Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МОНГОЛЬСКИХ ДЕТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МОНГОЛЬСКИХ ДЕТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ОБУЧЕНИЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК / РКИ / РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Энхтуяа Жамъянсурэн

В данной статье автор рассматривает тему особенностей воспитания монгольских детей при изучении русского языка. В приведённой таблице автор частично показал какие новые компетенции, в каких классах и через какие виды деятельности он старается прививать учащимся. Особое внимание было обращено автором на проблему спада популярности изучения русского языка после 90-х годов XX века и проводимые меры по преодолению указанной ситуации в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EDUCATION OF MONGOLIAN CHILDREN WHEN LEARNING RUSSIAN LANGUAGE

In this article, the author examines the special features of the process of educating Mongolian children while studying the Russian language. In the given table, the author partially showed what new competencies, in what classes and through what types of activities he is trying to instill in students. Special attention was paid by the author to the problem of decline in popularity of learning the Russian language after the 1990s and to the measures taken to overcome this situation at the present time.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МОНГОЛЬСКИХ ДЕТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Теория и методика профессионального образования Theory and methodology of professional education

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-1-79-84 УДК 372.881.161.1

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МОНГОЛЬСКИХ ДЕТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Энхтуяа Жамъянсурэн

Центра Русского языка при Русском Доме г. Улан-Батор, Монголия jenkhtuya280@yahoo.com

Аннотация. В данной статье автор рассматривает тему особенностей воспитания монгольских детей при изучении русского языка.

В приведённой таблице автор частично показал какие новые компетенции, в каких классах и через какие виды деятельности он старается прививать учащимся. Особое внимание было обращено автором на проблему спада популярности изучения русского языка после 90-х годов XX века и проводимые меры по преодолению указанной ситуации в настоящее время.

Ключевые слова: воспитание, педагогика, обучение, русский язык, РКИ, речевые игры

Для цитирования: Энхтуяа Ж. Особенности воспитания монгольских детей при изучении русского языка. Педагогика: история, перспективы. 2021. Том.4 № 1. с. 79-84

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-1-79-84

Original article

FEATURES OF EDUCATION OF MONGOLIAN CHILDREN WHEN LEARNING RUSSIAN LANGUAGE

J. Enkhtuyaa

Russian Center of Russian palace Ulan Bator, Mongolia jenkhtuya280@yahoo.com

Abstract. In this article, the author examines the special features of the process of educating Mongolian children while studying the Russian language. In the given

table, the author partially showed what new competencies, in what classes and through what types of activities he is trying to instill in students. Special attention was paid by the author to the problem of decline in popularity of learning the Russian language after the 1990s and to the measures taken to overcome this situation at the present time.

Keywords: education, pedagogy, teaching, Russian, RFL, speech games

For citation: Enkhtuyaa J. Features of education of Mongolian children when learning Russian language. Pedagogy: history, prospects. 2021. Vol. 4 no. 1. PP. 79-84 (In Russ.). DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-1-79-84

Сегодня владение русским языком в Монголии находится на низком уровне не только среди взрослых, но и среди школьников. Эта проблема связана со многими причинами:

1. Уменьшение количества часов по предмету «русский язык» (два-три часа в неделю).

Русский язык в Монголии стал обязательным иностранным языком во всех средних школах Монголии с 7-го класса по 9 класс только с 2006—2007 учебного года. Важно отметить, что в Монголии ещё с советских времён функционирует Монгольская ассоциация преподавателей русского языка (МонАПРЯЛ).

В последнее время изучение русского языка активизировалось в связи с экономическими причинами, а также благодаря тому, что Владимир Путин объявил 2007 год - годом русского языка.

2. После 90-х годов произошло снижение интереса к изучению русского языка. Многие школьники предпочитают изучать английский язык, поскольку он является одним из обязательных предметов в средних и старших классха школы Монголии.

3. Недостаточные профессиональные знания у учителей русского языка Это отмечено генеральным секретарем МонАПРЯЛ, профессором Монгольского госуниверситета образования Сосорбарам Эрдэнэмаам и другими учёными и учителями в связи с тем, что молодые русисты не проходят стажировку в России.

Целью воспитания наших детей является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути с помощь РКИ.

Доктор Б. Долгорсурэн в своей работе отмечала, что у монголов достижение целей воспитания осуществлялось, во-первых, благодаря раннему приобщению детей к традиционным видам производственной деятельности, во-вторых: привлечение к труду носило дифференцированный и непрерывный характер с учетом пола и возраста, в-третьих, этот процесс сопровождался серьезной морально-психологической подготовкой, в-четвертых, практические знания и умения отличались высоким профессионализмом.

Разные виды речевых игр для обогащения словарного запаса учащихся активизируют общение в учебном процессе, позволяют ребёнку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи.

№ Виды речевой игры Ход словесной игры Примеры /по темам/ Количество участников Время действия

1 Подача мяча подать мяч с новым словом по определённой теме другу. домашняя обязанность: мыть пол, выносить мусор, идти за хлебом, ухаживать за младшим братом и т д. Не ограничен 5-7 минут

2 Последняя буква начало следующего слова Ученик должен придумать слово, начинающееся с последней буквы предыдущего слова обед-дом-мальчик-комната -апельсин т.д. Не ограничен 5-7 минут

3 Слова в каждом шагу На каждый шаг придумывается русское слово на заданную тему один шаг-каникулы, второй шаг-море, третий шаг-солнце, четвёртый шаг-воздух и т.д Не ограничен 5-7 минут

4 Кто больше знает слов любое слово правильное произношение изученных слов Не ограничен 5-7 минут

5 Одним словом найти общее слово одежда: варежки, пальто, шапка, кофта, шарф, Не ограничен 5-7 минут

6 Противопоставлени антонимы зима-лето, отец - мать, день-ночь Не ограничено 5-7 минут

7 Придумай слова однокоренное слово мечта-мечтать-мечтатель Не ограничено 5-7 минут

8 Скороговорка быстрое чтение "Белочка, не мешкай, собирай орешки"! Не ограничено 5-7 минут

9 Пословицы поговорки Где труд, и там радость Не ограничено 5-7 минут

10 Ласковое слова уменьшительно-ласкательная форма дом-домик, книга-книжечка, дочь-доченька, мама-мамочка Не ограничено 5-7 минут

Таким образом на уроках используются различные виды словесных игр в хорошей атмосфере для внедрения привычек изучения русского языка, т.е надо воспитывать учащихся правильно вести себя и свободно выражать свои мысли на уроках, в конце концов, все это ведёт детей к ближайшему взаимному общению, единению и содружественной работе.

В монгольской культуре воспитание детей и их образование стоят на первом месте. Традиционно большое внимание уделяется тому, чтобы и девочки, и мальчики были ловкими, сильными и выносливыми.

Например, проводятся следующие мероприятия: беседа о традиционных праздниках (Наадам- Три игры мужей, Цагаан сар-Белый месяц, на русском языке, потому что дети отлично знают события, факты, обычаи, интерпретируемые историей и культурой своего народа.

В педагогической мудрости народа наблюдается достаточно широкий спектр фольклорных средств воспитания, которые можно достаточно условно распределить по различным целевым направлениям воспитательного процесса: -пословицы - для социально-этического воспитания; - загадки - для умственного воспитания; - художественные номера - для эстетического, патриотического воспитания; - сказки - для разных видов воспитания.

Поэтому мы выбираем различные видеоролики, в зависимости от тем уроков, большинство учеников любят играть по ролям. Наши школьники несколько раз приняли участие в разных конкурсах, напр: в конкурсе «Мы поедем в Артек-2019» заняли третье место, получили бронзовую медаль и осенью 2019 года капитан нашей команды «Мечта» замечательно отдохнул в Международном лагере Артек, в онлайн конкурсе «Мы поедем в Артек-2020» наша команда «Счастье» заняла первое место, члены команды получили право бесплатно отдыхать в «Артеке».

Наши дети с нетерпением ждут поездки в Крым. Участники Конкурса должны соблюдать определённые критерии, т.е их ответственность заключается в том, что выступление должно соответствовать заявленной теме, должна присутствовать оригинальность композиции, исполнительское мастерство, языковая компетентность участников и художественное оформление выступления

Наши ученики активно участвуют в разных соревнованиях, например, конкурс «Лучший чтец», на Фестивале Национальных Культур «Калейдоскоп Дружбы» и одна наша танцевальная группа «Военный танец-Ш, вторая наша танцевальная группа «Табунщик заняли первое место и получили Диплом первой степени.

Подготовка и участие на Фестивале выработали у наших детей организованность, самоконтроль, уверенность в себе, устойчивость стрессовым ситуациям и помогают приобщить учащихся к истокам своей культуры, а также учат уважать другие народности.

Нам всегда хочется улучшать социализацию и коммуникативные навыки своих учеников, в том числе, научить их самостоятельно учиться, стремиться побольше узнать и усвоить языковые материалы через русскую культуру.

Сам педагог должен не отставать от сегодняшних требований самообразования и находить подходящие методы и подходы обучения в каждой секунде своего учебно-воспитательного процесса.

По-нашему мнению, учащиеся легко изучают русский язык через английский язык, и мы постоянно создаём иноязычную среду в учебном процессе. Мы

упорно работаем над словарным запасом своих учеников, дополняющими русские слова по разным подходам, например, называние слов по определённой теме друг другу. Допустим, это тема домашняя обязанность: мыть пол, выносить мусор, идти за хлебом, ухаживать за младшим братом и т д.

Самое главное, русист сам должен знать уровень знаний и воспитания своих учащихся, как мотивировать детей на обучение, какие инструменты эффективного обучения и формирования личности использовать, то есть мы сами научно и практически можем помочь им, развивать память и внимание у ребёнка.

Мы стараемся постоянно вести нашу педагогическую и психологическую работы, чтобы они были эффективными, позитивными и энергичными, поэтому ищем и используем необходимый инновационный подход обучения, отвечающий современным требованиям образования и актуальным запросам изучающих великий русский язык

Таким образом, в народной монгольской педагогике все задачи, связанные с формированием и воспитанием личности, решаются на основе активного участия воспитуемого в трудовой жизни, что вполне согласуется с основными принципами традиционной народной системы воспитания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Постановление Министра Образования С.Темер-Очир 2007

2. 2.Официальное письмо генерального секратаря МонАПРЯЛ, профессора Монгольского госуниверситета образования Сосорбарам Эрдэнэмаам 2019

3. Ж.Руссо. Цитаты философа и мыслителя эпохи Просвещения 1770

4. Б. Долгорсурэн "Монгольских детей" 2018

5. Пол Таф. Как дети добиваются успеха 2004

6. Красинская И. Психология детей и подростков. 2016

7. Janette Martini. Воспитание детей, детская психология. 2019

REFERENCES

1. Resolution of the Minister of Education of S. Tomor-Ochir 2007

2. Official letter of the Secretary General of Monapryal, Professor of the Mongolian State University of Education Sosorbaram Erdenemam 2019

3. Rousseau Zh. Quotes of the philosopher and thinker of the Enlightenment. 1770

4. B. Dolgorsuren Article education of " Mongolian children" Scientific Worker. 2018

5. Paul Tough How children succeed, 2004

6. Krasinskaya I. Psychology of children and adolescents 2016

7. Janette Martini. Parenting, child psychology 2019

Информация об авторе: Жамъянсурэн Энхтуяа -Почётный работник образования Монголии, Магистр,Директор Центра Русского языка при Русском Доме, г. Улан-Батор, Монголия jenkhtuya280@yahoo.com,

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author Jam'yansuren Enkhtuya -Leading ( best) worker of Edu-cation,Master , Russian Center director of Russian palace in Ulaanbaatar . Ulan Bator, Mongolia. jenkhtuya280@yahoo.com,

The author has read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 26.12.2020

Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 17.02.2021

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.02.2021

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./ The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.