Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2024. Т. 26, № 3. С. 94-115. Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2024. Vol. 26, по. 3. Р. 94-115.
Научная статья
УДК 327(470:540):341.232.1
https://doi.org/10.24866/1813-3274/2024-3/94-115
Особенности военно-технического сотрудничества России и Индии: динамика, риски и перспективы партнерства
Андрей Борисович Волынчук
Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток, Российская Федерация Н i-abv@yandex.ru
Аннотация. В статье анализируются особенности военно-технического сотрудничества России и Индии, а также динамика, риски и перспективы партнерства в первой четверти XXI в. В межгосударственных отношениях Российская Федерация и Республика Индия придерживаются концепции долгосрочного привилегированного стратегического партнерства в области безопасности и обороны, начало которому было положено еще в годы холодной войны. Несмотря на высокую конкуренцию на рынке военной техники и значительный рост военно-промышленного потенциала Нью-Дели, Москва остается основным поставщиком военной продукции в Индию. Номенклатура российских поставок продукции военного назначения весьма широка и включает разнообразное вооружение и технику, удовлетворяющие растущие потребности индийской армии и военно-морского флота. Однако существуют значительные риски, связанные с текущей динамикой военно-технического взаимодействия и усложнением геополитической ситуации в регионе и мире. В статье представлены основные проблемы, угрозы и вызовы для двусторонних отношений в сфере военно-технического сотрудничества, которые связаны со стремлением Индии к диверсификации поставок вооружений, ростом политических и экономических рисков, вызванных санкционной политикой в отношении России со стороны стран коллективного Запада, изменениями интенсивности геополитических процессов и усилением конкуренции со стороны других поставщиков военной техники. Кроме того, рассматриваются перспективы будущего военно-технического сотрудничества двух стран, включая технологическое взаимодействие, возможности, связанные с индийской программой «Make-in-India», и потенциальные стратегические сферы сбли-
© Волынчук А.Б., 2024
жения интересов Российской Федерации и Республики Индия, такие как беспилотные системы, кибербезопасность и совместные исследования для разработки более совершенных систем вооружений. Итоговый вывод состоит в том, что продуктивное военно-техническое сотрудничество России и Индии может быть достигнуто в перспективе, если будет принят ряд мер, в основном связанных с устранением рисков и созданием благоприятных условий для обеих сторон. Такие меры могут включать расширение границ военно-технического сотрудничества, обеспечение взаимовыгодных экономических условий, укрепление институциональных связей и сближение научных и технических экспертов в данной области.
Ключевые слова: российско-индийские отношения, военно-техническое сотрудничество, вооружение и военная техника, продукция военного назначения, оборонно-промышленный комплекс, рынок вооружений, экономические санкции
Для цитирования: Волынчук А.Б. Особенности военно-технического сотрудничества России и Индии: динамика, риски и перспективы партнерства // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2024. Т. 26, № 3. С. 94-115.
Original article
Peculiarities of military-technical cooperation between Russia and India: dynamics, risks and partnership prospects
Andrey B. Volynchuk
Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East FEB RAS, Vladivostok, Russian Federation H i-abv@yandex.ru
Abstract. This article analyzes the specifics of military-technical cooperation between Russia and India, as well as the dynamics, risks and prospects of the partnership in the first quarter of the twenty-first century. In their inter-state relations, the Russian Federation and the Republic of India adhere to the concept of a long-term privileged strategic partnership in the field of security and defense that dates back to the Cold War years. Despite high competition on the military equipment market and a significant increase in military-industrial capabilities in New Delhi, Moscow remains the main supplier of military products to India. The range of Russian military products is quite broad and includes a variety of weapons and equipment to meet the growing needs of India's army and navy. However, there are risks associated with the current dynamics of military-technical cooperation and the increasingly complex geopolitical situation in the region and the world. The article presents the main problems, threats and challenges to bilateral relations in the field of military-technical cooperation, which are associated with India's desire to diversify arms supplies,
growth of political and economic risks caused by the sanctions policy against Russia from the collective West, changes in the intensity of geopolitical processes and increased competition from other military suppliers. In addition, prospects for future military-technical cooperation between the two countries are examined, including technological advances, opportunities related to India's Make-in-India program, and potential strategic areas of cooperation between Russian Federation and Republic of India, such as unmanned systems, cybersecu-rity, and joint research to develop more advanced weapons systems. The bottom line is that productive military-technical cooperation between Russia and India can be achieved in the future if a number of measures are taken, mostly related to eliminating risks and creating good conditions for both sides. Such measures could include expanding the boundaries of military-technical cooperation, ensuring mutually beneficial economic conditions, strengthening institutional ties, and bringing together scientific and technical experts in the field.
Keywords: Russian-Indian relations, military-technical cooperation, weapons and military equipment, military products, defense-industrial complex, arms market, economic sanctions
For citation: Volynchuk A.B. Peculiarities of military-technical cooperation between Russia and India: dynamics, risks and partnership prospects. PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law, 2024, vol. 26, no. 2, pp. 94-115. (In Russ.).
Введение
В апреле 2022 г. Россия и Индия отмечали 75-летний юбилей со дня установления дипломатических отношений. К этой дате страны подошли в статусе стратегических и привилегированных партнеров, что предполагает особый уровень доверия и высокую интенсивность взаимодействия. Вне всяких сомнений, в основе столь позитивной оценки современного состояния межгосударственных отношений лежит, по большей части, положительный исторический опыт советско-индийского сотрудничества. Его краеугольным камнем является Договор о мире, дружбе и сотрудничестве, заключенный в августе 1971 г. между Советским Союзом и Республикой Индия (РИ). Последующее за этим событием десятилетие фактически стало кульминацией советско-индийской дружбы, успешно реализованной во многих сферах и направлениях межгосударственных отношений - от политики и военно-технического сотрудничества до экономики, науки и культуры.
Однако события конца XX в., вызванные распадом СССР и последующим стремительным ростом динамизма международных процессов, сместил фокус интересов Москвы и Нью-Дели с вопросов совершенствования механизмов взаимодействия на решение собственных задач политического и социально-экономического развития. И только в последние годы Россия и Индия вернулись к пониманию необходимости восстановления двусторонних отношений в прежних объемах.
В обновленной Концепции внешней политики Российской Федерации, которая была опубликована в марте 2023 г., Москва подтвердила свой курс на дальнейшее развитие потенциала стратегического партнерства с Нью-Дели. «Россия будет и далее наращивать особо привилегированное стратегическое партнерство с Республикой Индией в целях повышения уровня и расширения взаимодействия во всех сферах на взаимовыгодной основе и уделять особое внимание увеличению объемов двусторонних торговых, инвестиционных и технологических связей, обеспечению их устойчивости к деструктивным действиям недружественных государств и их объединений» [1].
Эскалация конфликта на Украине и усиление санкционного давления стран Запада на Российскую Федерацию сформировали уникальную ситуацию, которая за короткий период времени позволила поднять российско-индийские отношения на новый уровень. При многочисленных попытках Запада склонить Индию в свой лагерь Нью-Дели сохранила свой нейтралитет по отношению к ситуации на Украине. В результате по итогам 2022 г. Россия вошла в пятерку крупнейших торговых партнеров Республики Индия. За неполный финансовый год совокупный товарооборот между РФ и РИ вырос в 3,3 раза и составил 44.4 млрд долл. США против 13,2 млрд долл. США годом ранее [2].
В условиях тотального ограничения доступа к традиционным для России рынкам Европы Москва была вынуждена перенаправить свой экспорт в страны Азии - в первую очередь в Индию и Китай, что в итоге привело к стремительному росту объемов взаимной торговли. В наибольшей степени это коснулось энергетического сектора. Согласно данным Министерства торговли и промышленности Индии, в стоимостном выражении экспорт российской нефти в страну вырос более чем в 6 раз, увеличившись с 5,2 млрд долл. США за 2021/22 финансовый год до 34,6 млрд долл. США за аналогичный период 2022/23 финансового года [2]. По словам российского посла в Нью-Дели Дениса Алипова, доля российской нефти в индийском импорте в 2022 г. превысила 25%, что делает Российскую Федерацию крупнейшим поставщиком нефти в Индию [3].
Военно-техническое сотрудничество в системе российско-индийских отношений
Вместе с тем энергетической сферой торгово-экономическое сотрудничество не ограничивается. Вопросы национальной безопасности, непосредственно связанные с обеспечением и совершенствованием обороноспособности стран, являются базовыми приоритетами и для Москвы, и для Нью-Дели. В этой связи в российско-индийских отношениях особое место отводится военно-техническому сотрудничеству (ВТС).
Российское законодательство определяет ВТС как своеобразное проявление внешней политики государства, направленное на поддержание собственных союзни-
ков, укрепление своих позиций в том или ином регионе планеты. ВТС предполагает определенные отношения между государствами, связанные с обменом военно-технической информацией, обучением военных специалистов, совместной разработкой и производством продукции военного назначения. Поставка или закупка продукции военного назначения являются наиболее распространенным видом ВТС [4]. Все формы ВТС, прописанные в Федеральном законе, в той или иной мере реализуются в практике российско-индийского военно-технического взаимодействия.
Следует отметить, что российско-индийское ВТС имеет многолетнюю историю. Еще в середине 50-х годов ХХ в. СССР стал поставлять Индии оружие советского производства. С этого времени Советский Союз, а позже Российская Федерация, является основным поставщиком вооружения и военной техники (ВВТ) в Республику Индия. Кроме того, ВТС с СССР/РФ позволило Индии за относительно короткий период времени создать современную оборонную промышленность, отдельные образцы продукции которой весьма конкурентны на глобальных рынках. Однако из этого не следует, что российско-индийское ВТС является более важным для Нью-Дели, чем для Москвы. Это далеко не так. Индийский рынок ВВТ для российских производителей ОПК представляется одним из основных. За три последних десятилетия Индия приобрела у России арсенала на сумму около 70 млрд долл. США. А объем портфеля военных заказов превышает 14 млрд долл. США [5].
Начиная с 90-х годов XX в. доля индийского направления в совокупном экспорте ВВТ Российской Федерации неуклонно возрастала с 25% в период 1990-х-начала 2000-х годов до 39% в 2011-2014 гг. [6]. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира ^1РЫ), с 2016 по 2020 г. доля Индии в экспорте российского оружия составила 23% от общего объема экспорта России за этот период. А уже в 2020 г. индийское направление в российских экспортных поставках занимало около 33% [7].
Оборонные закупки Индии имеют стратегическое значение для России, поскольку не только укрепляют долгосрочные партнерские отношения между двумя странами в области безопасности, но и позволяют Правительству Российской Федерации решить комплекс задач, связанных с необходимостью поддержания высокого экспортного потенциала ОПК РФ, созданием условий для развития научно-технической и экспериментальной базы оборонных отраслей промышленности, а также с получением валютных средств для решения задач общегосударственного уровня.
Современное состояние мирового рынка вооружений
Глобальный рынок вооружений является уникальным феноменом в системе международных экономических отношений. Свойственные ему характеристики сильно отличают его от других товарных рынков. Несмотря на то, что производство и продажа военного оборудования регулируются строгими правилами и сопряжены
со значительными производственными затратами, глобальный рынок вооружений остается высокодоходной отраслью, что делает его высококонкурентным рынком.
По данным Стокгольмского института исследования мира ^1РМ), за период с 2016 по 2020 г. к числу основных экспортеров ВВТ можно отнести 65 государств. При этом 99% мирового экспорта основных видов вооружений приходится на 25 стран. А пять крупнейших поставщиков оружия - США (37%), Россия (20%), Франция (8,2%), Германия (5,5%) и Китай (5,2%) - формируют почти 76% мирового экспорта ВВТ [7].
Являясь крупнейшим производителем вооружений и техники в мире, Россия занимает среди экспортеров одно из лидирующих мест на мировом оружейном рынке (2-е место). Российские вооружения и техника востребованы во многих регионах благодаря своей качественной оснащенности, способности к эксплуатации в экстремальных условиях и ценовой доступности.
В товарной структуре поставок почти 50% российского экспорта вооружений приходится на авиацию, остальное - на военно-морскую технику, средства противовоздушной обороны, вооружение сухопутных войск. Структура российского экспорта по видам вооружений многие годы остается устойчивой и соответствует прогнозируемой структуре мирового рынка оружия на ближайшую перспективу (5-10 лет) [8].
В региональном разрезе в указанный период 55% российского экспорта вооружений приходилось на государства Азии и Океании (27% от общего объема импорта в регион), 21% - на Ближний Восток (13% от общего объема импорта в регион) и 18% - на Африку (30% от общего объема импорта в регион).
В период 2016-2020 гг. РФ поставляла ВВТ в 45 стран, из числа которых Индия была главным получателем российского оружия. Как уже отмечалась, на ее долю приходится 23% от общего объема российского экспорта, за ней следуют Китай (18%) и Алжир (15%) [7].
На глобальном уровне в целом Индия является одним из крупнейших импортеров вооружений и, согласно данным SIPRI по результатам 2016-2020 гг., по объему импорта вооружений она занимает 2-е место после Саудовской Аравии. На ее долю приходится 9,5% мирового импорта ВВТ.
Как уже было отмечено ранее, крупнейшим поставщиком оружия в Индию выступает Россия. Однако прослеживается устойчивая тенденция к снижению доли российского вооружения в общей структуре индийского импорта. Так, объем поставок из России в 2016-2020 гг. сократился на 53% в сравнении с предыдущей пятилеткой наблюдения (2011-2015 гг.) и составил 49% против 70% периодом ранее.
Доля американского оружия, которое в структуре индийского импорта занимает заметные позиции, в обозначенном временном интервале также снизилась. Падение составило 46%, что сместило США со второго места крупнейших поставщиков вооружения в Индию на четвертое, пропустив вперед Францию и Израиль. Они заняли соответственно второе и третье места с показателями 18% и 13%.
За десять лет (с 2011 по 2020 г.) импорт оружия в Индию сократился на 33%. Данный процесс является целенаправленной политикой Нью-Дели, ориентированной на снижение зависимости зарубежных закупок вооружений в пользу отечественных производителей.
Современное состояние российско-индийского ВТС
Россия и Индия имеют давние традиционные отношения в сфере ВТС, которые остаются важным элементом их «особо привилегированного стратегического партнерства». Основные направления ВТС между Москвой и Нью-Дели реализуются по линии Российско-Индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству (РИМПК по ВТС), созданной еще в 2000 г.
В декабре 2021 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин по приглашению Премьер-министра Республики Индии Н. Моди посетил г. Нью-Дели с рабочим визитом и принял участие в XXI ежегодном Российско-Индийском саммите. Для переговоров российская делегация прибыла в необычном для подобных российско-индийских встреч составе - президент и главы МИД и минобороны. В ходе обсуждения «многогранных российско-индийских отношений», охватывающих различные области сотрудничества, особое внимание было уделено оборонной сфере, которая, по обоюдному мнению сторон, является «краеугольным камнем российско-индийского особо привилегированного стратегического партнерства». Обе стороны отметили успешное завершение мероприятий ВТС 2011-2020 гг. и подписали соглашение о новой программе военно-технического сотрудничества с 2021 по 2031 г., которая предусматривает расширение взаимодействия по линии ВТС, содействие совместной разработке и производству военной техники, компонентов и запасных частей, совершенствованию механизмов послепродажного обслуживания и создания системы взаимного контроля качества, а также регулярным совместным учениям вооруженных сил двух стран [9]. Стороны договорились предпринимать дальнейшие усилия по стимулированию совместного производства на территории Индии запасных частей, компонентов и агрегатов и другой продукции, предназначенной для обслуживания техники и вооружений российского производства в рамках программы «Делай в Индии» (Make-in-India). Для этого индийской стороне будут передаваться российский военные технологии. Особо подчеркивается, что произведенная продукция будет экспортироваться «в дружественные для обоих государств третьи страны» [5; 10].
На территории Индии уже много лет работают производственные линии, выпускающие по российским лицензиям разнообразное ВВТ, в том числе артиллерийское вооружение с повышенной дальностью стрельбы, включая, прежде всего, 125-мм танковые и 130-мм береговые орудия, а также самоходные гаубицы «Мста-С».
В военно-морской сфере российско-индийское сотрудничество развивается с 60-х годов XX в., когда СССР начал системные поставки Индии современных для
своего времени кораблей и катеров. Однако наиболее значимым событием в сотрудничестве двух стран в области военно-технического взаимодействия стала передача в 2013 г. ВМС Индии авианосца «Викрамадитья», что стало важным шагом в развитии отношений между Россией и Индией в сфере военно-морского строительства и технологий.
Продолжая военно-морскую тематику, необходимо отметить, что строительство кораблей для ВМС Индии остается одним из приоритетных направлений ВТС. Так, в 2012-2013 гг. на калининградском заводе «Янтарь» для индийских ВМС были построены три фрегата проекта 11356: «Tag», «Tarkash» и «Tricand». Именно на них впервые был установлен знаменитый ракетный комплекс «БраМос» («BrahMos») [11]. В 2016 г. было заключено межправительственное соглашение о достройке для Индии еще двух кораблей этого проекта. Первый фрегат «Tushil» был спущен на воду в ноябре 2021 г., а второй фрегат «Tamala» должен быть передан заказчику в 2023 г. [12].
В октябре 2018 г. был подписан самый крупный контракт в истории двустороннего сотрудничества на поставку Индии пяти полков зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-400 «Триумф» на сумму более 5,4 млрд долл. США [13]. С-400 представляет собой современную ракетную систему, способную одновременно обнаруживать, отслеживать и поражать цели на расстоянии до 400 км. Индия стала вторым после Турции зарубежным покупателем ракетного комплекса. Поставка первой боевой единицы ЗРК была осуществлена в 2019 г. На сегодняшний день Индия уже ввела в эксплуатацию три полковых комплекта С-400. А до конца 2024 г. сделка должна быть закрыта полностью [14].
Одним из ключевых совместных проектов, успешно реализуемых в последние годы, стало создание и производство сверхзвуковой противокорабельной ракеты (ПКР) «БраМос», которая предназначена для использования как на море, так и на суше. Свое название она получила исходя из названий рек Брахмапутра и Москва. ПКР может развивать скорость в 2,8 маха (т.е. почти в 3 раза быстрее скорости звука), имеет максимальную дальность поражения целей до 300 км и предназначена для поражения как кораблей, так и наземных целей.
Еще одним из значимых проектов является совместное производство боевых вертолетов Ка-226Т. Подписание соглашения произошло в 2015 г., а в 2018 г. был подписан контракт на производство 200 вертолетов. Сейчас программа находится на финальной стадии реализации.
В Индии по российским лицензиям произведено более 220 истребителей Су-30МКИ, около 900 танков Т-90С и 1500 Т-72М1. В феврале 2021 г. Россия получила от Индии запрос о дополнительных поставках истребителей МиГ-29К/КУБ. Ранее Россия поставила Индии 45 истребителей МиГ-29К/КУБ, которые уже используются
индийскими ВМС в качестве боевых машин на авианосце «Викрамадитья» На переговорах в мае этого же года стороны обсудили возможность продажи Индии зенитных комплексов С-300 и дальнейшее сотрудничество в вопросах технической модернизации обороны Индии [15].
6 декабря 2021 г. в Нью-Дели был подписан контракт на производство в Индии автоматов АК-203. С этой целью на территории Индии создано совместное российско-индийское предприятие «Indo-Russian Rifles Private Limited», которое в начале 2023 г. приступило к непосредственному выпуску стрелкового оружия. Лицензия предусматривает производство свыше 600 тысяч автоматов калибра 7,62 мм для индийской армии на сумму около 700 млн долл. США [16]. Индия стала первой зарубежной страной, в которой налажено производство «двухсотой» серии автоматов бренда «Калашников».
Отказ от оплаты контрактов в американских долларах — это еще один важный шаг в развитии экономических отношений между Россией и Индией. В 2019 г. в рамках визита президента России Владимира Путина в Индию было озвучено соглашение о переходе к взаимным расчетам в национальных валютах между странами, что предоставляет возможность значительно снизить влияние санкций США и демонстрирует готовность России и Индии к повышению объемов взаимной торговли и экономического сотрудничества.
Анализ факторов, определяющих перспективы ВТС России и Индии
В настоящее время российско-индийское ВТС по-прежнему остается одним из важнейших элементов взаимодействия двух государств. Важной предпосылкой их развития выступает стремление обеих стран укрепить свои оборонные возможности и обеспечить безопасность в регионах своего присутствия. Для Индии традиционным поставщиком продукции оборонного комплекса остается Россия, которая оказывает поддержку республике в сфере развития ее военного потенциала. В свою очередь, Россия считает Индию важным стратегическим партнером в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Вместе с тем, несмотря на наличие объективной заинтересованности друг в друге, дальнейшее развитие ВТС между Москвой и Нью-Дели находится под раз-новекторным воздействием множества обстоятельств/факторов, которые способны существенно повлиять на характер, интенсивность и содержание их военно -технических отношений. К числу наиболее значимых, на наш взгляд, относятся следующие:
1. Развитие внутреннего производства ВТС в Индии. Переход к внутреннему производству военной техники - это стратегически важное направление развития со-
временной Индии, в реализации которого она стремится решить ряд актуальных задач. Во-первых, создать на своей территории мощный современный военно-технический комплекс, способный эффективно закрывать тактические и стратегические потребности страны по поддержанию высокого уровня оборонного потенциала государства. Во-вторых, снизить (при идеальном варианте - полностью исключить) зависимость обороноспособности своих вооруженных сил от зарубежных поставок ВВТ, которые зачастую осуществляются в условиях высокой геополитической, экономической и правовой неопределенности. В-третьих, занять на мировом рынке вооружений свою нишу экспортера продукции военного назначения (ПНВ) и в перспективе, по мере увеличения экспортного потенциала, перейти от импорто- к экс-портоориентированной модели развития отечественного ВПК.
На фоне динамичного экономического развития Индии ее ассигнования на военные нужды непрерывно увеличиваются. Сегодня Индия занимает 3-е место в мире по военным расходам, а ее оборонный бюджет составляет 2,15% от общего ВВП страны. В течение следующих 5-7 лет Правительство Индии планирует потратить 130 млрд долл. США на модернизацию вооруженных сил. Из бюджета на 2023/24 финансовый год оборонная отрасль получит порядка 80 млрд долл. США, что на 13% больше, чем в предыдущем году [17].
Растущий спрос на вооружения и большая емкость индийского рынка заставляют многие ведущие военные корпорации мира бороться за свою долю на нем. Однако правительство страны планомерно проводит протекционистскую политику, направленную на поддержку отечественного производства. Основными инструментами в этом выступают правительственные инициативы «Make-in-India» и «Self-Reliant India initiative» («Сделать в Индии» и «Самодостаточная Индия»), в реализации которых уже достигнуты некоторые позитивные результаты [18]:
- расходы на оборонные закупки из иностранных источников, которые раньше составляли 46% от общих расходов, за последние четыре года, то есть с 2018/19 по 2021/22 г., сократились до 36% [19];
- оборонный и аэрокосмический секторы определены в качестве основных направлений реализации инициативы «Atamnirbhar Bharat» («Self-Reliant India iшtiative»/«Са-модостаточная Индия»), направленной на создание отечественной производственной экосистемы исследований и разработок. В рамках программы Министерством по военным делам и Министерством обороны были сформированы четыре списка индиге-низации1, включающих 411 наименований ПВН, которые должны производиться для оборонного сектора исключительно внутри страны, а не импортироваться;
1Индигенизация - это процесс создания внутри страны какой-либо технологии, продукта или услуги, без привлечения зарубежных технологических экспертов или инвестиций. Основная цель индигенизации заключается в достижении технической, экономической и политической независимости страны.
- в 2020-2021 гг., в соответствии с инициативой «Atamnirbhar Bharat», 74% контрактов армии были заключены с индийскими поставщиками;
- с целью поддержки отечественной оборонной промышленности предприняты шаги по снижению лицензионных барьеров, дерегулированию, стимулированию экспорта и либерализации иностранных инвестиций;
- создание новых условий функционирования бизнеса в оборонной сфере инициировало возникновение в стране около 194 стартапов, направленных на создание оборонных технологий, разработку инновационных технологических решений для расширения возможностей и роста оборонного потенциала Индии;
- для обеспечения роста оборонного сектора и увеличения производственных мощностей в индийском ВПК принято решение о создании двух промышленных коридоров, которые будут функционировать как кластеры оборонного производства: один в штате Уттар-Прадеш (Uttar Pradesh), другой в штате Тамил Наду (Tamil Nadu). Их создание имеет целью стимулирование участия отечественного бизнеса из числа малых и средних предприятий в производстве оборонной и аэрокосмической продукции [20];
- индийские военные производители получили право на экспорт продукции на рынки других стран. При этом таможенные пошлины на экспортируемую военную технику были снижены, значительно упрощены правила лицензирования экспорта ПНВ. Благодаря этим мерам за 2022/23 финансовый год индийский экспорт ВВТ достиг рекордного уровня - 2,13 млрд долл. США. Это десятикратное увеличение показателя за последние пять лет. В настоящее время Индия экспортирует ПВН в более чем 85 стран мира [21].
Уже в ближайшей перспективе рост внутреннего производства и экспорта военной техники в Индии станет ведущим фактором влияния на развитие ВТС Индии с другими государствами. В качестве негативных последствий его проявления для России - высокая вероятность снижения спроса на российскую военную технику и рост конкуренции с индийскими производителями на традиционных для Российской Федерации рынках Азии и Африки.
В то же время создание внутри страны сильного военно-промышленного комплекса Индии не предполагает обязательного исключения российских компаний из сферы ВТС. При определенных условиях это может стать основанием для перехода от традиционной модели сотрудничества к инновационной, основанной на совместной разработке и производстве широкой номенклатуры военно-технической продукции; опыт в этом направлении у обеих стран накоплен немалый. Россия уже сейчас готова интенсифицировать совместные исследования в сфере ВПК, а также выпускать в сотрудничестве с Индией военную продукцию на рынок третьих стран. Отметим также, что производство ВВТ - это высокотехнологичная отрасль, требующая
крупных финансовых вложений в научные исследования, разработку и производство. Объединение усилий позволяет обеим странам снизить затраты на инвестиции, а также сократить время на разработку и выпуск продукции. Это значительно повышает потенциал российско-индийского ВТС и делает индийское направление весьма перспективным для российских организаций и предприятий ОПК.
2. Военно-политическое сближение Индии и США. Текущий этап российско-индийских отношений в области военно-промышленных связей является, пожалуй, самым сложным для российского ОПК. Ориентация индийского истеблишмента на ускоренное развитие национальной экономики на основе роста научно-технологических компетенций с фокусом на оборонный сектор, а также политика диверсификации отношений в сфере ВТС существенно повлияли на набор приоритетов в политике военных закупок Индии и продвижение программ оборонного партнерства. Этому в немалой степени способствует объявленный Вашингтоном и Нью-Дели новый статус американо-индийских отношений, который базируется на опыте двусторонних отношений начиная с наличия значительной договорной базы военно-политического взаимодействия и заканчивая поставками американского вооружения и регулярным проведением совместных учений вооруженных сил двух стран. Нет особого смысла здесь подробно раскрывать эти аспекты. Вместе с тем остановимся на моментах, демонстрирующих положительную динамику и рост «качества» двусторонних отношений [27].
Соединенные Штаты и Индия предпринимают значительные усилия по повышению уровня политических, экономических и технологических взаимоотношений, реализуемых в оборонной сфере. Приоритетными направлениями американо-индийского сотрудничества выступают расширение взаимодействия в военной промышленности и оперативная координация действий в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР), чему способствует наличие схожих представлений о «ценностях, включая приверженность демократии и поддержание международной системы, основанной на правилах. Соединенные Штаты и Индия имеют общие интересы в продвижении глобальной безопасности, стабильности и экономического процветания посредством торговли, инвестиций и взаимосвязанности» [23].
США и Индия, наряду с Японией и Австралией, являются участниками Четырехстороннего диалога по вопросам безопасности, известного как QUAD - неофициальная группа, занимающаяся вопросами безопасности, в которой Индия является активным участником. На полях саммита четырех стран, прошедшего в Токио в мае 2022 г., президент США Джо Байден и премьер-министр Индии Нарендра Моди объявили об американо-индийской инициативе по совместному продвижению «критических и новых технологий» (iCET), а в конце января 2023 г. советники по национальной безопасности Индии и США Аджит Довал и Джейк Салливан официально дали ей старт. iCET предполагает развитие нескольких магистральных направлений
взаимодействия в области новых технологий, которые напрямую ведут к сближению двух стран в оборонной сфере: углубление связей в развитии квантовых коммуникаций, создание полупроводниковой экосистемы в Индии, ускорение сотрудничества в области обороны, изучение возможностей коммерческого космоса, искусственного интеллекта, а также активизация существующих и создание новых исследовательских возможностей [24].
В феврале 2023 г. в Вашингтоне состоялась встреча заместителя министра обороны США Кэтлин Хикс с советником по национальной безопасности Индии Аджи-том Довалом. Согласно информационному бюллетеню Белого дома, ключевыми темами встречи были приоритеты двустороннего американо-индийского оборонного партнерства, включая укрепление политики и оперативной координации в Индо-Ти-хоокеанском регионе и расширение оборонно-промышленного сотрудничества двух стран. В оперативном плане вооруженные силы США и Индии будут стремиться к наращиванию возможностей обеспечения безопасности на море и разведки, наблюдения и рекогносцировки [21].
Сохранение динамики развития американо-индийских отношений на нынешнем уровне, вне всякого сомнения, в перспективе способно генерировать для России и ее интересам в Индии, и шире в Южной Азии, значительные риски как в экономике, так и в сфере безопасности. При том, что современное состояние межгосударственных отношений между Москвой и Вашингтоном без особого преувеличени можно охарактеризовать как враждебное. Ниже перечислены наиболее явные риски и угрозы для российско-индийских отношений, которые могут возникнуть в случае дальнейшего военно-политического сближения Индии и США:
- снижение спроса на российскую военную технику. Рост партнерства между Индией и США в сфере ВТС приведет к усилению конкуренции между российскими и американскими производителями в отдельных (прежде всего, высокотехнологичных) сегментах индийского рынка вооружений, вследствие чего велика вероятность уменьшения числа положительных решений по закупкам российского вооружения, что негативно скажется на объемах российского экспорта ВВТ и доходах ОПК РФ;
- усиление конкуренции Российской Федерации с США на рынке вооружений в связи с ростом вероятности возникновения политически мотивированных решений, ухудшающих/-усложняющих условия и процедуры для российских участников рынка, что создаст для России проблемы с сохранением лидирующих позиций;
- возможные изменения в политических взглядах. Тесная связь с США может подтолкнуть Индию к участию в международных стратегических инициативах, таких как НАТО, АиК^, что может вызвать напряженность в российско-индийских отношениях [25];
- ослабление партнерства Индии с Россией. При усилении военно-политического взаимодействия Индии с США, с одной стороны, и дальнейшей деградации
российско-американских отношений - с другой, высока вероятность снижения значимости России и ее места во внешнеполитических приоритетах Индии, что может нанести ущерб российско-индийскому привилегированному партнерству.
3. Рост конкуренции с производителями Европы, США, Азии. По данным Стокгольмского института исследования мира (SIPRI), в ближайшей перспективе ожидаются некоторые изменения в структуре лидеров стран-экспортеров оружия, вызванные усилением конкуренции и изменением общей конъюнктуры мирового рынка вооружений. Так, авторы доклада SIPRI, опубликованного в марте 2023 г., считают, что США сохранят лидерство и почти наверняка останутся крупнейшим экспортером основных видов вооружений. В то время как Россия, скорее всего, уступит свое второе место другим экспортерам, поскольку количество рассматриваемых поставок и переговоров о поставках снижается и, по мнению экспертов института, продолжит снижаться в будущем [26].
Негативная тенденция для России усугубляется санкциями и ограничениями, которые в среднесрочной перспективе будут оставаться серьезным препятствием для роста экспорта вооружений и могут негативно сказаться на динамике российско-индийского ВТС. Одним из основных инструментов Вашингтона по ограничению российского присутствия, в том числе и в Южной Азии, является Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций (The Countering America's Adversaries Through Sanctions Act. CAATSA), принятый в феврале 2017 г. [27]. Данный закон на практике оказал значительное влияние на международную торговлю России, наложив экономические санкции на физических и юридических лиц, деятельность которых рассматривается Вашингтоном как угроза интересам национальной безопасности США. Один из пунктов CAATSA требует от США введения санкций против стран или организаций, которые покупают российское военное оборудование. Несмотря на проведение Индией суверенной политики, это не может не оказывать влияния на процесс принятия решений индийским руководством при формировании планов оборонных закупок.
4. Стремление Индии к диверсификации военного импорта. На протяжении нескольких десятилетий Индия остается одним из крупнейших в мире импортеров оружия. Большая емкость индийского рынка заставляет многие ведущие военные корпорации мира бороться за свою долю на нем, что создает устойчивые предпосылки для реализации Правительством Индии идей по диверсификации оборонного импорта. Несмотря на традиционно сильное присутствие российской продукции военного назначения на рынке, которое обусловлено как политическими, так и коммерческими соображениями, Индия все больше выражает заинтересованность в снижении зависимости от России как доминирующего поставщика ВВТ.
Надо отметить, что попытки разнообразить географию оружейных закупок Нью-Дели предпринимает с разным успехом с конца 70-х годов XX в., решая главную задачу по минимизации политической и технологической зависимости от одного поставщика. В результате, а также благодаря открытости индийского рынка конкуренция развивается естественным образом, и доля России постепенно снижается. Так, изменение объемов импорта российской продукции в структуре оборонных закупок Нью-Дели в период с 2011-2015 по 2016-2020 гг. демонстрирует общую отрицательную динамику. По данным SIPRI, за эти два периода поставки России сократились на 53%, а ее участие в валовом объеме индийского импорта оружия снизилась с 70 до 49% [7].
Однако за тот же период времени Индия активизировала ВТС с США и отдельными странами Европы и Азии. Нью-Дели наладил сотрудничество с французскими и американскими производителями оборонного оборудования, подписав успешные соглашения о покупке истребителей у Франции и многоцелевых вертолетов у США. В 2016-2020 гг. Франция и Израиль стали вторым и третьим крупнейшими поставщиками оружия в Индию с показателями 18% и 13% соответственно. Импорт вооружений Индии из Франции показал рост на 709%, а из Израиля - на 82%. Также постепенно растут поставки оружия из Республики Корея, Германии и Испании. Следует ожидать, что в среднесрочной перспективе Индия будет наращивать интенсивность взаимодействия с западными производителями ВВТ. Посредством закупок дорогостоящих американских и европейских вооружений Индия стремится продемонстрировать как диверсификацию приоритетов в закупочной политике, так и готовность расставить новые акценты в отношениях с западными странами [28].
5. Ограничение производственных возможностей ОПК РФ для поддержания российского оборонного экспорта в связи с проведением специальной военной операции на Украине. В 2022 г. российская система ВТС пережила беспрецедентное потрясение в постсоветской истории страны. Начало специальной военной операции на Украине и санкции, введенные западными странами, оказали существенное влияние на работу оборонных предприятий и подразделений «Рособоронэкспорта». Основной причиной этого стало резкое увеличение внутреннего спроса на военную продукцию, что привело к перегрузке ОПК заказами Министерства обороны Российской Федерации и, как следствие, значительному сужению возможностей ОПК для выполнения экспортных контрактов. Несмотря на то, что точные цифры гособорон-заказа «до и после» неизвестны, заявления министра обороны России дают некоторое представление о величине проблемы. В конце ноября 2022 г. он отметил, что гособоронзаказ на 2023 г. в 1.5раза превысит скорректированные показатели 2022 г. [28]. В этой связи высока вероятность того, что приоритет будет отдаваться заказам российского военного ведомства, а не иностранным покупателям.
Конечно же, данная ситуация не может не вызывать обеспокоенности в Нью-Дели, где ожидают возникновения срывов запланированных поставок. После начала спецоперации на Украине и введения западных санкций против России власти Индии создали межведомственную комиссию для оценки влияния конфликта на индийскую экономику. Индийская сторона прогнозирует высокую вероятность того, что в условиях санкционного режима российские военные подрядчики столкнутся со значительными трудностями при закупке ключевых импортных компонентов. В результате Россия может отсрочить выполнение военных поставок на неопределенное время. Наибольшую обеспокоенность у индийской стороны вызывает дальнейшая судьба ракетного комплекса «BrahMos». Являясь результатом совместного производства Индии и России, проект требует российских инвестиций и лицензионного сопровождения. При развитии негативного сценария запланированные поставки ракет в Индонезию и Вьетнам могут быть отложены [29].
Выводы
Дальнейшее развитие ВТС России и Индии будет происходить в условиях и под воздействием ряда разнонаправленных обстоятельств, которые могут оказывать определяющее влияние на формирование внешнеполитической повестки обеих стран: нарастание глобальной военно-политической и экономической нестабильности; гонка вооружений в АТР/ИТР и других регионах мира; сохранение острой фазы военного конфликта в восточной Европе; обострение территориальных противоречий и военно-политической напряженности в отношениях Индии с Китаем и Пакистаном; рост военно-политического присутствия/влияния США в Индо-Тихоокеан-ском регионе и включение Индии в ближнюю орбиту американских интересов.
Стремление Индии осуществить «импортозамещение по индийскому образцу», вероятно, повлияет на ВТС России и Индии в среднесрочной перспективе. Проводимая Индией политика «Make-in-India» направлена на оснащение собственной армии ВВТ отечественного производства. Несмотря на то, что Индия сталкивается с многочисленными технологическими, кадровыми и управленческими проблемами в этом деле, высока вероятность сокращения объемов закупок не только российского оружия, но и всего оборонного импорта в целом. Это может нанести ущерб российскому военному экспорту в Индию и создать брешь на рынке для других поставщиков.
В реализации своих интересов в ВТС с Россией Индия будет стремиться к изменению сложившейся модели взаимодействия - увеличению доли в импорте высокотехнологических систем вооружения с обязательной опцией локализации/передачи технологий индийским производителям. Это расширит ее возможности по собственному производству систем вооружения и снизит зависимость от иностранных поставщиков. Такой сдвиг в подходах Индии в долгосрочной перспективе может принести пользу России, поскольку открывает ей возможности по увеличению своего
присутствия в индийском военно-промышленном комплексе за счет передачи технологий и создания совместных предприятий.
Кроме того, в связи с усилением конкуренции со стороны европейских, американских и азиатских производителей оружия существует высокая вероятность снижения российского экспорта военной продукции не только в Индию, но и в остальные страны мира. Это в сочетании с острой необходимостью удовлетворе -ния растущего внутреннего спроса на военную продукцию может еще больше подорвать позиции России как основного поставщика военной техники и вооружений в Индию.
Военно-политическое сближение Индии с США и сближение России с Китаем создают значительные риски для ВТС России и Индии в среднесрочной перспективе. Более тесные отношения Индии с США могут привести к участию Индии в западных стратегических инициативах, таких как НАТО и AUKUS, что потенциально может затронуть интересы безопасности России в регионе. С другой стороны, близость России с Китаем может привести к тому, что Индия будет воспринимать Россию как геополитического конкурента, что также может повредить отношениям России с Индией. Разрешение таких противоречий потребует тонкой дипломатии и использования различных подходов, чтобы прийти к общему мнению и избежать негативных последствий в отношениях между двумя странами.
В заключение следует отметить, что в целом перспективы российско-индийского ВТС в среднесрочной перспективе сложны и многогранны, с рисками и возможностями для обеих сторон. Хотя стремление Индии к самообеспечению в оборонном секторе и желание диверсифицировать импорт способны создать определенные трудности для России, потребность Индии в высокотехнологичных системах вооружений и технологический опыт России способны обеспечить фундамент для долгосрочного сотрудничества. Снижение мирового спроса на российские военные товары и политические риски внешнего давления, вне сомнений, будут оказывать сдерживающие влияние на российский экспорт в Индию, но диверсификация экспортных рынков и создание совместных предприятий, возможности по технологическому сотрудничеству способны компенсировать это. Наконец, для достижения прочного и долгосрочного военно-технического взаимодействия России и Индии важно выдерживать баланс интересов региональных игроков и избегать диссонансных позиций по стратегическим вопросам.
Список источников
1. Концепция внешней политики Российской Федерации. URL: https://rg.ru/documents/2023/03/31/prezident-ukaz229-site-dok.html.
2. Government of India. Ministry of Commerce and Industry. Department of Commerce. URL: https://tradestat.commerce.gov.in/eidb/Default.asp.
3. ТАСС: Доля России в индийском импорте нефти в 2022 году превысила 25%. URL: https://tass.ru/ekonomika/17036335.
4. О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами: Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/179054/.
5. РФ и Индия утвердили программу военно-технического сотрудничества до 2030 года. URL: https://rg.ru/2021/12/06/rf-i-indiia-utverdili-programmu-voenno-tehnicheskogo-sotrudnichestva-do-2030-goda.html.
6. Хетагуров А.А. Военно-техническое сотрудничество России: Индия, Пакистан, Афганистан. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/geo-politics-arms-market/voenno-tekhnicheskoe-sotrudnichestvo-rossii-indiya-pakistan-af-ganistan/#.
7. Trends in International Arms Transfers, 2022. SIPRI. URL: https://www.sipri.org/publications/2023/sipri-fact-sheets/trends-international-arms-trans-fers-2022.
8. Тулякова И.Р. Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами: состояние, проблемы, перспективы // Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2011. Вып. 4. 2011. С. 53-63.
9. Совместное заявление по итогам XXI Российско-индийского саммита «Россия - Индия: партнёрство во имя мира, прогресса и процветания». URL: https://indi-anembassy-moscow.gov.in/ru/press-releases-06-12-2021-2.php.
10. Kaura V. India's changing relationship with Russia: challenges and convergences // The RUSI Journal. 2018. Vol. 163, No. 1. P. 48-60. URL: https://doi.org/10.1080/03071847.2018.1447851.
11. В Калининграде спустили на воду фрегат для военно-морских сил Индии. URL: https://rg.ru/2021/11/08/reg-szfo/v-kaliningrade-spustili-na-vodu-fregat-dlia-voenno-morskih-sil-indii .html.
12. Фрегат «Tushil» для Индии спущен на воду на ПСЗ «Янтарь». URL: https://dfnc.ru/vtc/fregat-tushil-dlya-indii-spushhen-na-vodu-na-psz-yantar.
13. Borisov T. Russia-India: Military and Technical Cooperation in the World After COVID-19. URL: https://valdaiclub.com/aMghlights/mssia-india-military-and-technical-cooperation.
14. ANI: Индия планирует получить новую партию российских зенитных ракетных комплексов С-400 в начале 2023 года. URL: https://rg.ru/2022/12/25/ani-indiia-planiruet-poluchit-novuiu-partiiu-rossijskih-zenitnyh-raketnyh-kompleksov-s-400-v-na-chale-2023-goda.html.
15. Индия планирует закупить МиГ-29 и Су-30МКИ. URL: https://dfnc.ru/c106-technika/indiya-planiruet-zakupit-mig-29-i-su-30mki.
16. Рособоронэкспорт: Производство автоматов Калашникова АК-203 началось в Индии. URL: https://rg.ru/2023/01/17/rosoboroneksport-proizvodstvo-avtomatov-kalashnikova-ak-203-nachalos-v-indii.html.
17. Invest India. Defence Manufacturing. URL: https://www.investindia.gov.in/sec-tor/defence -manufacturing.
18. Defence Manufacturing. Make in India. URL: https://www.makeinindia.com/sector/defence-manufacturing.
19. Ministry of Defence. Self Reliance in Defence Manufacturing. Posted on: 25 JUL 2022. URL: https://www.pib.gov.in/PressReleasePage.aspx?PRID=1844608.
20. Defence Industrial Corridors in India. URL: https://www.makeinindia.com/de-fence-industrial-corridors-india.
21. Ministry of Defence. Aatmanirbharta on the rise: Defence exports reach an alltime high of approx. Rs 16,000 crore in Financial Year 2022-23. URL: https://pib.gov.in/PressReleasePage.aspx?PRID=1912885.
22. Mishra A., Saha P. Act East and Act West: Two Different Prisms for India's In-doPacific Strategy // Observer Research Foundation, January 4, 2020. URL: https://www.orfonline.org/expert-speak/act-east-and-act-west-two-different-prisms-for-indias-indo-pacific-strategy-59850/.
23. U.S.-INDIA Relations. U.S. Department of State. URL: https://www.state.gov/u-s-relations-with-india.
24. Fact sheet: United States and India Elevate Strategic Partnership with the initiative on Critical and Emerging Technology (iCET). White House. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/01/31/fact-sheet-united-states-and-india-elevate-strategic-partnership-with-the-initiative-on-critical-and-emerging-technology-icet/.
25. Saha P., Kamath R. AUKUS: An Asian and European perspective // Observer Research Foundation, September 30, 2021. URL: https://www.orfonline.org/expert-speak/aukus-an-asian-and-european-perspective/.
26. Эксперты SIPRI назвали тренды мирового рынка вооружений. URL: https://dfnc.ru/c106-technika/sipri-trendy-mirovogo-rynka-vooruzhenij-2022/.
27. Countering America's Adversaries Through Sanctions Act 08.02.2017. Congress USA. URL: https://www.congress.gov/bill/115th-congress/house-bill/3364/text.
28. Фролов А. Отдел боевой техники: как СВО изменила мировой рынок вооружений и почему санкции оказали на российский экспорт разноплановый эффект. URL: https://iz.ru/1448991/andrei-frolov/otdel-boevoi-tekhniki-kak-svo-izmenila-miro-voi -rynok-vooruzhenii.
29. Indian defense and energy industry hit hardest by Russian sanctions. URL: http://country.eiu.com/article.aspx?articleid=122033195.
References
1. The concept of foreign policy of the Russian Federation. URL: https://rg.ru/docu-ments/2023/03/31/prezident-ukaz229-site-dok.html. (In Russ.).
2. Government of India. Ministry of Commerce and Industry. Department of Commerce. URL: https://tradestat.commerce.gov.in/eidb/Default.asp.
3. TASS: Russia's share in Indian oil imports in 2022 exceeded 25%. URL: https://tass.ru/ekonomika/17036335. (In Russ.).
4. Federal Law of July 19, 1998 No. 114-FZ "On military-technical cooperation of the Russian Federation with foreign states" (with amendments and additions). URL: https://base.garant.ru/179054/.(In Russ.).
5. Russia and India approved a program of military-technical cooperation until 2030. URL: https://rg.ru/2021/12/06/rf-i-indiia-utverdili-programmu-voenno-tehnicheskogo-sotrudnichestva-do-2030-goda.html. (In Russ.).
6. Khetagurov A.A. Voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo Rossii: Indiya, Pakistan, Afganistan [Military-technical cooperation of Russia: India, Pakistan, Afghanistan]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/geopolitics-arms-mar-ket/voenno-tekhnicheskoe-sotrudnichestvo-rossii-indiya-pakistan-afganistan/#. (In Russ.).
7. Trends in International Arms Transfers, 2022. SIPRI. URL: https://www.sipri.org/publications/2023/sipri-fact-sheets/trends-international-arms-trans-fers-2022.
8. Tulyakova I.R. Voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo Rossii s inostrannymi gosu-darstvami: sostoyanie, problemy, perspektivy [Military-technical cooperation of Russia with foreign states: status, problems, prospects]. Vestnik SPbGU. Ser. 5, 2011, iss. 4, pp. 53-63. (In Russ.).
9. Joint statement following the XXI Russian-Indian summit "Russia - India: partnership for peace, progress and prosperity". URL: https://indianembassy-mos-cow.gov.in/ru/press-releases-06-12-2021-2.php. (In Russ.).
10. Kaura V. India's Changing Relationship with Russia: Challenges and Convergences. The RUSI Journal, 2018, vol. 163, no. 1, pp. 48-60. URL: https://doi.org/10.1080/03071847.2018.1447851.
11. A frigate for the Indian Navy was launched in Kaliningrad. URL: https://rg.ru/2021/11/08/reg-szfo/v-kaliningrade-spustili-na-vodu-fregat-dlia-voenno-mor-skih-sil-indii.html. (In Russ.).
12. The frigate Tushil for India was launched at the Yantar Shipyard. URL: https://dfnc.ru/vtc/fregat-tushil-dlya-indii-spushhen-na-vodu-na-psz-yantar. (In Russ.).
13. Borisov T. Russia-India: military and technical cooperation in the world after COVID-19. URL: https://valdaiclub.com/aMghlights/rassia-india-military-and-technical-cooperation.
14. ANI: India plans to receive a new batch of Russian S-400 anti-aircraft missile systems in early 2023. URL: https://rg.ru/2022/12/25/ani-indiia-planiruet-poluchit-novuiu-partiiu-rossijskih-zenitnyh-raketnyh-kompleksov-s-400-v-nachale-2023-goda.html. (In Russ.).
15. India plans to purchase MiG-29 and Su-30MKI. URL: https://dfnc.ru/c106-tech-nika/indiya-planiruet-zakupit-mig-29-i-su-30mki. (In Russ.).
16. Rosoboronexport: Production of Kalashnikov AK-203 assault rifles has begun in India. URL: https://rg.ru/2023/01/17/rosoboroneksport-proizvodstvo-avtomatov-kalashni-kova-ak-203-nachalos-v-indii.html. (In Russ.).
17. Invest India. Defence Manufacturing. URL: https://www.investindia.gov.in/sec-tor/defence-manufacturing.
18. Defence Manufacturing. Make in India. URL: https://www.makeinindia.com/sec-tor/defence -manufacturing.
19. Ministry of Defence. Self Reliance in Defence Manufacturing. Posted on: 25 JUL 2022. URL: https://www.pib.gov.in/PressReleasePage.aspx?PRID=1844608.
20. Defense Industrial Corridors in India. URL: https://www.makeinindia.com/de-fence-industrial-corridors-india.
21. Ministry of Defense. Aatmanirbharta on the rise: Defense exports reach an all-time high of approx. Rs 16,000 crore in Financial Year 2022-23. URL: https://pib.gov.in/PressReleasePage.aspx?PRID=1912885.
22. Mishra A., Saha P. Act East and Act West: Two Different Prisms for India's In-doPacific Strategy. Observer Research Foundation, 2020, January 4. URL: https://www.orfonline.org/expert-speak/act-east-and-act-west-two-different-prisms-for-indias-indo-pacific-strategy-59850/.
23. U.S.-INDIA Relations. U.S. Department of State. URL: https://www.state.gov/u-s-relations-with-india.
24. Fact sheet: United States and India Elevate Strategic Partnership with the initiative on Critical and Emerging Technology (iCET). White House. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/01/31/fact-sheet-united-states-and-india-elevate-strategic-partnership-with-the-initiative-on-critical-and-emerging-technology-icet/.
25. Saha P., Kamath R. AUKUS: An Asian and European perspective. Observer Research Foundation, 2021, September 30. URL: https://www.orfonline.org/expert-speak/aukus-an-asian-and-european-perspective/.
26. SIPRI experts named trends in the global arms market. URL: https://dfnc.ru/c106-technika/sipri-trendy-mirovogo-rynka-vooruzhenij-2022/. (In Russ.).
27. Countering America's Adversaries Through Sanctions Act 08.02.2017. Congress USA. URL: https://www.congress.gov/bill/115th-congress/house-bill/3364/text.
28. Frolov A. Otdel boevoi tekhniki: kak SVO izmenila mirovoi rynok vooruzhenii i pochemu sanktsii okazali na rossiiskii eksport raznoplanovyi effekt [Department of Combat Equipment: how the SMO changed the global arms market and why sanctions had a multifaceted effect on russian exports. URL: https://iz.ru/1448991/andrei-frolov/otdel-bo-evoi-tekhniki-kak-svo-izmenila-mirovoi-rynok-vooruzhenii. (In Russ.).
29. Indian defense and energy industry hit hardest by Russian sanctions. URL: http://country.eiu.com/article.aspx?articleid=122033195.
Информация об авторах
А.Б. Волынчук - доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Центра глобальных и региональных исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток, Российская Федерация, i-abv@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5313-2897.
Information about the authors
A.B. Volynchuk, Doctor of Political Sciences, leading researcher at the Center for Global and Regional Studies, Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Vladivostok, Russian Federation, i-abv@yandex.ru,
https://orcid.org/0000-0002-5313-2897.
Статья поступила в редакцию / The article received 20.09.2023;
одобрена после рецензирования / revised 13.08.2024;
принята к публикации / accepted 03.09.2024.