ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2016. № 4
Интигам Байрам оглы Мамедов,
аспирант кафедры сравнительной политологии факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Россия), e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ РАЗВИТЫХ СТРАН НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ ГОСУДАРСТВ
Настоящая статья посвящена изучению транснациональных корпораций (ТНК) как особых субъектов мировой политики, способных своими действиями изменять внешнюю политику не только стран пребывания, но и государств происхождения. В статье предложены два подхода к исследованию влияния ТНК на внешнюю политику государств. Каждый из подходов напрямую зависит от того, какая роль отводится корпорациям в мирополитических процессах. Первый подход рассматривает ТНК как инструмент проведения внешней политики государства происхождения. Согласно второму подходу, корпорация в определенной степени обладает независимостью и является самостоятельным актором. Освещаются основные средства и механизмы, используемые корпорациями при воздействии на внутреннюю и внешнюю политику развитых и развивающихся стран. Приведены примеры влияния корпораций на совокупность внешних политик национальных государств и, как следствие, на мировую политику. Особое внимание уделено медиакор-порациям и феномену медиакратии. Определены перспективы применения категорий западной политической экономии, альтернативных понятию ТНК в отечественных исследованиях.
Ключевые слова: транснациональные корпорации, глобальные компании, геоцентрическая организация, внешняя политика, медиакорпорации, негосударственные акторы, мировая политика, мировая экономика.
Intigam Bayram ogly Mamedov,
Graduate student, Program on Comparative Political Science, Political Science Department, Lomonosov Moscow State University (Russia), e-mail: intiga-m@yandex. ru
MECHANISMS OF INFLUENCE BY TRANSNATIONAL CORPORATIONS ON THE FOREIGN POLICY OF STATES
This article is devoted to the analysis of transnational corporations (TNC) as specific subjects of international politics and entities capable of changing the foreign policies of both their states of residence and states of origin. The author offers two
approaches to studying the influence of TNCs on the foreign policy of a state. Each approach depends directly on what part is assigned to corporations in the world's political processes. The first approach considers a TNC as the instrument of a state of origin's foreign policy. In the second view a corporation is an independent actor to some extent. The author covers the principal means and mechanisms used by corporations when exposed to internal and external policies of developed and developing countries. Also offered are examples of the influence of corporations on the totality offoreign policies of national states and, as a consequence, on world politics. Particular attention is paid to media corporations and the phenomenon of media protection. In his conclusion the author addresses prospects for the application of categories of Western political economy, alternative to the concept of TNC in Russian political science studies.
Key words: transnational corporations, global companies, geocentric organization, foreign policy, media corporations, non-state actors, world politics, world economy.
В настоящее время активно исследуется проблема влияния негосударственных акторов на развитие мировой политики. При этом особое внимание уделяется изучению сущности и характера участия в мирополитических процессах ТНК (в равной степени государственных и негосударственных). На данный момент актуальной остается проблема определения сущности данного феномена. Часто под ТНК подразумевают «предприятие, независимо от страны происхождения и формы собственности, включая частные, государственные или смешанные предприятия, имеющее отделения в двух или более странах, независимо от юридической формы и сферы деятельности этих отделений, которые функционируют в соответствии с определенной системой принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и общую стратегию через один или несколько центров по принятию решений»1. За последние два десятилетия число ТНК в мире увеличилось с 11 до 82 тыс., а число филиалов — с 104 до 807 тыс.2 На глобальные производственные системы ТНК приходится 80 % мировой торговли3.
1 Крейдич Т.В. Тенденции транснационализации мировой экономики в условиях глобализации // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2010. Т. 13. №. 1. С. 210.
2 Самусенко Д.Н. Общие и региональные особенности процессов прямого инвестирования в современном мировом хозяйстве // Фундаментальные исследования. 2014. № 2-3. С. 292-295.
3 Доклад о мировых инвестициях. 2013: Глобальные производственные системы: инвестиции и торговля в интересах развития: Обзор / ЮНКТАД. С. 11. URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2013overview_ru.pdf
Государство утрачивает компетенции управления производственными сферами экономики и отдает эти функции корпоративному сектору, что только увеличивает разрыв в квалификации государственных служащих и частного менеджмента, а также открывает доступ бизнеса в политику. ТНК, обладая возможностью контроля над банковской сферой, налоговой политикой и экономикой определенных государств, способны повлиять на динамику развития не только мировой экономики, но и мировой политики, тем самым ограничивая в действиях национальные государства4.
Рассматриваемая проблема роли и места ТНК во внешнеполитических стратегиях государств связана с вопросом о влиянии трансформаций, которые претерпевает система международных отношений, на внешнюю политику суверенных стран. Важно понимать, насколько видоизменилась современная внешняя политика и какие факторы влияют на ее формирование. Так, некоторые российские ученые полагают, что в условиях глобализации ни одно государство уже не может вести традиционную внешнюю политику. При этом современные интеграционные процессы способствуют тому, что новыми полноценными субъектами внешней политики станут ТНК, международные межправительственные и неправительственные организации5. Целесообразно рассматривать корпорацию в рамках двух различных подходов: как инструмент проведения внешней политики развитых стран (наиболее распространен) и в качестве относительно самостоятельного актора, способного своими действиями влиять на внешнюю и внутреннюю политику развитых и развивающихся стран.
ТНК как инструмент проведения внешней политики
развитых стран
Рассматривая корпорации через призму первого подхода, следует отметить, что прямые иностранные инвестиции (ПИИ), осуществляемые через ТНК, и расширение деятельности самих корпораций можно считать основным инструментом увеличения экономического и впоследствии политического влияния развитых стран на развивающиеся6. Принимая ПИИ, государство часто становится экономически зависимым и теряет возможность следования вектору самостоятельного политического развития. Также увеличение доли
4 Цыганков П.А. Политическая динамика современного мира: теория и практика. М.: Издательство Московского университета, 2014. С. 162, 261.
5 Рыхтик М.И. В чем актуальность проблематики внешней политики? // Внешняя политика: вопросы теории и практики: Материалы научного семинара / Под ред. П.А. Цыганкова. М.: Университет, 2009. С. 20-31.
6 Братерский М.В. Экономические инструменты внешней политики. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. С. 8.
иностранного присутствия в экономике национального государства способствует формированию соответствующе ориентированной элиты7. Такая элита воздействует на принятие внутри- и внешнеполитических решений. Из этого следует, что ТНК способны повлиять как на государственную систему в целом, так и на отдельных лиц, принимающих решения, в частности.
Начиная с ХХ в. можно не без оснований утверждать о влиянии ТНК на внутреннюю и внешнюю политику развивающихся стран, частные случаи которого стали предметом многих междисциплинарных исследований8. В частности, Р. Гилпин описал американские ТНК как инструмент распространения гегемонии США9. Особый пример использования ТНК в роли средства проведения внешней политики иллюстрирует активность транснационального бизнеса в Каспийском регионе. Именно политический, а не экономический подтекст ярко выражен в государственных инвестициях США в энергетический сектор Казахстана и Туркменистана, в заявлениях первого заместителя госсекретаря США С. Тэлботта, а также Д. Чейни в перерыве между его постами министра обороны и вице-президента США, в активном участии правительства США при подписании Азербайджаном «контракта века» и в развитии экономически невыгодных проектов, основной целью которых было лишить Россию статуса транспортного монополиста на Каспии10. Впрочем, политизация энергетической дипломатии — не новый феномен. Однако в настоящее время происходит подмена субъекта-инициатора такой политизации, сопровождающаяся усилением роли ТНК в принятии решений о ключевых проектах.
Также в качестве инструмента или вспомогательной силы при осуществлении внешней политики государства используются транснациональные медиакорпорации. К примеру, на сегодняшний день среди крупнейших медиакорпораций можно выделить: "News Corporation" (США — Великобритания), "Time Warner" (США),
7 Там же. С. 10.
8 См.: Зименков Р.И. Конкистадоры XX века: Экспансия транснациональных корпораций в развивающихся странах. М.: Политиздат, 1990; БерезнойА.В. ТНК на развивающихся рынках: в поисках успешной бизнес-модели // Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 10. С. 5-17; Giuliani E., Macchi C. Multinational Corporations' Economic and Human Rights Impacts on Developing Countries: a Review and Research Agenda // Cambridge Journal of Economics. 2014. Vol. 38. No. 2. Р. 479-517; Samuels B.C. Managing Risk in Developing Countries: National Demands and Multinational Response. Princeton: Princeton University Press, 2014.
9 Gilpin R. US Power and the Multinational Corporation: the Political Economy of Foreign Direct Investment. Vol. 2. New York: Basic Books, 1975.
10 См., например: Ковалев Г.С. Петрополитика Каспийского региона: состояние и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2013. № 2. С. 38-51.
"Walt Disney Company" (США), "Viacom" (США), "NBCUniversal" (США — Франция)11. Развитие транснациональных медиакорпора-ций подтверждает особую роль информационно-коммуникационных методов проведения внешней политики государства. О медиакратии как о пассивной (мнимой) демократии созерцания пишет немецкий политолог Т. Мейер, отмечающий расширение влияния СМИ на политику государств и называющий медиакратию «четвертой властью». При этом в выигрышной позиции оказываются государства происхождения медиаконгломератов12.
Преобладание доли исследований о влиянии ТНК на политику развивающихся стран объясняется тем, что по ряду причин такие государства представляют собой больший интерес для сырьевых ТНК (изучение деятельности которых составляет прикладную основу таких исследований, что объясняет популярность первого подхода). Во-первых, в развивающихся странах слабо разработаны законодательство в области охраны окружающей среды и механизмы регулирования экологической составляющей деятельности бизнеса (низкое налогообложение, отсутствие требований по стандартизации), что позволяет перенести на их территории наиболее экологически опасные, энерго- и ресурсоемкие производства. Во-вторых, развивающиеся страны отличаются дешевой рабочей силой, а также более лояльным и восприимчивым к диалогу с ТНК государственным аппаратом.
ТНК могут оказывать влияние на международную политику и внутреннюю политику конкретных государств в разных сферах: экономической, социокультурной, политической, экологической и т.д. В целом к инструментам воздействия ТНК на внешнюю политику государства необходимо отнести:
1. Переход государственных чиновников в штат корпорации (Revolving door или Amakudari).
2. Обратный переход представителей высшего менеджмента ТНК на государственную службу и последующее лоббирование интересов корпорации в государственном аппарате.
3. Участие представителей ТНК в ключевых советах, комитетах и иных совещательно-консультативных органах, определяющих экономическую политику государства.
4. Финансовая поддержка политических партий и элит, спонсорство.
11 Маркина Ю.В. Роль массмедиа в достижении геополитических целей // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6. URL: http://human.snauka. ru/2014/06/7127
12 Meyer T. Media Democracy: How the Media Colonize Politics. Cambridge: Wiley-Blackwell, 2002.
5. Лоббизм, активизация групп влияния.
6. Угроза сокращения инвестиций в национальную экономику13.
7. Подкуп чиновников и лиц, принимающих решения.
8. Привлечение развитых государств, получение разного рода поддержки от страны происхождения.
ТНК как самостоятельный актор международной
политики
Следует отметить, что, преследуя определенные цели в развивающихся странах, ТНК могут повлиять также и на внешнюю политику развитых стран. Так, последний инструмент воздействия ТНК на внешнюю политику развивающихся стран (п. 8) часто рассматривается лишь в рамках первого подхода, хотя само по себе привлечение развитых стран для воздействия на политику развивающихся предполагает, что ТНК оказывают влияние на внешнюю политику этих развитых государств. В 2000 г. Дж. Грир совместно с директором центра по изучению общественного интереса К. Синг-хом опубликовал статью «Краткая история транснациональных корпораций», два раздела которой были посвящены описанию влияния ТНК на политику национальных государств и роли ТНК в мировой политике14. Авторам удалось на основе конкретных примеров описать использование корпорациями военно-политических ресурсов развитых стран в попытке повлиять на внутреннюю и внешнюю политику развивающихся и индустриально отсталых.
Одним из представленных кейсов является вторжение США в Гватемалу в 1954 г. Принятый в 1952 г. декрет № 900 об аграрной реформе устанавливал необходимость национализации сельскохозяйственных участков. Крупнейший землевладелец, компания "United Fruit Company" могла лишиться неиспользуемых территорий. Также компанию не устраивала система социального страхования15. Авторы связывают это с операцией ЦРУ «Успех», государственным переворотом и свержением президента Х. Арбенса.
Подобные причинно-следственные связи можно наблюдать в событиях в Бразилии 1964 г. Внутренняя политика президента Ж. Гуларта была не выгодна компании "International Telephone and Telegraph" (ITT), опасавшейся национализации в интересовавших ее отраслях. Утверждается, что последующим событиям, включая
13 Крауч К. Постдемократия. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. С. 51.
14 Greer J., Singh K. A Brief History of Transnational Corporations. // Global Policy Forum, 2000. URL: https://www.globalpolicy.org/empire/47068-a-brief-history-of-transnational-corporations.html
15 Barnet R. Intervention and Revolution: The United States in the Third World. New York: World Publishing Company, 1968. P. 230.
свержение президента, способствовала связь главы компании Г. Ге-нина с директором ЦРУ Дж. Макконом. После своей отставки бывший директор ЦРУ трудоустроился в ITT16. Также в начале 1970-х гг. в Чили руководство компании ITT пыталось не допустить победы на президентских выборах С. Альенде и спонсировало предвыборные кампании конкурентов. Однако вскоре после того, как Альенде стал главой государства, а медные рудники в стране были национализированы (до этого они принадлежали компаниям "Kennecott" и "Anaconda"), на американские ТНК и США в частности обрушились обвинения в поддержке военного переворота под предводительством А. Пиночета17.
Ярким примером воздействия интересов ТНК на внешнеполитическую стратегию США являются боевые действия в Ираке. Как известно, Д. Чейни перед тем как был назначен на должность вице-президента США, занимал пост председателя совета директоров компании "Halliburton", которая после событий в Ираке получила ряд выгодных контрактов в данном регионе. Также, по мнению критиков, событиям «арабской весны» в 2011 г. способствовал рост цен на продовольствие, искусственно осуществленный компаниями "Louis Dreyfus" и "Glencore". Гражданскую войну в Ливии и свержение действующего президента связывают с нефтяными компаниями "Shell" и "British Petroleum"18.
По мнению экономистов Х. Дэли и Р. Гудлэнда, лоббирование ТНК происходит и в международно-правовой системе19. Соглашение о едином европейском рынке, договор о североамериканской свободной торговле и генеральное соглашение о тарифах и торговле были приняты для максимизации выгоды глобального бизнеса, ослабления государственного контроля над мировой экономикой и «стирания» национальных границ. Здесь речь идет уже не о влиянии на внешнюю политику какой-либо одной страны, но о воздействии на совокупность внешних политик государств, на мировую политику в целом. В качестве примера такого воздействия М.М. Лебедев отмечает прямую связь между результатами деятельности негосударственной коммерческой структуры "Goldman & Sa^s" и появлением на международной арене межгосударственного объединения БРИКС20.
16 Долинский А., Габуев А. Корпоративные воины // Власть. 2013. № 18. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2184633
17 Ахтамзян Н.И. Тайные операции США в Чили 1963-1973 гг. // Латиноамериканский исторический альманах. 2015. Т. 15. С. 284-301.
18 Чуку Е.М. Транснациональные корпорации как акторы международных энергетических отношений: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2013. С. 20.
19 Greer J., Singh K. Op. cit.
20 Лебедева М.М. Акторы современной мировой политики: тренды развития // Вестник МГИМО-Университета. 2013. №. 1 (28). С. 40.
Выделение Дж. О'Нейлом в 2001 г. стран с быстро развивающимися экономиками стало своего рода информационно-аналитическим средством воздействия на мировую политику и на внешнюю политику стран данного объединения.
Особый вклад в исследование степени и механизмов влияния ТНК на внутреннюю и внешнюю политику государств внесли отдельные частные теории. Так, согласно теории структурной власти бизнеса (Ф. Блока, Ч. Линдблома, К. Оффе и Ф. Ронге), государственная власть зависит от экономической деятельности бизнес-структур. «Тот, кто занимает властную позицию в государстве, фактически безвластен, если такая власть не позволяет индивиду извлекать материальные ресурсы, необходимые для продвижения любых политических целей»21. В целом в развитых странах интересы корпорации переплетаются с государственными до такой степени, что по сути являются национальными интересами (главный вопрос здесь заключается в том, кому больше выгоден подобного рода синтез). В связи с этим всякая внешняя политика государства является отражением целей и задач не только этого государства, но и корпораций. ТНК ведут свою внешнюю политику, но выражают ее через внешнюю политику государства происхождения.
Инструменталисты-марксисты (Р. Милибэнд) и элитисты (Р. Миллс, Ф. Хантер, М. Паренти, В. Домхофф) считают, что глобальный бизнес подчиняет себе государственный аппарат, монополизирует политическую власть22. Различия между положениями двух теорий фактически заключаются в том, что элитисты говорят о некой «властвующей элите», а инструменталисты — о «господствующем капиталистическом классе».
В целом рассматривать ТНК как абсолютно независимого актора невозможно. Даже при условии, что корпорация не преследует никаких национальных интересов, она служит целям определенной финансово-политической элиты. Так, например, выборы в США представляют собой борьбу за политическое влияние нефтяных ТНК, спонсирующих кампании республиканцев, и финансовых ТНК, поддерживающих демократическую партию23.
21 Offe C., Ronge V. Theses on the Theory of the State // Classes, Power, and Conflict. Classical and Contemporary debates / Eds. A. Giddens, and D. Held. London: Macmillan Press Ltd, 1982. P. 250.
22 ТевД.Б. Теория структурной власти бизнеса: сущность и критика // Власть и элиты в российской трансформации: Сборник научных статей / Под ред. А.В. Дуки. СПб.: Интерсоцис, 2005. С. 30-64.
23 Поздняков А.И. Глобализация и ее влияние на международную безопасность и военную политику Российской Федерации // Пространство и Время. 2011. № 2. С. 27.
Заключение
Особое место в исследованиях на представленную проблематику занимают топливно-энергетические ТНК, которые играют не последнюю роль в формировании энергетической дипломатии национальных государств. Это объясняется финансовым могуществом, большими объемами производства, включением таких корпораций в разработку повестки дня важнейших мирополитических процессов. В последнее время внимание ученых привлекают также транснациональные медиакорпорации, чьи результаты деятельности (изменение общественного мнения, привлечение внимания) схожи с некоторыми неправительственными организациями. В обоих случаях чаще всего корпорации рассматриваются в качестве инструмента проведения внешней политики развитых государств.
Однако стоит отметить, что к использованию ТНК в роли инструмента влияния на развивающиеся страны стали прибегать наиболее индустриально развитые из них. Примером подобного воздействия может послужить политика Китая в Африке. В одной только Замбии в роли инвесторов выступили 180 китайских ТНК24. Также нефтяные компании Китая активно сотрудничают с Ираном, поскольку руководство КНР рассматривает его «как инструмент в борьбе против влияния США на Ближнем Востоке», а Иран укрепляет свои позиции региональной державы, тем самым влияя на существующий баланс сил25.
Следует признать, что независимо от того, насколько самостоятельным актором является та или иная ТНК, она так или иначе воздействует на внешнюю политику страны происхождения и страны базирования. Тенденция к обретению корпорацией полной независимости может реализоваться при условии соответствия ТНК следующим критериям: утрата связи с государством происхождения; осуществление деятельности исключительно в интересах бенефициаров, отсутствие всякого целенаправленного преследования национальных интересов какого-либо государства; многонациональный состав управленческих кадров; существенная для мировой экономики доля производимой продукции; рассредоточение филиалов, активов и производственных мощностей по всему миру26.
Исходя из этого, целесообразно полагать, что для второго предложенного подхода характерно небольшое количество корпораций,
24 Дейч Т.Л. Африка в стратегии Китая. М.: Институт Африки РАН, 2008. С. 207.
25 Там же. С. 90.
26 Мамедов И.Б. Становление и развитие политических исследований деятельности транснациональных корпораций // Мировая политика. 2016. № 1. С. 6-7.
которые помимо того, что отвечают представленным критериям, имеют также в арсенале все рассмотренные в настоящей статье средства влияния на политику государства. Это означает, что в зависимости от выбранного подхода кардинально меняются границы предметного поля (с приблизительно 80 тыс. до 20-30 ТНК), т.е. выбор подхода влияет на определение самого понятия ТНК.
Целесообразным в рамках второго подхода является выделение глобальных корпораций (компаний) как отдельной категории. Глобальная корпорация отличается от ТНК тем, что последняя «приспосабливает продукты для каждого отдельного рынка», а глобальная воспринимает мировую экономику как единый ры-нок27. Данное понятие было давно предложено, оно не прижилось в академическом сообществе. Возможной причиной является его не совсем точное определение. Представленное Т. Левиттом отличие глобальной корпорации от ТНК, безусловно, существенное, но не основное. Данный термин необходимо определять, исходя также из политических аспектов, наделить его вышеперечисленными характеристиками (о соответствии предложенным критериям, а также о наличии совокупности перечисленных средств влияния на государство). Преждевременным для академического сообщества стало также введение Г. Перлмуттером концепта «геоцентрической организации», которая отличается от ТНК отсутствием всякой политической связи с государством происхождения или базирования28. Между тем в настоящее время разработка терминологического аппарата представляется актуальной и необходимой.
ЛИТЕРАТУРА
Ахтамзян Н.И. Тайные операции США в Чили 1963-1973 гг. // Латиноамериканский исторический альманах. 2015. Т. 15. С. 284-301.
Березной А.В. ТНК на развивающихся рынках: в поисках успешной бизнес-модели // Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 10. С. 5-17.
Братерский М.В. Экономические инструменты внешней политики. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010.
Дейч Т.Л. Африка в стратегии Китая. М.: Институт Африки РАН, 2008.
Долинский А., Габуев А. Корпоративные воины // Власть. 2013. № 18. иЯЬ: http://www.kommersant.ru/doc/2184633
Зименков Р.И. Конкистадоры XX века: Экспансия транснациональных корпораций в развивающихся странах. М.: Политиздат, 1990.
27 Костин А.И. Экополитология и глобалистика. М.: Аспект-Пресс, 2005. С. 101.
28 Perlmutter H.V. The Tortuous Eevolution of the Multinational Corporation // Columbia Journal of World Business. 1969. Vol. 4. No. 1. Р. 9-18.
Ковалев Г.С. Петрополитика Каспийского региона: состояние и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2013. № 2. С. 38-51.
Костин А.И. Экополитология и глобалистика. М.: Аспект-Пресс, 2005.
Крауч К. Постдемократия. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010.
Крейдич Т.В. Тенденции транснационализации мировой экономики в условиях глобализации // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2010. Т. 13. №. 1. С. 209-214.
Лебедева М.М. Акторы современной мировой политики: тренды развития // Вестник МГИМО-Университета. 2013. №. 1 (28). С. 38-42.
Мамедов И.Б. Становление и развитие политических исследований деятельности транснациональных корпораций // Мировая политика. 2016. № 1. С. 6-18.
Маркина Ю.В. Роль массмедиа в достижении геополитических целей // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6. URL: http://human.snauka. ru/2014/06/7127
Поздняков А.И. Глобализация и ее влияние на международную безопасность и военную политику Российской Федерации // Пространство и Время. 2011. № 2. С. 27-34.
Рыхтик М.И. В чем актуальность проблематики внешней политики? // Внешняя политика: вопросы теории и практики: Материалы научного семинара / Под ред. П.А. Цыганкова. М.: Университет, 2009. С. 20-31.
Самусенко Д.Н. Общие и региональные особенности процессов прямого инвестирования в современном мировом хозяйстве // Фундаментальные исследования. 2014. № 2-3. С. 292-295.
ТевД.Б. Теория структурной власти бизнеса: сущность и критика // Власть и элиты в российской трансформации: Сборник научных статей / Под ред. А.В. Дуки. СПб.: Интерсоцис, 2005. С. 30-64.
Цыганков П.А. Политическая динамика современного мира: теория и практика. М.: Издательство Московского университета, 2014.
Чуку Е.М. Транснациональные корпорации как акторы международных энергетических отношений: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2013.
BarnetR. Intervention and Revolution: The United States in the Third World. New York: World Publishing Company, 1968.
Gilpin R. US Power and the Multinational Corporation: the Political Economy of Foreign Direct Investment. Vol. 2. New York: Basic Books, 1975.
Giuliani E., Macchi C. Multinational Corporations' Economic and Human Rights Impacts on Developing Countries: a Review and Research Agenda // Cambridge Journal of Economics. 2014. Vol. 38. No. 2. Р. 479-517.
Greer J., Singh K. A Brief History of Transnational Corporations. // Global Policy Forum, 2000. URL: https://www.globalpolicy.org/empire/47068-a-brief-history-of-transnational-corporations.html
Meyer T. Media Democracy: How the Media Colonize Politics. Cambridge: Wiley-Blackwell, 2002.
Offe C., Ronge V. Theses on the Theory of the State // Classes, Power, and Conflict. Classical and Contemporary debates / Eds. A. Giddens, and D. Held. London: Macmillan Press Ltd, 1982. P. 249-256.
Perlmutter H. V. The Tortuous Eevolution of the Multinational Corporation // Columbia Journal of World Business. 1969. Vol. 4. No. 1. Р. 9-18.
Samuels B.C. Managing Risk in Developing Countries: National Demands and Multinational Response. Princeton: Princeton University Press, 2014.
REFERENCES
Akhtamzian, N. I. "Tainye operatsii SShA v Chili 1963-1973 godakh," Latino-amerikanskii istoricheskii al'manakh, Vol. 15, 2015, pp. 284-301.
Barnet, R. Intervention and Revolution: The United States in the Third World. New York: World Publishing Company, 1968.
Bereznoi, A. V. "TNK na razvivaiushchikhsia rynkakh: v poiskakh uspeshnoi biznes-modeli," Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia, No. 10, 2014, pp. 5-17.
Braterskii, M. V. Ekonomicheskie instrumenty vneshneipolitiki. Moscow: Higher School of Economics Press, 2010.
Chuku, E. M. Transnatsional'nye korporatsii kak aktory mezhdunarodnykh energeticheskikh otnoshenii: Avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. Moscow, 2013.
Croich, C. Postdemokratiia. Moscow: Higher School of Economics Press, 2010.
Deich, T. L. Afrika v strategii Kitaia. Moscow: Institut Afriki RAN, 2008.
Dolinskii, A., and Gabuev, A. "Korporativnye voiny," Vlast', No. 18, 2013, URL: http://www.kommersant.ru/doc/2184633
Gilpin R. US Power and the Multinational Corporation: the Political Economy of Foreign Direct Investment. Vol. 2. New York: Basic Books, 1975.
Giuliani, E., Macchi, C. "Multinational Corporations' Economic and Human Rights Impacts on Developing Countries: a Review and Research Agenda," Cambridge Journal of Economics, Vol. 38, No. 2, 2014, pp. 479-517.
Greer, J., Singh, K. "A Brief History of Transnational Corporations," Global Policy Forum, 2000. URL: https://www.globalpolicy.org/empire/47068-a-brief-history-of-transnational-corporations.html
Kostin, A. I. Ekopolitologiia i globalistika. Moscow: Aspekt-Press, 2005.
Kovalev, G. S. "Petropolitika Kaspiiskogo regiona: sostoianie i perspektivy," Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 12. Politicheskie nauki, No. 2, 2013, pp. 38-51.
Kreidich, T. V. "Tendentsii transnatsionalizatsii mirovoi ekonomiki v usloviiakh globalizatsii," Vestnik Murmanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, Vol. 14, No. 1, 2010, pp. 209-214.
Lebedeva, M. M. "Aktory sovremennoi mirovoi politiki: trendy razvitiia," Vestnik MGIMO-Universiteta, No. 1 (28), 2013, pp. 38-42.
Mamedov, I. B. "Stanovlenie i razvitie politicheskikh issledovanii deiatel'nosti transnatsional'nykh korporatsii," Mirovaiapolitika, No. 1, 2016, pp. 6-18.
Markina, Iu. V. "Rol' mass-media v dostizhenii geopoliticheskikh tselei," Gumanitarnye nauchnye issledovaniia, No. 6, 2014, URL: http://human.snauka. ru/2014/06/7127
Meyer, T. Media Democracy: How the Media Colonize Politics. Cambridge: Wiley-Blackwell, 2002.
Offe, C., Ronge, V. "Theses on the Theory of the State," Classes, Power, and Conflict. Classical and Contemporary debates, eds. A. Giddens, and D. Held. London: Macmillan Press Ltd, 1982, pp. 249-256.
Perlmutter, H. V. "The Tortuous Eevolution of the Multinational Corporation," Columbia Journal of World Business, Vol. 4, No. 1, 1969, pp. 9-18.
Pozdniakov, A. I. "Globalizatsiia i ee vliianie na mezhdunarodnuiu bezopasnost' i voennuiu politiku Rossiiskoi Federatsii," Prostranstvo i Vremia, No. 2, 2011, pp. 27-34.
Rykhtik, M. I. "V chem aktual'nost' problematiki vneshnei politiki?" Vneshniaia politika: voprosy teorii ipraktiki: Materialy nauchnogo seminara, ed. P. A. Tsygankov. Moscow: Universitet, 2009, pp. 20-31.
Samuels, B. C. Managing Risk in Developing Countries: National Demands and Multinational Response. Princeton: Princeton University Press, 2014.
Samusenko, D. N. "Obshchie i regional'nye osobennosti protsessov priamogo investirovaniia v sovremennom mirovom khoziaistve," Fundamental 'nye issledovaniia, No. 2-3, 2014, pp. 292-295.
Tev, D. B. "Teoriia strukturnoi vlasti biznesa: sushchnost' i kritika," Vlast' i elity v rossiiskoi transformatsii: Sbornik nauchnykh statei, ed. A. V. Duki. St. Petersburg: Intersotsis, 2005, pp. 30-64.
Tsygankov, P. A. Politicheskaia dinamika sovremennogo mira: teoriia i praktika. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2014.
Zimenkov, R. I. Konkistadory XXveka: Ekspansiia transnatsional'nykh korporatsii v razvivaiushchikhsia stranakh. Moscow: Politizdat, 1990.