Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
804
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ВОЛЯ / РЕГУЛЯЦИЯ / ПОВЕДЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Широчина Арина Игоревна

Данная статья посвящена исследованию волевых качеств личности на примере студентов третьего курса АК ФГБОУ ВО «Амурского государственного университета». Волевые качества играют огромную роль в нашей жизни, без них человек не смог бы регулировать свое поведение, преодолевать стоящие перед ним препятствия. Воля и волевые качества участвуют в регуляции почти всех основных психических функций. Актуальность проблемы изучения особенностей волевых качеств в юношеском возрасте определяется тем, что в этом возрасте все больше предъявляется требований от общества, появляются новые препятствия, для решения которых необходимы они необходимы. В процессе исследования были изучены особенности волевой регуляции в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VOLITIONAL QUALITIES IN YOUTH

This article is devoted to the study of volitional qualities of a personality on the example of third-year students of the AC FGBOU HE "Amur State University". Volitional qualities play a huge role in our life, without them a person would not be able to regulate his behavior, overcome the obstacles facing him. Will and volitional qualities are involved in the regulation of almost all basic mental functions. The relevance of the problem of studying the characteristics of volitional qualities in adolescence is determined by the fact that at this age more and more demands are made from society, new obstacles appear, for the solution of which they are necessary. In the course of the study, the features of volitional regulation in adolescence were studied.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2022

Научная статья Original article УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В ЮНОШЕСКОМ

ВОЗРАСТЕ

FEATURES OF VOLITIONAL QUALITIES IN YOUTH

Широчина Арина Игоревна, Студент 4 курс, Факультет Социальных Наук Амурский государственный университет, Россия, г. Благовещенск

Shirochina Arina Igorevna, 4th year student, Faculty of Social Sciences, Amur State University, Russia, Blagoveshchensk

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию волевых качеств личности на примере студентов третьего курса АК ФГБОУ ВО «Амурского государственного университета». Волевые качества играют огромную роль в нашей жизни, без них человек не смог бы регулировать свое поведение, преодолевать стоящие перед ним препятствия. Воля и волевые качества участвуют в регуляции почти всех основных психических функций. Актуальность проблемы изучения особенностей волевых качеств в юношеском возрасте определяется тем, что в этом возрасте все больше предъявляется требований от общества, появляются новые препятствия, для решения которых необходимы они необходимы. В процессе исследования были изучены особенности волевой регуляции в юношеском возрасте.

Annotation: This article is devoted to the study of volitional qualities of a personality on the example of third-year students of the AC FGBOU HE "Amur

6632

State University". Volitional qualities play a huge role in our life, without them a person would not be able to regulate his behavior, overcome the obstacles facing him. Will and volitional qualities are involved in the regulation of almost all basic mental functions. The relevance of the problem of studying the characteristics of volitional qualities in adolescence is determined by the fact that at this age more and more demands are made from society, new obstacles appear, for the solution of which they are necessary. In the course of the study, the features of volitional regulation in adolescence were studied.

Ключевые слова: волевые качества, воля, регуляция, поведение, личность, самоопределение, юношеский возраст.

Keywords: volitional qualities, will, regulation, behavior, personality, self-determination, adolescence.

Не всегда можно понять, почему люди с разной степенью интенсивности приступают к решению какой-либо задачи или почему некоторые оставляют свои попытки при встрече с трудностями, а другие, наоборот, эти особенности связаны с волей и волевыми качествами личности. Волевые качества - это свойства личности сложившиеся в процессе получения жизненного опыта, эти свойства связаны с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути, так же они являются основой решительности, самостоятельности, смелости, выдержки и самообладания человека. В юношеском возрасте люди сталкиваются со множеством препятствий на своем пути, так как это самое начало самостоятельной жизни, они сами несут ответственность за свое будущее. Поэтому необходимо понимать и знать, что такое волевые качества.

Воля формирует определенные качества личности, которые входят в структуру характера, их называют «волевые качества». А.Ц. Пуни считал, что в качестве конкретных проявлений воли должны рассматриваться не отдельные характеристики волевого действия, а волевые свойства личности [3,

6633

с. 348]. Выполняя различные виды деятельности, преодолевая внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, которые характеризуют его как личность и имеют большое значение в жизни человека.

Определение волевых качеств по Б.Н. Смирнову: «Волевыми качествами личности называются конкретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий» [4, с. 145].

В литературе по-разному определяются волевые качества личности, кто-то говорит, что это проявления воли; кто-то, что это умение преодолевать препятствия и трудности и так далее. С точки В.И. Селиванова волевые качества определяются как относительно постоянные не зависимые от ситуации, устойчивые психические образования личности, которые в совокупности составляют волю. Иногда волевая черта определяется как устойчивая личностная диспозиция, отвечающая за реализацию намерения.

У всех волевых качеств сходная вертикальная структура, сходство состоит в том, что каждое качество представляет собой многослойную структуру. Снизу находятся задатки, выше находится следующий слой, который состоит из волевых усилий, который стимулируется слоем, состоящим из социальных и личностных факторов (мотивационная сфера, нравственный принципы и т.д.). Выраженность волевого качества зависит от того, насколько сильно выражена потребность, желание, и насколько личность развита в нравственном положении.

Одной из особенностей волевых качеств является то, что их можно воспитывать. И.П. Павлов подчеркивал, что человек — это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т.е. может самосовершенствоваться [7, ^ 354]. Слабовольные люди при правильном педагогическом воздействии могут стать активными. Главное учитывать индивидуальные особенности человека, например его темперамент. С самого действа ребенку необходимо тренировать свою волю, проявлять

6634

самообладание, активность, смелость.

Поэтому можно говорить о том, что волевые качества представляют собой проявление самой воли. Человек, выполняя разные виды деятельности, преодолевая препятствия, вырабатывает волевые качества. На данный момент нет однозначной классификации качеств, но точно обозначены свойства волевых качеств, такие как: широта или узость, сила и устойчивость.

Граница между подростковым и юношеским возрастом достаточно условна, в одних схемах периодизации (преимущественно в западной психологии) возраст от 14 до 17 лет рассматривают как завершение подростничества, а в других относят к юности. В.С. Мухина, определяет юность, как период отрочества до взрослости - возрастные границы от 15-16 до 21-25 [1, c.53].

В юношеском возрасте решаются такие задачи как самоопределение, самореализация, выбор дальнейшего жизненного пути, который связан с будущей профессией. Возраст юношества сенситивен для формирования психологической готовности к личностному, профессиональному и жизненному самоопределению. Этот возраст напрямую связан с построением жизненных планов на ближайшее и дальнейшее будущее.

Особенности протекания этого возрастного периода и становления личности оказывают влияние на всю последующую жизнь человека. Главным содержанием ранней юности является вхождение во взрослую жизнь, усвоение норм и правил, существующих во «взрослом» обществе [8, c. 161].

В юношестве начинают формироваться жизненные планы, проявляется самоопределение, которое возникает в результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой юноша. Все это результат интеграции и дифференциации мотивов и ценностных ориентаций. Самоопределение - это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности [6, c. 632]. Проблема самоопределения

6635

проявляется в сознательном, целеустремленном поведении при выборе профессии, и зависит в большей степени от зрелости личности.

Формирование волевых качеств ярко проявляется в юношеском возрасте. К окончанию среднего учебного заведения основные волевые процессы переходят в устойчивые свойства личности, и в дальнейшем происходит их совершенствование. Важной частью данного возраста является самоконтроль. Самоконтроль проявляется как способность контролировать свои эмоциональные, мыслительные и поведенческие проявления. Такое явление как самостимуляция возникает как проявление волевой регуляции. Самостимуляция лучше осмысливается, а также дифференцированно используется при преодолении трудностей, следует отметить, что самостимуляция является главным компонентом в психологической структуре волевой регуляции [2, ^ 137].

В борьбе мотивов принятие решения является заключительным моментом, который порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности за действие. Процесс принятия решения достаточно сложен, и его скорость во многом зависит от такой категории, как «решимость» человека [5, ^ 280].

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что в юношеском возрасте человек способен полностью осуществлять волевое действие, осознанно регулировать свою деятельность и поведение.

Было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение волевых качеств и волевой регуляции у лиц юношеского возраста.

Цель исследования: изучение особенностей волевых качеств личности в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования: наиболее выраженными качествами у юношей являются решительность и самостоятельность, у девушек целеустремленность и выдержка.

Задачи исследования:

6636

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2022

- исследовать особенности волевые качества личности в юношеском возрасте;

- определить какие волевые качества больше выражены у юношей, а какие у девушек.

Было проведено исследование волевых качеств на базе АК ФГБОУ ВО «АмГУ». Выборка исследования составила 20 человек (из них 10 юноши и 10 девушек).

Для диагностики волевых качеств был использован опросник «Волевые качества личности» М.В. Чумакова.

Опросник «Волевые качества личности» был разработан М.В. Чумаковым, данный опросник направлен на диагностику таких волевых качеств, которые представляют собой конкретные проявления волевой регуляции, определяющиеся условиями и содержанием конкретных видов деятельности, осуществляемых человеком.

Результаты исследования уровня развития волевых качеств у юношей представлены на рисунке 1.

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

I Высокий уровень

I Средний уровень

| Низкий уровень

J> J> ^ J? J> ^ J>

У ^

& S * /

4 сг

/ У У ✓ ✓ J

$

Ж Ж $

Рисунок 15 - Уровень развития волевых качеств у юношей

6637

По результатам анализа всех шкал, среди юношей, было выявлено, что наиболее выраженными качествами являются решительность, самостоятельность и целеустремленность, у 80 % испытуемых был зафиксирован высокий уровень развития данных качеств, у 10 % был зафиксирован низкий, средний уровень, также был зафиксирован у 10 % испытуемых. У 30 % был выявлен низкий уровень развития такого качества, как ответственность. Это показывает, что большинство испытуемых умеют правильно распределять свое время, ставить цели и добиваться их, они готовы преодолевать трудности для достижения своих целей.

Данные результаты могут быть связаны с нынешней жизненной ситуацией испытуемых, они являются студентами, большая часть уже не живет с родителями, они самостоятельно зарабатывают деньги, многие испытуемые увлечены спортом, участвуют в различных соревнованиях, что явно сказывается на их решительности, самостоятельности и целеустремленности. Студенческие годы также напрямую связаны с постановлением целей на будущее, они уже учатся в образовательном учреждении, значит, скорее всего, уже приняли определенные решения по поводу своей профессии. Сейчас их будущее зависит только от них, поэтому им необходимы данные волевые качества.

На рисунке 2 показан уровень развития волевой регуляции среди

юношей.

■ Высокий уровень

■ Средний уровень

■ Низкий уровень

Рисунок 16 - Общее развитие волевой регуляции среди юношей

6638

По результатам анализа девяти шкал у юношей, был выявлен общий балл развития волевой регуляции, у 80 % испытуемых был выявлен средний уровень волевой регуляции, у 20 % высокий уровень, низкий уровень волевой регуляции не был выявлен. Средний уровень волевой регуляции характерен для испытуемых с хорошей волевой регуляцией, но им нередко тяжело поверить в свои силы. Они не всегда готовы принять ответственность за свои поступки, большую роль в их волевой регуляции играет наличная ситуация.

Данные результаты могут быть связаны с тем, что в этом возрасте юноши находятся в довольно сложном положении, они сталкиваются с новыми препятствиями, сложностями, которые не были им знакомы ранее, так как именно сейчас осуществляется переход к взрослости. Появляется большая ответственность, с которой не каждый человек готов столкнуться.

Также, в исследовании был выявлен уровень развития волевые качества у девушек, результаты продемонстрированы на рисунке 3.

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

/V / ////

СГ

* ✓ /

> ж

г

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Рисунок 17 - Уровень развития волевых качеств у девушек

По результатам анализа всех шкал, среди девушек, было выявлено, что наиболее выраженными волевыми качествами являются выдержка и целеустремленность, эти качества у 40 % девушек имеют высокий уровень

6639

развития, еще у 40 % средний уровень и у 20 % низкий уровень развитости данных качеств. У 60 % девушек был зафиксирован низкий уровень развития такого волевого качества как решительность. Высокий балл выдержки и целеустремленности характерен для людей, умеющих контролировать свои эмоции, терпеливо переносить нагрузки, преодолевать препятствия на пути к достижению цели.

Полученные результаты могут быть следствием того, что в юношеском возрасте девушки уже начинают создавать отношения, строить совместные планы на будущее. Трудности на учебе требуют выдержки, способности контролировать своё эмоциональное состояние. На девушек в этом возрасте ложатся дополнительные обязанности, если они живут отдельно от родителей, они учатся готовить, сами следят за порядком в своей комнате в общежитии или квартире и многое другое. Также на момент исследования студенты защищали курсовые работы, это тоже могло повлиять на полученные результаты.

На рисунке 4 продемонстрированы результаты об общем развитии волевой регуляции у девушек.

■ Высокий уровень

■ Средний уровень

■ Низкий уровень

Рисунок 18 - Общее развитие волевой регуляции у девушек

По результатам анализа девяти шкал у девушек, был выявлен общий

6640

балл развитости волевых качеств, у 80 % испытуемых был выявлен средний уровень волевой регуляции, у 10 % испытуемых высокий уровень, а также у 10 % был выявлен низкий уровень. Средний уровень волевой регуляции характерен для испытуемых с хорошей регуляцией действий, но на них оказывает сильное влияние ситуация, в которой они находятся. Они довольно легко управляют своими желаниями, эмоциями, своим поведением в привычных для них ситуациях.

Такой уровень волевой регуляции, скорее всего, связан с особенностями юношеского возраста, некоторые испытуемые еще не готовы ко всем трудностям, которые им подготовила взрослая жизнь. Некоторые препятствия, вызывают огромные трудности, с которыми довольно тяжело бороться.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что подтверждается наша гипотеза исследования о том, что у юношей наиболее выражены такие качества как: решительность и самостоятельность, а у девушек выдержка и целеустремленность.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее выраженными волевыми качествами у юношей являются решительность, самостоятельность и целеустремленность, а у девушек выдержка и целеустремленность.

Литература

1. Акрушенко, А.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / А.В. Акрушенко, О.А. Ларина, Т.В. Катарьян. - Саратов: Научная книга, 2012. - 127 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Алимова, Е.Р. Сформированность навыков саморегуляции деятельности в ран-не-юношеском и юношеском возрастах / Е.Р. Алимова, Г.А. Паркайкина // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века. - Уфа: Аэтерна, 2016. - С. 136-138.

3. Галочкин, Г.П. О воле, волевых качествах и их воспитании / Г.П. Галочкин, А.А. Лукин, А.М. Кораблина // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма. - Уфа: ГОУ ВПО «Уфимский

6641

государственный авиационный технический университет», 2016. - С. 347351.

4. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 213 c.

5. Коломинский, Я.Л. Развитие волевой сферы ребенка / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов // Психическое развитие детей в норме и паталогии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. -СПб.: Питер, 2004. - С. 270-280.

6. Леонтьев, Д.А. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации / Д.А. Леонтьев, Е.Р. Калитеевская, Е.Н. Осин // Личностный потенциал: структура и диагностика. - М.: Смысл, 2011. - С. 611-641.

7. Мельникова, Л.В. О значении развития воли у ребенка / Л.В. Мельникова // Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии. - Ярославль: Школа развития, 2009. - С. 352-357.

8. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология. Краткий курс / Е.А. Сорокоумова. - СПб.: Питер, 2008. - 208 с.

Literature

1. Akrushenko, A.V. Developmental psychology and developmental psychology: study guide / A.V. Akrushenko, O.A. Larina, T.V. Catarian. - Saratov: Scientific book, 2012. - 127 p.

2. Alimova, E.R. Formation of skills of self-regulation of activity in early youth and youthful ages / E.R. Alimova, G.A. Par-kaikina // Intellectual and scientific potential of the XXI century. - Ufa: Aeterna, 2016. - S. 136-138.

3. Galochkin, G.P. About the will, volitional qualities and their education / G.P. Galochkin, A.A. Lukin, A.M. Ship // Actual problems of physical culture, sports and tourism. - Ufa: GOU VPO "Ufa State Aviation Technical University", 2016. - P. 347-351.

4. Ilyin, E.P. Psychology of will / E.P. Ilyin. - St. Petersburg: Piter, 2009. - 213 p.

6642

5. Kolominsky, Ya.L. Development of the child's volitional sphere / Ya.L. Kolominsky, E.A. Panko, S.A. Igumnov // Mental development of children in norm and pathology: psychological diagnostics, prevention and correction. -St. Petersburg: Peter, 2004. - S. 270-280.

6. Leontiev, D.A. Personal potential during the transition from childhood to adulthood and the formation of self-determination / D.A. Leontiev, E.R. Kaliteevskaya, E.N. Osin // Personal potential: structure and diagnostics. - M.: Meaning, 2011. - S. 611-641.

7. Melnikova, L.V. On the significance of the development of will in a child / L.V. Melnikova // Research materials on the history of Russian psychology. -Yaroslavl: School of Development, 2009. - S. 352-357.

8. Sorokoumova, E.A. Age-related psychology. Short course / E.A. Sorokoumova. - St. Petersburg: Peter, 2008. - 208 p.

© Широчина А.И., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «$>Ый^е1» №6/2022

Для цитирования: Широчина А.И. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №6/2022

6643

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.