А.И. Каримова
Особенности воспитания детей в семьях трудовых мигрантов из Узбекистана
Каримова Александра Игоревна - бакалавр исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, аналитик лаборатории истории диаспор исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия)
Трудовая миграция из стран Центральной Азии стала заметной частью современной российской действительности. Трудовые мигранты из Узбекистана занимают первое место по численности прибывших на территорию РФ. Вместе с мигрантам в Россию, во многих случаях, прибывает и его семья: жена и дети. Для успешной адаптации в иноэтничной среде таким детям важно предоставить необходимую поддержку со стороны дошкольных и школьных учреждений. В данной статье уделено внимание особенностям воспитания детей из семей трудовых мигрантов, а также проблемам, с которыми может столкнуться ребенок. Автор подчеркивает, что трудовые мигранты из Узбекистана, несмотря на то, что они находятся в совершенно иноэтничной среде, стремятся воспитывать детей, соблюдая все нормы и правила узбекского общества, стараются соблюдать религиозные и традиционные обряды и прививать их своим детям.
Ключевые слова: трудовые мигранты, адаптация, иноэтничная среда, дети мигрантов, традиции, воспитание.
Parenting specifics in Uzbek migrant workers Alexandra I. Karimova, Expert, Laboratory of the History of Diasporas, History Faculty, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia) Labour migration from Central Asian countries has become a prominent part of the modern Russian reality. Labour migrants from Uzbekistan rank first among arrivals to the Russian Federation. In many cases, migrant workers are later on joined by their family members - wife and children who arrive in Russia. For these children to successfully adapt to the nonethnic environment it is important that they should be provided with necessary support from daycare centers and schools. This article focuses on the specifics of educating children from labor migrant families and problems they may encounter. The author emphasizes that in spite of being in a completely nonethnic environment Uzbek labor migrants tend to raise their children by complying with all the rules and regulations of Uzbek society, observing their religious and traditional ceremonies and inculcating them in their children. Keywords: migrant workers, adaptation, nonethnic environment, migrants' children, traditions, education.
Актуальность исследования
Тема исследования является особо актуальной на сегодняшний день, так как трудовая миграция становится неотъемлемой частью российской действительности. Миграция -порой непредсказуемый процесс, которым сложно управлять и последствия которого сложно прогнозировать, но то, что его следует изучать - неоспоримый факт. С момента дезинтеграции Советского Союза Россия была и остается основным центром притяжения
мигрантов из новых независимых государств. Выходцы из стран Центральной Азии составляют основной поток трудовых мигрантов в Российскую Федерацию, так как российский рынок труда в большей степени нуждается в неквалифицированных работниках. С 2000-х годов направление миграции значительно изменилось, безусловным полюсом притяжения является Центральный Федеральный округ, прежде всего, Москва и Московская область (Назарова Е.А., 2010). Численность мигрантов из Узбекистана всегда намного
выше численности мигрантов из других стран Центральной Азии. Если взять данные ФМС о численности мигрантов с 2013 по 2016 года и посчитать отдельно поток мигрантов из Узбекистана и отдельно поток мигрантов из других стран Центральной Азии (Таджикистан, Туркменистан, Казахстан, Кыргызстан), то поток мигрантов из Узбекистана по численности все равно будет больше.
Организация исследования
В январе-феврале 2016 года был проведен опрос среди трудовых мигрантов из Узбекистана на территории Москвы. Одной из его целей стало изучение особенностей воспитания детей в семьях мигрантов из Узбекистана. Анкетирование проводилось двумя способами: самостоятельное заполнение мигрантами анкет и личная беседа по вопросам анкеты (неформализованное интервью). Такие методы были выбраны для того, чтобы повысить информативность исследования. Большинство людей самостоятельно заполняли анкету. Личная беседа занимала около 25-30 минут. Велась аудиозапись всех бесед. В опросе приняли участие 30 мигрантов, из них 24 мужчины и 6 женщин.
Особенности внутреннего устройства семьи трудовых мигрантов из Узбекистана
Мигранты, решившиеся впервые отправиться на заработки в Российскую Федерацию, в основном приезжают без жен и семей. Те из них, кому удается найти работу и решить проблему с жильем, могут себе позволить перевести сюда и семью (Выхованец О.Д., Прохорова А.В., Савинкова Ю.К., Старчак М.В., Яценко Е.Б., 2014) . В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о трудовой деятельности, в пункте 9 установлено, что трудящийся мигрант имеет право пригласить в принимающее государство для совместного проживания членов своей семьи при условии, что он располагает средствами для их содержания, а также имеет жилье, отвечающее требованиям к жилым помещениям (Бекяшев Д.К., Иванов Д.В., 2016).
Около двадцати человек опрошенных мигрантов, которым было 26 лет и больше, состояли в браке. Из десяти опрошенных мигрантов, которые относятся к возрастной группе
до 25 лет, в браке состояли четыре человека. Каждый из женатых мужчин имеет как минимум двоих детей. Для узбеков является характерным иметь большие семьи (Арифханова З.Х., Абашин С.Н., Алимова Д.А., 2011). Из опрошенных перевезли сюда детей десять мигрантов. Все они достаточно долго работают в России. Их дети разговаривают на русском и узбекском языках.
По данным ЦМИ, в целом, около трети мигрантов, имеющих детей до 16 лет, берут их с собой, это 15-16% от всех трудовых мигрантов, приезжающих в Россию (Флоринская Ю., 2012 г.). В ходе анкетирования предполагался блок вопросов, направленных на выявление особенностей повседневной жизни трудовых мигрантов. Семьи мигрантов с детьми либо снимают квартиру самостоятельно, либо совместно со своими товарищами. В целом ген-дерное распределение ролей, в котором мужчина - глава семьи, женщина - хранительница домашнего очага, сохраняется в узбекском обществе на сегодняшний день (Арифханова З.Х., Абашин С.Н., Алимова Д.А., 2011). Однако в семьях мигрантов, переехавших в Россию на заработки, чаще всего работают и отец, и мать. Вследствие этого возникает вопрос: кто же остается с детьми, если мать занята на работе, родственников рядом нет, а возможности устроить ребенка в детский сад большинство не имеет.
Тут стоит заметить, что очень часто мигранты предпочитают селиться в территориальной близости друг с другом. Естественно, тяжелый образ жизни, плохие условие, невысокий уровень заработка заставляет мигрантов селиться по принципу близости к представителям своей национальности, видя в этом некий гарант (или надежду) на дополнительную стабильность и защищенность, а также условия выживания в иноэтничной среде. Пользуясь тем, что по соседству живут такие же семьи, они часто выбирают одну женщину, которая следит за своими детьми и детьми соседей. Такой женщиной может быть как чья-то жена, так, например, и старшая дочка. Либо женщины следят за детьми по очереди.
Подобный образ присмотра за детьми можно сравнить с распределением обязанностей в махалле (в общине). В прошлом община представляла собой самоидентичный организм (Арифханова З.Х., Абашин С.Н., Алимова Д.А., 2011). В этом случае человек представал не как автономный и самостоятельный субъект, а как часть социальной группы, территориаль-
ной общины и т.д. (Арифханова З.Х., Абашин С.Н., Алимова Д.А., 2011). Это доказывает, что даже в иноэтничной среде мигранты транслируют свой традиционный уклад жизни.
Особенности адаптации детей трудовых мигрантов из Узбекистана
Возможности отдавать детей в детский садик, в большинстве случаев, мигранты не имеют, но в школу, конечно, их дети обязаны ходить, поскольку официально равный доступ к школьному образованию в России имеют все дети школьного возраста, проживающие и пребывающие на территории РФ (Флоринская Ю., 2012 г.). Часто школа становится местом, где дети впервые непосредственно сталкиваются с чуждой для них культурой. Школа становится инструментом адаптации ребенка в новой для него среде. По мнению экспертов, особо сложно обучение русскому языку как средству общения, взаимодействие с родителями, интеграция ребенка из семьи мигрантов в группу сверстников (Баярмангай М., 2008). Кроме этого в основном члены семей узбекских мигрантов говорят между собой на узбекском языке, более того, бывает, что старшие члены семьи вообще плохо говорят на языке принимающей страны. В такой ситуации ребенку приходится очень тяжело, так как у него нет возможности практиковать знание русского языка вне школы, а владение русским языком является основным фактором успешной адаптации.
Трудности усугубляются тем, что в последние годы преобладает миграция из сельских районов (Флоринская Ю., 2012 г.). Как правило, дети трудовых мигрантов со средней и тяжелой степенью адаптации не удовлетворены своими отношениями со сверстниками, отсутствием понимания (Баярмангай М., 2008). Одна из проблем адаптации детей вызвана тем обстоятельством, что родители-мигранты не имеют цели постоянного проживания в Российской Федерации. Они приезжают только лишь на заработки и планируют рано или поздно вернуться на родину. Так в ходе исследования желание переехать в Российскую Федерацию высказали только 6 человек из опрошенных. Это приводит к тому, что у ребенка может не быть стимула для адаптации со своими сверстниками, и он будет враждебно принимать новую среду.
Один опрашиваемый отметил, что его ребенок столкнулся с негативным отношением со стороны других детей из-за того, что он другой национальности. Установлено, что одной из основных причин непринятия ребенка мигранта в группе сверстников является негативное отношение к мигрантам со стороны родителей воспитанников или воспитателя (Баярмангай М., 2008).
Респондентам задавались вопросы и об их отношении к другим национальностям. Один из вопросов был связан с отношением трудовых мигрантов к смешанным бракам их детей. На вопрос как бы вы отнеслись к тому, что один из ваших детей вступил в брак с русским по национальности, они отвечали, в большинстве случаев, отрицательно. Также интересно, что некоторые из тех, кто были против брака с русскими, положительно относились к браку с европейцами или американцами.
Половина опрашиваемых вообще высказалась против смешанных браков. Лояльнее к межнациональным бракам было молодое поколение, либо те, кто давно работал в России. Все узбеки отметили, что они против брака с казахами, киргизами, корейцами и славянскими народами (кроме русских).
В чуждой среде мигранты стараются привить детям культуру и традиционный уклад узбеков. Опрошенные мигранты стараются отмечать национальные праздники в Москве. Для многих тюркских народов одним из главных традиционных праздников считается Навруз. Этот праздник посвящен весеннему равноденствию (Арифханова З.Х., Абашин С.Н., Алимова Д.А., 2011). В настоящее время Навруз широко празднуется как начало Нового года в Афганистане и Иране, как государственный праздник - в Азербайджане, Албании, Индии, Иракском Курдистане, Казахстане, Киргизии, Македонии, Таджикистане, Туркменистане, Турции, Узбекистане, а также в России. Все опрашиваемые мигранты празднуют Навруз и стараются отмечать его на территории РФ. В целом большинство опрошенных мигрантов стремятся справлять по возможности все свои национальные праздники даже в России. Однако, как правило, на это у них не хватает времени. Тем не менее, в 2016 году на празднование Навруза на ВДНХ пришло около 35 тысяч людей, среди них можно было увидеть большие узбекские семьи.
У современных узбеков сохраняется традиция почтительного отношения к родителям и к старшему поколению в целом (Арифханова З.Х., Абашин С.Н., Алимова Д.А., 2011). Для узбеков очень важно привить это детям независимо находятся они у себя на родине или в чужой стране на заработках.
Религия в жизни трудовых мигрантов из Узбекистана
Кроме традиций, большую роль в жизни узбеков играет религия. Все опрашиваемые ответили, что их дети мусульмане, даже те, кто состояли в смешанных браках с христианами. Респонденты, которые имеют сыновей, устраивали им религиозный обряд обрезание (сун-нат-туй). В.Н. Басилов утверждал, что у узбеков праздник обрезание - самое главное семейное торжество, даже более значимо, чем свадьба (Басилов В.Н., 1996). Этот праздник связан как с выполнением религиозного долга, так и ответной мерой отца мальчика перед семьями своей родни и махалли (Арифханова З.Х., Абашин С.Н., Алимова Д.А., 2011).У мигрантов, у которых родился сын на территории России, есть два варианта проведения этого праздника. Либо устроить большое торжество у себя на родине, но для этого нужны большие сбережения, либо провести скромную церемонию в России. Для многих проведение скромной церемонии суннат-туй считается унизительным для их рода.
Что касается посещаемости мечети детьми, то тут дети ведут себя так же, как и их родители. Естественно, девочки не посещают мечеть. Это никак не связано с их религиозностью, просто женщинам не предписано обязательно ходить в мечеть, во многих традициях мусульманских народов женщины вообще не посещают мечеть. Что касается мужчин, то тут тоже большинство ответов «посещаю очень редко». Респонденты объясняли это тем, что у них нет времени посещать мечеть, потому что они работают с раннего утра и до позднего вечера. Некоторые респонденты сказали, что не ходили в мечеть даже в Ураза Байрам, один из главных праздников мусульман. Однако были и те, кто стараются посещать мечеть регулярно. Тут стоит сказать, что многие из тех, кто в России не посещают мечеть, у себя на родине делают это регулярно. Кроме нехватки времени, некоторые объясняли это тем, что чувствуют дискомфорт, посещая мечеть, которую плохо знают.
Для узбеков главным событием их детей, кроме ритуала обрезания у мальчиков, является свадьба. Некоторые мигранты приезжают на заработки в Россию для того, чтобы накопить на свадьбу сыновей или дочерей. На родителей мужа взваливаются почти все расходы по свадьбе, а на родителей жены расходы на сеп. Сеп - это приданое, сделанное для невесты ее родителями при вступление в брак. В сеп невесты должен входить мебельный гарнитур, комплекты одежды жениху и невесте и многое другое. Мигранты предпочитают устраивать церемонию свадьбы своих детей на родине, в Узбекистане. Что касается религиозной части свадьбы, респонденты ответили, что их дети обязаны выполнять никах при вступление в брак. Никах - обряд заключения брака по законам шариата (Арифханова З.Х., Абашин С.Н., Алимова Д.А., 2011).
Заключение и выводы
Семьи трудовых мигрантов, прибывшие из Узбекистана, стремятся воспитывать детей, соблюдая все нормы и правила узбекского общества. Мигранты стараются соблюдать религиозные и традиционные обряды и прививать их своим детям. Несмотря на то, что они находятся в совершенно иноэтничной среде, они пытаются транслировать традиционной уклад на модель построения семьи. Это может быть связано с тем, что большинство из них не имеют долгосрочных планов на жизнь в Российской Федерации, а тем более не собираются переезжать сюда на постоянное место жительства. Мотивационный критерий выделяет среди мигрантов так называемых реформаторов и приспособленцев. Приспособленцы ориентированы на выстраивание своего поведения в рамках социальных норм и правил, культурных особенностей среды нового места жительства. Реформаторы стремятся воздействовать на новую окружающую их социальную среду, пытаясь изменить ее в соответствии со своими ценностями, идеологией и мировоззре-нием.1 Узбекских мигрантов нельзя отнести ни к одной из этих групп. Они не собираются воздействовать на окружающую себя среду, но и не хотят полностью интегрироваться в новое сообщество. Большинство из них не имеют долгосрочных планов на жизнь в Российской Федерации, а тем более не соби-
1 В.А. Волох. Т.И. Куценко. Указ. соч. с.19.
раются переезжать сюда на постоянное место жительства. Поэтому родители-мигранты не стремятся проявлять желание помочь своим детям адаптироваться.
Такое воспитание детей может привести к проблемам адаптации детей трудовых мигрантах в детских садах и школах. Приходя в образовательное учреждение, они сталкиваются с совершенно другим обществом. Не имея стимула для адаптации, они могут замыкаться в себе либо же, наоборот, агрессивно воспринимать новый социум. Взаимодействие со школой чрезвычайно важно для социализации не только учащихся-мигрантов, но и для всей семьи мигрантов. Для многих детей школа оказывается единственным местом соприкосновения с официальным миром. ■
Методический Центр
«Разум»
Наш центр предлагает Вам более 1 I ООО методических www.raz-um.rii пособии и развивающих игру шок для дошкольного образования и воспитания, в соответствии с ФГОС по всем видам образовательной деятельности ДО,
Наш нентр проводит семинары повышения квалификации для музыкальных руководителей, воспитателей, логопедов и других ^интересованных лиц.
Принимаем 1акаи>1 из разных регионов РФ. Также работаем через Портал Поставщиков, Работаем с частными лицами, юридическими лицами и госучреждениям и, Заключаем договора с детскими садами, торгующими организациями и магазинами.
Контакты: 127434, г. Москва, Ивановская 34.
Тел.: (499) 976-65-33, (499) 976-34-02
Литература
1. Александров ДА., Баранов В.В., Ива-нюшина ВА Дети из семьей мигрантов в школах Санкт-Петербурга. Предварительные данные. - СПб., 2011.
2. Арифханова З.Х., Абашин С.Н., Алимова ДА. Узбеки. - М., 2011 (Народы и культуры).
3. Басилов В.Н. Суннат-той в ферганском кишлаке // ЭО, 1996.
4. Баярмангай М. Особенности взаимоотношений педагогов в процессе адаптации ребенка из семьи мигрантов // Научный потенциал: работы молодых ученых. - 2008. -№4.
5. Бекяшев Д.К., Иванов Д.В. Международно-правовое регулирование вынужденной трудовой миграции. - М., 2016.
6. Выхованец ОД., Прохорова А.В., Савинкова Ю.К., Старчак М.В., Яценко Е.Б. Трансформация идентичности трудовых мигрантов как одна из составляющих становления гражданского общества в России. - М., 2014.
7. Дмитриева А.В. Мигранты в новой среде: практики и взаимодействия. - М., 2011.
8. Горшунова О.В. Узбекская женщина: социальный статус, семья, религия. - М., 2006.
9. Зотова НА. Узбекские общины в России: новые «диаспоры» (на примере Санкт-Петербурга, Астрахани, Красноярска). Исследование по прикладной и неотложной этнологии. №22. - М., 2010.
10. Назарова ЕА. Внешние мигранты в Москве и их влияние на современные социальные процессы. - М., 2010.
11. Флоринская Ю. Дети мигрантов в России: доступ к образованию и медицине, 2012 // http://www.demoscope. ru/weekly/2012/0515/analit02. PhP
Статья поступила в редакцию 4.08.2016 г.