Научная статья на тему 'Особенности воспитания японских школьников в милитаристской Японии (1927-1945 гг. )'

Особенности воспитания японских школьников в милитаристской Японии (1927-1945 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1995
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / JAPAN / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / МИЛИТАРИЗМ / MILITARISM / ЯПОНСКАЯ ШКОЛА / JAPANESE SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Илья Владимирович

Исследуется развитие японской системы воспитания в период с 1927 по 1945 г. и выявляются ее характерные особенности. Если в начале данного этапа стержнем воспитания были конфуцианские идеи и вопросы индивидуальной морали, то к 1940-м гг. им на смену пришло националистическое воспитание «субъектов» в духе милитаризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF JAPANESE EDUCATION SCHOOLCHILDREN IN MILITARISTIC JAPAN (1927-1945)

The research is devoted to the development of Japanese educational system (1927-1945) and its features. At the beginning of the period under consideration the educational basis were the Confucius ideas and individual morality, however by the 1940-s it was replaced by nationalistic subject education in military spirit.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитания японских школьников в милитаристской Японии (1927-1945 гг. )»

#

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЯПОНСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В МИЛИТАРИСТСКОЙ ЯПОНИИ (1927-1945 гг.)

FEATURES OF JAPANESE EDUCATION SCHOOLCHILDREN IN MILITARISTIC JAPAN (1927-1945)

И. В. Иванов

Исследуется развитие японской системы воспитания в период с 1927 по 1945 г. и выявляются ее характерные особенности. Если в начале данного этапа стержнем воспитания были конфуцианские идеи и вопросы индивидуальной морали, то к 1940-м гг. им на смену пришло националистическое воспитание «субъектов» в духе милитаризма.

Ключевые слова: Япония, воспитание, милитаризм, японская школа.

I. V. Ivanov

The research is devoted to the development of Japanese educational system (1927-1945) and its features. At the beginning of the period under consideration the educational basis were the Confucius' ideas and individual morality, however by the 1940-s it was replaced by nationalistic "subject" education in military spirit.

Keywords: Japan, education, militarism, Japanese school.

Тема воспитания подрастающего поколения всегда является актуальной в любом обществе и в различные исторические эпохи. Нравственное воспитание можно назвать своеобразным зеркалом, отражающим принципы, идеалы и задачи, стоящие перед обществом. Все значительные изменения в политическом курсе страны непременно отражаются и на целях и идеалах, на которых воспитываются дети.

Укрепив свое политическое и экономическое положение после Реставрации Мэйдзи в 1868 г., Япония начала вести более активную внешнюю политику с целью распространения своего влияния в мире. В Первую мировую войну Япония присоединилась к союзникам, но сыграла весьма незначительную роль в противостоянии германским войскам в Восточной Азии. После войны экономическая ситуация в Японии ухудшилась. Великое землетрясение Канто в 1923-м, унесшее жизни нескольких сотен тысяч человек, и Всемирный экономический кризис в 1929-м только приблизили Японию к краю пропасти.

В 1927 г. в Японии произошла очередная смена правительства: вспыхнувший внутренний финансовый кризис привел к власти ярого милитариста генерала Гиити Танака. В этом же году генерал Танака представил вниманию императора секретный проект, согласно которому Япония должна была проводить политику «крови и железа» и сокрушить западные державы [1]. Одним из путей решения проблем Японии была территориальная экспансия, которая могла спасти японскую экономику от глубокого кризиса. Япония, начавшая активную модернизацию своей экономики, остро нуждалась в сырье и ресурсах, которые могли обеспечить растущие потребности японской промышленности. Кроме того, японское правительство было обеспокоено слабым политическим влиянием Японии на страны Восточной Азии.

Японские правящие круги активно готовились к внешним захватам, для чего помимо экономических и военных сил была необходима мощная идеология, что не могло не за-

тронуть и японскую школу. Японское правительство ставило задачу не только усиления экономического и военного потенциала страны наравне с ведущими державами мира, но и консолидации всего народа для достижения своих целей (кокка содоин - всеобщая мобилизация государства). Учитывая, что непосредственную военную физическую и моральную подготовку можно эффективно осуществлять в юношеском возрасте (то есть среди юношей средних школ), где продолжали учебу только 20% выпускников начальных школ, военщина поставила перед собой задачу в течение нескольких лет организовать остальную категорию юношества в молодежные ассоциации, чтобы армия смогла получать подготовленных солдат. Подобные планы требовали соответствующей подготовки населения, которое должно было поддерживать руководство страны. В Японии воцарился «японский дух», «национальный образ правления». В 1928 г. при Министерстве просвещения было создано так называемое «бюро по контролю над мышлением народа» [2].

После начала оккупации Японией Маньчжурии в 1931 г. правительство начало вносить значительные изменения в учебники. С приходом к власти милитаристов начался период беспрекословного поклонения абсолютизму, лояльности и патриотизма. В довоенной школе Японии существовал предмет под названием «Мораль» (сюсин), который использовался в качестве основного канала шовинистической милитаристской пропаганды в среде детей и подростков. В школах начали готовить будущих воинов японской армии, которые были готовы пожертвовать собственной жизнью за императора и бескорыстно служить государству.

Характеризуя уроки нравственного воспитания в школе, исследователь Эндо Кацуя выделяет следующие особенности:

1. Основными темами изучения на уроках морального воспитания были реалии окружающего мира или события из жизни.

Ф

2. Задачей уроков морального воспитания было обучение конкретным знаниям об окружающем мире. Поэтому нельзя сказать, что учебный материал, в котором рассматривались явления и события, подвергшиеся мощному влиянию идеологии, не имел практической значимости.

3. Уроки морального воспитания имели ярко выраженную практическую направленность.

4. Моральное воспитание было неразрывно связано с воспитанием физическим. На уроках физкультуры при помощи различных заданий и упражнений школьниками усваивались важные моральные принципы.

5. Уроки морального воспитания были направлены на воспитание нравственных качеств и сознания у детей.

6. Приоритетом уроков морального воспитания было получение учениками личного опыта, который в будущем может быть применен на практике, а не простое изучение правил и общественных норм.

7. Нормы общественной культуры были основой содержания уроков морального воспитания. Особенно важным считалась передача традиций и нравственных устоев общества [3].

В 1937 г. был создан так называемый «новый педагогический комитет», которому было поручено подготовить школьную реформу. Было введено обязательное общее и профессиональное образование для мальчиков и юношей в школе до 19 лет. Военные дисциплины заняли в расписании существенное место. Реформа начальной школы нарекла эту школу «национальной» вместо прежней «начальной».

Япония проводила агрессивную внешнюю политику, направленную на захват стран Азии. Подобная политика обязана была иметь соответствующую идеологическую основу, которая закладывалась в японцах еще в школе. Например, согласно «Педагогическому Приказу № 4» от 14 марта 1941 г. цель нравственного воспитания заключалась в том, чтобы «научить учащихся реализовать в жизни моральную миссию Империи» [4]. Примерно треть учебного плана была посвящена изучению националистических вопросов.

Были изменены базовые социальные понятия. Например, в учебниках вместо слова «гражданин» стало использоваться понятие «субъект». Учебники по родному языку были насквозь пропитаны националистическим духом. Так, о горе Фудзи, которую раньше называли просто «самой высокой горой страны», в этот период писали: «Святая Гора! Божественная Гора! Весь мир признает эту Величайшую Гору Японии» [4]. Неудивительно, что дети, которые учились по подобной программе, были твердо убеждены в своем превосходстве над другими народами и свято верили в «священную миссию Японской Империи».

В 1941 г. Вторая мировая война была в самом разгаре, а Япония уже провела всю необходимую подготовку для начала военных действий. Начало войны для Японии уже было неизбежным, поэтому в школьной системе были приняты дополнительные меры, которые усиливали националистическое воспитание школьников. В изданных «Основных принципах государственного правления» под-

вергался нападкам индивидуализм и описывался «правильный» «Путь субъекта», который основывался только на служении государству.

Японский ученый Карасава Томитаро провел обстоятельный анализ школьных учебников того времени. Исследование ученого позволяет увидеть, как менялось содержание образования, цели и задачи нравственного воспитания.

С начала ХХ в. до окончания Второй мировой войны японские учебники по гуманитарным дисциплинам переписывались 4 раза: в 1903 г., в 1910 г. (после русско-японской войны), в 1933 г. (после маньчжурского инцидента 1931 г.) и в 1945 г. (после окончания Второй мировой войны).

В начале века учебники были написаны под влиянием императорского рескрипта об образовании, изданного в 1891 г. Проблемам индивидуальной морали было посвящено 41% текста учебников, проблемам социальной морали только 27%. В учебниках этого периода положения восточной морали преобладали над моралью Запада. Следование конфуцианским нормам провозглашались предпочтительными. В учебниках более позднего времени сильнее отражалась социальная проблематика. Перед учителями ставилась задача формировать такие качества личности, как умение жить и работать в кооперации, больше внимания уделялось формированию интернациональных чувств [5] .

Интересными оказались результаты анализа частоты упоминания имен и идей западных ученых и общественных деятелей, благодаря чему можно легко проследить настроения тех времен. Так, в учебниках морали учащиеся получали представление о жизни и трудах великих западных ученых, политиков, деятелей культуры. Если в начале века в учебниках морали упоминалось 13 иностранцев и им отводилось 26 уроков, то в 1930-е гг. их число резко сократилось. Причем «оставшиеся» в учебниках иностранцы были поданы в искаженных характеристиках, какими и хотели бы видеть японцы. Так, например, деятельность Вашингтона сводилась к единственному понятию «честность», и даже не упоминалось о том, что это первый президент США.

После начала Второй мировой войны из учебников были изъяты абсолютно все имена мировых деятелей, а в школах было запрещено изучение английского языка.

Нашел свое отражение в школьных учебниках и вопрос о престиже различных социальных слоев в различные исторические отрезки времени. В учебниках начала века прославлялись в основном государственные мужи. Престижным считалось приобщение к управляющему классу. После Первой мировой войны, когда в стране стали заметны веяния демократических настроений, вспомнили о рабочих профессиях. А накануне Второй мировой войны обновленная слава императора поглотила собой все учебники. Стоит отметить, что и в начале ХХ в. императорская власть имела большой авторитет среди японцев, но к началу Второй мировой войны любовь японцев к императору достигла своего апогея.

Большое внимание уделялось националистической морали и этике в духе «страна-семья». В учебниках того времени говорилось: «Чувства уважения и любви, которые дети проявляют по отношению к своим родителям, мы, японцы, проявляем по отношению к императору, и это длится веками» [5]. Для концепции «страна-семья» нужна была жесткая идеология, поэтому темы свободы человека, общественного прогресса и денег отсутствовали. Вместо них стало пропагандироваться чувство преданности и служения императору.

Ведение военных действий предполагало регулярное пополнение армии обученными бойцами, готовыми сразу вступить в бой с неприятелем. Известны примеры, когда учеников начальной школы вне зависимости от пола выводили на школьный двор и обучали азам военного мастерства или при помощи различных наглядных материалов объясняли устройство различных видов оружия или боевой техники [6].

Перед Первой мировой войной было возрождено почтительное отношение к старшим в семье. После Реставрации Мэйдзи в 1868 г. данные традиционные устои пошатнулись под влиянием идей Запада, когда японцы чрезмерно увлеклись их внедрением. Теме уважения к старшим было посвящено 14% материала текста учебников, тогда как в период накануне Второй мировой войны только 6%.

Учебники по истории начинались с текстов о «священной нации», о ее божественном происхождении, о том, что никакая нация не может сравниться с «японским духом». В географических книгах провозглашались «Великая Восточная Азия» с центром в Японии.

Когда после капитуляции американцы конфисковали японские фильмы военных лет, представители оккупационных властей с удивлением отмечали, что им никогда не доводилось видеть более явной антивоенной пропаганды. Эти картины редко заканчивались чествованием победителей. Упор в них делался не на парадную сторону войны, а на ее тяготы: изнурительность маршей, окопную грязь, слепой случай, от которого зависит солдатская жизнь в бою. Они куда чаще показывали семьи, только что получившие с фронта весть о гибели кормильца, чем выздоровление раненых воинов. Это было полной противоположностью батальным лентам Голливуда. Но именно фильмы, превозносившие солдатское самопожертвование, больше всего служили интересам милитаристов. А японцы, посмотревшие эти фильмы, были готовы бросить все и отдать свою жизнь во имя Японии [7].

Ярким примером, характеризующим мощь националистического воспитания, являются камикадзе, летчики-смертники, которые направляли свои самолеты на военные корабли американцев во время Второй мировой войны. Отряды камикадзе состояли из юношей, большинству из которых не исполнилось и 20 лет. Но несмотря на свой юный возраст они были готовы принести себя в жертву во имя Японии и императора.

Конец воспитанию детей в духе национализма положило поражение Японии во Второй мировой войне, после которой была кардинально изменена как система об-

разования в целом, так и цели нравственного воспитания школьников, которые начали воспитываться в духе «демократии» и «интернационализма».

После Второй мировой войны из школьной программы практически полностью исчезла тема воспитания патриотизма, поскольку японцы боялись, что школа еще раз столкнется с националистическим воспитанием. Если 60 лет назад под мощным влиянием пропаганды и политический целей школы была инструментом националистического и милитаристского воспитания, то сегодня японские педагоги начинают бить тревогу: патриотическое воспитание не затрагивается школьной программой. Пытаясь изменить сложившуюся ситуацию, в некоторых школах на утренних собраниях проводят церемонию поднятия государственного флага Японии под национальный гимн. Но даже эта процедура имеет своих оппонентов. Известен пример, когда директор школы покончил жизнь самоубийством на почве конфликта, связанного с усилением патриотического воспитания в его школе. Корни данной проблемы уходят во времена милитаристической Японии, и, как говорится в поговорке, японцы, обжегшись на молоке, начинают дуть на воду.

Принято считать, что после Второй мировой войны Япония полностью изменила содержание и принципы морального воспитания школьников, сделав ориентир на развитие индивидуальных качеств каждого ребенка. Однако некоторые идеи и методы после 1945 г. обрели только новую форму и получили дополнительное развитие.

Так, начиная с 1920-х гг. в школах начинали на практике применяться методы, направленные на индивидуальное развитие ребенка. Однако данное понятие было отражено в официальных документах только после реформы образования в 1947 г. Можно сказать, что принцип, применявшийся в милитаристской Японии, практически не отличался от основных положений программы «Руководства жизнью», появившейся после войны и провозглашавшей курс на усиление индивидуального обучения школьников. Стоит отметить, что в 1930-е гг. это были только зачатки индивидуального воспитания и что воспитание в школе преследовало совсем иные цели, но начало применению подобных методов было положено именного в милитаристской Японии.

В качестве доказательства японский исследователь Ивасэ Моримото проанализировал методику построения уроков морального воспитания в милитаристской Японии и пришел к выводу, что «между нравственным и индивидуальным воспитанием на самом деле практически нет различий. Нравственное воспитание можно назвать продолжением индивидуального» [6].

Урок нравственного воспитания начинался с самостоятельного изучения и решения поставленной проблемы. Именно на данном этапе урока велось индивидуальное обучение школьника. Только после того, как каждый ученик обдумал поставленный вопрос и сформировал свою точку зрения по изучаемому вопросу, школьники начинали совместно обсуждать проблему, высказывать свою точку зрения и приводить доводы. В результате дан-

$

ной работы находилось общее решение проблемы, а школьники усваивали ряд принципов и правил, которые затем претворялись в жизнь.

Во многом благодаря использованию данной методики в первой половине ХХ в., после войны нравственное воспитание школьников в Японии достигло своего наивысшего уровня.

Период правления милитаристов оставил яркий след в истории японского государства. Ведь за короткий срок Япония стала военной и сверхагрессивной державой. Изменения во внешней и внутренней политике государства самым непосредственным образом затронули и воспитание школьников. Проведя анализ особенностей воспитания школьников в первой половине ХХ в., можно четко проследить путь, которому следовала Япония в данном направлении. Если в начале века главными принципами воспитания были конфуцианские идеи и вопросы индивидуальной морали, то к 1940-м гг. на смену данным идеям пришло националистическое воспитание «субъектов» в духе милитаризма. Все воспитание было подчинено провозглашению идей о «Великой Японии» и служению императору. В целом можно признать, что власти добились своей цели: молодые японцы свято верили в превосходство своей нации и были готовы отдать свою жизнь ради страны и императора.

Япония уже давно признала ошибочность той политики, школьников учат жить в мире и сотрудничестве с другими народами, и хочется верить, что события первой половины ХХ в. больше никогда не повторятся. Но

предпринимаемые попытки пересмотра итогов Второй мировой войны и поднимаемая Японией проблема спорных территорий заставляют нас снова обратиться к данной проблеме.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаджиева Е. А. Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии. Ростов-н/Д., 2006.

2. Лим С. Ч. Формирование системы начального образования в период развития капитализма в Японии (вторая половина XIX в. - начало ХХ в.) и политическая борьба по ее демократизации: моногр. М., 1999.

3. ЖШШ- Л1Й*Йо ШЖ2 0 0 4^ (Эндо Кацуя. До:току кё:ику-о манабу [Изучение нравственного воспитания]. Токио: Кавасима сё-тэн, 2004. 157 с.)

4. Салимова К. Восхождение к успеху. Воспитание в Японии: история и современность. Токио, 1993.

5. Давыдов Н. И. Образование в Японии // Соци-ал.-полит. журн. 1997. № 2.

6. шш- щ&пШо

Ж^2 0 0 9^ (Сибада Ёсимацу. До:току-но сидо: [Моральное руководство]. Токио, 2009. 157 с.)

7. Овчинников В. А. Ветка сакуры, корни дуба. М., 1993.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА

THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF SOCIAL ORIENTED MANAGEMENT IN THE FACE OF UNCERTAINTY AND RISK

М. А. Буданова

В статье доказывается необходимость перехода к новой парадигме управления в условиях неопределенности и риска, а именно - к социально ориентированному управлению, направленному не только на удовлетворение нормативного уровня социально значимых потребностей уязвленных слоев населения, но и на качественное улучшение этого уровня. Рассматривается становление системы социально ориентированного управления в России, включающей государственные органы, бизнес-структуры и иные негосударственные организации (в том числе профсоюзы).

Ключевые слова: социально ориентированное управление, социальное государство, риск.

M. A. Boudanova

The paper proves the need to move to a new paradigm of governance in the face of uncertainty and risk - to the social oriented management, aiming not only to meet the standard level of social significant needs of wounded population, but also on qualitative improvement of the level. We consider the formation of socially oriented governance in Russia, including government agencies, business-structures and other non-governmental organizations (including unions).

Keywords: social oriented management, social state, the risk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.