Научная статья на тему 'Особенности внеклассной работы по экономике в школе'

Особенности внеклассной работы по экономике в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3192
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИКЕ / ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ / ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ЭКОНОМИКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махова А.В., Гладких В.А.

В данной статье рассматриваются особенности внеклассной работы по экономике в школе как форма организации внеурочного времени учащихся. Раскрывается сущность понятия «внеклассная работа», обозначена ее цель и содержание. Приведены основные методические положения внеклассной работы по экономике в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности внеклассной работы по экономике в школе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

Чтобы активизировать познавательные процессы учащихся, были разработаны ассоциативные знаки и символы- идеограммы, которые включают смысл, отличительные признаки понятий, легко запоминаются и фиксируются в памяти человека. Так, например, цветовые ассоциации предполагают использование различных цветов для выделения понятий, определённых фраз, фактических данных в конспекте. Введение этих символов основывается на восприятии цвета, т.е. ассоциации его с каким-либо понятием, явлением, процессом. Окрашивание слова, фразы при проговаривании обеспечивает запоминание материала, а яркий конспект становится более воспринимаемым, привлекательным и интересным для изучения. Например, красный цвет приобретает индикатор лакмус в кислой среде, в связи с такой ассоциативной нагрузкой этот цвет используется при обозначении кислотных оксидов, кислот. Синий цвет приобретает лакмус в щелочной среде, поэтому данный цвет используется при обозначении основных оксидов, оснований.

Для оценки результативности использования данной технологии было проведено два контрольных среза с использованием тестов, предоставленных РиАЦ. Сравнение полученных результатов показало, что число правильных ответов на конечном этапе педагогического эксперимента увеличилось на 34% по сравнению с начальным. С целью определения отношения обучающихся к данной технологии нами было проведено анкетирование. Результаты свидетельствуют об их интересе к новому способу учения, в то же время старшеклассники отметили, что испытывают затруднения при работе с несколькими источниками литературы. Это, на наш взгляд, лишь подтверждает необходимость дальнейшей работы по развитию общеучебных умений школьников.

Таким образом, апробация технологии интенсивного обучения с использованием системного подхода и идеографии показала возможность ее успешного применения на предметном содержании учебной дисциплины «Химия».

Список использованной литературы:

1. Нахаева В.И., Беляева А.Ю. Путь успешного изучения биологии. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. - 163с.

2. Нахаева В.И. Практический курс общей генетики: Учебное пособие. - М.: Флинта, 2011. - 210с.

© Н.А. Макарова, 2015

УДК 371:33

А.В. Махова

канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, РФ E-mail: mahova.av05@yandex.ru В.А. Гладких

магистрант 1 курса направления подготовки «Педагогическое образование», магистерская программа «Экономика» E-mail: gladkix.violetta@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ЭКОНОМИКЕ В ШКОЛЕ

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности внеклассной работы по экономике в школе как форма организации внеурочного времени учащихся. Раскрывается сущность понятия «внеклассная работа», обозначена ее цель и содержание. Приведены основные методические положения внеклассной работы по экономике в школе.

Ключевые слова

Внеклассная работа по экономике, принципы ведения внеклассной работы, формы внеклассной

работы по экономике.

Существует достаточно большое количество определений термина «внеклассная работа». Малеев В. В. считал внеклассную работу как организацию педагогом различных видов деятельности учащихся во

111

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

внеурочное время, которые обеспечивают необходимые условия для социализации личности ребенка [1, с. 116]. По мнению Лизинского В. М. внеклассная работа - это различные воспитательные и образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ, проводимые школой во внеурочное время [1, с. 117].

На основе этих определений можно определить, что внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности, которая обеспечивает необходимые условия для социализации личности ученика во внеурочное время. Внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе. Она направлена на достижение общей учебно-воспитательной цели -усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Содержанием внеклассной работы является адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ученика разнообразные аспекты человеческой жизни.

Внеклассная воспитательная работа по экономике характерна не только целью, задачами и содержанием, но и выделяются педагогические принципы ведения внеклассной воспитательной работы (рисунок 1).

Требования, предъявляемые к внеклассной воспитательной работе по экономике [4, с. 43]:

- органическая связь с воспитательной и экономической деятельностью школы;

- согласованность действий с воспитательной и экономической работой школы, семьи и общественности;

- массовый охват учащихся при соблюдении добровольности записи в кружки по экономике и экономические секции;

- свободный экономический выбор учащихся характера творческой деятельности;

- сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм воспитательной работы по экономике;

- сочетание методов просвещения, организации экономической деятельности учащихся, стимулирования активной творческой деятельности и контроля над эффективностью воспитательной работы.

Рассмотрим особенности методики ведения внеклассной воспитательной работы по экономике:

Педагогические принципы ведения внеклассной воспитательной работы

________^_________________

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей

Отражается в содержании, формах, методах осуществления внеклассной деятельности, в характере взаимоотношений воспитателей и воспитанников

Рисунок 1 - Педагогические принципы ведения внеклассной воспитательной работы

112

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

- отсутствие жесткой регламентации и возможность максимально полно опираться на инициативу и экономический опыт самих учеников (свобода выбора содержания, форм, средств и методов ведения воспитательной работы);

- большая ответственность педагога (проявляется в потребности самостоятельно разрабатывать направления воспитательно-экономической деятельности и формировать ее содержание без опоры на базовые планы и программы);

- отсутствие контроля над результатами работы (с одной стороны, затрудняет оценку экономической деятельности учащихся, а с другой - позволяет создавать более естественную обстановку и способствует развитию неформального экономического общения);

- проведение экономических мероприятий во внеурочное время (на переменах, в праздничные и выходные дни, на каникулах).

Специфика деятельности внеклассной воспитательной работы по экономике проявляется на уровне следующих задач [3, с. 99]:

- формирование положительной экономической «Я-концепции» у учащихся можно представить, как совокупность трех факторов: уверенность в доброжелательном отношении к учащемуся других людей, убежденность в успешном овладении им тем или иным экономическим видом деятельности, чувства собственной значимости;

- формирование у учащихся навыков делового и коллективного взаимодействия и сотрудничества;

- формирование нравственного, эмоционального и волевого компонентов мировоззрения учащихся;

- развитие познавательного интереса учащихся в экономической среде.

На основе выделенных целей и задач внеклассной работы по экономике можно сформулировать ее функции - воспитательную, развивающую и обучающую.

В воспитательной функции правильное сочетание внеклассной и учебной работы по экономике обеспечивает большую гибкость всей системы учебно-воспитательной деятельности. Она служит эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана, компенсируя его недостатки, которые трудно устраняются в рамках учебной деятельности из-за ее большой насыщенности обязательными занятиями.

Развивающая функция заключается в выявлении и развитии индивидуальных предпринимательских способностей, экономических склонностей и интересов учащихся через включение их в соответствующую экономическую деятельность.

Обучающая функция внеклассной работы по экономике не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Являясь вспомогательной для более эффективной реализации, воспитательной и развивающей функций, она заключается не только в формировании системы экономических научных знаний, учебных умений и навыков, но и в овладении определенным навыкам экономического поведения, коллективной жизни, навыкам делового общения.

При проведении внеклассного воспитательного мероприятия по экономике у учащихся выделяются определенные виды экономической деятельности [2, с. 25].

Досуговая (развлекательная) деятельность необходима для организации полноценного отдыха учащихся, создания положительных эмоций, теплой, дружеской, а также деловой атмосферы в коллективе. Чтобы определить, какой из аспектов преобладает, необходимо провести анализ целей, задач и приоритетных функций, которые реализуются педагогом в конкретной форме.

Трудовая деятельность отражается в содержании различных экономических видов труда. Данный результат проявляется в сформированной потребности к труду, в умении занять себя в свободное время.

Творческая деятельность предполагает развитие предпринимательских склонностей и интересов учащихся, а также раскрытие их творческого потенциала в данном виде деятельности.

Основная задача для данных экономических видов деятельности - формирование нравственного, эмоционального, компетентностного, предпринимательского и волевого компонентов мировоззрения учащихся.

Выделим некоторые особенности внеклассного мероприятия по экономике. Темы мероприятий по экономике могут быть самыми разнообразными и зависят от целей его проведения. Для конкурсов и

113

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

викторин, например, подходят мероприятия по устройству экономики стран или определенного субъекта страны. Возможны разнообразные встречи с предпринимателями, экономистами, менеджерами или работниками банковской сферы. Учащиеся могут отправиться на экскурсию в банк или на какое-либо местное предприятие, чтобы ознакомиться с деятельностью банковских работников, а на предприятии - с деятельностью планового и бухгалтерского отделов [5, с. 34].

Большую роль в успешном проведении мероприятия играет его сценарий. Единых стандартных требований к оформлению сценария внеклассного мероприятия по экономике не существует. Каждый педагог самостоятельно определяет как структуру мероприятия, так и его описание. Однако существует ряд определенных компонентов сценария, без которых нельзя провести ни одно внеклассное мероприятие по экономике:

- важно точно определиться с темой, целями экономического мероприятия, составом участников;

- выбрать дату и место его проведения, а также всю необходимую подготовку (оборудование, вспомогательный материал, домашнее задание);

- подробно описать ход разрабатываемого мероприятия.

Педагогу, как организатору экономического мероприятия, необходимо придавать большое значение самодеятельности учащихся в проведении внеклассного мероприятия по экономике. Необходимо считать, что творческим подходом учащихся к организации своей деятельности является проявление ими инициативы, умения работать не только самостоятельно, но и коллективно, передавать свои экономические

знания товарищам.

Формы внеклассной работы по экономике по экономике могут выбираться в соответствии с направлениями воспитания, что представлено в таблице 2.

Таблица 2

Формы внеклассной работы по экономике

Направления воспитательной работы Формы внеклассной воспитательной работы по экономике

Умственное воспитание Викторины, экономические аукционы, «Что? Где? Когда?», заседание клуба юных экономистов, конкурс бизнес-проектов, конкурс эрудитов экономических наук, деловые игры по экономике, научные экономические конференции, конкурс изобретателей и фантазеров, исследовательские работы, различные формы работы с книгой (читательские экономические конференции и т. п.), разработка школьного экономического журнала.

Нравственное воспитание и самовоспитание «Круглый стол», пресс-конференции по экономическим проблемам, диспуты, вечера вопросов и ответов по экономике, обзор литературы по различным экономическим проблемам страны, практические занятия типа «Культура экономического общения», «Единство прав потребителей».

Трудовое воспитание и профориентация Экскурсии на предприятия и заводы, проведение профориентационной работы среди учащихся средних и старших классов, проведение мастер-классов работниками экономической сферы и специалистов центров трудоустройства, участие в дне открытых дверей в вузах.

Эстетическое воспитание Курсы по деловой этике экономиста, бизнес-этика, проведение занятий и бесед по корпоративной этике, конкурс «Деловой этикетзалог успешной работы», знакомство с литературой по этикету.

Физическое воспитание «Веселые старты», «День здоровья», «Физкультурная минутка», малые олимпийские игры, туристические походы, тематические эстафеты, встречи с представителями различных видов спорта, спортивные вечера и утренники, беседы о здоровом образе жизни.

Внеклассная работа по экономике может осуществляться в свободное от урочных занятий время и строиться исключительно на основе добровольности, в соответствии с личными интересами учащихся. Часто внеклассную работу учителя превращают в консультации или дополнительные занятия, поэтому она ни в коем случае не должна превращаться в продолжение классных занятий. Внеклассная работа по экономике должна развивать творческую инициативу, правильное и быстрое экономическое мышление, развивать активность экономического познания, самостоятельность, формировать навыки и умения работать в коллективе. Без выявления инициативы учащихся работа становится не интересной, отсутствуют положительные результаты данной работы.

114

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

Успех экономического просвещения учащихся во многом зависит от умения пользоваться разнообразными формами этой работы. Работа по экономическому воспитанию ещё не стала важной стороной воспитательной деятельности учителей, а, значит, приходится искать различные формы и методы её проведения.

С каждым годом появляются новые формы внеклассной работы по экономике, накапливается опыт. Разнообразие форм внеклассной работы по экономике обеспечивается возможностью удовлетворить интересы и запросы учащихся.

Список использованной литературы:

1 Гебеков, Г. Х. Экономические знания и экономическое воспитание школьников [Текст] / Г. Х. Гебеков. - Махачкала : Даучпедгиз, 2012. - 282 с.

2 Евсеенко, Ф. П. Экономическое воспитание как средство формирования у школьников потребности в труде [Текст] / Ф. П. Евсеенко // Экономическое воспитание и профориентация в школе. - Смоленск : Русь, 2011. - С. 21-28.

3 Рамазов, М. Б. Экономическое воспитание школьников [Текст] / М. Б. Рамазов // Педагогика. - 2013. -№ 12. - С. 97-101.

4 Зарецкая, И. Взаимосвязь экономического и нравственного воспитания школьников [Текст] / И. Зарецкая, С. Чернер // Школа. - 2012. - № 4. - С. 34-52.

5 Матюша, И. К. Связь трудового и экономического воспитания [Текст] / И. К. Матюша // Педагогика. -2013. - № 9. - С. 32-36.

© А.В. Махова, В.А. Гладких, 2015

УДК 796.035

Е.Г.Монахова

к.п.н., доцент кафедры физической культуры Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета г. Новокузнецк, Российская Федерация

СПОРТИВНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается взаимосвязь малоподвижного образа жизни современного человека и уровня его здоровья. В качестве основной причины увеличения заболеваемости населения называется гипокинезия. Решить проблему недостаточной двигательной активности предлагается путем использования возможностей спортивного танца, который оказывает оздоровительное действие на организм человека.

Ключевые слова

Образ жизни, гипокинезия, спортивные танцы, двигательная активность, оздоровительная система,

танцевальная терапия.

Образ жизни современного человека оказывает непосредственное влияние на уровень его здоровья. Изменения условий жизни, труда, быта людей XXI века, широкое использование транспорта, исчезновение видов деятельности, требующих приложения значительной силы, выносливости привели к снижению мышечных усилий, к снижению двигательной активности - гипокинезии.

Основная причина многих болезней современного общества - малая двигательная активность. Еще в древности было замечено, неподвижность ведет к значительному увеличению веса, снижению работоспособности, заболеваниям, а именно физическая активность формирует здорового, выносливого и сильного человека. Отсутствие физических нагрузок в первую очередь отрицательно сказывается на

115

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.