Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИЙ XIX ВЕКА'

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИЙ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
гимназии / Россия / воспитание / образование / мужские гимназии / женские гимназии / гуманизация / гуманитаризация / глобализация.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагбанова Хабиба Садыровна, Орлова Анна Владимировна, Ковалева Ирина Витальевна, Петрова Анастасия Сергеевна

Изучение особенностей гимназического образования в России в XIX столетии, несмотря на значительную временную отдаленность, обладает актуальностью в силу его связи с современностью. В статье отмечается, что осмысление опыта первых классических российских гимназий значимо в рамках процесса возрождения гимназического образования в России, а также реализации воспитательного аспекта обучения в современной школе. Авторы анализируют воспитательный аспект гимназического образования, выявляют его связь с предметами гимназического курса, исследуют системы наказаний в мужских и женских гимназиях, специфику учебных предметов и занятий во внеурочное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шагбанова Хабиба Садыровна, Орлова Анна Владимировна, Ковалева Ирина Витальевна, Петрова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИЙ XIX ВЕКА»

ШАГБАНОВА Хабиба Садыровна,

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел ФГКУДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», профессор кафедры общегуманитарных дисциплин ЧОУ ВО «Юридический институт», e-mail: khabiba@yandex.ru

ОРЛОВА Анна Владимировна,

кандидат философских наук, заместитель заведующего кафедрой права по научной работе, доцент Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», е-mail: mail@law-books.ru

КОВАЛЕВА Ирина Витальевна,

студентка Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», e-mail: pravo@mpgu.edu

ПЕТРОВА Анастасия Сергеевна,

студентка Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»,

e-mail: pravo@mpgu.edu

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИЙ XIX ВЕКА

Аннотация. Изучение особенностей гимназического образования в России в XIX столетии, несмотря на значительную временную отдаленность, обладает актуальностью в силу его связи с современностью. В статье отмечается, что осмысление опыта первых классических российских гимназий значимо в рамках процесса возрождения гимназического образования в России, а также реализации воспитательного аспекта обучения в современной школе. Авторы анализируют воспитательный аспект гимназического образования, выявляют его связь с предметами гимназического курса, исследуют системы наказаний в мужских и женских гимназиях, специфику учебных предметов и занятий во внеурочное время.

Ключевые слова: гимназии, Россия, воспитание, образование, мужские гимназии, женские гимназии, гуманизация, гуманитаризация, глобализация.

SHAGBANOVA Habiba Sadyrovna,

Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of the Department of Philosophy, Foreign Languages and Humanitarian Training of Employees of the Internal Affairs Bodies of the Federal State Budgetary Institution of Higher Education «Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,» Professor of the Department of General Humanitarian Disciplines of the Higher Educational Institution «Law Institute»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-9-163-168 NIION: 2018-0076-9/23-689 MOSURED: 77/27-023-2023-9-689

ORLOVA Anna Vladimirovna,

Ph.D., Deputy Head of the Department of Law for Scientific Work, Associate Professor of the Institute of Social and Humanitarian Education, FSBEI HE «Moscow Pedagogical State University»

KOVALEVA Irina Vitalievna,

student of the Institute of Social and Humanitarian Education, FSBEI HE «Moscow Pedagogical State University»

PETROVA Anastasia Sergeevna,

student of the Institute of Social and Humanitarian Education, FSBEI HE «Moscow Pedagogical State University»

PECULIARITIES OF EDUCATION OF PUPILS OF GYMNASIUM

OF THE XIX CENTURY

Annotation. The study of the features of gymnasium education in Russia in the 19th century, despite the significant temporal remoteness, is relevant due to its connection with modernity. The article notes that understanding the experience of the first classical Russian gymnasiums is significant in the process of reviving gymnasium education in Russia, as well as the implementation of the educational aspect of education in a modern school. The authors analyze the educational aspect of gymnasium education, reveal its connection with the subjects of the gymnasium course, explore the systems of punishments in male and female gymnasiums, the specifics of school subjects and extracurricular activities.

Key words: gymnasiums, Russia, upbringing, education, male gymnasiums, female gymnasiums, humanization, humanitarization, globalization.

Гимназическое образование на протяжении его развития в XIX столетии представляло собой единство двух основных составляющих, а именно - обучения и воспитания. В комплексе к моменту окончания учебного заведения они позволяли сформировать гармонично развитую личность, обладающую не только соответствующим уровнем подготовки, но и знающую правила поведения в обществе.

Обращение к истории классических мужских и женских гимназий представляется актуальным в связи с тем, что современное отечественное образование успешно развивается в русле таких тенденций, как гуманизация и гуманитаризация образования. Бесспорно, современная динамика общественного развития направлена на осознание роли человека как важнейшего фактора социального прогресса, а гуманизация всех сторон общественной жизни все больше становится насущной потребностью цивилизованного, высокоразвитого общества [10, с. 174]. Гуманитаризация является одним из наиболее действенных средств расширение перечня компетенций учащихся, в силу чего очевидны ее преимущества как базового принципа отечественного образования. В первую очередь, это обусловлено тем, что гума-

нитарное знание включает в себя достаточно объемный перечень дисциплин, а также обеспечивает возможность трансляции культурного опыта, тем самым позволяя личности успешно интегрироваться в социальную среду. Кроме того, невозможно подвергнуть сомнению тот факт, что гуманитарная составляющая присутствует де-факто в любой области знаний, в силу чего ее усиление способствует успешному приобретению учащимися профессиональных компетенций [1, с. 134].

В свою очередь, гуманизация образования значительной частью исследователей рассматривается как процесс формирования особых условий, способствующих раскрытию и дальнейшему развитию способностей личности, ее самореализации, в основе которой - уважение к человеку как главное условие проявления его талантов, выстраивания дружественных отношений с окружающими и в целом - со средой жизнедеятельности [3, с. 92-93]. Кроме того, гуманизация позволяет современному человеку избежать утраты ориентиров в эпоху глобализации, приспособиться к жизни и труду в условиях взаимопроникновения культур без потери идентичности.

На наш взгляд, гуманизация и гуманитаризация в определенной степени были свойственны

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

классическому гимназическому образованию более 100 лет назад. Кроме того, возрождение гимназического образования в России с недавнего времени актуализирует обращение к опыту дореволюционных образовательных учреждений данного типа. Во многом, значение его исследования и осмысления определяется тем фактом, что сам учебный процесс в гимназиях не просто был неотделим от воспитательной составляющей, но и выстраивался через призму воспитания [2, с. 3].

Наконец, подразделение в XIX столетии гимназических учреждений на мужские и женские предполагает, что углубленное изучение особенностей воспитания в средних школах исследуемого периода должно производиться в соответствии с гендерным принципом. Это определяется, прежде всего, различным содержанием образовательной подготовки в гимназиях для юношей и девушек сообразно их будущему социальному предназначению. Несмотря на то, что гимназии были не только образовательными, но и профессиональными учебными заведениями, иными словами, согласно современной терминологии, их выпускники должны были владеть базовыми компетенциями в области будущей деятельности, юноши и девушки также должны были занять определенное место в обществе, диктуемое ген-дером. В частности, если мужчине предстояло стать главой семьи, играть доминирующую роль в социальной жизни, то женщине, как правило, надлежало быть женой и матерью, что, в свою очередь, демонстрировало ее состоятельность как женщины. В то же время, в исследуемый период российская общественность все больше убеждалась в пользе как для семьи, так и для общества женщины образованной. При этом основным способом получения классического образования являлась женская гимназия.

Следует сказать, что мужские гимназические учреждения появились значительно раньше женских - в начале XIX столетия, в то время, как женская средняя школа впервые открылась лишь в 1857 г. в Костроме помещиком Григорьевым на собственные средства. Она была доступна представителям всех сословий [6, с. 24]. В результате, если мужские средние школы к исследуемому периоду были в известной степени сформированными, женские находились в процессе своего становления. В свою очередь, воспитательный потенциал гимназического образования только начинал осознаваться как правительством, так и руководством средних образовательных учреждений.

В Российской империи в исследуемом типе образовательных учреждений Уставом гимназий и прогимназий от 1864 г. впервые вводилась специальная должность воспитателя, позднее переименованная в «классного наставника», что иллю-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

стрировало осознание значения воспитательной составляющей учебного процесса видными представителями российского общества. В то же время, выражая официальное мнение Министерства народного просвещения русский историк С.В. Рождественский, комментируя новое положение Устава, отмечал, что Министерство, отмечая равнодушное отношение российского общества к делу воспитания, выражало мысль о том, что в задачу школы должно входить, прежде всего, образование, а не воспитание, в силу чего последнее де-факто возлагалось преимущественно на плечи родителей, родственников и опекунов. Однако, официально озвученная позиция Министерства отнюдь не означала полного устранения средней школы от воспитания учащихся. Напротив, усиление этого воздействия проявилось во введении новой должности - воспитателя, а также в повышении требований к профессиональной компетенции данного работника. Если ранее надзиратели гимназий, следившие за дисциплиной, выполняли свою работу за скромное вознаграждение и не обладали какими-либо специальными знаниями, воспитатели набирались из числа лиц, окончивших высшие учебные заведения. Внушало уважение учащимся к фигуре воспитателя также уравнение его в правах с преподавателями гимназий. В то же время, по свидетельству исследователей, на должность классных наставников назначались преподаватели, которые вели занятия с учениками в соответствующем классе [9].

Однако, в большей степени как воспитательное учреждение средняя школа начинает осознаваться представителями прогрессивно мыслящей российской общественности с начала 70-х гг. XIX столетия. Это подтверждалось окончательным закреплением в гимназиях института классных наставников, согласно тексту Устава гимназий и прогимназий от 1871 г. На основании данного документа, наставники, как уже отмечалось выше, набираемые из числа классных преподавателей, закреплялись за каждым классом гимназии. Их работа осуществлялась за определенное денежное вознаграждение. При этом директор и инспектор гимназии также не были освобождены от выполнения обязанностей наставников, однако, без дополнительной оплаты.

Устав гимназий и прогимназий 1871 г. определял классного наставника как «ближайшего помощника директора и инспектора» в деле наблюдения за успехами учащихся в обучении и морально-нравственном развитии. В свою очередь, классные наставники также имели помощников - одного, либо двух человек из числа надзирателей, в задачу которых входило наблюдение за поведением воспитанников не только в гимназии, но также и за ее пределами [8].

Тем самым, Министерство народного просвещения, понимая значение воспитания детей вне стен гимназий, создавало при этом условия для их морально-нравственного становления в рамках образовательного процесса. В то же время, деятельность наставников по контролю за учащимися во внеурочное время успешно сочеталась с ролью родителей (опекунов, близких родственников) по воспитанию подрастающего поколения. Можно заключить, что правительство было склонно развивать и углублять взаимодействие семьи и школы, что положительным образом влияло на воспитательно-образовательный процесс.

Однако, воспитание в мужских и женских гимназиях, являя собой определенную систему, предполагало не только наличие соответствующего персонала, надзирающего за дисциплиной и нравственным становлением юношей и девушек, но также и определенных видов наказаний за несоблюдение правил поведения в стенах учебного заведения и за его пределами. Это обуславливалось самой целью обучения в гимназии -формированием личности, готовой к будущему служению Отечеству и обществу.

В исследуемый период применение наказаний к воспитанникам гимназий понималось как «неизбежное зло», в конечном счете, направленное во благо учеников. Однако, руководство гимназий и преподавательский состав осознавали также низкую результативность применения одних только запретительных и карательных мер по отношению к учащимся. В этой связи, наказания, особенно суровые, предполагалось использовать нечасто, лишь в тех случаях, когда их применение было оправдано. В остальном необходимо было реализовывать положительные способы воздействия на учащихся, рассчитанные на предупреждение причин нарушения поведения.

В мужских гимназиях, наряду с такими видами наказаний, как выговор, удаление из класса, оставление после окончания занятий, лишение права принимать участие в играх на переменах, а также извещение родителей, практиковались более суровые способы воздействия на воспитанников, отсутствовавшие в гимназиях женских. Если в исторически первых дворянских средних школах наказание розгами вообще не использовалось, во времена царствования Николая I (не случайно прозванного «Палкиным» за суровость и приверженность жесткой дисциплине) оно активно использовалось в воспитательных целях в мужских гимназиях. В частности, согласно данным, приводимым Н.И. Пироговым - известным российским ученым, педагогом и профессором XIX столетия, который был убежденным противником розог, в Киевском учебном округе в 1857-1859 гг. наказанию розгами подверглись от

13% до 27% от общего числа учащихся [7]. При этом использование телесных наказаний в гимназиях во многом являлось прерогативой руководства: если директора не были противниками такого способа воспитания подрастающего поколения, наказание розгами активно использовались.

Важно обозначить, что воспитательные меры, применяемые к гимназисткам, отличались в части телесных наказаний, в остальном совпадали. Девушки также могли быть выдворены из класса, лишены подвижных игр и занятий совместно с одноклассницами. Иными словами, основной мерой воздействия на гимназисток было моральное давление, выражавшееся в изоляции провинившейся от классного коллектива.

В отношении воспитательного процесса в женских гимназиях правительственная политика сводилась к тому, что гармоничное развитие личности должно было стать результатом такого преподавания предметов курса, которое формировало бы не только новые знания, но и способствовало нравственному становлению воспитанниц. Учитывая, что гимназии являлись учреждениями не только образовательными, но также и профессиональными, в них существовали педагогические классы, так как женские школы готовили будущих учительниц. Представляют интерес темы экзаменационных работ гимназисток, размышление над которыми также было призвано сформировать и укрепить их нравственность. Так, в числе экзаменационных работ в 1887 г. во Владимирской земской женской гимназии для VII класса присутствовала такая тема, как «Скромность есть лучшее украшение» [5]. В свою очередь, образовательный курс частной женской гимназии им. М.И. Крамаревской г. Иваново-Вознесенска Владимирской губернии включал в себя такие темы письменных работ, как «Грубость несносна в общении», «Умеренность и скромность - доказательства истинного образования» и т.д. [4, с. 303].

Помимо того, что основные предметы гимназического курса необходимо было подавать таким образом, чтобы сформировать высокие моральные ценности подрастающего поколения, стоит отметить, что в рамках учебного процесса значительную роль играла религиозная составляющая. Если в современной средней школе изучение основ религии производится по выбору учащихся и еще только начинает вводиться в учебный процесс, в исследуемый период значение религиозного компонента образования и воспитания личности не подвергалось сомнению. В частности, это находило отражение в перечне гимназических предметов. Так, в числе наиболее значимых из них был «Закон Божий». Гимназистам предстояло изучать его фактически на протяжении всего пери-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

ода обучения. В результате, они не только составляли представление об устройстве православных храмов, подробно изучали священные книги Ветхого и Нового Завета, но также воспитывались в духе христианской веры.

Наконец, в рамках воспитательного аспекта большое значение имели не только организация учебных занятий и содержание предметов гимназического курса, но также и специфика времяпрепровождения учащихся во внеурочное время. Следует отметить, что по сравнению с современной молодежью, обладающей весьма широкими возможностями для организации досуга, учащимся мужских и женских гимназий в XIX столетии было доступно ограниченное количество развлечений. В их числе следует выделить чтение, так как юноши и девушки в гимназиях, имея доступ к библиотеке учебного заведения, не просто любили читать - это было одним из наиболее доступных для них и популярных развлечений. Естественно, в гимназической библиотеке были представлены книги, благотворно влиявшие на детское и подростковое сознание. Их перечень утверждался гимназическим начальством, на основании чего можно заключить, что они также играли определенную роль в воспитании учащихся.

Необходимо отметить, что в библиотеке содержались книги, формирующие не только нравственные, но и патриотические чувства. В этом также проявилось единство образовательного и воспитательного компонентов в гимназическом обучении. Проходя историю зарубежных стран, гимназисты периодически вновь повторяли историю России, слушали сопроводительные рассказы преподавателей о судьбах великих людей страны, а также изучали соответствующий наглядный материал. В частности, руководители женских средних школ приобретали для учебных заведений на специально отпущенные для этого средства разного рода издания и наглядные пособия, призванные воспитать в ученицах патриотические чувства, верность царю и Отечеству [2, с. 95].

Подводя итоги, следует констатировать, что особенности воспитания в российских гимназиях в XIX столетии состояли, прежде всего, в росте осознания правительством, руководством данного типа учебных заведений, а также видными общественниками того потенциала, который несло в себе объединение образования и воспитания в рамках обучения. Это находило отражение в текстах Уставов гимназий и прогимназий от 1864 г. и 1871 г., выражалось во ведении особой должности классного наставника, раскрытии содержания образовательных предметов в русле позитивного влияния на сознание воспитанников.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

Система наказаний, действовавшая в исследуемый период в мужских и женских гимназиях, отличалась в части использования телесных наказаний, применяемых исключительно к юношам. Значимой особенностью является также усиление связи семьи и школы в воспитательном процессе, а также контроль педагогов за учащимися во внеурочное время.

Список литературы:

[1] Буденкова В.Е., Савельева Е.Н. Гуманизация и гуманитаризация как стратегические принципы развития образования в условиях глобализации / Гуманизация современной философии и гуманитаризация общественных наук: материалы научной конференции (17-18 мая 2018 г.). - Екатеринбург: Деловая книга, 2018. - С. 132-135.

[2] Буслаева О.С. Становление и развитие женских гимназий в России в 1870-х гг. - феврале 1917 г.: на материалах Владимирской и Костромской губерний: дисс. ... канд. ист. наук. - Иваново, 2019. - 209 с.

[3] Иванова С.В. Гуманизация образования: цели, задачи и условия // Ценности и смыслы. 2010. № 2 (5). - С. 91-109.

[4] Козлова А.В. Частная женская гимназия М.И. Крамаревской в Иваново-Вознесенске // Борисовский сборник. Вып. 1 / Отв. ред. В.В. Вози-лов. - Иваново, 2009. - С. 292-303.

[5] Отчёт о состоянии Владимирской земской женской гимназии в учебно-воспитательном отношении за 1882-1883 академический год. -Владимир, 1883.

[6] Регалюк М.М. Женские гимназии и училища в российском образовании начала XIX века // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 9. - С. 24-26.

[7] Пирогов Н.И. Правила о проступках и наказаниях учеников гимназий киевского учебного округа // Циркуляры по управлению Киевским учебным округом. 1859. № 8. - С. 2-13.

[8] Сборник постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям Московского учебного округа за 1871-1895 годы: По поручению г. попечителя Московского учебного округа / Сост. В. Исаенков. 2-е изд., знач. доп. - М.: Тип. Э. Лис-нера и Ю. Романа, 1895. - 1456 с.

[9] Слепенкова Е.А., Щетинина Н.П. Становление института классного наставника в мужских и женских гимназиях России во второй половине XIX - начале XX века // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2015. № 4 (49). - С. 7-17.

[10] Шагбанова Х.С. Гуманизация образования в вузах МВД России: современное состояние и перспективы развития // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 2А. - С. 168-176.

Spisok literatury:

[1] Budenkova V.E., Savel'eva E.N. Guman-izaciya i gumanitarizaciya kak strategicheskie prin-cipy razvitiya obrazovaniya v usloviyah globalizacii / Gumanizaciya sovremennoj filosofii i gumanitarizaciya obshchestvennyh nauk: materialy nauchnoj konferencii (17-18 maya 2018 g.). - Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2018. - S. 132-135.

[2] Buslaeva O.S. Stanovlenie i razvitie zhen-skih gimnazij v Rossii v 1870-h gg. - fevrale 1917 g.: na materialah Vladimirskoj i Kostromskoj gubernij: diss. ... kand. ist. nauk. - Ivanovo, 2019. - 209 s.

[3] Ivanova S.V. Gumanizaciya obrazovaniya: celi, zadachi i usloviya // Cennosti i smysly. 2010. № 2 (5). - S. 91-109.

[4] Kozlova A.V. CHastnaya zhenskaya gimna-ziya M.I. Kramarevskoj v Ivanovo-Voznesenske // Borisovskij sbornik. Vyp. 1 / Otv. red. V.V. Vozilov. -Ivanovo, 2009. - S. 292-303.

[5] Otchyot o sostoyanii Vladimirskoj zemskoj zhenskoj gimnazii v uchebno-vospitatel'nom otnosh-enii za 1882-1883 akademicheskij god. - Vladimir, 1883.

[6] Regalyuk M.M. ZHenskie gimnazii i uchilish-cha v rossijskom obrazovanii nachala XIX veka // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2008. № 9. - S. 24-26.

[7] Pirogov N.I. Pravila o prostupkah i nakazani-yah uchenikov gimnazij kievskogo uchebnogo okruga // Cirkulyary po upravleniyu Kievskim uchebnym okrugom. 1859. № 8. - S. 2-13.

[8] Sbornik postanovlenij i rasporyazhenij po gimnaziyam i progimnaziyam Moskovskogo uchebnogo okruga za 1871-1895 gody: Po porucheniyu g. popechitelya Moskovskogo uchebnogo okruga / Sost. V. Isaenkov. 2-e izd., znach. dop. - M.: Tip. E. Lisnera i YU. Romana, 1895. - 1456 s.

[9] Slepenkova E.A., SHCHetinina N.P. Stanovlenie instituta klassnogo nastavnika v muzhskih i zhenskih gimnaziyah Rossii vo vtoroj polovine XIX -nachale XX veka // Vestnik Ryazanskogo gosudarst-vennogo universiteta im. S.A. Esenina. 2015. № 4 (49). - S. 7-17.

[10] Shagbanova H.S. Gumanizaciya obrazovaniya v vuzah MVD Rossii: sovremennoe sostoy-anie i perspektivy razvitiya // Pedagogicheskij zhur-nal. 2020. T. 10. № 2A. - S. 168-176.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.