Научная статья на тему 'Особенности внимания старших дошкольников с общим недоразвитием речи'

Особенности внимания старших дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
716
88
Поделиться
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ВНИМАНИЕ / ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Феофилатова К.Д.

В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием. Описаны результаты экспериментального изучения таких свойств внимания как продуктивность, устойчивость, объем и переключаемость.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Особенности внимания старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

УДК 159.95

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Феофилатова К. Д., 2016 г.

Московский педагогический государственный университет, магистр психологических наук, Москва

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием. Описаны результаты экспериментального изучения таких свойств внимания как продуктивность, устойчивость, объем и переключаемость.

Ключевые слова: дошкольник, общее недоразвитие речи, внимание, психическая функция, нарушения речи.

Введение. На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин [2]. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Волковой Л.С, Левиной Р.Е.,. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. и др. [1]. Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР).

Под ОНР понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом [1]. Все психические процессы у ребёнка - память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение - развиваются при непосредственном участии речи (Запорожец А. В., Выготский Л. С, Лурия А. Р., и др.), следовательно, у детей данной категории наблюдаются особенности в развитии психических процессов.

Основная часть. Нами было проведено исследование по выявлению особенностей внимания у детей с ОНР в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием (НИР).

Нами была выдвинута следующая гипотеза: у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеются особенности внимания.

Исследование проводилось на базе МКДОУ компенсирующего вида № 189 «Радуга» г. Кирова и МКДОУ д/с ОРВ № 6 г. Уржума Кировской области. В эксперименте приняли участие 27 дошкольников в возрасте 5-6 лет: 10 детей с НИР, 17 дошкольников с ОНР. Для изучения особенностей внимания мы использовали три методики [3], которые представлены в таблице 1, направленные на изучение разных свойств внимания.

Таблица 1 - Используемые в исследовании методики

Изучаемые свойства внимания Название методика

Продуктивность и устойчивость внимания «Найди и вычеркни» (П.Я. Кеэса)

Объем внимания «Запомни и расставь точки» (модифицированная методика Керна Йерасека)

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Переключаемость внимания «Треугольники»

Все методики проводились индивидуально. Исследование по данной теме состояло из тех этапов.

Первый этап исследования включал методику «Найди и вычеркни». Ребенку давался лист со стимульным материалом, на котором были изображены разные фигуры и карандаш. Ребенку предлагалось зачеркивать определенные фигуры разными способами (круг горизонтальной линей,

прямоугольник - вертикальной). Время работы - 2,5 минуты (пять раз по 30 сек). По ходу работы делались пометки на бланке на каждом интервале (через 30 сек) в том месте, где ребенок останавливался. Затем он продолжал выполнение задания до окончания времени.

Второй этап исследования включал методику «Запомни и расставь точки». Перед ребенком располагался лист с изображенными квадратами и карандаш. Дошкольник работал по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты предлагались стопкой в порядке возрастания точек (от 2 до 9). После каждой демонстрации (1-2 сек) ребенку необходимо было воспроизвести по памяти увиденные точки - нанести их на пустую карточку за 15 секунд.

Третий этап исследования включало методику «Треугольники». Перед ребенком располагался чистый лист и карандаш. Необходимо было выполнить два задания. Первое - рисовать треугольники уголком вверх. Через 2-2,5 строки рисунка предлагалось второе задание - продолжать рисовать треугольники, но уголком вниз. Второе задание выполнялось также 2-3 строки. Варианты рисования треугольников показывались исследователем. По ходу работы фиксировались ошибки ребенка.

Следовательно, с помощью данных методик можно выявить особенности у детей с ОНР таких свойствах внимания как продуктивность, устойчивость, объем и переключаемость.

В ходе исследования были выделены специфические особенности внимания старших дошкольников с ОНР.

Проанализировав методику «Найди и вычеркни», мы сделали вывод: внимание у детей с ОНР в основном среднепродуктивное, но неустойчивое. Выполняя задание, дети часто отвлекались, делали много ошибок (пропускали фигуры, которые нужно было зачеркнуть). Было замечено, что в конце выполнения задания (4, 5 интервалы) количество просмотренных фигур значительно уменьшалось, что очень хорошо наблюдается на рисунке 1.

100% 80% 60% 40% 20% 0%

70%

53%

30%

1о%20% I 2% г|

очень низкии уровень низкий уровень средний уровень высокий уровень

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Дети с ОНР

Дети с НПР

Рисунок 1 - Сравнение уровня продуктивности внимания у детей с ОНР и с НПР На рисунке видно, что высокий уровень такого свойства внимания как продуктивность не имеет не один ребенок из группы дошкольников с ОНР, очень низкий - 10 %, в то время как из группы с НПР высокий уровень наблюдается у 30 % детей, дошкольников с очень низким уровнем из контрольной группы выявлено не было. Сравнительный анализ уровня устойчивости внимания, полученный при проведении первого этапа исследования представлен на рисунке 2.

100% 80% 60% 40% 20% 0%

58%

50% очень низкий уровень

30% низкий уровень

12% средний уровень

50%

30% 30%

20%

20% 12%

Дети с ОНР Дети с НПР

Рисунок 2 - Сравнение уровня устойчивости внимания у детей с ОНР и с НПР

Из рисунка 2 видно, что высокий уровень устойчивости внимания у дошкольников не наблюдался ни в одной группе. Из группы детей с ОНР очень низкий уровень имеют 20 % детей, низкий - 50 %, средний - 30%. Из группы детей с НИР очень низкий уровень наблюдается у 12 %, низкий - 30 %, средний - 58 %.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

На основании методики «Найди и вычеркни» мы отметили, что у детей дошкольного возраста с ОНР продуктивность и устойчивость внимания несколько ниже, чем у нормально развивающихся детей.

Обработка и анализ второй методики «Расставь точки» дали следующие результаты. При анализе полученных результатов мы выявили, что дети с ОНР имеют низкий и средний уровень развития, так как в большинстве карточек количество правильно воспроизведенных точек составило от 2 до 3. Результаты представлены на рисунке 3.

100% 80% 60% 40% 20% 0%

70% 65%% ■ низкий уровень

30% 23%% ■ средний уровень

0% 12% ■ высокий уровень

Ш

Дети с ОНР Дети с НИР

Рисунок 3 - Сравнение уровня объема внимания у детей с ОНР и с НИР

На основании этой методики мы сделали вывод, что объем внимания у детей с ОНР несколько ниже, чем у детей с НИР. У дошкольников с ОНР наблюдался лишь низкий и средний уровни объема внимания, в группе среди детей с НИР 12 % имеют высокий уровень.

Обработка и анализ третьей методики «Треугольники» дали следующие результаты. Выполнение предложенного задания детям с ОНР давалось сложнее, они дольше переключались на выполнение второго задания, где нужно было рисовать треугольники уголками вниз. Многие испытывали нервное напряжение. Один ребенок с ОНР отказался выполнять второе задание. Дети с НИР справились с этим заданием легче. Для его выполнения у них ушло меньше времени. Иолученные результаты представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 - Сравнение уровня переключаемости внимания детей с ОНР и с НИР Из рисунка 4 видно, что большинство детей в обеих группах имеют средний уровень переключаемости внимания. Высокий уровень в группе детей с ОНР выявлен не был, тогда, как в группе с НИР наблюдался у 12 % испытуемых. Ио результатам данной методики у детей с ОНР уровень переключаемости внимания ниже, чем у детей с НИР.

Таким образом, результаты эксперимента показали, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеются отличия от сверстников без речевых нарушений в таких свойствах внимания как продуктивность, устойчивость, объем и переключаемость. Ироведенное исследование позволила констатировать, что у детей с ОНР возникли определенные трудности в выполнении заданий, дети с НРИ справились с ними легче. В ходе проведения

исследования было замечено, что дети с ОНР хуже понимают инструкцию задания, что требовало повторного пояснения. Также наблюдается особенности в характере ошибок: у детей с ОНР ошибки возникают в начале выполнения задания, у детей с НПР - к концу. На выполнение задания детям с ОНР требовалось больше времени, чем детям с НПР.

Заключение. На основании полученных результатов, можно сказать, что гипотеза, поставленная перед началом работы, подтверждена. Действительно, общее недоразвитие речи приводит к отклонениям внимания, что проявляется в более низком уровне его развития по сравнению со сверстниками с НПР. Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения специальных мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР для повышения уровня их внимания.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Список литературы:

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 320 с.

Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой. - М.: Просвещение, 1968. - 367с.

Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.

УДК 65.014

КОММУНИКАТИВНЫЙ ИМИДЖ МЕНЕДЖЕРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Чупкина С.С.,Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственныйуниверситет»,студент, г. Тула, 2017

Аннотация. В данной работе, в первую очередь, раскрывается значение понятия «менеджер организации», а так же выделяются стадии менеджмента, включающих в себя ряд действий, которые должен выполнять каждый менеджер для принятия правильных решений и грамотного управления организацией. Рассмотрены коммуникативные качества менеджера, влияющие на формировании успешного имиджа. Проанализированы роли коммуникативного имиджа менеджера в управлении, а так же подробно раскрыты отдельные коммуникативные навыки менеджера - вербальные и невербальные - с точки зрения их влияния на процесс управления.

Ключевые слова: «имидж менеджера организации», «коммуникативный имидж», «управление», «вербальные и невербальные навыки»

В последние годы основу управления составляет управление человеческими ресурсами. Основная задача управления этим ресурсом включает в себя учет раскрытия закономерностей и возможностей развития человека в его профессиональном и социальном окружении. Решение данной задачи осуществляется посредством межличностных коммуникаций между менеджером и сотрудниками организации.

Определение «менеджер организации», в широком смысле слова, это личность, которая является не только лидером, но и обладает умением эффективно управлять своими подчиненными. Однако, это представляется невозможным без успешного имиджа.

Менеджер организации, в первую очередь, должен обладать качествами высококвалифицированного специалиста, обладающего экономическими, техническими знаниями, а также выступать в роли координатора производства, выполняющего административные функции. В