Научная статья на тему 'Особенности воспитания детей разного возраста в условиях сельского детского дома'

Особенности воспитания детей разного возраста в условиях сельского детского дома Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1248
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗНОВОЗРАСТНОЙ КОЛЛЕКТИВ / ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ / ДЕТСКИЕ ДОМА СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ / MIXED-AGE GROUP / PECULIARITIES OF THE UPBRINGING OF ORPHANS / RURAL ORPHANAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старкова Дарья Владимировна

В статье анализируются особенности воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях сельских детских домов, обосновывается специфика организации воспитательного процесса в условиях разновозрастного детского коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF EDUCATING CHILDREN OF DIFFERENT AGES IN RURAL ORPHANAGE

The paper analyses characteristics of upbringing children left without parental care in a rural orphanage. The author demonstrates specific organization of the educational process of children groups of different ages.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитания детей разного возраста в условиях сельского детского дома»

УДК 371.4

Д. В. Старкова

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО ДЕТСКОГО ДОМА

В статье анализируются особенности воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях сельских детских домов, обосновывается специфика организации воспитательного процесса в условиях разновозрастного детского коллектива.

Ключевые слова: разновозрастной коллектив, особенности воспитания детей-сирот, детские дома сельской местности.

Одна из обязательных потребностей человека -определение своего места в жизни, осознание своей личной значимости, собственного Я. Многие психологи подчеркивают, что развитию личности прежде всего способствует осуществление задач будущего: «Направленность личности на чрезмерно конкретное будущее может с большой долей вероятности вызвать развитие депрессивного состояния - либо в результате недостижимости цели, поставленной в столь конкретной форме, либо вследствие внутренней опустошенности после достижения узенькой мечты жизни» [1].

На каждом возрастном этапе жизни ребенок требует особого подхода. Переход от одного возрастного этапа к другому характеризуется сменой ведущей деятельности и возникновением на базе этого новых личностных образований, с которыми связаны все другие особенности данного периода развития. В подростковом возрасте формируются такие психологические новообразования, как подсознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы, желание и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения. Но эти новообразования не возникают сами по себе, они - результат обучения и воспитания ребенка на предшествующих ступенях онтогенеза. Для того чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства, интересы и желания других людей, он должен научиться сначала сопереживать близким, окружающим его [2].

Детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, соци-

альной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаи-моответственности и необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществлении просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива.

Социально признаваемая деятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отношений его членов может быть реализована в том случае, если она соответствующим образом организована.

Это должна быть такая организация, при которой: а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т. е. осуществляется возрастное разделение; б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл; в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов); г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для «контактного» коллектива, потом для общешкольного, а затем для района, города, общества; д) деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении.

Как инструмент воспитания детский коллектив организуется взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении потребности детей в общении и задач, поставленных перед этим коллективом. Практически в любом организованном детском объединении реально существует определенное сочетание данных двух факторов. Однако наиболее широкие возможности их взаимодействия создаются в условиях сформированного детского коллектива. Активно включая детей в

Вестник ТГПУ (ТБРББиНвИп). 2011. 13 (115)

решение социально важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обусловливает возможности развития индивида как личности. Психолого-педагогическая задача при этом заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, чтобы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед его социально полезной функцией. Иначе его воспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием так называемых неофициальных, неформальных детских объединений.

Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех воспитанников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений.

В некоторых исследованиях дается сравнительная характеристика развития детей, оставшихся без родительского попечения. И. В. Дубровина,

Э. Ф. Минкова, М. К. Бардышевская показали, что общее физическое, психологическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличаются от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп психологического развития замедлен, имеется ряд негативных особенностей: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения. Все это чревато серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека [3].

Дети первого года, воспитывающиеся в доме ребенка, отличаются от ровесников, растущих в семьях: они вялы, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, упрощены эмоциональные проявления и т. п. Те предличностные образования или внутренние структуры, которые возникают у детей на первом году жизни и ложатся в основу формирования личности ребенка, у воспитанников дома ребенка деформированы. У них не возникает привязанности к взрослому, они недоверчивы, замкнуты, печальны и пассивны.

У детей второго-третьего года жизни, воспитывающихся в доме ребенка, к перечисленным выше особенностям добавляются новые: пониженная любознательность, отставание в развитии речи, задержки речи, задержки в овладении предметными действиями, отставание самостоятельности и т. п.

Многие дошкольники 3-7 лет из детских домов отличаются пассивностью во всех видах деятельности (особенно в игре), у них обедненная речь,

слабое внимание, конфликты во взаимоотношениях со сверстниками.

У младших школьников в результате психологических исследований обнаружены специфические отклонения в развитии интеллектуальной и мотивационно-потребной сфер их психики. Они выражаются в задержке (или отсутствии) развития у детей образного мышления, требующегося внутреннего плана действия, что приводит к последовательному нарастанию трудностей в усвоении материала, предполагающего год от года повышение требований к умению действовать во внутреннем плане (в уме). В течение первых трех лет обучения значительная часть воспитанников (до 50 %) выводится в специализированные учреждения. Дети характеризуются неразвитостью произвольности в поведении, саморегуляции, планировании действий.

В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников детских домов проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми и с определенными свойствами личности этих детей. Так, к 1011 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на практической полезности для ребенка, формируется «способность не углубляться в привязанности», поверхность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить по указке), осложнения самосознания (переживание своей ущербности) и многое другое. Значительно возрастают трудности овладения учебным материалом, что осложняется грубым нарушением дисциплины. Последние выражаются в уходах (побегах) детей, бродяжничестве, воровстве (до 30 % подростков) и других формах делинквентного поведения.

Для детей, воспитывающихся в детских домах, характерны искажения в общении со взрослыми. С одной стороны, у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослого, человеческом тепле, ласке и положительных эмоциональных контактах. А с другой - полная неудовлетворенность этой потребности: малое количество обращений взрослых к детям (в 4-10 раз реже, чем к их сверстникам, растущим в семье), снижен-ность в этих контактах личностных, интимных обращений, их эмоциональная бедность и однообразие содержания, в основном направленное на регламентацию поведения, частая сменяемость взрослых, взаимодействующих с детьми, перевод воспитанников из одной группы в другую, из одного детского учреждения в другое и т. д. [4].

Перечисленные особенности общения со взрослыми лишают детей важного для них психологического благополучия: переживание своей нужности и ценности для других, спокойной уверенности в себе и др.

Список литературы

1. Сухой А. Н. Социальная психология: учеб. пос. для студ. учреждений сред. проф. образований. М.: Издат. центр «Академия», 2002. 240 с.

2. Рыбинский Е. М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 224 с.

3. Очакова Р. В. Практическая психология образования: учеб. пос. для студ. психол. ф-та ун-та. 2-е изд., стер. М.: Издат. центр «Академия», 2005. 448 с.

4. Гребенникова Е. В., Фирсова О. В. Социально-психологическая адаптация детей-сирот в приемных семьях // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 4. С. 51-55.

5. Аксёнова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2001. 192 с.

Старкова Д. В., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: darya-rus@mail.ru

Материал поступил в редакцию 23.11.2011.

D. V. Starkova

PECULIARITIES OF EDUCATING CHILDREN OF DIFFERENT AGES IN RURAL ORPHANAGE

The paper analyses characteristics of upbringing children left without parental care in a rural orphanage. The author demonstrates specific organization of the educational process of children groups of different ages.

Key words: mixed-age group, peculiarities of the upbringing of orphans, rural orphanage.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: darya-rus@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.