Научная статья на тему 'Особенности внедрения современных информационных технологий'

Особенности внедрения современных информационных технологий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
881
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПРОГРАММНОЕ И АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шведова Лариса Евгеньевна, Журавленко Николай Иванович, Тутова Ольга Васильевна

В статье рассмотрены информационные технологии, дано определение термину, приведены основные принципы современных информационных технологий. Проведен анализ информационной культуры и ее влияния на социальную природу человека. Предложены способы решения проблем, связанных с быстрым развитием информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шведова Лариса Евгеньевна, Журавленко Николай Иванович, Тутова Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности внедрения современных информационных технологий»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 004

Шведова Лариса Евгеньевна

кандидат технических наук, доцент кафедры информационно-полиграфических технологий

Таврической академии ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».

г. Симферополь РФ, larisashvedova@yandex.ru Журавленко Николай Иванович кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических

дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета МВД России.

г. Симферополь РФ, zhuravlenkoni@rambler.ru Тутова Ольга Васильевна

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета МВД России.

г. Симферополь РФ, tutova-olga@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

В статье рассмотрены информационные технологии, дано определение термину, приведены основные принципы современных информационных технологий. Проведен анализ информационной культуры и ее влияния на социальную природу человека. Предложены способы решения проблем, связанных с быстрым развитием информационного общества.

Ключевые слова

Информационные технологии, информационная культура, программное и аппаратное обеспечение,

информационное общество, Стратегия развития.

Информационные технологии оказывают большое влияние на развитие современного общества - они проникают во все сферы человеческой жизни, обеспечивая распространение информационных потоков и образуя глобальное информационное пространство. Целью развития информационных технологий является своевременное получение человеком информации для ее анализа с целью принятия на его основе решения, необходимого для выполнения какого-либо действия. Новая информационная технология, созданная на основе «дружественного» интерфейса, современного программного и аппаратного обеспечения позволяет значительно улучшить качество выполнения многих задач в профессиональной деятельности.

Можно выделить следующие три основных принципа современных информационных технологий:

1. интерактивный режим работы с персональным компьютером;

2. интегрированность новых технологий с уже используемыми программными и аппаратными устройствами;

3. гибкость процессов постановки задач и изменения данных.

К технологическим средствам обработки информации можно отнести аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. Состав каждого из этих видов обеспечения зависит от задач, выполняемых информационными системами. В общем случае к аппаратной составляющей можно отнести персональный компьютер и периферийную технику (принтер, сканер и др.). Программная часть состоит из системного и прикладного обеспечения, а математическая составляющая — из математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации.

Изменения, происходящие в социальном пространстве, оказывают большое влияние на направленность коммуникативных процессов и их содержание. Появляются новые возможности сбора, накопления и обработки информации в новых формах коммуникации. Изменения информационного поля, которые происходят в условиях компьютеризации, влияют на мировосприятие современного человека, создают новый тип мышления, новую культуру.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

Одним из условий свободной ориентации в потоке информации является информационная культура человека как одна из составляющих его общей культуры. Философ А.П. Суханов отмечает системно-структурное строение информационной культуры, в котором выделяет системно-образующее ядро [1, с.67]. Этим ядром является информационная деятельность людей, которая обусловлена характером и уровнем развития общества. Соответственно к потребностям людей информационная деятельность проявляет себя как двойственный процесс: с одной стороны - это создание, накопление и хранение информации на различных материальных носителях, а с другой - ее использование.

Информационная культура тесно связана с социальной природой человека. Она формируется в процессе активизации творческой деятельности человека и проявляется в следующих умениях:

• использовать технические устройства, которые окружают человека в современном мире (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

• применять в своей деятельности информационные технологии, базовой составляющей которых являются многочисленные программные средства;

• извлекать информацию из различных источников (из периодической печати, электронных коммуникаций), представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать;

• владеть основными приемами аналитической обработки информации;

• гибко адаптироваться в скоротечных жизненных ситуациях, самостоятельно получая необходимые знания и умело применяя их на практике;

• работать с информацией различного типа и четко осознавать, где и каким образом она может быть использована;

• различать особенности информационных потоков, которые используются в собственной деятельности;

• критически мыслить, анализировать возникающие трудности и искать пути их преодоления, используя информационные технологии.

Кроме того, формирование информационной культуры тесно связано с приобретением знаний, умений и навыков по ряду наук, способствующих развитию данного вида культуры. К ним следует отнести кибернетику, информатику, теорию информации, математику, теорию проектирования баз данных и другие науки. Важную часть информационной культуры человека составляет изучение новых информационных технологий и формирование умений использовать их не только для автоматизации рутинных операций, но и в нестандартных ситуациях, требующих применения творческого подхода.

В связи с тем, что в современном информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации особое внимание уделяется информатизации образования, так как это направление тесно связано с формированием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, требует такого изменения содержания подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень сформированности информационной культуры [3, с.118].

В современном информационном обществе необходимо начинать овладение информационной культурой с раннего детства: сначала используя электронные игрушки в жизни ребенка, а затем привлекая в сферу деятельности школьника персональный компьютер.

Социальным заказом информационного общества для высших учебных заведений следует считать обеспечение достаточного уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе формирования информационной культуры в вузе помимо изучения студентами теоретических дисциплин информационного направления необходимо особое внимание уделить изучению информационных технологий, являющихся базовыми составляющими будущей профессии выпускника. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типичных задач из сферы профессиональной деятельности выпускника.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

Активное внедрение информационных технологий во все сферы народного хозяйства, создание в разрабатываемых программных средствах дружественного интерфейса, ориентированного на непрофессионального пользователя, использование современных телекоммуникационных технологий (стирающих границы между странами и континентами благодаря возможностям использования видеоконференций, дистанционного образования, IP-телефонии и других сервисов глобальной сети Интернет), применение информационных технологий в самых разнообразных отраслях человеческой деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять - все эти особенности развития информационного общества ставят перед государством проблему пересмотра системы подготовки специалистов на современных технологических принципах.

7 февраля 2008 года была принята Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, в четвертой главе которой приведены следующие факторы современного состояния российского информационного пространства:

4. место РФ в международных рейтингах в области развития информационного общества - в числе двадцати ведущих стран мира;

5. место РФ в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы - не ниже десятого;

6. уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий - 100 %;

7. доля отечественных товаров и услуг в объёме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий - более 50 %;

8. рост объёма инвестиций в использовании информационных и телекоммуникационных технологий в национальной экономике по сравнению с 2007 г. - не менее чем в 2,5 раза;

9. уровень использования линий широкополосного доступа на 100 человек населения за счёт всех технологий: к 2010 г. - 15 линий; к 2015 г. - 35 линий;

10. наличие персональных компьютеров, в том числе подключённых к сети Интернет, - не менее чем в 75 % домашних хозяйств;

11. доля исследований и разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий в общем объёме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых за счёт всех источников финансирования: к 2010 г. - не менее 15 %; к 2015 г. - 30 %;

12. рост доли патентов, выданных в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, в общем числе патентов: к 2010 г. - не менее чем в 1,5 раза; к 2015 г. - в 2 раза;

13. доля государственных услуг, которые население может получить с использованием

информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объёме государственных услуг в РФ - 100

%;

14. доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объёме документооборота - 70 %;

15. доля размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправления с использованием электронных торговых площадок в общем объёме размещаемых заказов - 100 %;

16. доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму, - не менее 20 %;

17. доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объёме фондов общедоступных библиотек - не менее 50 %, в том числе библиотечных каталогов - 100 %;

18. доля электронных каталогов в общем объёме каталогов Музейного фонда РФ - 100 % [4].

Эта Стратегия была пролонгирована до 2020 года, однако уже сейчас понятно, что проблема ее реализации стоит достаточно остро. По нашему мнению для решения вопросов развития информационного общества необходимо увеличивать количество предметов, связанных с изучением информационных технологий, не только в высших учебных заведениях, но и в средних профессиональных учреждениях,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

школах. Это будет способствовать появлению в самом ближайшем будущем грамотных специалистов, свободно владеющих уже созданными, а также готовыми к использованию новых, быстро развивающихся информационных технологий. Необходимо также регулярно осуществлять переподготовку работающих специалистов, что приведет к быстрому внедрению нового аппаратного и программного обеспечения в их профессиональную деятельность.

Список использованной литературы

1. Суханов А.П. Информация и прогресс / А.П. Суханов. - Новосибирск: Наука, 1988. - 192 с.

2. Ионин Л.Г. Социология в обществе знаний: от эпохи модерна к информационному обществу / Л.Г. Ионин.

- М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007. - 431 с.

3. Журавленко Н.И. Информация и информационная культура / Н.И. Журавленко, Л.Е. Шведова // Достижения и приложения современной информатики, математики и физики: материалы III Всероссийской научно-практической заочной конференции (г. Нефтекамск, 20-22 октября 2014 г.). - Уфа: РИЦ БашГУ. - С 41-46.

4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: Приказ Президента РФ от 07.02.2008 № 212.

5. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса / С.Ю. Глазьев.

- М.: Экономика, 2010. - 255 с.

6. Баронов В.В. Информационные технологии и управление предприятием / В.В. Баронов, Г.Н. Калянов, Ю.Н. Попов, И.Н. Титовский. - М.: Компания АйТи, 2004. - 326 с.

7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. от 13.07.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016).

©Л.Е. Шведова, Н.И. Журавленко, О.В. Тутова, 2016

УДК 69.04

Шевцов Игорь Васильевич

исп.директор ООО «Нижне -Волжская экспертная компания по промышленной безопасности», г.

Волгоград, РФ E-mail: expertvolgograd@mail.ru Болгов Александр Александрович начальник отдела экспертизы объектов котлонадзора ООО «Экспертиза промышленной безопасности» г. Волгоград

E-mail: expertvolgograd@mail.ru Гронин Михаил Александрович эксперт ООО «Нижне-Волжская экспертная компания по промышленной безопасности», г. Волгоград E-mail: expertvolgograd@mail.ru

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ И КОКСОХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация

Приведена разработка методики проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасных металлургических и коксохимических производственных объектах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.