рахматулина. - Текст : непосредственный // Образование и право. - 2020. -№ 4. -

C. 303-309.

13. Справочная правовая система «Гарант» : сайт. - Обновляется в течение суток. -URL: https://base.garant.ru/10164072/7d7b9c31284350c257ca3649122f627b/ (дата обращения: 10.09.2021). - Текст: электронный.

14. Трофимова, И. А. Гражданская журналистика в медиасистеме современной России: специальность 10.01.10 «Журналистика» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Трофимова Ирина Александровна; Воронежский государственный университет. - Воронеж, 2021. - 30 с. - Воронежский государственный университет. - Текст : непосредственный.

15. Якова, Т. С. Авторское право в интернете: швейцарский опыт / Т. С. Якова. - Текст : электронный // Медиаскоп. - 2012. - № 4. - URL: http://www.mediascope.ru/node/1237 (дата обращения: 10.09.2021).

16. 2021 Special 301 Report // Office of the United States Trade Representative. - URL: https:// ustr.gov/sites/default/files/files/reports/2021/2021%20Special%20301%20Report%20(final).pdf (дата обращения: 10.09.2021). - Текст : электронный.

Знак: npoS^eMHoe no.ie MegHao6pa30BaHHH. 2021. № 4 (42)

FEATURES OF PERCEPTION OF THE COPYRIGHT INSTITUTE IN A MEDIA ENVIRONMENT

Strygina O. A., Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov,

Olechka_strygina@mail.ru

The mechanism of copyright implementation in the media environment from the point of view of psychology is considered in this article. The identification of the peculiarities of the perception of the institute of copyright in the historical aspect and modernity allows us to determine the existence of contradictions between the interest of authors and the desire of the audience to gain knowledge. The experience of Switzerland is given as an example of special legislation in the field ofcopyright. A separate part of the work is devoted to the ethics of a journalist as an important criterion ofprofessionalism. The author speaks about the influence of mass media on the legal culture of society, and also writes that the reader often becomes the author himself, broadcasting the information received in the modern world. Based on the studied material, it is concluded that journalists, authors and users should be guided not only by the current norms of the law, but also by the generally accepted rules of ethics and morality in order to find a balance between personal benefit and the public good.

Key words: journalism, author, copyright, intellectual property, history of copyright.

References

1. Antimonov, B. S. & Fleyshits, E. A. (1957). Avtorskoeparvo : uchebnik. [Copyright : textbook]. Moscow, Gosyurizdat. (in Russ.)

2. Berezina, E. A. (2015). Pravovaya zhurnalistika v sisteme sredstv massovoy informatsii sovremennoy Rossii : na material gazet «Vedomosti», «Izvestiya», «Kommersant», «RBK Daily», «Rossiyskaya biznes-gazeta [Legal journalism in the mass media system of modern Russia: based on the material of the newspapers «Vedomosti», «Izvestia», «Kommersant», «RBC Daily», «Russian Business Newspaper] : Abstract of Cand. of Philological Sciences Dissertation, Moscow, Russian State University for the Humanities. 30 p. (in Russ.)

3. Bliznets, I. A. & Leont'ev, K. B. (2015). Avtorskoepravo i smezhnyeprava: uchebnik [Copyright and patent : textbook ]. Moscow, Prospekt. (in Russ.)

4. Karelina, M. M. & Buzova, N. V. (2020). Istoriya formirovaniya institute avtorskogo prava [History of the formation of the institute of copyright]. Pravosudie. [Justice], 4, pp. 153-175. (in Russ.)

5. Maslov, A. S. (2013). Korrelyatsiyapravovykh, eticheskikh i tvorcheskikhaspektovdeyatel'nosti zhurnalistov : na primere realizatsii professional'nykh standartov v fotozhurnalistike [Correlation of legal, ethical and creative aspects of journalists activities: on the example of the implementation of professional standards in photojournalism] : Extended Abstract of Cand. Of Philological Sciences Dissertation, Krasnodar, Voronezh State University. 25 p. (in Russ.)

6. Obshchestvennaya kollegiya po zhalobam na pressu [Public Collegium on Press Complaints], available at: https://presscouncil.ru/praktika/zhaloby-kollegii/rassmotrennye-zhaloby/6299-zhaloba-na-teleprogrammu-mezhdunarodnaya-pilorama. (in Russ.)

7. Ovruckij, A. V. (2011). Potreblenie kak funkciya kul'tury [Consumption as function of culture]. Izvestiya IGEA. Filosofiya i metodologiya (elektronnyj nauchnyj zhurnal). [Scientific Journal of Baikal State University], 5 (79), pp. 220-224. (in Russ.)

8. Ofitsial'nyy portal «Kodeks» [Official portal "Codex"], available at: https://docs.cntd.ru/ document/901854413 (in Russ.)

9. Polyanskaya, E. M. & Kadovbenko, V. D. (2018). Istoriya vozniknoveniya i razvitiya avtorskogo prava [History of emergence and development of copyright in the Russian Federation and in foreign countries]. Yuridicheskiy vestnik Samarskogo universiteta [Juridical journal of Samara university], 4, pp. 115-122. (in Russ.)

10. Privalova, E. A. (2016). Sovremennye predstavleniya o potreblenii v psikhologii [Modern theories of the consumption in psychology]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykhproblem [Modern research of social problems], 3-2 (59), pp. 302-307. (in Russ.)

11. Ramazanova, K. K. (2018). Osobennosti funktsionirovaniya avtorskogo prava v Rossiyskoy Federatsii [Features of the functioning of copyright in the Russian Federation]. Vestnik Moskovskogo universitetaMVD Rossii [Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii], 3, pp. 67-70. (in Russ.)

12. Rakhmatulina, R. Sh. (2020). Istochniki avtorskogo prava v epokhu razvitiya tsifrovykh tekhnologiy [Sources of copyright in the digital age technologies]. Obrazovanie ipravo [Education and law], 4, pp. 303-309. (in Russ.)

13. Spravochnaya pravovaya sistema «Garant» [Reference legal system "Garant"], available at: https://base.garant.ru/10164072/7d7b9c31284350c257ca3649122f627b, (in Russ.).

14. Trofimova, I. A. (2021). Grazhdanskaya zhurnalistika v mediasisteme sovremennoy Rossii [Citizen journalism in the media system of modern Russia] : Abstract of Cand. of Philological Sciences Dissertation, Voronezh, Voronezh State University. 30 p. (in Russ.)

15. Yakova, T. S. (2012). Avtorskoe pravo v internete: shveytsarskiy opyt [Copyright in Internet: Swiss Experience].Mediaskop, 4. (in Russ.)

16. 2021 Special 301 Report. Office of the United States Trade Representative, available at: https:// ustr.gov/sites/default/files/files/reports/2021/2021%20Special%20301%20Report%20(final).pdf (accessed: 10.09.2021).

Стрыгина Ольга Александровна, аспирант третьего курса кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью факультета филологии и журналистики, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Тамбов.

Olechka_strygina@mail. ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Стрыгина О. А. Особенности восприятия института авторского права в медиасреде // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 4 (42). С. 186-192. DOI: 10.47475/2070-0695-202110421.

Strygina O. A. Features of perception of the copyright institute in a media environment // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2021. No 4 (42), pp. 186-192. DOI: 10.47475/2070-0695-202110421.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.