Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодая семья / стили воспитания / психическое благополучие / негармоничное воспитание / young family / parenting styles / mental well-being / inharmonious upbringing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Анастасия Ильинична

Статья посвящена выявлению доминирующих типов воспитания в молодых семьях. Автор рассматривает теоретические аспекты взаимосвязи психического благополучия ребенка и выбранным молодыми родителями стиля воспитания, проводит исследование с целью выявления основных стилей воспитания среди молодых семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF RAISING CHILDREN IN YOUNG FAMILIES

The article is devoted to identifying the dominant types of upbringing in young families. The author examines the theoretical aspects of the relationship between the child’s mental well-being and the parenting style chosen by young parents, conducts research to identify the main parenting styles among young families.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ»

DOI: 10.17805/trudy.2023.4.4 ПЕДАГОГИКА

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ

А.И. Григорьева Московский гуманитарный университет

Аннотация: Статья посвящена выявлению доминирующих типов воспитания в молодых семьях. Автор рассматривает теоретические аспекты взаимосвязи психического благополучия ребенка и выбранным молодыми родителями стиля воспитания, проводит исследование с целью выявления основных стилей воспитания среди молодых семей.

Ключевые слова: молодая семья; стили воспитания; психическое благополучие; негармоничное воспитание

FEATURES OF RAISING CHILDREN IN YOUNG FAMILIES

A.I. Grigorieva Moscow University for the Humanities

Abstract: The article is devoted to identifying the dominant types of upbringing in young families. The author examines the theoretical aspects of the relationship between the child's mental well-being and the parenting style chosen by young parents, conducts research to identify the main parenting styles among young families.

Keywords: young family; parenting styles; mental well-being; inharmonious upbringing

Для детей дошкольного возраста семья является ключевым социальным институтом, где они погружаются в ценности, нормы и образ жизни общества, а также получают образец взаимодействия с социальным окружением. Значимость раннего детства в формировании индивидуальности чрезвычайно высока. Однако, воспитание детей дошкольного возраста большей частью происходит в новых или молодых семьях, которые отличаются нестабильностью отношений и, что важнее, не имеют практического опыта воспитания ребенка (Белогай, Кускова, 2009: 72-77).

Таким образом, современные семьи сталкиваются с серьезным кризисом, связанным с их неспособностью определить правильный и подходящий для их ребенка стиль воспитания, что влияет на психологическое благополучие ребенка в будущем. Стили воспитания - это особенности подхода родителей или педагогов к ребенку в процессе его воспитания и развития. Стиль воспитания может сформироваться под влиянием различных факторов, таких как культура и традиции, личность и воспитание родителей, образ жизни и уровень доходов и т.д. (Эйдемиллер, 1996: 17). Данное обстоятельство вызывает определенный интерес к проблеме психологического благополучия и его тенденциям в российском

обществе в целом. Согласно данным исследований Института мозга человека РАН, аномалии психического благополучия встречаются у 15% детей и 25% лиц подросткового возраста (Римашевская, Будилова, Мигранова, Терехин, 2006: 2336). Еще одним любопытным явление является наличие проблем, связанных с психическим состоянием, в частности тревожности, у людей в детском возрасте (Ижванова, 2011: 41-46). Тенденция роста тревожности среди детей сохраняется с учетом текущего состояния общества в эпоху современных событий.

Научная освещенность взаимосвязи осознанного или неосознанного выбора родителями стиля воспитания и психического благополучия детей в последующем является на наш взгляд недостаточно. Именно эти обстоятельства заставляют нас исследовать стили воспитания детей в молодой семье в данном исследовании.

Целью данной работы является в изучение стилей семейного воспитания детей дошкольного возраста в молодой семье и выявление доминирующих стилей воспитания в молодых семьях.

Для проведения исследования был выбран метод Анализа Системных Взаимодействий (АСВ) на основе опросника стиля семейного воспитания Э.Г. Эй-демиллера и В.В. Юстицкиса. Он предназначен для выявления некоторых личностных проблем, с которыми сталкиваются родители и которые они пытаются решить за счет своих детей. Данный инструмент, используется для выявления типов недостаточно гармоничного семейного воспитания, которые могут способствовать развитию отклонений в личности детей и подростков. Он основывается на оценке различных характеристик воспитательного процесса, таких как уровень протекции (П), полнота удовлетворения потребностей ребенка (У), требования к ребенку (Т), степень строгости запретов (З) и наказаний (санкций) (С), а также общий показатель неустойчивости стиля воспитания (Эйдемиллер, 1996: 34).

Для изучения особенностей семейного воспитания детей в возрасте от 3 до 7 лет была сформирована группа исследования. В данную группу входили пять молодых семей, имеющих детей в возрасте от 2 до 4 лет. Каждой семье были предложены бланки анкет и список вопросов, на которые родители должны были самостоятельно ответить. Родители самостоятельно по отдельности заполняли анкеты в течение недели. В них были включены утверждения о методах воспитания, организации времени, роли родителей и оценки эмоциональной обстановки в семье. Все семьи выполнили данное задание в срок, после чего анкеты были собраны. После сбора анкет, был проведен анализ данных, который позволил определить типы воспитания, применяемые родителями, и выявить важные аспекты, влияющие на процесс воспитания детей. В результате тестирования было выявлено, что все исследуемые семьи имеют более-менее гармоничные способы воспитания детей, но в каждой из них был выявлен хотя бы один превышающий норму показатель.

Таблица

Исследование стилей семейного воспитания:

+ означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания; - недостаточную выраженность; ± означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, так и недостаточность или не выраженность

Название шкалы Семья 1 Семья 2 Семья 3 Семья 4 Семья 5

Потворствующая гиперпротекция - + + ± -

Доминирующая гиперпротекция ± - - ± ±

Повышенная моральная ответственность + ± ± + +

Эмоциональное отвержение + - ± ± -

Жестокое обращение - - - - -

Гипопротекция - - - - -

Исследование выявило факт присутствия определенных проблем в каждой семье, принявшей участие в тестировании. В трёх из пяти исследованных семьях наблюдается повышенная моральная ответственность как доминирующий тип негармоничного воспитания детей. Интересным является тот факт, что в одной из упомянутых трёх семей также наблюдаются элементы такого типа воспитания, как эмоциональное отвержение. В других двух семьях по результатам тестирования превалировала потворствующая гиперпротекция. Итогом проведенного исследования стало выявление проблем, связанных с воспитанием детей в каждой молодой семье, принявшей участие в исследовании, что подтвердило актуальность данного вопроса. Главным доминирующим типом негармоничного воспитания детей была выявлена повышенная моральная ответственность родителей, а вторым - потворствующая гиперпротекция.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Белогай К.Н., Кускова М.В. (2009) Супружеские отношения на этапе «молодой семьи» // Вестник КемГУ, № 1. С. 72-77.

Ижванова Е.М. (2011) Детская тревожность как социальное явление современной России // Психотерапия. № 11. С. 41-46.

Римашевская Н.М., Будилова Е.В., Мигранова Л.А., Терехин А.Т. (2006) Новое исследование проблем здоровья населения // Народонаселение. № 4. С. 23-36.

Эйдемиллер Э.Г. (1996) Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие, М.: Фолиум, 48 с.

Григорьева Анастасия Ильинична, обучающаяся 3-го курса бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель: Юсупов В.З., доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: pp.mosgu@mail.ru

GrigorievaAnastasiaIlyinichna, is a student of the 3rd year of bachelor's degree in the direction of training "Psychological and pedagogical education" of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor: Yusupov V.Z., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (499) 374-74-59. Email: pp.mosgu@mail.ru

Для цитирования:

Григорьева А.И. Особенности воспитания детей в молодых семьях. 2023. № 4. С. 21-24. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.4.4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.