Научная статья на тему 'Особенности внимания старших дошкольников с общим недоразвитием речи'

Особенности внимания старших дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
377
55
Поделиться
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ВНИМАНИЕ / ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Феофилатова К.Д.

В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием. Описаны результаты экспериментального изучения таких свойств внимания как продуктивность, устойчивость, объем и переключаемость.

Текст научной работы на тему «Особенности внимания старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

УДК 159.95

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Феофилатова К. Д., 2016 г.

Московский педагогический государственный университет, магистр психологических наук, Москва

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием. Описаны результаты экспериментального изучения таких свойств внимания как продуктивность, устойчивость, объем и переключаемость.

Ключевые слова: дошкольник, общее недоразвитие речи, внимание, психическая функция, нарушения речи.

Введение. На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин [2]. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Волковой Л.С, Левиной Р.Е.,. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. и др. [1]. Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР).

Под ОНР понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом [1]. Все психические процессы у ребёнка - память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение - развиваются при непосредственном участии речи (Запорожец А. В., Выготский Л. С, Лурия А. Р., и др.), следовательно, у детей данной категории наблюдаются особенности в развитии психических процессов.

Основная часть. Нами было проведено исследование по выявлению особенностей внимания у детей с ОНР в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием (НИР).

Нами была выдвинута следующая гипотеза: у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеются особенности внимания.

Исследование проводилось на базе МКДОУ компенсирующего вида № 189 «Радуга» г. Кирова и МКДОУ д/с ОРВ № 6 г. Уржума Кировской области. В эксперименте приняли участие 27 дошкольников в возрасте 5-6 лет: 10 детей с НИР, 17 дошкольников с ОНР. Для изучения особенностей внимания мы использовали три методики [3], которые представлены в таблице 1, направленные на изучение разных свойств внимания.

Таблица 1 - Используемые в исследовании методики

Изучаемые свойства внимания Название методика

Продуктивность и устойчивость внимания «Найди и вычеркни» (П.Я. Кеэса)

Объем внимания «Запомни и расставь точки» (модифицированная методика Керна Йерасека)

Переключаемость внимания «Треугольники»

Все методики проводились индивидуально. Исследование по данной теме состояло из тех этапов.

Первый этап исследования включал методику «Найди и вычеркни». Ребенку давался лист со стимульным материалом, на котором были изображены разные фигуры и карандаш. Ребенку предлагалось зачеркивать определенные фигуры разными способами (круг горизонтальной линей,

прямоугольник - вертикальной). Время работы - 2,5 минуты (пять раз по 30 сек). По ходу работы делались пометки на бланке на каждом интервале (через 30 сек) в том месте, где ребенок останавливался. Затем он продолжал выполнение задания до окончания времени.

Второй этап исследования включал методику «Запомни и расставь точки». Перед ребенком располагался лист с изображенными квадратами и карандаш. Дошкольник работал по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты предлагались стопкой в порядке возрастания точек (от 2 до 9). После каждой демонстрации (1-2 сек) ребенку необходимо было воспроизвести по памяти увиденные точки - нанести их на пустую карточку за 15 секунд.

Третий этап исследования включало методику «Треугольники». Перед ребенком располагался чистый лист и карандаш. Необходимо было выполнить два задания. Первое - рисовать треугольники уголком вверх. Через 2-2,5 строки рисунка предлагалось второе задание - продолжать рисовать треугольники, но уголком вниз. Второе задание выполнялось также 2-3 строки. Варианты рисования треугольников показывались исследователем. По ходу работы фиксировались ошибки ребенка.

Следовательно, с помощью данных методик можно выявить особенности у детей с ОНР таких свойствах внимания как продуктивность, устойчивость, объем и переключаемость.

В ходе исследования были выделены специфические особенности внимания старших дошкольников с ОНР.

Проанализировав методику «Найди и вычеркни», мы сделали вывод: внимание у детей с ОНР в основном среднепродуктивное, но неустойчивое. Выполняя задание, дети часто отвлекались, делали много ошибок (пропускали фигуры, которые нужно было зачеркнуть). Было замечено, что в конце выполнения задания (4, 5 интервалы) количество просмотренных фигур значительно уменьшалось, что очень хорошо наблюдается на рисунке 1.

100% 80% 60% 40% 20% 0%

70%

53%

30%

1о%20% I 2% г|

очень низкии уровень низкий уровень средний уровень высокий уровень

Дети с ОНР

Дети с НПР

Рисунок 1 - Сравнение уровня продуктивности внимания у детей с ОНР и с НПР На рисунке видно, что высокий уровень такого свойства внимания как продуктивность не имеет не один ребенок из группы дошкольников с ОНР, очень низкий - 10 %, в то время как из группы с НПР высокий уровень наблюдается у 30 % детей, дошкольников с очень низким уровнем из контрольной группы выявлено не было. Сравнительный анализ уровня устойчивости внимания, полученный при проведении первого этапа исследования представлен на рисунке 2.

100% 80% 60% 40% 20% 0%

58%

50% очень низкий уровень

30% низкий уровень

12% средний уровень

50%

30% 30%

20%

20% 12%

Дети с ОНР Дети с НПР

Рисунок 2 - Сравнение уровня устойчивости внимания у детей с ОНР и с НПР

Из рисунка 2 видно, что высокий уровень устойчивости внимания у дошкольников не наблюдался ни в одной группе. Из группы детей с ОНР очень низкий уровень имеют 20 % детей, низкий - 50 %, средний - 30%. Из группы детей с НИР очень низкий уровень наблюдается у 12 %, низкий - 30 %, средний - 58 %.

На основании методики «Найди и вычеркни» мы отметили, что у детей дошкольного возраста с ОНР продуктивность и устойчивость внимания несколько ниже, чем у нормально развивающихся детей.

Обработка и анализ второй методики «Расставь точки» дали следующие результаты. При анализе полученных результатов мы выявили, что дети с ОНР имеют низкий и средний уровень развития, так как в большинстве карточек количество правильно воспроизведенных точек составило от 2 до 3. Результаты представлены на рисунке 3.

100% 80% 60% 40% 20% 0%

70% 65%% ■ низкий уровень

30% 23%% ■ средний уровень

0% 12% ■ высокий уровень

Ш

Дети с ОНР Дети с НИР

Рисунок 3 - Сравнение уровня объема внимания у детей с ОНР и с НИР

На основании этой методики мы сделали вывод, что объем внимания у детей с ОНР несколько ниже, чем у детей с НИР. У дошкольников с ОНР наблюдался лишь низкий и средний уровни объема внимания, в группе среди детей с НИР 12 % имеют высокий уровень.

Обработка и анализ третьей методики «Треугольники» дали следующие результаты. Выполнение предложенного задания детям с ОНР давалось сложнее, они дольше переключались на выполнение второго задания, где нужно было рисовать треугольники уголками вниз. Многие испытывали нервное напряжение. Один ребенок с ОНР отказался выполнять второе задание. Дети с НИР справились с этим заданием легче. Для его выполнения у них ушло меньше времени. Иолученные результаты представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 - Сравнение уровня переключаемости внимания детей с ОНР и с НИР Из рисунка 4 видно, что большинство детей в обеих группах имеют средний уровень переключаемости внимания. Высокий уровень в группе детей с ОНР выявлен не был, тогда, как в группе с НИР наблюдался у 12 % испытуемых. Ио результатам данной методики у детей с ОНР уровень переключаемости внимания ниже, чем у детей с НИР.

Таким образом, результаты эксперимента показали, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеются отличия от сверстников без речевых нарушений в таких свойствах внимания как продуктивность, устойчивость, объем и переключаемость. Ироведенное исследование позволила констатировать, что у детей с ОНР возникли определенные трудности в выполнении заданий, дети с НРИ справились с ними легче. В ходе проведения

исследования было замечено, что дети с ОНР хуже понимают инструкцию задания, что требовало повторного пояснения. Также наблюдается особенности в характере ошибок: у детей с ОНР ошибки возникают в начале выполнения задания, у детей с НПР - к концу. На выполнение задания детям с ОНР требовалось больше времени, чем детям с НПР.

Заключение. На основании полученных результатов, можно сказать, что гипотеза, поставленная перед началом работы, подтверждена. Действительно, общее недоразвитие речи приводит к отклонениям внимания, что проявляется в более низком уровне его развития по сравнению со сверстниками с НПР. Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения специальных мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР для повышения уровня их внимания.

Список литературы:

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 320 с.

Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой. - М.: Просвещение, 1968. - 367с.

Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.

УДК 65.014

КОММУНИКАТИВНЫЙ ИМИДЖ МЕНЕДЖЕРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Чупкина С.С.,Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственныйуниверситет»,студент, г. Тула, 2017

Аннотация. В данной работе, в первую очередь, раскрывается значение понятия «менеджер организации», а так же выделяются стадии менеджмента, включающих в себя ряд действий, которые должен выполнять каждый менеджер для принятия правильных решений и грамотного управления организацией. Рассмотрены коммуникативные качества менеджера, влияющие на формировании успешного имиджа. Проанализированы роли коммуникативного имиджа менеджера в управлении, а так же подробно раскрыты отдельные коммуникативные навыки менеджера - вербальные и невербальные - с точки зрения их влияния на процесс управления.

Ключевые слова: «имидж менеджера организации», «коммуникативный имидж», «управление», «вербальные и невербальные навыки»

В последние годы основу управления составляет управление человеческими ресурсами. Основная задача управления этим ресурсом включает в себя учет раскрытия закономерностей и возможностей развития человека в его профессиональном и социальном окружении. Решение данной задачи осуществляется посредством межличностных коммуникаций между менеджером и сотрудниками организации.

Определение «менеджер организации», в широком смысле слова, это личность, которая является не только лидером, но и обладает умением эффективно управлять своими подчиненными. Однако, это представляется невозможным без успешного имиджа.

Менеджер организации, в первую очередь, должен обладать качествами высококвалифицированного специалиста, обладающего экономическими, техническими знаниями, а также выступать в роли координатора производства, выполняющего административные функции. В