Научная статья на тему 'Особенности внешней баллистики рикошетировавшей пули и картечи в условиях эксперимента'

Особенности внешней баллистики рикошетировавшей пули и картечи в условиях эксперимента Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
288
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ПОВРЕЖДЕНИЕ / РИКОШЕТ ПУЛИ И КАРТЕЧИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РИКОШЕТА

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Гусенцов Александр Олегович, Кильдюшов Евгений Михайлович

Доклад посвящен экспериментальному моделированию рикошета пули и картечи при выстреле из гладкоствольного оружия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Гусенцов Александр Олегович, Кильдюшов Евгений Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности внешней баллистики рикошетировавшей пули и картечи в условиях эксперимента»

3D сканирования и моделирования в судебной медицине. Целью работы явилась оценка возможностей 3D сканирования и моделирования с использованием устройства UST 4.0 для исследования вещественных доказательств, поступающих в отделения бюро судебно-медицинской экспертизы.

Для получения трехмерных моделей использовалось устройство UST 4.0 (Ерофеев С. В., Шишкин Ю. Ю., Федорова А. С., 2016) и технология UST (universal scaning technology). Исследовались живые лица отдела экспертизы потерпевших, материалы отдела экспертизы трупов, вещественные доказательства медико-криминалистического и судебно-биологического отделений ОБУЗ БСМЭ ИО. Применялись методы: наблюдение, визуальный, описание, вычисление, моделирование, трехмерное сканирование. Всего было получено и исследовано 150 трехмерных моделей реальных предметов: поверхности одежды, травмирующих предметов и др. Кроме того, для виртуального моделирования использовался программный комплекс SolidWorks.

UST позволяет сканировать одним устройством объекты, имеющие широкий диапазон размеров - от мелких (1x1 мм) до крупных (2x2 метра). С помощью данной технологии удается создавать не только трехмерные модели для архива, но и многократно проводить детальный анализ предметов с эффективным увеличением в 1000 раз и возможностью ретроспективных измерений, проводить исследования с обнаружением скрытых повреждений и следов. Выявление диагностических признаков может осуществляться в текстурированном и векторном представлении моделей. Анимирование 3D моделей позволяет проводить исследования при динамических взаимоотношениях объектов для наглядности и моделирования процесса следообразования.

Устройство 4-го поколения UST гораздо эффективнее своих предшественников, оно имеет меньшие размеры, более высокую точность сканирования, разрешение матрицы (8 эффективных мегапикселей), текстуру и реалистичность полученных моделей. Более высокие частоты работы регистрирующих устройств (а их теперь используется два) позволяют производить скоростное сканирование живых лиц. Важным преимуществом UST 4.0 является быстрая настройка и калибровка. Наличие заводских настроек позволяет выполнить сканирование и создание моделей сразу после распаковки и включения («Plug and Play»), без калибровки, используя сохраненные параметры. Полученные 3D-модели живых лиц, трупов, одежды, травмирующих предметов можно хранить в электронном архиве и в дальнейшем многократно исследовать и проводить идентификацию. Создание 3D-моделей вещественных доказательств позволяет сохранить информацию о наличии следов, повреждений, их локализации, взаиморасположении, морфологических свойствах. Классические подходы выявления следов, базирующиеся на съемке в инфракрасных лучах, освещении структурированным разнонаправленным светом, на увеличении объектов, компьютерном наложении и сопоставлении в сочетании с современной усовершенствованной методикой трехмерного сканирования делают традиционную диагностику более эффективной.

ВЫВОДЫ

Оригинальный универсальный комплекс UST 4.0 для трехмерного сканирования и моделирования является эффективным средством для получения трехмерных копий реальных судебно-медицинских объектов. Разработанная и усовершенствованная технология универсального сканирования может быть использована в судебно-медицин-

ской практике: для детализации морфологических изменений, измерения, компьютерного анализа изображений биологических объектов и их идентификации.

ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ БАЛЛИСТИКИ РИКОШЕТИРОВАВШЕЙ ПУЛИ И КАРТЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕРИМЕНТА_

А. О. Гусенцов1, Е. М. Кильдюшов2

'УО «Академия МВД Республики Беларусь», Минск

2ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России, Москва Доклад посвящен экспериментальному моделированию рикошета пули и картечи при выстреле из гладкоствольного оружия

Ключевые слова: судебно-медицинская экспертиза, огнестрельное повреждение, рикошет пули и картечи, экспериментальное моделирование рикошета Изменение первоначальных характеристик полета пули и картечи после рикошета, возможность возникновения множественных повреждений могут существенно осложнить судебно-медицинскую оценку повреждений и привести к ошибочной правовой оценке действий стрелявшего.

С целью разработки оптимальных путей моделирования рикошета был проведен баллистический эксперимент с использованием охотничьего ружья 12 калибра и охотничьих патронов 12/70, снаряженных картечью 8,5 мм 32 г и пулей 32 г. В качестве экспериментальной преграды использована сталь марки Ст 45, в качестве мишени - фрагменты бязи размерами 50x50 см, в качестве подлежащего под мишенью биологического материала - кожно-мышечные лоскуты, изъятые с ампутированных нижних конечностей человека. В результате ранее проведенных исследований доказано превалирующее влияние угла встречи пули с преградой (угла встречи) на характеристику повреждений и отсутствие статистически значимого влияния допреград-ного (ДПР) и запреградного (ЗПР) расстояний, в связи с чем в данном эксперименте значения ДПР и ЗПР были установлены 100 см и 50 см соответственно, а угол встречи - 10° и 50°. Моделирование рикошета с использованием указанных образцов оружия и боеприпасов возможно не удаленно, а непосредственным образом, что позволяет контролировать ход эксперимента и при условии использования средств индивидуальной защиты не представляет угрозы жизни и здоровью стреляющего.

При значениях угла встречи 50° было установлено веерообразное движение картечи по поверхности преграды и образование вертикальной полосы множественных повреждений; угол отражения достигал значений 0°. При значениях угла встречи 10° картечь после завершения контакта с преградой сохраняла значительную часть кинетической энергии, продолжала движение в направлении выстрела и «заваливалась» за край преграды, формируя отрицательные значения угла отражения. Большинство огнестрельных снарядов после преодоления мишени проникало в покрытие пулеулавливателя, располагавшегося поверх стены на расстоянии 3 метра от мишени; в отдельных случаях единичные элементы (фрагменты картечи, пыжа-контейнера) на излете возвращались на огневой рубеж.

Установленные особенности могут быть полезны как исследователям при планировании баллистических экспериментов, так и сотрудникам специальных подразделений правоохранительных органов с целью повышения эффек-

тивности поражения живой силы противника, находящегося за укрытием.

ВЫВОДЫ

1. В результате выстрела картечью при значениях угла встречи 50° образуется вертикально расположенная продольная полоса множественных повреждений; угол отражения достигает значений 0°.

2. Выстрелы картечью при значениях угла встречи 10° могут приводить к формированию отрицательного угла отражения, результатом чего может явиться образование повреждений части мишени, располагающейся позади продольной оси преграды.

■ К ВОПРОСУ О ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ

ДИАГНОСТИКЕ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ФАКТА И МЕХАНИЗМА ОГНЕСТРЕЛЬНОЙ ТРАВМЫ_

И. Ю. Макаров, Н. Д. Гюльмамедова ФГБУ «РЦСМЭ» МЗ РФ, Москва Доклад посвящен возможности объективного решения вопроса об огнестрельном характере повреждений и дифференциальной диагностике исследуемых повреждений от таковых, причиненных выстрелами из пневматического оружия. Ключевые слова: огнестрельная травма, судебно-медицинская баллистика, экспертиза огнестрельных повреждений, повреждения из пневматического оружия

Во всех случаях огнестрельной травмы эксперт обязан определить принадлежность повреждения к огнестрельному и установить его признаки. Повреждения, возникающие при выстреле, носят разнообразный характер и зависят от того, какими факторами они причиняются. Однако только обнаружение на пораженном объекте продуктов выстрела из огнестрельного оружия (например, частиц пороха, копоти и др.) а также следов их действия, позволяет объективно диагностировать и дифференцировать факт причинения повреждений из огнестрельного, а не иного (например, пневматического) оружия. Объективная дифференциальная диагностика огнестрельных входных повреждений особенно затрудняется в случае отсутствия в области повреждений каких-либо отложений частиц продуктов выстрела и следов воздействия струи раскаленных пороховых газов при выстрелах с неблизкой дистанции. Особой сложностью сопровождаются случаи экспертной оценки пулевых повреждений, причиненных в условиях «неочевидности их образования». Кроме того, имеющиеся в специальной судебно-медицинской литературе сведения о незначительном объеме травмы, причиненной выстрелами из пневматического оружия, практически не отвечает действительности в связи с возросшей мощностью данного вида оружия и широким распространением винтовок среднего и крупного калибров. Так, дульная энергия некоторых из пневматических винтовок достигает 300-350 Дж, что приближается к таковым значениям ряда образцов огнестрельного оружия.

ВЫВОДЫ

Таким образом, значительно возросшая мощность различных видов пневматического оружия, широкое распространение винтовок калибра от 5,5 мм до 12,0 мм, а также отсутствие в настоящее время критериев дифференциальной диагностики пулевых ранений, сформированных выстрелами из огнестрельного или пневматического оружия послужили предпосылкой для нашего исследования, целью которого является формирование перечня определенных морфологиче-

ских признаков (в том числе и микроморфологических), свидетельствующих об огнестрельном характере повреждения, с учетом различных дистанций выстрела, что позволит выявить соответствующие комплексы критериев объективной экспертной оценки факта данного вида травмы. Эти комплексы критериев позволят отдифференцировать огнестрельное пулевое ранение от сходного с ним пулевого ранения, но причиненного выстрелом из пневматического оружия, обладающего большой мощностью.

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУЧАЕВ ВЗРЫВНОЙ ТРАВМЫ_

В. В. Емелин

ФГБУ «РЦСМЭ» МЗ РФ, Москва Доклад посвящен особенностям исследования случаев взрывной травмы, как на месте обнаружения трупа, так и при его судебно-медицинском исследовании в морге.

Ключевые слова: взрывная травма, взрывные устройства, первичные и вторичные снаряды, «защита расстоянием»

Повреждения, причиняемые взрывами, в настоящее время являются одним из наиболее редких видов травмы. Если в 90-е годы прошлого века количество взрывов самодельных взрывных устройств и устройств заводского изготовления, в частности в Москве и Московской области, измерялось десятками, то в 2000-х годах число их сократилось до единиц в год. Вследствие этого многие, а особенно начинающие эксперты не имеют необходимого запаса знаний и навыков, необходимых для грамотного целенаправленного исследования и научно обоснованного составления выводов с правильной оценкой и первичных и вторичных нарядов.

Наиболее сложными для судебно-медицинских экспертов являются случаи массовой гибели людей в результате террористических актов, падения самолетов, взрывов бытового газа и т.д. Тем не менее даже гибель одного человека в результате взрыва требует тщательного исследования и правильной оценки.

В нашей практике встретились случаи, когда только наличие у судебно-медицинского эксперта элементарных знаний об устройстве взрывных устройств позволило избежать ошибочной оценки случаев взрывной травмы.

В одном случае взрыв произошел в комнате дачного дома. Погиб хозяин дома, получивший осколочное ранение головы, хотя взрыв произошел под табуретом, на котором он сидел. Сын погибшего сообщил участникам оперативно-следственной группы, что гранату забросили в окно с улицы. Обнаружение в комнате на полу под диваном скобы от взрывателя УЗРГМ-2 полностью исключало такой вариант событий.

В другом случае при явных признаках взрывной травмы живота судебно-баллистическая экспертиза на основании изучения инородных тел, извлеченных из тела жертвы, дала заключение, что ранение причинено выстрелом из огнестрельного оружия, патрон которого был снаряжен дробовым снарядом с полиэтиленовым пыжом. Это никак не согласовывалось с судебно-медицинскими данными. После настойчивой просьбы судебно-медицинской экспертной комиссии следователем была назначена взрыво-техническая экспертиза, которая установила, что обнаруженные дробина и кусочек полиэтилена являются частями взрывателя УДЗ ручной гранаты РГН. Таким образом удалось избежать еще одной экспертной, а следовательно, и судебной ошибки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.