Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В РОЗНИЧНУЮ ТОРГОВЛЮ'

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В РОЗНИЧНУЮ ТОРГОВЛЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТЕХНОЛОГИИ RFID / УМНАЯ ТЕЛЕЖКА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ЦЕННИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Енгибарян Л. А.

В статье анализируются условия и предпосылки внедрения инноваций в торговле. Сравниваются мнения учёных по поводу интерпретации понятия «инновация». Особое внимание уделяется примерам внедрения инноваций на российском рынке. Отмечается важность внедрения инновационных технологий в качестве фактора повышения конкурентоспособности предприятий.The article analyzes the conditions and prerequisites of introduction of innovations in the trade. Compares the opinions of scientists about the interpretation of the concept "innovation". Special attention is given to examples of innovation in the Russian market. The importance of implementation of innovative technologies as a factor of increasing the competitiveness of enterprise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В РОЗНИЧНУЮ ТОРГОВЛЮ»

Использованные источники:

1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. 495 с.

2. Уродовских В.Н. Управление рисками предприятия: учеб. пособие / В. Н. Уродовских. - М. : ИНФРА - М, 2012. - 168 с.

3. Яроцкая Е.В. Методические основы формирования системы минимизации рисков потери имущества предприятия: дис.канд. экон. наук. - Владивосток, 2004. - 165 с.

4. Черникова О.П., Никитина С.А. Оценка риска банкротства горного предприятия // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. Сборник научных статей. 2013. С.147-155.

5. Яроцкая Е.В., Потапова А.А. Риски предприятий угледобывающей отрасли РФ в современных экономических условиях. Выпуск № 4 (5) — Вестник науки Сибири, 2012. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/riski-predpriyatiy-ugledobyvayuschey-otrasli-rf-v-sovremennyh-ekonomicheskih-usloviyah.

УДК 339.13

Енгибарян Л.А. студент 2 курса финансово-экономический факультет Шуклина З.Н., доктор экономических наук научный руководитель, профессор кафедра таможенного дела и маркетинга Брянский Государственный Университет имени академика И.Г. Петровского

Россия, г. Брянск ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В РОЗНИЧНУЮ

ТОРГОВЛЮ

В статье анализируются условия и предпосылки внедрения инноваций в торговле. Сравниваются мнения учёных по поводу интерпретации понятия «инновация». Особое внимание уделяется примерам внедрения инноваций на российском рынке. Отмечается важность внедрения инновационных технологий в качестве фактора повышения конкурентоспособности предприятий.

Ключевые слова: инновации, инновационная

деятельность, инновационные технологии, розничная торговля, технологии RFID, умная тележка, электронные ценники.

The article analyzes the conditions and prerequisites of introduction of innovations in the trade. Compares the opinions of scientists about the interpretation of the concept "innovation". Special attention is given to examples of innovation in the Russian market. The importance of implementation of innovative technologies as a factor of increasing the competitiveness of enterprise.

Key words: innovation, innovation, innovative technology, retail, RFID

technology, intelligent trolley, electronic price tags

Для обеспечения эффективного планирования производства в сфере розничной торговли, а также увеличение прибыли от продаж и удовлетворения запросов потребителей, в условиях современной рыночной экономики всё больше и больше предприятий используют в своей деятельности инновационные маркетинговые разработки. Способы и приёмы маркетинга позволяют предприятию глубоко изучать рынок, его потребности и потенциал. Розничная торговля является одним из ведущих секторов экономики, в котором необходимость протекания инновационных процессов обуславливается движущей их силой развития прогресса и новейших технологий. Наиболее развитым видом торгового бизнеса выступают торговые сети, поэтому основная часть инноваций и технологий розничной торговли разрабатывается и внедряется именно в данном направлении.

В связи со стремительным развитием высоких технологий и появилось такое понятие как маркетинг инноваций. Маркетинг инноваций определяется как тип хозяйственно-производственной деятельности компании, направленный на контроль над инновацией, оптимизацию производства и сбыта на базе проводимых исследований, а главное - активное влияние на рынок путём внедрения новых продуктов. По мнению Савенковой И.В., инновация представляет собой конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [12].

Клейтон М.К.(профессор делового администрирования в Школе бизнеса Гарвардского университета) считал,что инновационный маркетинг включает в себя проведение маркетинговых исследований рынка новшеств, перспективы выведения инновации на новые рынки, анализ потенциального промышленного потребления и спроса на инновации (динамика объемов потребления, анализ сегментов потребительского рынка, определение их объемов, анализ платежеспособного спроса потребителей, структура спроса, анализ предпочтений потребителей, мотивация потребления, тенденции и перспективы рынка, оценка существующей и потенциальной емкости рынка); анализ конкуренции на рынках (определение основных конкурентов и их долей на рынке, определение и анализ точек конкуренции - качество, характеристики продукта, ценовые, сбытовые стратегии, анализ сильных и слабых сторон конкурентов, анализ товарной, сбытовой, рекламной стратегией конкурентов); анализ ценообразования и структуры цены; для инноваций, удовлетворяющих совершенно новые потребности - разработку программы по формированию спроса; способы стимулирования сбыта (анализ эффективности, объемов наполнения каналов сбыта, анализ товародвижения, анализ системы дистрибьюции); рекламу и анализ ее эффективности; позиционирование инноваций на рынках и репозиционирование. [3; 5]

По мнению Н.Н. Молчанова, чтобы осуществлять развитие розничной торговли, нужно постоянно контролировать инновационную деятельность, которая ведёт за собой вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, в том числе научные, знания с целью удовлетворения общественных потребностей и (или) получения прибыли [8] По мнению исследователя Кулаченко Э.В., главной задачей инновационной деятельности является внедрение новейших разработок и технологий, для получения новой, радикально улучшенной продукции, технологии ее производства, организации труда, системы управления с целью повышения конкурентоспособности и укрепления рыночных позиций предприятия, а также устранение ошибок и просчётов. [4] Под инновациями в розничной торговле можно понимать прибыльное использование нововведений в виде новых перспективных продуктов, технологий, услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, коммерческого, финансового, административного или иного характера, направленных на процесс совершенствования торговли. Такое трактование исследователи связывают с ключевыми компонентами сущности инноваций как таковых, в числе которых креативность, то есть умение генерировать новые идеи, стратегия, которая предполагает выяснение того, является ли эта идея новой и полезной с точки зрения развития организации, реализация, смысл данной компоненты заключается в переходе от новой и полезной идеи до ее реализации в виде конкретных продуктов и услуг, а также прибыльность, то есть повышение до максимума ценности конечного продукта и услуг, полученной от реализации новой и полезной идеи. [4]

Таблица1 - Основные трактовки понятий «маркетинг инноваций» и «инновационный маркетинг» в экономической литературе_

Учёный Определение

Руководсто Осло (2010) Маркетинг инноваций - это подготовка продуктовых инноваций, включающая в себя предварительное исследование рынка, маркетинговые испытания и запуск рекламной кампании применительно к выводу на рынок новых или значительно улучшенных товаров и услуг [18,с.113]

К.П.Янковский Маркетинг инноваций - это проверка изделий, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная компания [16, с. 31]

И.Т.Балабанов Маркетинг инноваций - это системный подход продуцентов к управлению производством инноваций и посредников к управлению реализацией инноваций, а также покупателей к управлению купленными инновациями, представляя маркетинг как процесс, включающий в себя планирование производства новаций, исследование рынка, [1, с. 48]

Л.Н. Оголева Маркетинг инноваций - это основа работы всей маркетинговой службы, направленной на исследование рынка и поиск конкурентной стратегии предприятия [9,с. 20]

Е.В. Кулаченко Маркетинга инноваций- это инструмент управления инновационным предприятием, объединяющий и координирующий все функциональные подразделения на основе выработанной стратегии и включающий в себя важные функции.[4, с. 19]

А.С. Панкрухин Маркетинг инноваций - это маркетинговая деятельность по определению и продвижению товаров и/или технологий, которые обладают существенно новыми свойствами (устойчивыми конкурентными преимуществами) [10]

О.В. Лобастова Инновационный маркетинг - сфера деятельности предприятия, направленная на формирование новых рынков сбыта и иных потребностей у потенциальных и реальных потребителей (потребностей, основанных на развитии и формировании инновационного потенциала)[7]

А.Н. Фоломьев и соавт. Инновационный маркетинг - сфера деятельности предприятия, направленная на формирование новых рынков сбыта и иных потребностей у потенциальных и реальных потребителей (потребностей, основанных на развитии и формировании инновационного потенциала) [13]

З.Н.Шуклина Инновационный маркетинг-это концепция, доктрина и система мер стратегического влияния и адаптационного взаимодействия при формировании и удовлетворении спроса на инновации. Именно маркетинг, выявляет и формирует спрос, определяет сегменты и отслеживает реакцию рынка на новые товары, организуя эффективное поведение бизнеса под влиянием факторов внешней и внутренней среды. [15]

По мнению Савенковой И.В., процесс внедрения инноваций в розничную торговлю привносит значительный ряд преимуществ, в числе которых можно выделить обеспечение эффективности доведения товаров до конечного потребителя, уменьшение затрат при использовании складов и торгового оборудования, также следует рассмотреть внедрение различных информационных систем для сокращения документооборота и сокращения ошибок, возникающих под влиянием человеческого фактора, повышение продуктивности работы персонала организации и создание необходимых условий труда и создание системы безопасности и энергосбережения. [12]

Внедрение инновационных технологий, по мнению Нефедовой Н.А., позволяет более эффективно использовать здания, торговые площади, технические средства, торговое оборудование, программные продукты, а также создавать необходимые условия для повышения эффективности работы всего предприятия в целом. Исследование наиболее ярких новинок в сфере розничной торговли приводит нас к выделению из общего перечня тех инновационных технологий, которые обеспечивают не только удобство работы сотрудников организации, но и облегчают процесс покупки для потребителя. Например, таковыми являются электронные ценники. Так, в конце 2014 года магазины столкнулись с проблемой резких скачков цен на товары, что является большой проблемой для магазинов, где сотни и тысячи наименований товаров требуют корректировки и обновления ценников.

Решением этой проблемы смогли стать электронные ценники, которые позволяют оперативно изменять цены на товар. Следующим примером инноваций в розничной торговле хотелось бы отметить «умную» тележку». За последние несколько лет многие крупные предприятия стали внедрять информационные интегрированные системы класса ERP. Средствами инновационных технологий может выступать также внедрение нового поколения технологии штрих кодирования - радиочастотных систем передачи данных (RFID) - (приборов идентификации радиочастоты), персональных компьютеров PDA, информационные терминалы, электронные рекламные дисплеи и т.д.

Основой современных информационных технологий является сеть Интернет.Интернет и информационные технологии являются важнейшим объектом предпринимательства, а также инструментом хозяйственной политики фирм, серьезно повышавшим их конкурентоспособность, отмечает Романенкова О.Н. В сети Интернет реализуются методы для привлечения клиентов, с помощью рекламы, с который мы часто сталкиваемся при просмотре каких-либо сайтов, которая знакомит с продукцией, реклама повышает эффективность продвижения товара. Комплексный интернет-маркетинг применяет все возможные каналы рекламы и продвижения ресурсов в интернете для увеличения посещаемости сайта и роста продаж. Основными инструментами интернет-маркетинга выступают e-mail-рассылка, разного рода рекламы в социальных сетях, SEO-оптимизация, арбитраж трафика и т.д. В общем смысле маркетинг в сети Интернет выполняет функцию привлечения новых клиентов в компанию и их побуждение к активной коммерческой деятельности в глобальной сети. [11]

Инновационные технологии активно внедряются в рекламный инструментарий XXI века. Инновации используются в различных областях рекламы. Некоторые виды инновационных рекламных технологий получили большое распространение. Другая инновация современной рекламы -технология интерактивного взаимодействия Just Touch, появившаяся в США в начале 21-го века. Основные инновационные технологии и их характеристика указаны в таблице 2.

_Таблица 2- Примеры инновационных технологий и их характеристика

Инновационные технологии Описание

Электронные ценники Достоинствами электронных ценников является то, что цена на любой товар на полке, кассе и в учетной системе всегда актуальна, а своевременная смена цен дает возможность избежать залеживания уцененного товара, электронные ценники позволяют снизить издержки обращения от потери товара.[12;21]

"Умная" тележка Это электронный сенсорный консультант на продуктовых тележках в супермаркетах. Ее особенностью является то, что она имеет специальное устройство с сенсорным экраном, которое показывает информацию о любом товаре, продающемся в данном супермаркете. [19]

ERP система Это класс, представляющий интегрированные системы управления, унифицированную централизованную базу данных, единое приложение и общий пользовательский интерфейс для управления финансово-экономической деятельностью: производственной, экономической и финансовой, сбытовой, закупочной, хранения продукции и материалов и множества других.[17]

Персональные компьютеры PDA Персональные компьютеры PDA позволяют покупателям эффективно использовать карманные компьютеры (PDA) в поисках нужных товаров.В магазине устанавливается компьютерная информационная система, а постоянный покупатель магазина опознается при входе. Электронный список необходимых покупок он приносит в PDA или получает в магазине, где он создается на основе предыдущих приобретений и хранится в системе [17]

RFID технологии Это способ автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках.Современные радиочастотные идентификационные технологии дают возможность одновременного проведения учета и контроля перемещения нескольких десятков единиц товара. [20].

Технология X3D video Трехмерная технология позволяет картинке легко выйти за пределы экрана, затем так же легко вернуться обратно, производя тем самым неизгладимое впечатление на проходящих мимо людей. Ее преимущество заключается в возможности восприятия трехмерных изображений без использования дополнительных средств, таких как специальные шлемы или стереоочки. [22]

Технология интерактивного взаимодействия Just Touch Технология позволяет отслеживать движение рук потребителя и с их помощью управлять функциями меню, расположенного на специальном табло. Благодаря сверхчувствительной сенсорной пленке, покрывающей поверхность информационного табло, система реагирует на любое, даже самое легкое прикосновение. Потребитель имеет возможность легко найти интересующую его информацию, проверить наличие товара, ознакомиться с программой заведения. [2;22]

Среди наиболее перспективных и уже зарекомендовавших себя видов подобной рекламы в России и за рубежом является видео-реклама в местах массового скопления людей с использованием технологии InDoor TV. По оценкам специалистов она привлекает внимание более 90% потенциальных покупателей. В последние годы эта рекламная технология серьезно усовершенствовалась. В 2005 г. на российском рынке InDoor рекламы появилась новая технология X3D video, разработанная компанией X3D Technologies Corporation. Впервые она была представлена публике в 2002 г. на конференции высоких технологий в США. Эта технология популярна в таких странах, как Япония, Китай, Франция, Германия, США. Ее активно используют в крупных супермаркетах, клубах, развлекательных торговых центрах. Реклама с использованием X3D video получила распространение в сфере компьютерных технологий, а также банковской и продуктовой. В нашей стране первым рекламодателем, заинтересовавшимся технологией,

стал Русский Банк Развития.

В России существует много торговых сетей, занимающихся розничной торговлей, каждая из из которых старается привлечь к себе как можно больше покупателей и у каждой сети для этого имеется своя стратегия. Приведём несколько примеров таких сетей и рассмотрим их особенности.

Таблица 3 - Примеры внедрения инноваций в торговых сетях России

Название Особенности Инновации

«Пятёрочка» Развитие собственных торговых марок. Добавление в ассортимент дополнительных групп «скоропортящихся» товаров под собственными марками. Эксклюзивная упаковка Разработка программы «Новые товары - каждые три дня» При покупке от 500 р.от магазина получаете подарок торговой марки SUNLIGHT. Автоматический прибор для проверки цены на товар.

«Лента» Предлагает возможность для экономии - продукцию под собственными торговыми марками, изготовленную по специальному заказу торговой сети". Гипермаркет предлагает оптовые цены, которые оставляют значительный запас для формирования розничной цены. Электронные весы Радиочастотные метки (RFID-технологии) Прайс-чекеры One-stop-shop позволяет профессиональным снабженцам найти все в одном месте вместо того, чтобы разъезжать в поисках товаров по разным магазинам и складам.

«Азбука вкуса» Предлагает широкий ассортимент свежих продуктов и деликатесов, закупаемых практически во всех странах мира. Электронные весы

«Магнит» Концепция магазина построена по принципу «простота и доступность» Имеются товары собственного производства Автоматический прибор для проверки цены на товар. Действует система еженедельных акций и скидок

«Линия» Торговая сеть оснащена комплексом современных услуг. Во всех гипермаркетах на глазах у покупателей выпекаются хлебобулочные изделия и подаются горячими на полки. Электронные весы Прайс-чекеры В аквариумах плавает живая рыба, покупатель сам выбирает на месте себе желаемую.

Крупнейшей розничной продуктовой сетью является сеть магазинов «Магнит», «Дикси». По итогам 2015 года, на начало 2016 «Магнит» нарастил чистую прибыль на 23,8% до 59,06 млрд рублей, выручка «Дикси» увеличилась на 18,9% до 272,3 млрд рублей. Развитие торговых сетей, их инновационный потенциал и новации, расширяют торговую деятельность и увеличивают объём продаж.[23]

Таким образом, от развития инновационной деятельности зависит покупательский потенциал рынка, чем больше маркетинговых стратегий будет реализоваться, тем больше шансов заманить к себе клиентов и привлечь интерес покупателей, тем самым будет расти покупательский спрос, а следовательно и производство товаров.

Использованные источники:

1. Балабанов ИТ Инновационный менеджмент.-СПб: Питер, 2001. -304 с.

2. Березина Ю.С., источник: Продвижение Продовольствия. Prod& Prod; №10-11(12-13), 2009.

3. Геращенко М.М., Шерстобитова Т.И. Подходы к определению сущности маркетинга инноваций // Фундаментальные исследования. - 2015.- № 3-2.321-325 с.

4. Кулаченко Э.В. Формирование маркетинговой стратегии центра коммерциализация технологий: Ростов-на-Дону, 2007.-169 с.

5. Клейтон М. Кристенсен. Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании. - М.:Альпина Бизнес Букс, 2004.-322с

6. Ламбен Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок

-СПб.: Питер, 2011.

7. Лобастова О.В. Маркетинг инноваций - главный объект предпринимательской интеллектуальной собственности, проблемы современной экономики,2009.

8. Маркетинг инноваций : учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. Н. Молчанова. — М. : Издательство Юрайт, 2015.

9. Оголева Л.Н. Радиковский В.М. Инновации на предприятиях:Учебник. пособие. М.: ФА, 1997.

10. Маркетинг. Большой словарь / Под общ. Издание А.П.Панкрухин. Омега-Л, 2009.

11. Романенкова О.Н. Интернет-маркетинг. Учебник для академического бакалавриата.-М. Юрайт, 2016.-228с.

12. Савенкова И.В., Нефедова Н.А., Кульш М.И. Тенденции развития инноваций: от их возникновения до настоящего времени // Мировая индустрия: экономические и инновационные аспекты: коллективная монография / под общей редакцией Н.А. Адамова. - М.: ЭКЦ «Профессор», 2015. - 300 с.

13. Инновационное развитие экономики России: Учебник / Под ред. А.Н. Фоломева. Москва: Изд-во РАГС, 2005. 584 с.

14. Шуклина З. Н. Современный маркетинг : краткий лекционный курс. -Прага : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2015. - 77 с. - ISBN 978-80-7526-034-5

15. Шуклина З.Н.Синергетика и маркетинг инновационного развития(монография).-Ьар1Ьта1хе Academic Publishing GmbH&Co. KG.2013.-

324c

16. K.P. Янковский Введение в инновационное предпринимательство. СПб . :Питер, 2004.

17. Янкевич В.С., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме, российский и международный опыт. - М.: Финансы и стратегии, 2005.

18. Руководство Осло: Руководство по сбору и анализу данных об инновациях. 3-е издание, Москва: OECD, 2010.

19. Электронный сенсорный консультант на продуктовых тележках в супермаркетах URL: httpHYPERLINK "http://kiosksoft.ru/news/2007/01/24/1349"://HYPERLINK "http://kiosksoft.ru/news/2007/01/24/1349"kiosksoftHYPERLINK "http://kiosksoft.ru/news/2007/01/24/1349".HYPERLINK "http://kiosksoft.ru/news/2007/01/24/1349"ruHYPERLINK "http://kiosksoft.ru/news/2007/01/24/1349"/HYPERLINK "http://kiosksoft.ru/news/2007/01/24/1349"newsHYPERLINK "http://kiosksoft.ru/news/2007/01/24/134972007/01/24/1349 (дата обращения 06.11.2016).

20. RFID технология в розничной торговле. URL: http://asupro.com/gps-gsm/system/rfid-technology-retail.html(дата обращения 05.11.2016).

21. Электронные ценники. URL:: http://newretaiLm/marketing/Prikljuchenija+jelektronikov/ (дата обращения 05.11.2016).

22. Примеры инновационных технологий в торговле URL: httpHYPERLINK "http://studopedia.ru/3_69323_primeri-innovatsionnih-tehnologiy-v-

torgovle.html"://HYPERLINK_"http://studopedia.ru/3 69323 primeri-

innovatsionnih-tehnologiy-v-torgovle.html"studopediaHYPERLINK "http://studopedia.ru/3_69323_primeri-innovatsionnih-tehnologiy-v-

torgovle.html".HYPERLINK_"http://studopedia.ru/3 69323 primeri-

innovatsionnih-tehnologiy-v-torgovle.html"ruHYPERLINK "http://studopedia.ru/3 69323 primeri-innovatsionnih-tehnologiy-v-torgovle.html"/3 69323 HYPERLINK "http://studopedia.ru/3 69323 primeri-innovatsionnih-tehnologiy-v-torgovle.html"primeriHYPERLINK "http://studopedia.ru/3 69323 primeri-innovatsionnih-tehnologiy-v-

torgovle.html"-HYPERLINK_"http://studopedia.ru/3_69323_primeri-

innovatsionnih-tehnologiy-v-torgovle.html"innovatsionnihHYPERLINK "http://studopedia.ru/3_69323_primeri-innovatsionnih-tehnologiy-v-

torgovle.html"-HYPERLINK_"http://studopedia.ru/3 69323 primeri-

innovatsionnih-tehnologiy-v-torgovle.html"tehnologiyHYPERLINK "http://studopedia.ru/3_69323_primeri-innovatsionnih-tehnologiy-v-

torgovle.html"-HYPERLINK_"http://studopedia.ru/3 69323 primeri-

innovatsionnih-tehnologiy-v-torgovle.html"vHYPERLINK "http://studopedia.ru/3 69323 primeri-innovatsionnih-tehnologiy-v-

1ощоу1е.Ь1тГ'-НУРЕЯЫЫК_"http://studopedia.rU/3 69323 рг1шег1-

1ппоуа181опп1Ь-1еЬпо1од1у-у-1огдоу1е.Ь1т1п1огдоу1еНУРЕЯЫЫК "http://studopedia.rU/3 69323 priшeri-innoуatsionnih-tehno1ogiy-у-

torgoу1e.htш1".HУPERLINK_"http://studopedia.rU/3 69323 priшeri-

innoуatsionnih-tehno1ogiy-у-torgoу1e.htш1"htш1 (дата обращения 05.11.2016). 23. "Обзор российской розничной торговли в 2015-2016гг" httpHYPERLINK "http://провэд.рф/ana1ytics/research/33078-obzop-possiyskoy-poznichnoy-topgoу1i-у-2015-godu-kpizis-уyta1kiуaet-шa1yy-biznes.htш1"://провэд.рф/HУPERLINK

"http://провэд.рф/ana1ytics/research/33078-obzop-possiyskoy-poznichnoy-topgov1i-v-2015-godu-kpizis-vyta1kivaet-ma1yy-

biznes.htш1"ana1yticsHУPERLINK "http://провэд.рф/ana1ytics/research/33078-obzop-possiyskoy-poznichnoy-topgoу1i-у-2015-godu-kpizis-уyta1kiуaet-шa1yy-biznes.htш1"/HУPERLINK "http://провэд.рф/ana1ytics/research/33078-obzop-possiyskoy-poznichnoy-topgoу1i-у-2015-godu-kpizis-уyta1kiуaet-шa1yy-biznes.htш1"researchHУPERLINK "http://провэд.рф/ana1ytics/research/33078-obzop-possiyskoy-poznichnoy-topgoу1i-у-2015-godu-kpizis-уyta1kiуaet-шa1yy-biznes.htш1"/33078-HУPERLINK "http://провэд.рф/ana1ytics/research/33078-obzop-possiyskoy-poznichnoy-topgoу1i-у-2015-godu-kpizis-уyta1kiуaet-шa1yy-

biznes.htш1"obzopHУPERLINK_"http://провэд.рф/ana1ytics/research/33078-

obzop-possiyskoy-poznichnoy-topgoу1i-у-2015-godu-kpizis-уyta1kiуaet-шa1yy-biznes.htш1"-HУPERLINK "http://провэд.рф/ana1ytics/research/33078-obzop-possiyskoy-poznichnoy-topgoу1i-у-2015-godu-kpizis-уyta1kiуaet-шa1yy-biznes.htm1"possiyskoyHYPERLINK "http://провэд.рф/ana1ytics/research/33078-obzop-possiyskoy-poznichnoy-topgoу1i-у-2015-godu-kpizis-уyta1kiуaet-шa1yy-biznes.htш1"-HУPERLINK "http://провэд.рф/ana1ytics/research/33078-obzop-possiyskoy-poznichnoy-topgov1i-v-2015-godu-kpizis-vyta1kivaet-ma1yy-biznes.htш1"poznichnoyHYPERLINK

"http://провэд.рф/ana1ytics/research/33078-obzop-possiyskoy-poznichnoy-topgoу1i-у-2015-godu-kpizis-уyta1kiуaet-шa1yy-biznes.htш1"-HУPERLINK "http://провэд.рф/ana1ytics/research/33078-obzop-possiyskoy-poznichnoy-topgov1i-v-2015-godu-kpizis-vyta1kivaet-ma1yy-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

biznes.htш1"topgoу1iHУPERLINK "http://провэд.рф/ana1ytics/research/33078-obzop-possiyskoy-poznichnoy-topgoу1i-у-2015-godu-kpizis-уyta1kiуaet-шa1yy-biznes.htш1"-HУPERLINK "http://провэд.рф/ana1ytics/research/33078-obzop-possiyskoy-pozпichnoy-topgoу1i-у-2015-godu-kpizis-уyta1kiуaet-шa1yy-biznes.htш1"уHУPERLINK "http://провэд.рф/ana1ytics/research/33078-obzop-possiyskoy-poznichnoy-topgoу1i-у-2015-godu-kpizis-уyta1kiуaet-шa1yy-biznes.htm1"-2015-HYPERLINK "http://провэд.рф/ana1ytics/research/33078-obzop-possiyskoy-poznichnoy-topgoу1i-у-2015-godu-kpizis-уyta1kiуaet-шa1yy-

biznes.htm1" goduHYPERLINK_"http://провэд.рф/ana1ytics/research/33078-

obzop-possiyskoy-poznichnoy-topgoу1i-у-2015-godu-kpizis-уyta1kiуaet-шa1yy-biznes.htш1"-HУPERLINK "http://провэд.рф/ana1ytics/research/33078-obzop-

possiyskoy-pozmchnoy-topgovH-v-2015-godu-kpizis-vytalkivaet-malyy-

biznes.html"kpizisHYPERLINK_"http://провэд.рф/analytics/research/33078-

obzop-possiyskoy-pozmchnoy-topgovH-v-2015-godu-kpizis-vytalkivaet-malyy-biznes.html"-HYPERLINK "http://провэд.рф/analytics/research/33078-obzop-possiyskoy-poznichnoy-topgovli-v-2015-godu-kpizis-vytalkivaet-malyy-biznes.html"vytalkivaetHYPERLINK "http://провэд.рф/analytics/research/33078-obzop-possiyskoy-pozmchnoy-topgovH-v-2015-godu-kpizis-vytalkivaet-malyy-biznes.html"-HYPERLINK "http://провэд.рф/analytics/research/33078-obzop-possiyskoy-poznichnoy-topgovli-v-2015-godu-kpizis-vytalkivaet-malyy-

biznes.html"malyyHYPERLINK_"http://провэд.рф/analytics/research/33078-

obzop-possiyskoy-poznichnoy-topgovli-v-2015-godu-kpizis-vytalkivaet-malyy-biznes.html"-HYPERLINK "http://провэд.рф/analytics/research/33078-obzop-possiyskoy-poznichnoy-topgovli-v-2015-godu-kpizis-vytalkivaet-malyy-

biznes.html"biznesHYPERLINK_"http://провэд.рф/analytics/research/33078-

obzop-possiyskoy-poznichnoy-topgovli-v-2015-godu-kpizis-vytalkivaet-malyy-biznes.html".HYPERLINK "http://провэд.рф/analytics/research/33078-obzop-possiyskoy-poznichnoy-topgovli-v-2015-godu-kpizis-vytalkivaet-malyy-biznes.html"html (дата обращения 28.11.2016)

УДК 666.972.167.018

Ерохина Л. А., к.т.н.

доцент

Ухтинский государственный технический университет

Россия, г. Ухта ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ТЯЖЁЛОГО БЕТОНА ПОСЛЕ ЗАМОРАЖИВАНИЯ

Аннотация: Статья посвящена подбору и изучению составов бетонов работающих в условиях с низкими отрицательными температурами для обустройства Северных месторождений нефти и газа. А так же возможности использования в данных составах бетонов некондиционного сырья.

Ключевые слова: тяжелый бетон, морозостойкость, микрокремнезём, прочность, тонкодисперсная минеральная добавка.

Erochina L. A. Candidate of Technical Sciences,

assistant professor, Ukhta State Technical University

Russia, Ukhta

RESTRUCTURING HEAVY CONCRETE AFTER FREEZING

Abstract: The article is devoted to the selection and study of concrete operating under low negative temperatures for arranging Nordic oil and gas fields. As well as the possibility of using these compositions concrete substandard raw materials.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.