ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ПОЛНОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
FEATURES OF IMPLEMENTING OF MULTIFUNCTIONAL INFORMATIONAL SYSTEMS
Локуциевский В.О. — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики Россиского экономического университета им. Г.В. Плеханова
Lokutsievskiy V.O. — Cand. Sc. (Mathematics), Assistant Professor of the Department for Mathematics, Russian Plekhanov University of Economics
Анотация
Целью статьи является раскрытие содержания и порядка проведения основных работ по проектам внедрения многофункциональных информационных систем управления бизнес-процессами в компаниях крупного и средного бизнеса. В сравнении с другими работами представлены конкретные этапы реализации проектов внедрения и конечные результаты и по каждому из них. Приводимые материалы основаны на практическом опыте внедрения в странах СНГ управляющего информационного комплекса IFS Applications.
Abstract
The aim of the article is to reveal the content and format of the basical works on projects of implementation of multifunctional information systems of business process management. Specific stages of a project implementation and components of their work are described (in comparison with other works). The materials are based on implementation experience in the CIS of IFS Applications ERP system.
Ключевые слова: программный комплекс, внедрение, проект, этап.
Key words: software package, implementation, project, stage
В проекте внедрения сложного программного комплекса от Заказчика требуются значительные трудозатраты и осуществление сложных организационных мероприятий. Готовность Заказчика «пойти на такие жертвы» является необходимым условием успешного завершение проекта.
83
При внедрении затрагиваются интересы подразделений и сотрудников Заказчика, и только твердая позиция руководства организации и правильная стратегия внедрения позволяют добиться положительных результатов. На первый план выходит правильная организация сотрудничества Заказчика и Исполнителя (в дальнейшем «З» и «И»). От «И» требуется постоянная корректировка намеченного плана внедрения и полное документирование рамок проекта, сроков, промежуточных результатов внедрения и отчетов на всех этапах внедрения, что является важным принципом осуществления проектного решения. На предварительном этапе переговоров «З» должен составить Техническое Задание, а «И» подготовить Решение по Техническому Заданию «З».
В дальнейшем, сложный процесс выработки устраивающего обе стороны Решения по Проекту (подбор функциональностей программного комплекса, стратегия интеграции с имеющимися у «З» информационными системами, план и сроки внедрения, стоимость работ и др.) обычно оказывается очень трудоемким и отнимает месяцы, а иногда и годы.
В описании Проекта внедрения использован опыт работы с программным комплексом IFS Applicationsю. За 20 лет присутствия компании IFS на территории СНГ было осуществлено более 30 успешных Проектов. По оценкам европейских аналитических компаний программный комплекс IFS Applications занимает первое место в мире в управлении фондоемкими промышленными компаниями.
Построение и внедрение информационной системы
Реализация Проекта внедрения программного комплекса «И» происходит с использованием внутренней методологии «И» — AIM (Implementation Method), ориентированой на максимальную гибкость и эффективность внедрения системы.
На первом шаге Проекта внедрения разрабатывается и утверждается документ «Определение Проекта», где определяются все проектные процедуры и регламенты.
Реализация Проекта невозможна без определения внутренней последовательности его исполнения, позволяющей декомпозировать цели Проекта, точно специфицировать ожидаемые результаты отдельных этапов, организовать эффективное управление всей проектной деятельностью.
В качестве возможных оснований для проведения декомпозиции работ по Проекту могут быть рассмотрены, по крайней мере, следующие:
84
Функциональное, основанное на выделении внутри выбранной группы бизнес-процессов относительно независимых подпроцессов (совокупностей дочерних процессов), информационная поддержка которых может рассматриваться в качестве самостоятельной задачи, и автоматизация которых может рассматриваться как независимый положительный результат;
Организационное, основанное на выделении в организационной структуре «З» совокупностей структурных подразделений, автоматизацию которых можно проводить относительно независимо;
Структурное, основанное на выделении в составе информационной системы «З» компонентов, совместное использование которых позволяет последовательно наращивать интеграции разрабатываемой системы.
Использование функционального и организационного разделения бизнес-процессов «З» выделяет два дочерних процесса, которые могут рассматриваться в качестве отдельных задач с точки зрения их автоматизации.
Часто особенности организационной структуры «З» позволяют также выделить в процессе построения информационной системы две большие фазы: пилотное внедрение и тиражирование построенного решения.
Наконец, использование структурной декомпозиции дает возможность разделить фазу пилотного внедрения на два последовательных этапа: построение прототипа системы и, собственно, пилотное внедрение. На этапе построения прототипа системы основным содержанием проектных работ является уточнение и согласование функциональных требований к информационной системе, а на этапе пилотного внедрения основной задачей, подлежащей решению, является задача организации совместного использования информационной системы «И» и других информационных структур и компонентов «З».
Таким образом, процесс внедрения информационной системы может быть наглядно представлен в виде двух последовательных «волн», состоящих из построения прототипа и пилотного внедрения информационных систем на базе Исполнительного аппарата компании и ее филиалов, завершающихся тиражированием системы в территориально удаленных структурных подразделениях.
Построение действующего прототипа
Основными целями построения действующего прототипа системы, реализующего базовую функциональность программного комплекса
85
«И» и поддерживающего выполнение выделенной совокупности бизнес-процессов, являются создание программно-технической базы для отработки решений по сопряжению системы с другими компонентами «З» и создание программно-технической базы для последующего профильного обучения специалистов «З».
Пилотное внедрение Основными целями пилотного внедрения системы являются ввод в эксплуатацию информационных систем «И» в объеме, определенном согласованной функциональной спецификацией, и обеспечение интеграции информационных систем «И» с другими компонентами информационной системы «З», создание условий для последующего тиражирования информационных систем «И» в структурных подразделениях «З».
Тиражирование решения Основными целями этапа тиражирования системы являются внедрение в эксплуатацию программного комплекса «И» во всех территориально удаленных структурных подразделениях «З», обеспечение интеграции программного комплекса «И» на всей совокупности объектов «З» с другими компонентами его информационной системы и создание условий для эффективной продуктивной эксплуатации информационной системы и ее технической поддержки.
Организационные вопросы В статье не затрагиваются вопросы организационной схемы проекта — структуры проектной команды, функции ключевых фигур и функции сотрудников в рабочих проектных группах. Однако, приведем пример такой схемы (рис. 1).
Управляющий комитет проекта
Группа кастомизации ПО
Рис. 1. Пример организационной схемы проекта
Также, в статье не рассматриваются важнейшие вопросы разграничения ответственности сторон в проведении всей совокупности работ
86
по Проекту. Не приведены основные стандарты и процедуры взаимодействия «И» и «З» и сопровождающие эти процедуры документы. Основные результаты проекта на этапах внедрения системы Этап 1 — Определение проекта и установка базовой версии
• инсталлированная система на оборудовании «З»;
• прослушавшие курс «администрирование программным комплексом И» системные администраторы «З»;
Этап 2 — Отображение решения
• утвержденное документированное решение модификации системы;
• обученные Ключевые пользователи «З»;
Этап 3 — Разработка решения
• кастомизированное решение, с учетом утвержденных модификаций;
Этап 4 — Внедрение решения
• обученные Конечные пользователи;
• рабочие инструкции для Конечных пользователей;
• готовая к загрузке историческими данными База данных;
• финальный тест;
Этап 5 — Опытная эксплуатация
• база данных с загруженными историческими данными;
• система, готовая к передаче в промышленную эксплуатацию;
• передача системы на поддержку в службу технической поддержки «И»;
• пользователи, имеющие опыт работы в системе в период опытной эксплуатации;
• закрытие проекта внедрения системы.
Выражаю искреннюю благодарность директору IFS Russia Викторову Л.П., познакомившему меня с этим интересным направлением и давшему много глубоких и полезных рекомендаций и пояснений.
Контактная информация:
117997, Российская Фелерация, Москва, Стремянный переулок, 36, тел. (499) 237-05-30 (сл.). e-mail: [email protected] (для Локуциевского В.О.)
Contact links:
Stremyannyi per. 36, 117997, Moscow, Russian Federation, Tel.. (499) 237-05-30 (сл.). e-mail: [email protected] (for Lokutsievskiy V.O.)
87