Научная статья на тему 'Особенности внутренней организации метафорической системы А. Ч. Суинберна: динамический аспект'

Особенности внутренней организации метафорической системы А. Ч. Суинберна: динамический аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
128
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / СТИЛЕМЕТРИЯ / МЕТАФОРА / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / МЕРА КОРРЕЛЯЦИИ КОУЛА / ЛИРИКА / СУИНБЕРН / INDIVIDUAL STYLE / STYLOMETRY / METAPHOR / CORRELATION ANALYSIS / COLE COEFFICIENT / LYRICS / SWINBURNE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тишина Анна Евгеньевна

В статье представлены результаты корреляционного анализа (коэффициент корреляции Коула) базы метафор, использованных в лирических произведениях А.Ч. Суинберна на каждом из этапов его творчества. Выявляются основные тенденции сочетаемости концептовцелей с элементами области источника в метафоризации, на основе чего делаются выводы об индивидуальных особенностях внутренней организации образной системы поэта и ее эволюции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of the inner organization of the

The results of the correlation analysis (Cole coefficient) of the base of the metaphors used in the lyrics of A. C. Swinburne during each of periods of his creative activity are presented. The main tendencies of the combinability between various targetconcepts and sourceconcepts are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности внутренней организации метафорической системы А. Ч. Суинберна: динамический аспект»

УДК 4и ББК 81.2

А.Е. Тишина

особенности внутренней организации метафорической системы а. ч. суинберна: динамический аспект

В статье представлены результаты корреляционного анализа (коэффициент корреляции Коула) базы метафор, использованных в лирических произведениях А.Ч. Суинберна на каждом из этапов его творчества. Выявляются основные тенденции сочетаемости концептов-целей с элементами области источника в метафоризации, на основе чего делаются выводы об индивидуальных особенностях внутренней организации образной системы поэта и ее эволюции.

Ключевые слова: индивидуальный стиль, стилеметрия, метафора, корреляционный анализ, мера корреляции Коула, лирика, Суинберн.

A.E. Tishina

the peculiarities of the inner organization

of the a.c. swinburne metaphoric system:

dynamic aspect

The results of the correlation analysis (Cole coefficient) of the base of the metaphors used in the lyrics of A. C. Swinburne during each of periods of his creative activity are presented. The main tendencies of the combinability between various target-concepts and source-concepts are revealed.

Key words: individual style, stylometry, metaphor, correlation analysis, Cole coefficient, lyrics, Swinburne.

Одним из наиболее релевантных маркеров динамики развития индивидуального стиля поэта или писателя является авторская метафора (в широком смысле слова, то есть любое сопоставление или отождествление разнородных, в соответствии с традиционной онтологией, концептов, выполняемое с помощью средств выразительности). Главное преимущество этого признака заключается в том, что его рассмотрение позволяет не только отследить формальные изменения в идиолекте, но и выявить перемены, которые происходили в когнитивной картине мира автора по мере его продвижения по своему жизненному пути.

Подобные выводы о связи специфики метафоризации и понятийной системы человека являются вполне правомерными в свете некоторых открытий в области когнитивной лингвистики, сделанных в конце XX века, позволивших взглянуть с другой стороны на фе-

номен метафоры. Метафора является важной частью когниции человека, она структурирует восприятие, мышление и деятельность людей [3, с. 25]. Индивидуальная, авторская метафора напрямую связана с личным жизненным опытом ее создателя, а значит, способна дать представление о его концептосфере (и в дальнейшем приближении личности).

В последнее время всё большее развитие получают методики количественного анализа индивидуального стиля, которые базируются на широком спектре математических и статистических техник, дающих возможность более точно и объективно описать изменения, происходящие в идиолекте автора. Как правило, эти исследования проводятся в рамках такой области лингвистики, как сти-леметрия.

При использовании в качестве классифицирующего признака метафоры, каждый созданный поэтом или писате-

лем образ рассматривается как двучленная структура - метафорическая модель, в левой части которой располагается концепт-цель в метафоризации (то, что сравнивается, target domain), а в правой части находится концепт-источник (то, с чем происходит сопоставление, source domain) [1]. В результате применения подобной методики бесконечное множество авторских образов сводится к конечной единообразной базе, которая может быть подвергнута дальнейшему изучению: установлению иерархии наиболее активных и продуктивных концептов в обеих функциях, выявлению самых частотных моделей метафоры и т.д. Подобная методика была весьма успешно апробирована на обширном материале русской, английской и американской литературы [1; 4; 6; 7].

Отметим, что при изучении структуры образной системы весьма целесообразно не останавливаться лишь на приведении иерархического списка комбинаций концептов-целей и концептов-источников в метафорической модели, а попытаться раскрыть внутренние, скрытые тенденции их сочетаемости между собой. Для выявления характера и измерения подобных связей между признаками используются различные

коэффициенты корреляции [2; 8]. В настоящем исследовании для экспликации такой взаимообусловленности была применена мера Коула [8], позволяющая не только выявить наличие обоюдной детерминированности между признаками, но и оценить силу и характер этой связи, ее статистическую значимость.

В фокусе настоящего исследования находится выявление посредством корреляционного анализа внутренних особенностей образной системы в каждом из периодов литературной деятельности Алджернона Чарльза Суинберна, одного из наиболее ярких представителей поэтического мира Великобритании конца XIX - начала XX веков, признанного мастера стихотворной формы, виртуоза художественного слова, в совершенстве владеющего техникой создания «мелодичного» стиха.

В творчестве Суинберна традиционно выделяют 3 основных периода: с 1858 по 1866 г., с 1866 по 1878 г. и с 1878 по 1909 г. [5; 9].

В первую очередь сравним общее число статистически значимых связей между концептами-целями в метафори-зации и концептами-источниками метафорической экспансии на разных этапах творческого пути поэта (таблица 1).

Табл. 1. общее количество статистически значимых связей в произведениях Суинберна

Параметр I период II период III период

Количество статистически значимых корреляций, % (от общего числа связей в образной системе) 21,7 25,7 29,2

Количество положительных связей, % (от общего числа статистически значимых связей) 66,7 64,6 59,7

Количество отрицательных связей, % (от общего числа статистически значимых связей) 33,3 35,4 40,3

го

X ^

ф ю

X

>

О <

Ъ

ф

I-

о

о

О Ф т

S

о -&

го

I-

ф

го

со S X

го о

Стабильно возрастающее от периода к периоду количество важных с точки зрения лингвистики корреляционных зависимостей указывает на то, что эволюция образной системы проходит по пути увеличения степени ее внутренней организации - сеть законов, описывающих возможность сочетаемости между концептами становится все более широкой. Пропорции между количеством

положительных и отрицательных значений меры Коула также претерпевают некоторые изменения: доля случаев ограничивающего взаимовлияния между концептами в последних работах поэта возросла на 7%.

Необходимо отметить, что на фоне некоторого увеличения общего числа статистически значимых корреляций сила положительных связей между кон-

ф

X

х I-ф i£ Q.0) I- С >уО

X го со _

I- *

о о

О ф

X т

X S

Ф S

Ю (О

о X

я ^

О ч

цептами планомерно уменьшается (таблица 2), причем от периода к периоду все большее количество корреляций оказываются сгруппированными вблизи среднего значения ^ ±0,10).

В группе ограничительных взаимообусловленностей между концептами динамика значения среднего коэффициента Коула имеет маятниковый характер: максимальный по модулю отрицательный по-

казатель выявлен в среднем периоде, в то время как диапазон разброса значений по сравнению со случаями обоюдного притяжения между концептами гораздо более широкий (так как в данном случае среднее значение показателя степени коррелиро-ванности является результатом уравновешивания эпизодов полного взаимоисключения концептов и слабой отрицательной коррелированности между ними).

Табл. 2. Средние значения коэффициента корреляции Коула в трех периодах творчества Суинберна

Параметр I период II период III период

Средний положительный коэффициент Коула 0,25 0,17 0,15

Количество положительных связей в диапазоне (К+ср-0,10; К+ср+0,10), % 41 64 72

Средний отрицательный коэффициент Коула -0,76 -0,80 -0,71

Количество отрицательных связей в диапазоне (И-ср-0,10; И-ср+0,10), % 17 11 21

Образная система на каждом из периодов литературной деятельности поэта представляет собой совокупность взаимозависимых концептов, положительные связи между которыми, по сравнению с предыдущим этапом, являются менее ярко выраженными, но более сбалансированными по силе. В изменении внутренней структуры образного пространства Суинберна выявлено 2 компенсирующие друг друга тенденции: уменьшения силы положительного взаимовлияния между

концептами и увеличения количества статистически значимых связей между ними.

Далее рассмотрим более детально специфику распределения релевантных корреляций внутри метафорической системы поэта. Списки концептов-целей и концептов-источников сравнения, составленные в порядке уменьшения количества значимых связей с элементами противоположной области метафорической модели, представлены в таблицах 3 и 4.

Табл. 3. Распределение статистически значимых корреляций между концептами-целями в метафоризации в трех периодах творчества

Суинберна (первые 5 рангов)

го

X

ш

<

I период II период III период

Концепт-цель Число связей Концепт-цель Число связей Концепт-цель Число связей

Орган 11 Пространство 14 Орган 14

Психическая сфера 10 Психическая сфера 14 Психическая сфера 12

Экзистенция 8 Социальное 13 Пространство 11

Звук 7 Орган 10 Социальное 11

Информация 7 Время 9 Существа 11

Табл. 4. Распределение статистически значимых корреляций между концептами-источниками в метафоризации в трех периодах творчества Суинберна (первые 5 рангов)

I период II период III период

Концепт-источник Число связей Концепт-источник Число связей Концепт-источник Число связей

Орган 15 Существа 11 Существа 17

Существа 14 Вода 10 Свет 12

Растение 10 Орган 9 Орган 10

Ткань 8 Время 8 Психическая сфера 9

Звук 6 Предмет 8 Вода 8

В группе концептов-целей обращает на себя внимание стабильно большое количество корреляций концептов Орган и Психическая сфера. Концепт-мишень Орган дважды занимает верхнюю строчку иерархического списка, уступая лидирующее положение лишь во втором периоде (отметим, однако, что снижение позиции данного концепта в вышеописанной иерархии является следствием резкого увеличения количества корреляций у других элементов области цели в метафоризации, а не сокращения числа взаимообусловленностей у него самого). Парадигма связей концепта от периода к периоду претерпевает значительные изменения. Постоянной на протяжении всего творчества является лишь предельная степень отталкивания в паре Орган -Звук (R=-1,00).

Сравнительно стабильными являются показатели меры Коула в модели Орган - Контейнер в двух последних периодах литературного пути поэта (R2=0,31; R3=0,34): A soul wherein love shone («Eu-thanatos») [10]. (Душа, внутри которой сияла любовь).

Концепт-цель Психическая сфера также неизменно входит в число наиболее коррелированных элементов левой части метафорической модели. Тем не менее, общий характер его взаимосвязей не является однородным, в этом плане имеет место явная оппозиция первого периода поэтической деятельности автора и двух заключительных этапов. Если в раннем творчестве корреляционная

картина скорее имела ограничительную направленность (80% статистически значимых показателей коэффициента Коула были отрицательными), а значит, преимущественно указывала на то, какие понятия не способны сочетаться друг с другом, то в более поздней лирике гораздо более системный характер имеют случаи положительного взаимодействия данного концепта с компонентами сферы-донора метафорической экспансии (II период: 57% положительных корреляций, III период: 67%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Элементы модели Психическая сфера - Существа имеют явную взаимозависимость на протяжении всего творческого пути Суинберна, однако, специфика этой связи разная: если в первом периоде концепты слабо притягиваются друг к другу (Rj=0,17), то на втором и третьем этапах, в свете явного роста альтернативных вариантов интерпретации концепта Психическая сфера и объектов для сопоставления с концептуальной областью Существа, коэффициент Коула в этой паре стал отрицательным, хотя и небольшим по модулю (R2=-0,05; R3=-0,13).

Отличительными особенностями картины распределения корреляций второго и третьего периодов стало сильное увеличение количества важных взаимообусловленностей с элементами сферы-донора у концептов-целей Пространство и Социальное, что связано с резким ростом их активности и продуктивности, обусловленным, в свою очередь, обращением поэта к социальным и политическим вопросам.

го

X

ф

ю

X

s >

О <

ф

H

о

о

о ф

т s

о -&

го

H ф

го

со s X

го о

ф X

х I-ф Ü О.Ш I- с

>уО

X го

CÛ _

I- Ü

О о

О ф

X т

X s

Ф S

Ю л

о X

Я s

О Ci

LU

<

Специфика использования поэтом концепта-мишени Пространство заключается в крайне малом разнообразии его лексической репрезентации - можно сказать, что достаточно широкая концептуальная область Пространство сужается Суинберном до понятия Страна. Результаты корреляционного анализа еще раз подтверждают особое положение данного концепта - абсолютное большинство взаимозависимостей имеют ограничительный характер (II период: 83% отрицательных связей, III период: 82%), при этом с довольно большой долей вероятности (R2=0,46, R3=0,38) при его появлении в левой части метафорической модели в правой позиции окажется концепт-источник Существа.

В области источников метафорической экспансии стабильно большим количеством корреляций обладает самый частотный концепт-источник во всем творчестве поэта - концепт Существа. При этом его лидирующее положение не является отличительной особенностью идиолекта Суинберна - подобный механизм метафоризации весьма распространен как в литературе, так и в повседневном использовании языка [1; 3]. В свете вышесказанного достаточно неожиданным стало явное превалирование корреляций, указывающих на ограничивающее воздействие некоторых концептов-целей на данную концептуальную область (I период: 64% отрицательных связей, II период: 55%, III период: 58,8%). Более того, действительно универсальным данный компонент зоны источников в мета-форизации становится лишь во втором и третьем периодах (ни одна из выявленных зависимостей не отображает строгое взаимоисключение концептов), в то время как в ранней лирике наличие в левой части метафорической модели ряда концептов (таких как, например, Информация) подразумевает обязательное отсутствие концепта Существа в правой Среди всего многообразия элементов области целей можно также выделить 2 группы: про-антропоморфные концепты, то есть те, которые с определенной вероятностью метафоризуются посредством концепта-источника Существа, и

контр-антропоморфные - концепты, не сопоставляемые Суинберном с живыми организмами, причем эти списки концептов специфичны для каждого этапа.

Стабильно положительный коэффициент Коула соответствует лишь схеме сравнения Время - Существа (R^0,28; R2=0,07; R3=0,13): Spring sleeps and stirs and trembles with desire («The Promise of the Hawthorn») [11] (Весна спит, и шевелится, и дрожит от страсти).

Одной из самых заметных отличительных черт индивидуального стиля Су-инберна в последнем периоде его творчества стал выход концепта-источника Свет на второе место в списках наиболее активных и продуктивных концептов, приобретение им функции главного субъядра всей образной системы. Этот факт оказал влияние и на количество корреляций данного концепта-донора, которое по сравнению с начальным этапом увеличилось на 8 единиц, большая часть выявленных взаимообусловленностей появилась только в поздней лирике поэта: Существа - Свет ... he is here,/ The sunlike man. («Lines on the Monument of Giuseppe Mazzini») [11] (Он здесь,/ Солнцеподобный человек), Растение -Свет A flower more splendid far/ Than the most radiant star («Euthanatos) [11] (Цветок более роскошный,/ чем самая лучистая звезда).

Отметим, что картина распределения корреляций как среди целей, так и среди источников в метафоризации во многом схожа с соответствующими иерархиями концептов в обеих функциях по их активности (концепты-цели: I период - Психическая сфера, Орган, Время, Существа; II период - Время, Психическая сфера, Орган, Пространство, III период - Психическая сфера, Орган, Время, Пространство; концепты-источники: I, II периоды - Существа, Орган, Растение; III период - Существа, Свет, Психическая сфера).

Тем не менее данный изоморфизм в распределении корреляций среди концептов и их активности не является универсальной тенденцией. Ярким примером этому могут служить особенности коррелированности концепта-источника Орган. Одной из индивидуальных черт

образной системы на заключительном этапе литературного пути поэта является существенное снижение активности концепта Орган в качестве донора метафорической экспансии, который перестал функционировать как субъядро образного конструкта (в этом качестве концепт использовался на протяжении первого и второго этапов творчества автора) и превратился в рядовой элемент области-донора. Данное событие, однако, незначительно отразилось на наборе корреляций этого концепта с понятиями-мишенями сопоставления в третьем периоде, в то время как на втором этапе (когда каких-либо изменений в частотности его употребления не происходило) число его статистически значимых взаимозависимостей сократилось на 6 единиц.

Таким образом, перемены частотности не влияют на валентность элемента -при изменении концептуальной активности основные свойства метафоры как системы сохраняются.

Итак, проведенное исследование позволило выявить перечень статистически важных взаимозависимостей, которые, несомненно, являются маркерами индивидуального стиля Суинберна и демонстрируют, что образы поэта представляют собой не хаос, а организованную систему, значительно меняющуюся с течением времени. Полученные результаты также позволяют эксплицировать ее основные характеристики на каждом этапе творчества, описать направления ее развития - как линеарное, так и маятниковое.

В развитии системы можно выделить две тенденции с точки зрения постепенных изменений в оппозиции концеп-

тов, отражающих микрокосм человека и окружающий его макрокосм, а также внутренних структурных закономерностей сочетаемости. В плане степени коррели-рованности концептуальных признаков на всем протяжении творчества Суин-берна реализуются 2 компенсирующие друг друга тенденции: увеличение общего количества взаимозависимостей между концептами, использованными в метафорической модели, и снижение силы обоюдного притяжения между ними, то есть рост числа взаимно детерминированных элементов метафорической модели происходит за счет ослабления их прогностической силы.

Образная система, которая в ранней лирике в целом характеризуется достаточно свободной сочетаемостью между входящими в нее элементами (что не исключает наличие отдельных сильных взаимозависимостей между компонентами образного пространства), на двух последующих этапах становится более упорядоченной, организованной и сбалансированной по силе внутренних связей.

Пропорции между случаями взаимного притяжения концептов и эпизодами ограничительного взаимовлияния постепенно меняются в сторону преобладания обоюдного отталкивания.

Несмотря на то, что картина распределения корреляций между концептами в определенной степени схожа с их иерархией по активности в процессе метафо-ризации, данная однотипность не является универсальной тенденцией, прямо пропорциональная зависимость между этими характеристиками отсутствует.

го

X

.

ф ю

X

s >

О <

ф

H

о

о

о ф

т s

.

о -&

го

I-

ф

Библиографический список

1. Андреев, В.С. Языковая модель развития индивидуального стиля [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / В.С. Андреев. - Смоленск, 2012. - 42 с.

2. Андреев, С.Н. Устойчивость результатов исследования языкового материала [Текст] / С.Н. Андреев // Иностранные языки в высшей школе. - 2005. - № 2. - С. 93-105.

3. Лакофф, Дж. Метафоры, которыми мы живем [Текст] / Дж. Лакофф, М. Джонсон. - М.: Еди-ториал УРСС, 2004. - 256 с.

4. Лесцова, М.А. Вариативность глагольной лексики в индивидуальных стилях поэтов-сентименталистов XVIII века в различных жанрах [Текст] / М.А. Лесцова // Квантитативная лингвистика: сб. науч. тр. - Смоленск: Издательство СмолГУ. - 2014. - Т. 3. - С. 133-143.

5. Машкова, Д.М. Творчество О.Ч. Суинберна в контексте англо-французского эстетического взаимодействия [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Д.М. Машкова. - Казань, 2001. - 211 с.

го

со s X ГО

.

О

ф X

х I-ф Ü Q.0) I- С >уО

X го

CÛ _

I- *

О о

О ф

X т

X s

Ф S

Ю л

о X

Я s

О ч

6. Николаева, Е.А. Образный ряд в лирике Р. Фроста [Текст] / Е.А. Николаева // Вестник Брянского гос. ун-та. - 2012. - № 2. - С. 230-233.

7. Павлович, Н.В. Язык образов: парадигмы образов в русском поэтическом языке [Текст] / Н.В. Павлович. - М.: РАН ИРЯ, 1995. - 491 с.

8. Тулдава, Ю.А. Об измерении связи качественных признаков в лингвистике (1): Сопряженность альтернативных признаков [Текст]/ Ю.А. Тулдава // Квантитативная лингвистика и автоматический анализ текстов. Ученые записки Тартуского университета. - 1988. - № 827. - С. 146-162.

9. Gosse, E. The life of Algernon Charles Swinburne [Text] / E. Gosse. - NY: The Macmillan Company, 1917. - P. 362.

10. Swinburne, A.C. The Poems of Algernon Charles Swinburne [Text]: Collect. of 6 vols. V. 2 / A.C. Swinburne. - London: Chatto &Windus, 1911. - P. 424.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Swinburne, A.C. The Poems of Algernon Charles Swinburne [Text]: Collect. of 6 vols. V. 6 / A.C. Swinburne. - New York and London: Harper and Brothers Publishers, 1911. - P. 448.

References

1. Andreev V.S. Linguistic model of individual style development Author's abstract. Dis. ... doctor of Sciences (Philology). Smolensk: SmolGU, 2012. P. 42. [In Russian].

2. Andreev S. N. Stability of the results of the investigation of language material. Inostrannye yazyki v shkole, 2005. №2. P. 93 - 105. [In Russian].

3. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. M.: Editorial URSS, 2004. P. 256. [In Russian].

4. Lestsova M.A. Variability of verbs in individual styles of poets-sentimentalists of the XVIIIth century in different genres. Kvantitativnaya lingvistika: sb. nauch. trudov. - Smolensk: Izd-vo SmolGU. 2014. P. 133143. [In Russian].

5. Mashkova D.M. Creative work of A. C. Swinburne in the context of the English-French aesthetic interaction. Dis. ... cand. of Sciences (Philology). Kazan, 2001. P. 211. [In Russian].

6. Nikolaeva E.A. Imagery in the lyrics of R. Frost. Vestnik Bryanskogo gos. un-ta, 2012. №2. P. 230 - 233. [In Russian].

7. Pavlovich N. V. The language of images: the paradigm of images in the Russian poetical language. M.: RAN IRYA, 1995. P. 491. [In Russian].

8. Tuldava Yu. A. About the measurement of the coherence of qualitative characteristics in linguistics (1): Correlation of the alternative characteristics. Kvantitativnaya lingvistika i avtomaticheskiy analiz tekstov. Zapiski Tartuskogo universiteta, 1988. № 827. P. 146 - 162. [In Russian].

9. Gosse E. The life of Algernon Charles Swinburne. NY: The Macmillan Company, 1917. P. 362.

10. Swinburne A.C. The Poems of Algernon Charles Swinburne. Collect. of 6 vols. London: Chatto & Windus, 1911. V. 5. P. 424.

11. Swinburne A.C. The Poems of Algernon Charles Swinburne. Collect. of 6 vols. New York and London: Harper and Brothers Publishers, 1911. V. 6. P. 448.

Сведения об авторах: Тишина Анна Евгеньевна,

аспирант, кафедра иностранных языков, Смоленский государственный университет, г. Смоленск.

Kmail: anna-maksimova-1990@yandex.ru

Information about the authors: Tishina Anna Evgenyevna,

Post graduate student, Department of Foreign Languages, Smolensk State University, Smolensk, Russia.

E-mail: anna-maksimova-1990@yandex.ru

LU

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.