Научная статья на тему 'Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, готовящимися к освобождению '

Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, готовящимися к освобождению Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
преступность несовершеннолетних / подросток / осужденный / воспитание / воспитательная работа / лишение свободы / освобождение / juvenile delinquency / teenager / convict / upbringing / educational work / imprisonment / release

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорий Александрович Майстренко

За последние пять лет в нашей стране численность несовершеннолетних осужденных, отбывающих лишение свободы, снизилась более чем в полтора раза. Эта тенденция во многом связана с либерализацией уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в отношении несовершеннолетних, со сдвигом практики уголовной юстиции в сторону снижения суровости реагирования на их правонарушающее поведение. Сегодня в местах лишения свободы оказываются только наиболее криминализированные и педагогические запущенные подростки, чаще всего выросшие в социально неблагополучных семьях. В представленной статье предпринята попытка проанализировать обстоятельства, способствующие возвращению в общество полноценного подростка после отбытия лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of educational work with juvenile convicts preparing for release

Over the past five years, the number of juvenile convicts serving Imprisonment In our country has decreased by more than one and a half times. This trend is largely connected with the liberalization of criminal and penal enforcement legislation in relation to minors, with the shift in criminal justice practice towards reducing the severity of the response to their offending behavior. Today, only the most criminalized and pedagogically neglected teenagers, most often those who grew up in socially disadvantaged families, find themselves in places of deprivation of liberty. The article presents an attempt to analyze the circumstances contributing to the return of a full-fledged teenager to society after serving a prison sentence.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, готовящимися к освобождению »

Закон и право. 2022. № 6. С. 165-168. Law and legislation. 2022;(6):165-168. Научная статья

УДК 343.8 NIION: 1997-0063-6/22-349

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-165-168 MOSURED: 77/27-001-2022-6-549

Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, готовящимися к освобождению

Григорий Александрович Майстренко

ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия, g.maystrenko@yandex.ru, https://orcid.org/-0000-0001-5668-615X

Аннотация. За последние пять лет в нашей стране численность несовершеннолетних осужденных, отбывающих лишение свободы, снизилась более чем в полтора раза. Эта тенденция во многом связана с либерализацией уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в отношении несовершеннолетних, со сдвигом практики уголовной юстиции в сторону снижения суровости реагирования на их правонарушающее поведение. Сегодня в местах лишения свободы оказываются только наиболее криминализированные и педагогические запущенные подростки, чаще всего выросшие в социально неблагополучных семьях. В представленной статье предпринята попытка проанализировать обстоятельства, способствующие возвращению в общество полноценного подростка после отбытия лишения свободы.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, подросток, осужденный, воспитание, воспитательная работа, лишение свободы, освобождение.

Для цитирования: Майстренко Г.А. Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, готовящимися к освобождению // Закон и право. 2022. № 6. С. 165—168. https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2022-6-165-168.

Original article

Features of educational work with juvenile convicts preparing for release

Gregory A. Maistrenko

FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia, g.maystrenko@yandex.ru, https://orcid.org/-0000-0001-5668-615X

Abstract. Over the past five years, the number of juvenile convicts serving imprisonment in our country has decreased by more than one and a half times. This trend is largely connected with the liberalization of criminal and penal enforcement legislation in relation to minors, with the shift in criminal justice practice towards reducing the severity of the response to their offending behavior. Today, only the most criminalized and pedagogically neglected teenagers, most often those who grew up in socially disadvantaged families, find themselves in places of deprivation of liberty. The article presents an attempt to analyze the circumstances contributing to the return of a full-fledged teenager to society after serving a prison sentence.

Keywords: juvenile delinquency, teenager, convict, upbringing, educational work, imprisonment, release.

For citation: Maistrenko G.A. Features of educational work with juvenile convicts preparing for release // Law and legislation. 2022;(6):165—168. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-165-168.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 годы 2018 — 2027 объявлены в России Десятилетием детства. Данная государствен© Майстренко Г.А. М., 2022.

ная программа, направленная на поддержку материнства и детства, улучшение демографической ситуации в стране, в настоящее время активно реализуется в Федеральной службе исполнения наказаний, поскольку российское пенитенциарное ведомство работает, в том числе, с

LAW & LEGISLATION • 06-2022

такими категориями подозреваемых, обвиняемых и осужденных, как несовершеннолетние.

В России достаточно высокий коэффициент судимости несовершеннолетних: на 100 тыс. человек в возрасте 14 — 17 лет приходится около 800 осужденных подростков. К каждому шестому осужденному суды применяют наказание в виде лишения свободы. Каждому десятому из числа осужденных к лишению свободы назначается наказание на срок свыше пяти лет. Средний срок лишения свободы несовершеннолетних (3, 2 года) практически не отличается от среднего срока лишения свободы взрослых осужденных (3, 4 года).

По состоянию на 1 января 2022 г. исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних осуществляют 23 воспитательные колонии (во всех федеральных округах), в которых содержатся 1393 подростка. Кроме того, в 132 следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, содержится 1029 несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. На учете в уголовно-исполнительных инспекциях состоит 5900 несовершеннолетних.

Особое место в жизни воспитанника занимает период, предшествующий освобождению. Главная его особенность заключается в том, что все помыслы воспитанника устремлены в будущее, мысленно он уже на свободе. Поэтому ему так ненавистно настоящее. В этот период воспитанник находится в состоянии ожидания, которое может принимать болезненный характер. Его волнуют будущая встреча с родными и друзьями, дальнейшая судьба, возможности учебы и трудоустройства. Глубина переживаемых психических состояний такова, что его мучает бессонница, во сне он испытывает беспокойство, страх, огорчения [7, с. 12].

Перед освобождением существенно искажается восприятие времени, которое, как кажется воспитаннику, течет очень медленно. У него возникает желание ускорить наступление желаемого события. Когда освобождение было далеко, то отсчет времени шел на годы, месяцы. Теперь же оно отсчитывается неделями, днями, часами. У воспитанника возникает навязчивое стремление считать время, для чего каждый готовит себе «свой» календарь, где есть две главные точки отсчета: день сегодняшний и день освобождения. Подсчет времени идет по оставшемуся количеству выходных, по количеству посещений школы, по другим периодически повторяющимся событиям.

Ожидание освобождения вносит существенные изменения в функционирование воображения, которое становится навязчивым, сосредоточенным на одних и тех же событиях: встрече с родными, встрече с друзьями, с любимой девушкой.

Воспитанника все меньше и меньше начинают заботить дела и интересы коллектива отряда, колонии. Он ищет себе сочувствующих среди других лиц, ожидающих освобождения. На этой почве между воспитателем и воспитанником может возникнуть психологический барьер, разобщенность, что порой приводит к негативным последствиям.

Существенно изменяется поведение воспитанника: он нередко становится раздражительным, вспыльчивым, менее управляемым. У части воспитанников состояние эмоциональной напряженности дезорганизует деятельность: снижаются результаты выработки на производстве, падает качество выпускаемой продукции, хуже становится успеваемость. Хотя у многих воспитанников испытываемое накануне освобождения состояние эмоциональной напряженности, наоборот, может вызвать особую собранность, сдержанность, подтянутость [2, с. 19].

В этот период воспитанник начинает запасаться адресами, которые ему дают дружки, где освобожденного могут встретить, накормить, приютить. Здесь проявляются элементы взаимопомощи, возникающие везде, где люди долгое время находились вместе. Однако эта взаимопомощь может носить криминальную направленность: за оказанный приют могут «послать на новое дело», потребовать возмещения, как это принято в среде рецидивистов. Воспитаннику, ожидающему освобождения, дается масса нелегальных наказов и поручений: кого посетить, кому и что передать, что сделать.

Воспитатели, психологи должны знать особенности проявлений личности освобождаемого, его переживания и психические состояния, чтобы наиболее эффективно вести с ним воспитательную работу на завершающем этапе педагогического процесса в воспитательной колонии и психологически готовить его к жизни на свободе.

С лицами, ожидающими освобождения, необходимо проводить специально направленную воспитательную работу. Главное внимание здесь надо обращать на вовлечение их в более активную жизнь коллектива. Необходимо особенно полно занять свободное время освобождающихся, что помогает преодолению болезненного со-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2022

стояния ожидания. Навязчивость воображения и мышления снимается путем целенаправленной психологической подготовки [4].

Воспитателям следует знать: куда собирается воспитанник ехать, где и с кем он может установить контакты на свободе, чтобы противопоставить преступной взаимопомощи истинную коллективистскую взаимопомощь.

Необходимость психологической подготовки вызвана коренным отличием жизни воспитанников в воспитательных колониях от жизни на свободе, основными направлениями которой являются подготовка к честному труду, соблюдению норм общежития, к жизни и работе в трудовом коллективе, семейной жизни и проч.

Психологическая подготовка воспитанника к освобождению включает выработку у него общественно ценных перспектив жизни, целей и мотивов деятельности, формирование психологической готовности к преодолению трудностей и препятствий, которые он встретит после освобождения, адекватной самооценки, убеждения в том, что трудности, с которыми он встретится, не дают ему права изменить свое поведение в худшую сторону и не могут служить оправданием при совершении новых преступлений, установки постоянно заниматься самовоспитанием во имя восстановления доверия общества и государства к его личности, во имя профессионального и гражданского самосовершенствования [5, с. 368].

Объем и содержание психологической подготовки освобождаемого из воспитательной колонии зависят от отбытого им срока наказания, условий содержания в колонии, степени криминальной зараженности, возраста и пола, индивидуально-психологических особенностей личности. Существенным условием эффективности психологической подготовки освобождаемых к жизни на свободе является разрыв их с преступным прошлым, явка с повинной тех, за кем имеются нераскрытые преступления [3].

Психологической подготовкой к жизни на свободе воспитатели начинают заниматься с первого дня пребывания подростка в воспитательной колонии. Такая заблаговременная подготовка осуществляется в ходе всего педагогического процесса.

За 2 — 3 месяца до освобождения начинается непосредственная психологическая подготовка, которая отличается особой интенсивностью и насыщенностью психологических воздействий на личность воспитанника. Она проводится в единстве с практической подготовкой к осво-

бождению, которая включает определение места жительства и возможного места работы, установление администрацией воспитательной колонии связи с местными органами власти и предприятием, получение от них гарантий о трудоустройстве воспитанника и контроле за его поведением, обеспечение его встречи в семье и исключение возможности уклонения от работы и учебы на свободе.

Во многих колониях составляются перспективные планы психологической и практической подготовки воспитанников, подлежащих освобождению, в которых предусматривается система мероприятий по завершению педагогического процесса в воспитательной колонии, подготовке воспитанника к жизни на свободе, руководству процессом его адаптации. В обязательном порядке следует передавать несовершеннолетних воспитанников что называется «из рук в руки» родственникам или социальным работникам [6].

Многие воспитательные колонии длительное время поддерживают связь со своими воспитанниками, в необходимых случаях помогая им рекомендациями, советами, необходимыми справками, ходатайствами перед соответствующими организациями и предприятиями, что облегчает процесс их адаптации к жизни на свободе. Нередко воспитатели выезжают на место жительства воспитанника, чтобы оказать ему практическую помощь.

Список источников

1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.04.2020 № 147-ФЗ) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

2. Канавский A.B. Постфактум социально-экономических преобразований: анализ, статистика, право: Автореф. ... дис. по философии. М., 2007.

3. Рухтина B.C. Преступность несовершеннолетних: реалии, проблемы и пути их преодоления // Вопросы рос. юстиции. 2019. № 3 // URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 20.03.2022)

4. Рыжова O.A. Особенности преступности несовершеннолетних и меры профилактики в современных условиях // Наука. Общество. Государство (электр. науч. журнал). 2020. Т. 8. № 2 (30) // http://esj.pnzgu.ru

5. Симкова Д.В. Некоторые особенности криминологической характеристики личности несо-

LAW & LEGISLATION • 06-2022

вершеннолетних преступников / Молодежь, наука и цивилизация: Мат-лы Всерос. науч. конф. с межд. участием. Вып. 21 / Отв. ред. Н.Н. Цуканов. Красноярск, 2019. С. 366—368.

6. Сироткина К.Д. Ювенальная юстиция: социально-правовая значимость в России и зарубежных странах // Вопросы рос. юстиции. 2020. № 5 // URL: https://cyberleninka.ru (Дата обращения: 20.03.2022)

7. Скрылъников К.А. Назначение и исполнение уголовных наказаний, соединенных с изоляцией, в отношении несовершеннолетних: Ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.

References

1. Federal Law «On the Basics of the System of Prevention of Neglect and Juvenile Delinquency» of 24.06.1999 № 120-FZ (as amended by the Federal Law of 24.04.2020 № 147-FZ) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

2. Kanavsky A. V. Postfactum socio-economic transformations: analysis, statistics, law: Autoref. dis. in philosophy. M., 2007.

3. Rukhtina V.S. Delinquency of minors: realities, problems and ways of their overcoming // Issues of Russian justice. 2019. № 3 // URL: https:/ /cyberleninka.ru/ (Accessed: 20.03.2022)

4. Ryzhova O.A. Features of juvenile delinquency and preventive measures in modern conditions // Nauka. Society. The State (electronic scientific journal). 2020.Vol. 8. № 2 (30) // http://esj.pnzgu.ru

5. Simkova D.V. Some features of the criminological characteristics of the personality of juvenile delinquents: Youth, science and civilization: Materials of the All - Russian Scientific. Conf. with intl. Participation. Vol. 21 / Ed. N.N. Tsukanov. Krasnoyarsk, 2019. Pp. 366-368.

6. Sirotkina K.D. Juvenile justice: social and legal significance in Russia and foreign countries // Issues of Russian justice. 2020. № 5 // URL: https:// cyberleninka.ru (Accessed: 20.03.2022)

7. Skrylnikov K.A. Appointment and execution of criminal penalties, combined with isolation, in relation to minors: Autoref. dis. ... cand. Yurid. Sciences. Rostov n/D, 2004.

Информация об авторе

Майстренко Г.А. — кандидат юридических наук, старший научный сотрудник

Information about the author

Maistrenko G.A. — candidate of law, senior research fellow

Статья поступила в редакцию 21.03.2022; одобрена после рецензирования 08.05.2022; принята к публикации 14.05.2022.

The article was submitted 21.03.2022; approved after reviewing 08.05.2022; accepted for publication 14.05.2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.