Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ: СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ'

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ: СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
воспитательная работа / методы воспитания / осужденные / реабилитация / практические рекомендации.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майстренко Григорий Александрович

В статье анализируется вопрос особенностей воспитательной работы с осужденными в современных условиях. В контексте существующих практик и вызовов присутствующих в общественных отношениях, анализируется эффективность методов воспитания и реабилитации лиц, находящихся в местах лишения свободы. Исследование показало, что в настоящее время воспитательная работа с осужденными сталкивается с рядом сложностей, таких как перегруженность учреждений исполнения наказания, отсутствие квалифицированных кадров, недостаток финансирования и т.д. Авторами предлагаются ряд практических рекомендаций, которые могут улучшить воспитательный процесс в учреждениях исполнения наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ: СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-4-342-346 МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,

NIION: 2018-0076-4/23-280 кандидат юридических наук,

MOSURED: 77/27-023-2023-4-280 старший научный сотрудник

Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, доцент кафедры уголовного права и процесса Открытого гуманитарно-экономического университета,

Москва, Россия, e-mail: g.maуstrenko@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ:

СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ

Аннотация. В статье анализируется вопрос особенностей воспитательной работы с осужденными в современных условиях. В контексте существующих практик и вызовов присутствующих в общественных отношениях, анализируется эффективность методов воспитания и реабилитации лиц, находящихся в местах лишения свободы. Исследование показало, что в настоящее время воспитательная работа с осужденными сталкивается с рядом сложностей, таких как перегруженность учреждений исполнения наказания, отсутствие квалифицированных кадров, недостаток финансирования и т.д. Авторами предлагаются ряд практических рекомендаций, которые могут улучшить воспитательный процесс в учреждениях исполнения наказания.

Ключевые слова: воспитательная работа, методы воспитания, осужденные, реабилитация, практические рекомендации.

MAISTRENKO Grigoriy Aleksandrovich,

PhD in Law, Senior Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Associate Professor, Department of Criminal Law and Procedure, Open University for the Humanities and Economics,

Moscow, Russia

FEATURES OF EDUCATIONAL WORK WITH CONFIRMED:

MODERN REALITIES

Annotation. The article examines the issue of the features of educational work with convicts in modern conditions. In the context of existing practices and challenges of those present in public relations, the effectiveness of the methods of education and rehabilitation of persons in places of deprivation of liberty is analyzed. The study showed that at present, educational work with convicts faces a number of difficulties, such as congestion in penitentiary institutions, lack of qualified personnel, lack of funding, etc. The authors offer a number of practical recommendations that can improve the educational process in penitentiary institutions.

Key words: educational work, methods of education, convicts, rehabilitation, practical recommendations.

Введение. Современное общество сталкивается с проблемой роста преступности, что приводит к необходимости принятия мер по ее сокращению. Одним из эффективных способов борьбы с преступностью является воспитательная работа с осужденными. Она направлена на перевоспитание осужденных, изменение их мировоззрения, развитие социальных навыков и повышение их квалификации. В результате этого происходит снижение повторяемости преступлений и улучшение общественной безопасности [7].

Эффективная реабилитация осужденных также является важной задачей современного общества. Цель реабилитации заключается в том, чтобы помочь осужденным вернуться в общество, стать полезными членами общества, а не возвращаться к преступной деятельности. В этом контексте, воспитательная работа является неотъемлемой частью реабилитационного процесса.

В целом, воспитательная работа с осужденными является важным инструментом сокращения преступности и обеспечения безопасности

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

общества. Она направлена на изменение мировоззрения осужденных, развитие социальных навыков, повышение их квалификации и помощь в их реабилитации [3; 6]. В связи с этим, необходимо провести анализ практик и вызовов воспитательной работы с осужденными в современных условиях.

Основная часть. Проблема воспитательной работы с осужденными является актуальной в современном обществе. Воспитание осужденных является ключевым фактором успешной реабилитации, восстановления социальной адаптации и снижения рецидива преступлений. Однако, в связи с изменением социально-экономической ситуации и повышением уровня преступности, возникают новые вызовы, которые требуют новых подходов и методов воспитания [1; 2; 6]. Цель данного исследования заключается в анализе практик и вызовов воспитательной работы с осужденными в современных условиях и разработке рекомендаций для улучшения воспитательной работы в учреждениях исполнения наказания.

Для достижения цели исследования были использованы методы анализа литературы и проведения экспериментов. Данные методы исследования позволили получить обширную информацию о состоянии и проблемах воспитательной работы с осужденными. Анализ литературы позволил ознакомиться с различными научными статьями, монографиями, отчетами и публикациями в периодических изданиях, посвященных проблемам воспитательной работы с осужденными [1; 2; 3; 4; 5; 6: 7: 8; 9; 10]. Это позволило определить наиболее актуальные и перспективные методы работы с осужденными, а также выявить проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются педагоги-воспитатели в своей работе. Эксперименты, проведенные в учреждениях исполнения наказания, помогли определить эффективность различных методов воспитания и реабилитации. Они позволили выявить преимущества и недостатки каждого метода и оценить его возможности в применении к конкретным категориям осужденных. Это позволило сформулировать рекомендации по оптимизации и совершенствованию работы воспитательных учреждений и повышению квалификации педагогов-воспитателей.

Организация исследования: исследование проводилось на протяжении нескольких месяцев. Анализ литературы проводился путем изучения научных статей, монографий, отчетов и публикаций в периодических изданиях, посвященных проблемам воспитательной работы с осужденными. Эксперименты проводились с помощью опросов, наблюдений и анализа статистических данных.

Результаты исследования: исследование выявило несколько основных вызовов, связанных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

с воспитательной работой с осужденными в современных условиях. В частности, это:

- недостаточная эффективность существующих методов воспитания и реабилитации. Один из основных вызовов, связанных с воспитательной работой с осужденными, заключается в том, что существующие методы воспитания и реабилитации не всегда достаточно эффективны. Это может быть связано с различными причинами, такими как отсутствие индивидуального подхода к каждому осужденному, недостаточно высокий уровень квалификации педагогов-воспитателей, низкая мотивация осужденных для изменения своей жизни и т.д.;

- недостаточное финансирование учреждений исполнения наказания. Это может приводить к ограничениям в проведении мероприятий по воспитанию и реабилитации, недостаточной оснащенности учреждений, отсутствию квалифицированных педагогов-воспитателей и т.д.;

- отсутствие комплексного подхода к воспитательной работе. Этот вызов заключается в том, что воспитательная работа с осужденными не всегда осуществляется по комплексному подходу. Это означает, что не учитываются все аспекты жизни осужденного, такие как его социальное окружение, семейное положение, профессиональные навыки и т.д. Необходимо учитывать все эти факторы для эффективной реабилитации и успешной адаптации в обществе после отбытия наказания;

- низкий уровень квалификации педагогов-воспитателей. Четвертый вызов заключается в низком уровне квалификации педагогов-воспитателей. Для успешной воспитательной работы необходимо высокое профессиональное мастерство, знание психологии, социологии, педагогики и других наук. Низкий уровень квалификации педагогов-воспитателей может привести к недостаточной компетенции в выборе и применении методов воспитания, а также к отсутствию эффективной индивидуальной работы с осужденными;

- сложности в организации и проведении мероприятий по воспитанию и реабилитации. Пятый вызов связан с трудностями в организации и проведении мероприятий по воспитанию и реабилитации. К таким трудностям можно отнести отсутствие необходимого оборудования, малое количество специалистов, недостаточно организованное расписание занятий, отсутствие возможности проведения мероприятий вне территории учреждения и т.д.

В целом, решение данных вызовов требует комплексного подхода и совместных усилий со стороны государства, учреждений исполнения наказания, педагогов-воспитателей и других специалистов. Это может включать в себя улуч-

шение существующих методов воспитания и реабилитации, увеличение финансирования учреждений, введение комплексного подхода к работе с осужденными, повышение квалификации педагогов-воспитателей и устранение трудностей в организации и проведении мероприятий по воспитанию и реабилитации.

Анализ литературы показал, что для решения этих проблем необходимо применять комплексный подход, включающий в себя использование современных методов воспитания и реабилитации, обучение педагогов-воспитателей новым методам и подходам, а также увеличение финансирования учреждений исполнения наказания [5; 9].

Обсуждение результатов исследования позволило сделать вывод, что воспитательная работа с осужденными является сложным и многогранным процессом, который требует комплексного подхода и постоянного совершенствования. Эффективность воспитательной работы напрямую зависит от квалификации педагогов-воспитателей, доступности и качеств, и уровня финансирования учреждений исполнения наказания. Однако, несмотря на сложности, существует ряд практик, которые могут повысить эффективность воспитательной работы с осужденными. Например, использование методов социально-психологической коррекции, участие в спортивных мероприятиях и творческих группах, работа с психологом [3; 4].

На основании результатов исследования можно предложить следующие практические рекомендации для улучшения воспитательной работы с осужденными:

- улучшение квалификации педагогов-воспитателей через организацию регулярных тренингов и семинаров, а также использование новых методик и технологий воспитательной работы. Квалифицированные и компетентные педагоги-воспитатели играют важную роль в успешной реабилитации осужденных. Проведение регулярных тренингов и семинаров поможет педагогам-воспитателям развивать свои профессиональные навыки и использовать новые методики и технологии воспитательной работы, которые могут помочь в достижении лучших результатов;

- усиление работы по социально-психологической коррекции осужденных, направленной на изменение их мировоззрения и установок. Социально-психологическая коррекция может помочь осужденным изменить свое мировоззрение и установки, что может существенно повлиять на их поведение и дальнейшую жизнь. Это может включать в себя различные программы психологической помощи, психотерапию, тренинги по управ-

лению эмоциями и другие подобные мероприятия;

- создание условий для организации спортивных мероприятий и творческих групп внутри учреждений исполнения наказания, что способствует повышению мотивации к изменению своей жизни. Спортивные мероприятия и творческие группы могут помочь осужденным заняться полезными и конструктивными занятиями, что может способствовать улучшению их самочувствия и настроения. Кроме того, участие в таких мероприятиях может повысить мотивацию осужденных к изменению своей жизни и снизить вероятность повторного совершения преступлений;

- улучшение финансирования учреждений исполнения наказания, чтобы обеспечить необходимые условия для организации и проведения мероприятий по воспитанию и реабилитации осу-жденных.Финансирование играет важную роль в обеспечении качественных условий для воспитательной работы в учреждениях исполнения наказания. Недостаточное финансирование может привести к отсутствию необходимых средств и ресурсов для проведения мероприятий по воспитанию и реабилитации осужденных. Поэтому улучшение финансирования учреждений исполнения наказания может способствовать более эффективной и результативной воспитательной работе с осужденными.

Каждая из этих рекомендаций может помочь улучшить воспитательную работу с осужденными и повысить эффективность программ реабилитации. Комбинация этих рекомендаций может привести к улучшению среды в учреждениях исполнения наказания и созданию более благоприятных условий для успешной социальной реабилитации осужденных [8].

Заключение. Таким образом, воспитательная работа с осужденными является сложным и важным процессом, который требует постоянного совершенствования и улучшения. Несмотря на существующие вызовы и проблемы, существует ряд практик, которые позволяют повысить эффективность воспитательной работы с осужденными [10]. Для решения существующих проблем необходимо использовать комплексный подход, включающий в себя обучение педагогов-воспитателей новым методам и подходам, применение современных методов воспитания и реабилитации, увеличение финансирования учреждений исполнения наказания и создание условий для организации спортивных мероприятий и творческих групп.

Исследование показало, что в настоящее время воспитательная работа с осужденными сталкивается с рядом вызовов, таких как перегруженность учреждений исполнения наказания, отсутствие квалифицированных кадров, недоста-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

ток финансирования и т.д. Однако, важно учитывать, что эффективная воспитательная работа не только помогает осужденным справиться с наказанием, но и повышает вероятность успешной реабилитации и повторного возвращения в общество [4]. Важно отметить, что улучшение воспитательной работы с осужденными является одной из ключевых задач системы исполнения наказания. Для ее успешного решения необходимо постоянно совершенствовать методы и подходы, ориентироваться на потребности и потенциал каждого осужденного, а также создавать благоприятные условия для их воспитания и реабилитации.

Список литературы:

[1] Багдян К.Г. Особенности организации воспитательной работы с осужденными, оставленными в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию // Актуальные проблемы юриспруденции в современной России: Сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 14-15 апреля 2016 года. - Йошкар-Ола: ООО ИПФ «СТРИНГ», 2016. - С. 13-17.

[2] Бахтин А.А. О формах воспитательной работы с осужденными по действующему уголовно-исправительному законодательству России // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2009. № 1 (5). - С. 68-72.

[3] Будина Е.В., Ощепкова О.В. Психологические барьеры, возникающие в ходе воспитательной работы с осужденными: причины, способы преодоления // Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе: Материалы Международной научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов, Самара, 27 апреля 2018 г. Ч. 3. - Самара: Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2018. - С. 46-49.

[4] Ведякова Е.Н., Иванова С.В. Психологические аспекты работы с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях // Евразийский юридический журнал. 2019. № 2 (129). -С. 313-315.

[5] Ефименко А.А. Некоторые особенности организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в пенитенциарных учреждениях // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. 2021. № 2 (8). - С. 131-135.

[6] Казак Б.Б., Заводчиков М.Н. Некоторые аспекты организации воспитательной работы с осужденными к принудительным работам // V Международный пенитенциарный форум «ПреОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

ступление, наказание, исправление» (приуроченный к проведению в 2021 году в Российской Федерации Года науки и технологий): Сборник тезисов выступлений и докладов участников: в 9 т. Рязань, 17-19 ноября 2021 г. Т. 5 Ч. 1. - Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. - С. 210-214.

[7] Кашкина Е.В. Основы воспитательной работы с лицами, осужденными к исправительным работам. - Краснодар: Новация, 2023. -120 с.

[8] Козьякова Ю.А. Воспитательная работа -одно из основных средств исправления, осужденных // XII Ежегодная научная сессия аспирантов и молодых ученых: Материалы межрегиональной научной конференции. В 2-х томах, Вологда, 19-23 ноября 2018 г. Т. 2. - Вологда: Вологодский государственный университет, 2018. - С. 136-138.

[9] Фоменко Е.Н. Особенности социальной работы с осужденными к наказаниям без изоляции от общества // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2019. № 3 (202). - С. 64-68.

[10] Швецова А.И., Санташова Л.Л. Воспитательная работа с осужденными как средство их исправления // Актуальные проблемы уголовно-исполнительной системы России в условиях реформирования: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции адъюнктов, курсантов, студентов и слушателей, Вологда, 20 апреля 2018 г. - Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. - С. 163-166.

Spisok literatury:

[1] Bagdyan K.G. Osobennosti organizacii vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi, ostavlennymi v sledstvennom izolyatore dlya vypolneniya rabot po hozyajstvennomu obsluzhivaniyu // Aktual'nye prob-lemy yurisprudencii v sovremennoj Rossii: Sbornik statej po materialam VI Vserossijskoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii, Joshkar-Ola, 14-15 aprelya 2016 goda. - Joshkar-Ola: OOO IPF «STRING», 2016. - S. 13-17.

[2] Bahtin A.A. O formah vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi po dejstvuyushchemu ugolovno-is-pravitel'nomu zakonodatel'stvu Rossii // Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya: Pravo. 2009. № 1 (5). - S. 68-72.

[3] Budina E.V., Oshchepkova O.V. Psiholog-icheskie bar'ery, voznikayushchie v hode vospita-tel'noj raboty s osuzhdennymi: prichiny, sposoby pre-odoleniya // Problemy i perspektivy razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossii na sovremen-nom etape: Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii ad»yunktov, aspirantov, kursantov i studen-tov, Samara, 27 aprelya 2018 g. Ch. 3. - Samara:

Samarskij yuridicheskij institut Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij, 2018. - S. 46-49.

[4] Vedyakova E.N., Ivanova S.V. Psihologich-eskie aspekty raboty s nesovershennoletnimi osuzh-dennymi v vospitatel'nyh koloniyah // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2019. № 2 (129). - S. 313-315.

[5] Efimenko A.A. Nekotorye osobennosti organizacii vospitatel'noj raboty s nesovershennoletnimi osuzhdennymi v penitenciarnyh uchrezhdeniyah // Vestnik Tomskogo instituta povysheniya kvalifikacii rabotnikov FSIN Rossii. 2021. № 2 (8). - S. 131135.

[6] Kazak B.B., Zavodchikov M.N. Nekotorye aspekty organizacii vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi k prinuditel'nym rabotam // V Mezhdunar-odnyj penitenciarnyj forum «Prestuplenie, nakaza-nie, ispravlenie» (priurochennyj k provedeniyu v 2021 godu v Rossijskoj Federacii Goda nauki i tekh-nologij): Sbornik tezisov vystuplenij i dokladov uchastnikov: v 9 t. Ryazan', 17-19 noyabrya 2021 g. T. 5 Ch. 1. - Ryazan': Akademiya prava i upravleniya Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij, 2021. -S. 210-214.

[7] Kashkina E.V. Osnovy vospitatel'noj raboty s licami, osuzhdennymi k ispravitel'nym rabotam. -Krasnodar: Novaciya, 2023. - 120 s.

[8] Koz'yakova YU.A. Vospitatel'naya rabota -odno iz osnovnyh sredstv ispravleniya, osuzhdennyh // XII Ezhegodnaya nauchnaya sessiya aspirantov i molodyh uchenyh: Materialy mezhregional'noj nauch-noj konferencii. V 2-h tomah, Vologda, 19-23 noyabrya 2018 g. T. 2. - Vologda: Vologodskij gosudarst-vennyj universitet, 2018. - S. 136-138.

[9] Fomenko E.N. Osobennosti social'noj raboty s osuzhdennymi k nakazaniyam bez izolyacii ot obsh-chestva // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. 2019. № 3 (202). - S. 64-68.

[10] Shvecova A.I., Santashova L.L. Vospitatel'naya rabota s osuzhdennymi kak sredstvo ih ispravleniya // Aktual'nye problemy ugolovno-ispolni-tel'noj sistemy Rossii v usloviyah reformirovaniya: sbornik materialov mezhvuzovskoj nauchno-praktich-eskoj konferencii ad"yunktov, kursantov, studentov i slushatelej, Vologda, 20 aprelya 2018 g. - Vologda: Vologodskij institut prava i ekonomiki Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij, 2019. - S. 163-166.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.