DOI: 10.17805/trudy.2023.4.4 ПЕДАГОГИКА
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ
А.И. Григорьева Московский гуманитарный университет
Аннотация: Статья посвящена выявлению доминирующих типов воспитания в молодых семьях. Автор рассматривает теоретические аспекты взаимосвязи психического благополучия ребенка и выбранным молодыми родителями стиля воспитания, проводит исследование с целью выявления основных стилей воспитания среди молодых семей.
Ключевые слова: молодая семья; стили воспитания; психическое благополучие; негармоничное воспитание
FEATURES OF RAISING CHILDREN IN YOUNG FAMILIES
A.I. Grigorieva Moscow University for the Humanities
Abstract: The article is devoted to identifying the dominant types of upbringing in young families. The author examines the theoretical aspects of the relationship between the child's mental well-being and the parenting style chosen by young parents, conducts research to identify the main parenting styles among young families.
Keywords: young family; parenting styles; mental well-being; inharmonious upbringing
Для детей дошкольного возраста семья является ключевым социальным институтом, где они погружаются в ценности, нормы и образ жизни общества, а также получают образец взаимодействия с социальным окружением. Значимость раннего детства в формировании индивидуальности чрезвычайно высока. Однако, воспитание детей дошкольного возраста большей частью происходит в новых или молодых семьях, которые отличаются нестабильностью отношений и, что важнее, не имеют практического опыта воспитания ребенка (Белогай, Кускова, 2009: 72-77).
Таким образом, современные семьи сталкиваются с серьезным кризисом, связанным с их неспособностью определить правильный и подходящий для их ребенка стиль воспитания, что влияет на психологическое благополучие ребенка в будущем. Стили воспитания - это особенности подхода родителей или педагогов к ребенку в процессе его воспитания и развития. Стиль воспитания может сформироваться под влиянием различных факторов, таких как культура и традиции, личность и воспитание родителей, образ жизни и уровень доходов и т.д. (Эйдемиллер, 1996: 17). Данное обстоятельство вызывает определенный интерес к проблеме психологического благополучия и его тенденциям в российском
обществе в целом. Согласно данным исследований Института мозга человека РАН, аномалии психического благополучия встречаются у 15% детей и 25% лиц подросткового возраста (Римашевская, Будилова, Мигранова, Терехин, 2006: 2336). Еще одним любопытным явление является наличие проблем, связанных с психическим состоянием, в частности тревожности, у людей в детском возрасте (Ижванова, 2011: 41-46). Тенденция роста тревожности среди детей сохраняется с учетом текущего состояния общества в эпоху современных событий.
Научная освещенность взаимосвязи осознанного или неосознанного выбора родителями стиля воспитания и психического благополучия детей в последующем является на наш взгляд недостаточно. Именно эти обстоятельства заставляют нас исследовать стили воспитания детей в молодой семье в данном исследовании.
Целью данной работы является в изучение стилей семейного воспитания детей дошкольного возраста в молодой семье и выявление доминирующих стилей воспитания в молодых семьях.
Для проведения исследования был выбран метод Анализа Системных Взаимодействий (АСВ) на основе опросника стиля семейного воспитания Э.Г. Эй-демиллера и В.В. Юстицкиса. Он предназначен для выявления некоторых личностных проблем, с которыми сталкиваются родители и которые они пытаются решить за счет своих детей. Данный инструмент, используется для выявления типов недостаточно гармоничного семейного воспитания, которые могут способствовать развитию отклонений в личности детей и подростков. Он основывается на оценке различных характеристик воспитательного процесса, таких как уровень протекции (П), полнота удовлетворения потребностей ребенка (У), требования к ребенку (Т), степень строгости запретов (З) и наказаний (санкций) (С), а также общий показатель неустойчивости стиля воспитания (Эйдемиллер, 1996: 34).
Для изучения особенностей семейного воспитания детей в возрасте от 3 до 7 лет была сформирована группа исследования. В данную группу входили пять молодых семей, имеющих детей в возрасте от 2 до 4 лет. Каждой семье были предложены бланки анкет и список вопросов, на которые родители должны были самостоятельно ответить. Родители самостоятельно по отдельности заполняли анкеты в течение недели. В них были включены утверждения о методах воспитания, организации времени, роли родителей и оценки эмоциональной обстановки в семье. Все семьи выполнили данное задание в срок, после чего анкеты были собраны. После сбора анкет, был проведен анализ данных, который позволил определить типы воспитания, применяемые родителями, и выявить важные аспекты, влияющие на процесс воспитания детей. В результате тестирования было выявлено, что все исследуемые семьи имеют более-менее гармоничные способы воспитания детей, но в каждой из них был выявлен хотя бы один превышающий норму показатель.
Таблица
Исследование стилей семейного воспитания:
+ означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания; - недостаточную выраженность; ± означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, так и недостаточность или не выраженность
Название шкалы Семья 1 Семья 2 Семья 3 Семья 4 Семья 5
Потворствующая гиперпротекция - + + ± -
Доминирующая гиперпротекция ± - - ± ±
Повышенная моральная ответственность + ± ± + +
Эмоциональное отвержение + - ± ± -
Жестокое обращение - - - - -
Гипопротекция - - - - -
Исследование выявило факт присутствия определенных проблем в каждой семье, принявшей участие в тестировании. В трёх из пяти исследованных семьях наблюдается повышенная моральная ответственность как доминирующий тип негармоничного воспитания детей. Интересным является тот факт, что в одной из упомянутых трёх семей также наблюдаются элементы такого типа воспитания, как эмоциональное отвержение. В других двух семьях по результатам тестирования превалировала потворствующая гиперпротекция. Итогом проведенного исследования стало выявление проблем, связанных с воспитанием детей в каждой молодой семье, принявшей участие в исследовании, что подтвердило актуальность данного вопроса. Главным доминирующим типом негармоничного воспитания детей была выявлена повышенная моральная ответственность родителей, а вторым - потворствующая гиперпротекция.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белогай К.Н., Кускова М.В. (2009) Супружеские отношения на этапе «молодой семьи» // Вестник КемГУ, № 1. С. 72-77.
Ижванова Е.М. (2011) Детская тревожность как социальное явление современной России // Психотерапия. № 11. С. 41-46.
Римашевская Н.М., Будилова Е.В., Мигранова Л.А., Терехин А.Т. (2006) Новое исследование проблем здоровья населения // Народонаселение. № 4. С. 23-36.
Эйдемиллер Э.Г. (1996) Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие, М.: Фолиум, 48 с.
Григорьева Анастасия Ильинична, обучающаяся 3-го курса бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель: Юсупов В.З., доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: pp.mosgu@mail.ru
GrigorievaAnastasiaIlyinichna, is a student of the 3rd year of bachelor's degree in the direction of training "Psychological and pedagogical education" of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor: Yusupov V.Z., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (499) 374-74-59. Email: pp.mosgu@mail.ru
Для цитирования:
Григорьева А.И. Особенности воспитания детей в молодых семьях. 2023. № 4. С. 21-24. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.4.4