Научная статья на тему 'Особенности воплощения эсхатологической темы в искусстве. Третья симфония Ефрема Подгайца'

Особенности воплощения эсхатологической темы в искусстве. Третья симфония Ефрема Подгайца Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
717
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСХАТОЛОГИЯ / ИСКУССТВО / СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / ЕФРЕМ ПОДГАЙЦ / ESCHATOLOGY / ART / SYMPHONIC MUSIC / EFREM PODGAJTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Камышанова М. В.

Рассматриваются два способа творческой реализации эсхатологической темы в различных видах искусств литературе, живописи, кино, музыке с позиции религиозного и светского мировоззрения. При анализе образцов религиозной трактовки акцентируется внимание на сюжетах и образах, заимствованных из канонического первоисточника книги «Апокалипсис» Иоанна Богослова. Светский взгляд, основанный на убеждении, ч то гибель человечества произойдет в результате каких-либо мировых катаклизмов, ярко иллюстрирует Третья симфония Ефрема Подгайца, в которой данная идея проецируется на драматургический, композиционный и образный уровни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EMBODING ESCHATOLOGICAL THEME IN ART: E. PODGAJTS' 3rd SYMPHONY

In the given article two ways of creative realization of an eschatological theme in various kinds of arts, literature, painting, cinema, music are considered. At the analysis of samples of religious treatment the attention is focused on plots and the images borrowed from the initial primary source of the book «Apocalypse» of Joann Bogoslov. The secular sight is based on the belief, that destruction of mankind will result in many world cataclysms. And the Third symphony of Efrem Podgajts in which the given idea is projected on dramaturgic, composite and figurative levels brightly illustrates it.

Текст научной работы на тему «Особенности воплощения эсхатологической темы в искусстве. Третья симфония Ефрема Подгайца»

УДК 236+7.067+785.11

ОСОБЕННОСТИ ВОПЛОЩЕНИЯ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕМЫ В ИСКУССТВЕ.

ТРЕТЬЯ СИМФОНИЯ ЕФРЕМА ПОДГАЙЦА

© М. В. Камышанова

Уфимская государственная академия искусств им. З. Исмагилова Россия, Республика Башкортостан, 450077 г. Уфа, ул. Ленина, 16.

Тел./факс: +7 (347) 272 49 83.

E-mail: info@ufaart.ru

Рассматриваются два способа творческой реализации эсхатологической темы в различных видах искусств — литературе, живописи, кино, музыке — с позиции религиозного и светского мировоззрения. При анализе образцов религиозной трактовки акцентируется внимание на сюжетах и образах, заимствованных из канонического первоисточника книги «Апокалипсис» Иоанна Богослова. Светский взгляд, основанный на убеждении, ч то гибель человечества произойдет в результате каких-либо мировых катаклизмов, ярко иллюстрирует Третья симфония Ефрема Подгайца, в которой данная идея проецируется на драматургический, композиционный и образный уровни.

Ключевые слова: эсхатология, искусство, симфоническая музыка, Ефрем Подгайц.

Во все времена вопросы волнующие человечество находили воплощение в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке и т.д. Одной из вечных, неизменно привлекающих внимание художников, является тема Конца света. Занимая важное место в ряду онтологических проблем, данная тема в различных формах содержалась в мифах и легендах многих народов мира. Проникая в профессиональное искусство, эсхатологическая идея получила многообразные способы художественного воплощения, среди которых условно можно выделить два принципа: религиозный (канонический) и светский.

Религиозный тип воплощения данной темы наиболее ранний, он сформировался под непосредственным влиянием сюжета и образов книги «Апокалипсиса» (Откровения) Иоанна Богослова (конец I в. н.э.), где в аллегорической форме предсказывается уничтожение дьявола и установление на земле царства Небесного. Фабула произведения представляет собой ряд видений, связанных со снятием Агнцем закланным семи печатей с запечатанной книги и видением семи Ангелов, трубными сигналами возвещающих о начале Судного дня [1, 10].

Последовательность фантастических образов, наделенных символическим значением, образуют свободный цикл тем, встречающихся в различных видах искусства.

В живописи наибольшую популярность получили сюжеты, связанные с картинами Страшного суда и явлением четырех всадников Апокалипсиса: «Победоносного» («Мор») на белом коне с луком в руках; «Войны» с мечом на рыжем коне, «Голода» с весами на вороном коне и «Смерти» на бледном коне. Яркими примерами являются серия гравюр «Апокалипсис» Альбрехта Дюрера (1498), «Воины Апокалипсиса» и триптих Виктора Васнецова ("Страшный Суд", "Распятие", "Сошествие во ад", 1903), «Всадник Апокалипсиса» Василия Кандинского, а также полотна К. Кары, А. Беклина, В. Тернера и др.

В музыке образ трубящего ангела, возвещающего о втором пришествии Христа, получил отражение в одной из частей канонического реквиема -Tuba mirum («Труба мира»). Первыми образцами претворения темы Апокалипсиса в академическом музыкальном искусстве России стали кантата С. Танеева «Иоанн Дамаскин» и фантазия для оркестра А. Лядова «Из Апокалипсиса», важнейшим компонентом поэтики которых становится образ Ангела-вестника и трубы, возвещающей о конце света. В свою очередь, тема Страшного суда концентрируется в Dies irae («День гнева») - части, которая, как известно, ведет свою историю от старинных образцов реквиема в творчестве Й. Океге-ма, О. Лассо, Дж. Палестрины - до реквиемов Д. Лигети, А. Шнитке, Э. Артемьева, С. Слонимского, С. Беринского. «Квартет на конец времени» О. Мессиана (1941) и оратория К. Пендерецкого «Dies irae», (1967) непосредственно опираются на текст «Откровения»: Квартету в качестве эпиграфа предпосланы строки о видении Ангела в облаке, вещающего о конце времени; вторая часть оратории - «Апокалипсис» - написана на канонический текст1. В отечественной музыкальной культуре второй половины XX века наиболее яркое и после -довательное воплощение данная тема получила в цикле из шести симфоний А. Караманова «Бысть» (1976-1980), написанном по Апокалипсису. Как пишет Е. Клочкова, «особенности первичного религиозного импульса в жизни композитора определили основополагающие идеи его музыкальной религиозной концепции» [5, с. 180]. Иными словами, Апокалипсис в музыке Караманова трактован с точки зрения религии как ожидаемое чудо.

Киноискусство откликнулось на проблему Апокалипсиса фактически с первых десятилетий

Оба произведения связаны с таким страшным явлением Второй мировой войны, как концлагеря: Квартет Мессиана написан в Силезском концлагере, а оратория Пендерецкого посвящёна жертвам Освенцима.

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №2

973

своего существования - также в связи с темой войны. В 1921 году в США вышел в фильм «Четыре всадника Апокалипсиса» команды режиссеров: Р. Ингрема, К. Браунлоу, Д. Гилла, по одноименному роману Висента Ибаньеса (1914 г.) о событиях Первой мировой войны.

Светская трактовка эсхатологической темы наиболее характерна для искусства ХХ века, когда гибель человечества в результате каких-либо мировых катаклизмов воспринимается как Апокалипсис.

XX век представляет безграничные пути и возможности для художественной интерпретации темы Апокалипсиса. Две мировые войны, многочисленные революционные движения, террор -наряду с необычайным ростом научно-технического прогресса - повлекли за собой такое число жертв, которое может ассоциироваться с наступлением Апокалипсиса. Свидетельством тому является возникновение на Западе на рубеже XIX-XX вв. литературного жанра постапокалиптики, где основой содержания оказываются события происходящие в мире после какой-либо глобальной катастрофы. Первым классическим произведением этого жанра стал роман Ричарда Джеффриса «После Лондона» (1885), в котором действие происходит спустя тысячи лет после трагедии. Эта линия продолжается в «Алой чуме» Джека Лондона, «Смерти травы» Джона Кристофера, «Мальвиле» Робера Мерля, «Земле без людей» Джорджа Стюарта. Позднее апокалипсические аллюзии возникают в романах «Доктор Фауст» Т. Манна, «Плаха» Ч. Айтматова, «Кысь» Т. Толстой и др.

В киноискусстве ужасы войны во Вьетнаме воплотились в фильме Френсиса Копполы «Апокалипсис сегодня» (1979). Различные катастрофы техногенного характера обусловили новый «разворот» в трактовке темы Апокалипсиса в начале XXI века, о чем свидетельствует серия американских фильмов, включающая: «Апокалипсис» Мела Гибсона (2006), «2012» (2009) и «Катастрофа» (2010) Роланда Эммериха и т.д.

К волнующей человечество теме обращаются такие художники современности как В. Кротов («Апокалипсис», 1991 г.), Г. Сипрошвили («О. Стефан Линицкий: сквозь зеркало Апокалипсиса»), Е. Антропов («Апокалипсис»), Ricky Allman (цикл картин «Апокалипсис»).

В музыке светский тип трактовки апокалипсических идей нашел ряд своеобразных воплощений, в Симфонии С. Губайдулиной «Слышу... Умолкло...», произведениях А. Шнитке и др. [5, 11].

В творчестве современного московского композитора Е. Подгайца данная тема становится сквозной. Как отмечает Юрий Дружкин, «музыка Подгайца - этот всегда исповедь и одновременно проповедь. А в ее подтексте - воображаемый Апокалипсис или пророчество о нем» [2]. Обозначенная проблема ложится в основу художественной концепции «Липс-концерта», «Лондонской» симфонии, Симфония «Будет ласковый дождь». Свое-

образие последней в том, что романтическая идея Человека и Природы трактуется в ней сквозь призму Апокалипсиса.

С созданием данного опуса связана, как говорит композитор в одном из интервью, «страшная история» [9]. Это одночастное произведение, показывающее мир до, в момент и после катастрофы, прозвучало в марте 1986 года в Киевской филармонии на авторском концерте композитора за полтора месяца до чернобыльской трагедии, явившись своего рода творческим прозрением и предвестием атомного взрыва.

Ключом к пониманию содержания Третьей симфонии становится введенное в коду и озвученное композитором стихотворение американской поэтессы начала XX века Сары Тисдейл «Будет ласковый дождь», с которым Ефрем Подгайц знакомится, читая одноименный рассказ Рея Брэдбери. Причем, и стихотворение, и рассказ относятся к жанру постапокалиптики, определяя композиционно-драматургические особенности Симфонии.

Подгайц отбирает и синтезирует только те содержательные импульсы стихотворения и рассказа, которые созвучны его замыслу. В частности, Подгайц актуализирует в Симфонии только два (Природа - Апокалипсис) из трех мотивов (Война -Апокалипсис - Природа), заложенных в стихотворении. Техноцентризм рассказа Брэдбери становится созвучным идее Подгайца о катастрофе в результате неразумного использования человеком достижений в сфере науки и техники. Композитор видит причины гибели Человека в его варварском обращении с Природой и тем самым обращает внимание слушателей на острые проблемы экологии и окружающего мира [4].

Влияние литературных первоисточников также проецируется на образную и композиционную составляющие Симфонии. Два мира: мир человека и мир без человека - соответственно воплощаются в основной инструментальной части и вокальноинструментальной коде-Эпилоге.

Наличие скрытого сюжета оказывает влияние на уровень тематизма, который формируется вокруг основных макротем в драматургии Симфонии: «стихийной, фатальной» и «субъективно -

личностной, человеческой». Темы выступают в качестве носителей определенных идей и содержания, а их появление, развитие и взаимодействие образует интонационную фабулу произведения. Так, одна из ведущих в Симфонии тема космической гармонии, обрамляя произведение, символизирует вечную стройность и красоту мироздания. Концентрация субъективно-личностных образов содержится в главной теме - голосе истины. Пронизывая музыкальную ткань инструментального раздела Симфонии в виде интонационных «предвестников», она интегрируется в вокальной партии Коды-эпилога как вершина гуманистической идеи произведения.

Вечность воплощаемой темы потребовала универсального языка, каким является язык стилей. Композитор создает широкую стилистическую панораму, объединяющую модели, относящиеся к Средневековью, барокко, романтизму в их взаимодействии со стилистикой ХХ века. Так, связь с культурой Средневековья раскрывается, прежде всего, в музыкальных образах, отличительными свойствами которых становятся возвышенность, аскетичность, статика. Музыкальная символика эпохи барокко, благодаря ее особому эмоциональному воздействию, обнаруживается в переломных моментах драматургии, а также в генеральной кульминации-катастрофе. Посредством романтической стилистики воплощается круг образов субъективно-личностного характера. При этом особую экспрессивность и современность звучанию придает использование таких основополагающих приемов современного письма, как пуантилистическая техника, разнообразные сонорные эффекты: полифония пластов, микрохроматика, особые гармонические краски и др. Введение пуантилистического эпизода в динамически развертывающуюся музыкальную ткань создает ощущение оцепенения, стоп-кадра, полифония пластов отражает многомерность пространства, сжимая происходящее во времени.

В результате композитор создает собственную оригинальную концепцию и, воплощая тему Апокалипсиса, обращает внимание слушателей на гло-

бальность современных проблем человечества. Таким образом, произведение, созданное в середине

1980-х годов, остается актуальным и в наши дни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архиепископ Аверкий Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Часть вторая: Апостол. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1995.

2. Дружкин Ю. Глядя из 90-х... Заметки о творчестве Е. Подгайца // Музыкальная академия. 1993. №3.

3. История мирового искусства / ред. Е. Сабашникова. М.: БММ АО, 1998.

4. Камышанова М. Третья симфония Ефрема Подгайца: к проблеме интертекста // Инновационный потенциал молодежной науки: материалы VI Республиканской научно-практической конференции. Уфа, 2011. 0,25 п. л. (в печати).

5. Клочкова Е. Тема апокалипсиса в творчестве Альфреда Шнитке и Алемдара Караманова // Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба. Воспоминания, статьи, беседы, исследования, радиопередачи / ред.-сост. С. Крылатова. М.: Классика-ХХ1, 2005. С. 177-186.

6. Львов С. Альбрехт Дюрер. Изд. 2-е. М.: Искусство, 1985. Жизнь в искусстве.

7. Никитин В. Апокалипсис и эсхатологические мотивы в русской культуре XX века [Электронный ресурс]. ИЯЬ: http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post72072416/.

8. Подгайц Е. Я просто пишу музыку, чтобы ее слушали и чувствовали / Беседу вела Е. Скурко // Музыкальная жизнь. 1996. №9. С. 15-18.

9. Серебрякова Л. Тема Апокалипсиса в русской музыке ХХ века // Библейские сюжеты / ред.-сост. Т. Хопрова. СПб., 2004.

10. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве // пер. А. Майкапара. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.

11. Чигарева Е. На пути к вере. М.: Волшебный фонарь, 2010.

Поступила в редакцию 06.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.