VМеждународная научно-практическая конференция УДК 159.9.075
Волченко Наталья Сергеевна Volchenko Natalia Sergeevna
Студент Student
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» Гуманитарно-
педагогическая академия (филиал) в г. Ялта Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "V. I. Vernadsky Crimean Federal University" Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) in Yalta
ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
FEATURES OF ATTENTION AND MEMORY IN ADOLESCENCE
Аннотация: В статье рассмотрены особенности психологического развития человека. Охарактеризован юношеский возраст с точки зрения развития высших психических функций. Основной акцент сделан на памяти и внимании. Рассмотрены возрастные новообразования этого периода.
Abstract: The article considers the features of the psychological development of a person. The article describes the youth age from the point of view of the development of higher mental functions. The main focus is on memory and attention. Age-related neoplasms of this period are considered.
Ключевые слова: память, внимание, подростковый возраст, ведущий вид деятельности.
Keywords: memory, attention, adolescence, leading activity.
Современное социально-экономическое развитие государства требует от личности наличия новых компетенций, умений, навыков. Человек дожжен находиться в динамичном движении, мобильно принимать решения, удерживать одновременно в фокусе большое количество объектов. Однако на каждом этапе развития с рождения необходимо улучшать эти навыки. Развитие человека сложный и многоплановый процесс. В ходе онтогенеза личность проходит этапы становления, каждый из которых отличается, по мнению Д.Б. Эльконина, ведущим видом деятельности и новообразованиями. Подростковый юношеский возраст является кризисным для человека, здесь происходит значительный
«Инновационные аспекты развития науки и техники» изменения в теле и психике. Как утверждает этот автор юношеским возрастом можно назвать период жизни человека с 12 до 20 лет. В других периодизациях происходит разделение на подростковый и юношеский, где подростковый возраст - это период жизни человека от 12 до 18 лет, а юношеский - от 18 до 23 лет. При этом и характеристики периода отличаются. Однако остановимся на мнении, высказанном Д.Б. Элькониным.
Следовательно, с 12 до 20 лет в психике человека происходит много изменений. Ребенок осваивает такой навык как самооценивание и рефлексия. Развивается умение самостоятельного контроля своей деятельности, ребенок учится формировать внутренний план действий и вести себя согласно ему. Изменения происходят и в умении анализировать получаемую информацию. С 12 лет ребенок становится более критичным, опираясь при анализе информации не только на авторитарность источника, а и на собственный жизненный опыт. Высшие психические функции расширяются в спектре воздействия, становятся более развитыми, ребенок теперь способен обрабатывать больший поток информации. Рассмотрим более подробно развитие таких высших психических функций как память и внимание.
Внимание - это познавательных процесс, в ходе которого происходит отвлечение от окружающего мира в момент сосредоточения на одном предмете или явлении, в точности отражая предмет. Если рассматривать внимание с физиологической стороны, важно отметить, что его можно трактовать, как возбуждение в одном участке головного мозга и одновременном торможении всех остальных. При этом возбуждение возникает постоянно в разных участках и только в состоянии бодрствования человека [2].
В психологии принято выделять несколько типов внимания (Рис. 1.).
Рис. 1. Типы внимания
Таким образом, выделяется три ключевых типа внимания, рефлекторное, непроизвольное, и более сложная форма - произвольное.
Внимание характеризуется несколькими характеристиками:
Объем внимания. Эта характеристика описывает количество объектов, которые одновременно могут быть охвачены человеком. Взрослый человек может удерживать около 4-6 объектов одновременно;
Устойчивость внимания. Эта характеристика описывает длительно задержки внимания на одном объекте. Чем объект более сложен и более однообразен, тем сложнее удерживать внимание;
Концентрация внимания подразумевает под собой сосредоточение сознания человека на конкретном объекте;
Переключаемость внимания. Эта характеристика подразумевает под собой мобильный переход внимания человека между объектами [5].
В юношеском возрасте внимание продолжает развиваться в соответствие с интеллектуальным развитием. Если сравнить внимание детей младшего школьного возраста и юношей, важно отметить, что младшие школьники останавливают свое внимание на ярких, громких, веселых объектах. В юношеском возрасте объекты, которым отдают предпочтение дети, не
«Инновационные аспекты развития науки и техники» отличаются внешней яркостью, однако наполнены содержательным смыслом и
вызывают у них интерес. В отличии от детей младшего возраста юноши более
внимательны к объяснению сложного материала, чем к тому, который кажется
легким [3].
Развитие внимания в юношеском возрасте сдерживают такие качества, как повышенная впечатлительность, большая возбудимость и быстрая смена увлечений различными предметами и видами деятельности. Внимание юношей характеризуется дальнейшим его развитием на основе общего интеллектуального роста школьника, формирования волевых и эмоциональных черт личности [2].
Во многом внимание и память человека связаны между собой. Развитие одного часто не возможно без развития другого, так как человек с развитым вниманием способен запомнить больший объем информации.
Память характеризует процесс отражения человеком событий, которые произошли в прошлом. Процесс памяти описывается такими свойствами, как запечатление, сохранение и дальнейшее воспроизведение [1].
Запоминание может быть нескольких видов:
Непроизвольное - человек не прилагает усилий для запечатления информации;
Произвольное - является следствием особых действий, способствующих запоминанию;
Механическое - служит средством автоматического запоминания частей материала без логической связи между ними;
Логическое - запечатление частей с преданием им смысла [4].
Характерной особенностью развития памяти в подростковом возрасте является рост произвольности памяти, - все больше и больше возрастает преднамеренный характер запоминания, все чаще ставится специальная цель запомнить, сохранить, припомнить, воспроизвести. Это непосредственно связано с ростом самостоятельности в учебной деятельности школьника. В
VМеждународная научно-практическая конференция подростковом возрасте улучшается продуктивность памяти, и заметно изменяются приемы запоминания [1].
Подросток начинает сознательно применять некоторые приемы запоминания и припоминания, увеличивается количество воспринимаемого материала и скорость запоминания и воспроизведения. Одним словом, наблюдаются значительные количественные изменения памяти. В запоминании материала все большее значение приобретает опосредствованное запоминание через слово. Повышается роль второй сигнальной системы, о чем свидетельствует относительное увеличение количества запоминаемого абстрактного материала по сравнению с конкретным [4].
Таким образом, юношеский возраст характеризуется значительным развитием внимания и памяти, что отличает этот период от других (табл.1).
Таблица 1. Особенности внимания и памяти в юношеском возрасте
Внимание Память
Яркие предметы перестают быть актуальными Формирование произвольности
Происходит концентрация на объектах имеющих внутренний смысл Повышение продуктивности
Повышение внимательности на понимании более сложного материала Сознательное применение приемов запоминания
Растет объем внимания Повышение скорости и объема запоминания
Внимание ограничивается возбудимостью, впечатлительностью Лучшее запоминание абстрактного материала по сравнению с конкретным
Таким образом, юношеский возраст является переломным в жизни и сознании человека. В этот период происходит большой спектр физиологических изменений в теле человека, меняется и социальная роль, однако наибольшие изменения происходят в психическом развитии. Внимание и память в юношеском возрасте так же переживают значительные трансформации, они становятся схожими с особенностью функционирования этих познавательных процессов во взрослой жизни. На основании интеллектуального развития личности внимание и память становятся устоявшимися процессами, однако
«Инновационные аспекты развития науки и техники» значительно ограничиваются возбудимостью и впечатлительностью,
характерными для этого возраста.
Библиографический список:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология памяти. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2012. - 342 с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б.Психология внимания. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: АСТ, 2018. - 251 с.
3. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания / Ю.Б. Дормашев. - М.: Тривола, 2015. - 172 с.
4. Нуркова В.В. Память. Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.3. М.: Академия, 2006. - 362 с.
5. Фаликман М.В. Внимание. Общая психология / М.В. Фаликман. - М.: Академия, 2016. - 192 с.
© Волченко Н.С., 2020