Научная статья на тему 'Особенности влияния технологий цифрового маркетинга на принятие потребительских решений при выборе российских авиакомпаний'

Особенности влияния технологий цифрового маркетинга на принятие потребительских решений при выборе российских авиакомпаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
588
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ЦИФРОВОЙ МАРКЕТИНГ / SMM / SEO-ОПТИМИЗАЦИЯ / EMAIL-РАССЫЛКИ / КОНТЕКСТНАЯ РЕКЛАМА / БАННЕРНАЯ РЕКЛАМА / ВИРУСНАЯ РЕКЛАМА / ТАРГЕТИНГ / АВИАКОМПАНИИ / АВИА-ПРИЛОЖЕНИЯ / CONSUMER BEHAVIOR MODEL / DIGITAL MARKETING / SEO OPTIMIZATION / EMAIL DISTRIBUTION / CONTEXTUAL ADVERTISING / BANNER ADVERTISING / VIRAL ADVERTISING / TARGETING / AIRLINES / AIR APPLICATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виничук Оксана Юрьевна

В статье представлены исследования по оценке влияния технологий цифрового маркетинга на принятие потребительских решений клиентами при выборе авиакомпаний. Учитывая современную индивидуализацию запросов потребителей, в мире нарастают тенденции, требующие новых подходов в управлении маркетингом. Внедрение цифровых технологий в маркетинговую деятельность авиакомпаний обостряет конкурентную борьбу за потребителя и способствует активному использованию цифрового маркетинга. В работе проведено исследование по оценке предпочтений потребителей на каждом этапе принятия решения при выборе авиакомпании, представлена модель поведения потребителей, которая учитывает специфику восприятия контента на каждом этапе принятия решений при выборе авиакомпаний, и разработаны рекомендации для российских авиакомпаний по совершенствованию их маркетинговой деятельности на основе использования оптимальных технологий и инструментов цифрового маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Influence of Digital Marketing Technologies on Consumer Decision-Making when Choosing Russian Airlines

The article presents studies on the assessment of the impact of digital marketing technologies on consumer decision-making by customers when choosing airlines. Given the modern individualization of consumer demands, in the world are growing trends that require new approaches to marketing management. The introduction of digital technologies in the marketing activities of airlines sharpens the competition for the consumer and promotes the active use of digital marketing. The study conducted an assessment of consumer preferences at each stage of decision making when choosing an airline, presented a model of consumer behavior that takes into account the specifics of content perception at each stage of decision making when choosing airlines and developed recommendations for Russian airlines to improve their marketing activities using optimal technology and digital marketing tools.

Текст научной работы на тему «Особенности влияния технологий цифрового маркетинга на принятие потребительских решений при выборе российских авиакомпаний»

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЦИФРОВОГО МАРКЕТИНГА НА ПРИНЯТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ ВЫБОРЕ РОССИЙСКИХ АВИАКОМПАНИЙ

Виничук Оксана Юрьевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, коммерции и логистики, Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ); 690922, г. Владивосток, остров Русский, бухта Аякс 10, корпус в (22) kv23@list.ru

В статье представлены исследования по оценке влияния технологий цифрового маркетинга на принятие потребительских решений клиентами при выборе авиакомпаний. Учитывая современную индивидуализацию запросов потребителей, в мире нарастают тенденции, требующие новых подходов в управлении маркетингом. Внедрение цифровых технологий в маркетинговую деятельность авиакомпаний обостряет конкурентную борьбу за потребителя и способствует активному использованию цифрового маркетинга. В работе проведено исследование по оценке предпочтений потребителей на каждом этапе принятия решения при выборе авиакомпании, представлена модель поведения потребителей, которая учитывает специфику восприятия контента на каждом этапе принятия решений при выборе авиакомпаний, и разработаны рекомендации для российских авиакомпаний по совершенствованию их маркетинговой деятельности на основе использования оптимальных технологий и инструментов цифрового маркетинга.

Ключевые слова: модель поведения потребителей; цифровой маркетинг; БММ; БЕО-оптимизация; етаП-рассылки; контекстная реклама; баннерная реклама; вирусная реклама; таргетинг; авиакомпании; авиа-приложения.

В настоящее время исследователи придерживаются различных подходов к определению понятия цифрового маркетинга. Обобщив существующие тенденции, цифровой маркетинг можно определить как комплекс методов маркетинга, в основе которого лежит использование современных информационно-коммуникационных технологий для продвижения продуктов и услуг, достижения целей маркетинга, удовлетворения потребностей потребителей, привлечения новых и удержания старых клиентов [1]. Необходимо отметить, что к основным технологиям цифрового маркетинга можно отнести: сегментацию, маркетинг влияния, анализ поведения пользователей, коллаборацию, ремаркетинг и рекламу в играх, которые классифицируются:

♦ по направленности: на компании и на потребителя;

♦ по целям использования: продвижение, исследование, взаимодействие с потребителем.

Перечисленные технологии реализуются на практике посредством инструментов цифрового маркетинга, которые в свою очередь позволяют компаниям взаимодействовать с аудиторией в онлайн- и офлайн-простран-ствах. На основе теоретических исследований было выявлено, что на поведение потребителей на всех этапах принятия потребительских решений могут оказывать влияние практически все инструменты цифрового маркетинга, к которым относят: вММ, вЕО оптимизацию, е-мейл-рассылки, контекстную, баннерную, вирус-

ную рекламы, таргетинг и т.д. Но это влияние может иметь определенную специфику в зависимости от структуры рынка и особенностей потребностей самих потребителей [2].

В настоящее время на российском рынке пассажирских авиаперевозок осуществляет свою деятельность ряд российских и зарубежных авиакомпаний. Из них, по данным за 2018 год*, выделим пять основных: ПАО «Аэрофлот», ОАО «Аврора», ПАО S7 Airlines, ОАО «Уральские авиалинии», ПАО Utair (табл. 1).

Таблица 1

Крупнейшие авиакомпании, действующие на российском рынке, 2018 г.

Авиакомпания Количество перевезенных пассажиров, млн чел. Размер флота, ед. Количество пунктов назначения, ед.

ПАО «Аэрофлот» 35,8 247 137

ПАО S7 Airlines 11,6 94 205

АО «Россия» 11,1 64 121

ОАО «Уральские авиалинии» 9 47 55

ПАО Utair 7,7 74 64

* Авиационный сайт Дальнего Востока [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://aviakhv.ru/uralairlines.

По результатам проведенного в работе исследования можно выделить предпочтения респондентов при выборе авиакомпании (рис. 1).

Из данных рисунка 1 следует, что большинство респондентов (64,3%) отдают предпочтение авиакомпании ПАО «Аэрофлот», 23,4% респондентов предпочитают авиакомпанию S7Airlines. Одной из причин такого значительного разрыва в предпочтении пассажиров могут служить особенности маркетинговой деятельности авиакомпаний.

По данным таблицы 2 видно, что количество пользователей, подписанных на страницы авиакомпании ПАО «Аэрофлот», превышает количество подписчиков ПАО Utair почти в 10 раз, у ПАО S7 Airlines подписчиков в пять раз больше, чем у ПАО Utair [3].

Следовательно, ПАО Utair стоит совершенствовать контент своих электронных страниц, ориентируясь на лидеров авиарынка: например, формировать информацию электронных страниц, основываясь на золотом правиле ведения контента, использовать различные его виды, проводить конкурсы, онлайн-исследования, опросы и т.д.

Учитывая то, что основными каналами коммуникации цифрового маркетинга являются Интернет и мобильные технологии, трендом развития отрасли цифровых технологий в маркетинговой деятельности авиакомпаний выступает разработка собственных мобильных авиа-приложений. В последнее время потребители предпочитают пользоваться мобильными устройствами при бронировании и покупке авиабилетов (53%),

веб-интерфейсом пользуется только 47%. Поэтому в геометрической прогрессии растет спрос на разноплановые мобильные приложения и сервисы (по итогам 2012 г. общее число загруженных приложений составило 57,33 миллиарда, эта цифра постоянно увеличивалась и достигла 254 миллиардов скачиваний в 2018 г.).

Для проведения исследования оценки влияния технологий цифрового маркетинга на принятие потребительских решений клиентами при выборе авиакомпаний был использован метод личного опроса на основе структурированной анкеты. Объем выборочной совокупности для данного исследования при уровне доверительной вероятности 95% и погрешность ± 5% составил 340 человек (из них 107 респондентов мужского пола, или 31,4%, и 233 респондентов женского пола, или 68,6% от общего количества опрашиваемых) [4].

На основе анализа данных исследования были сформулированы следующие гипотезы: Н1: На этапе поиска информации на потребителя оказывают влияние технологии 5£0-оптими-зации контента сайта авиакомпании.

Н2: 5ММ-технологии оказывают влияние на потребителя на этапе осознания потребности и этапе принятия решения о покупке.

Н3: На этапе оценки вариантов для потребителя важным фактором выступает контент сайта авиакомпании и 5ММ-технологии.

Результаты исследования позволили определить предпочтения респондентов относительно использования инструментов цифрового маркетинга на всех этапах принятия потребительских решений (табл. 3).

На основе данных таблицы 3 видно, что на этапах осознания потребности, принятия решения

ОАО «Уральские

авиалинии

ПАО «Utair» 1,3%

АО «Россия» 5,5%

ПАО «Аэрофлот» 64,3%

Рис.1 Предпочтения респондентов относительно выбора авиакомпаний,

представленных на российском рынке пассажирских авиаперевозок, 2018 г.,

%

Таблица 2

Количество пользователей, подписанных на страницы авиакомпаний в социальных сетях, 2018 г., тыс. чел.

Авиакомпании ВКонтакте Instagram Facebook

ПАО «Аэрофлот » 525,2 491 204

ПАО S7 Airlines 191,7 227 163

АО «Россия» 17,1 64,5 5,6

ОАО «Уральские авиалинии» 40,3 58 15,6

ПАО Utair 45,3 42,3 30

Таблица 3

Результаты анализа ответов респондентов на вопрос «Укажите, какими инструментами digital маркетинга Вы предпочитаете пользоваться на каждом этапе принятия решений при выборе авиакомпании», 2019 г., балл

Инструменты digital маркетинга \ этапы принятия решений Осознание потребности Поиск информации Оценка вариантов Решение о покупке Потребление Реакция на покупку Освобождение

SMM 5,8 4,8 5,4 5,2 2,4 4,6 4,2

SEO-оптимизация 4,4 6,2 5,8 3,6 2,4 2,0 2,1

Контекстная реклама 3,0 1,5 1,4 1,8 1,0 1,0 1,0

Баннерная реклама 2,7 1,4 1,3 2,1 1,1 1,0 1,0

Таргетинг 3,2 2,4 1,1 1,2 1,0 1,0 1,0

Вирусная реклама 4,6 4,2 3,8 3,6 2,6 2,2 3,8

Нативная реклама 3,5 4,0 4,1 3,2 2,0 1,8 1,6

Реклама в мобильных приложениях 1,0 1,0 1,0 1,1 1,0 1,0 1,0

Email 2,3 1,1 1,0 2,7 1,0 1,0 1,0

Телевизионная реклама 4,0 2,2 2,3 2,4 1,2 1,0 1,0

Радио реклама 1,6 1,0 1,0 1,3 1,0 1,0 1,0

QR-коды 1,0 2,6 1,3 1,0 1,0 1,0 1,0

СМС-оповещения 4,6 1,0 1,0 2,5 1,0 1,0 1,0

о покупке, реакции на покупку и освобождения респонденты предпочитают использовать вММ-технологии (5,8), поиска информации и оценки вариантов — вЕО-оптимизацией (6,2), на этапе потребления — вирусной рекламой (2,6). Стоит отметить, что вММ менее предпочтительны на этапе потребления (2,4), 5£О-оптимизаци-ей — на этапе реакции на покупку (2,0) и освобождения (2,1). Из этих же данных очевидно, что наименьшим предпочтением у потребителей пользуются: радиореклама, реклама в мобильных приложениях и ОЯ-коды, т.к. их средний бал не превышает 2,0. В свою очередь, респонденты предпочитают использовать технологии вММ на этапах осознания потребности, решения о покупке, реакции на покупку и освобождения; 5£О-опти-мизацию — на этапах поиска информации и оценки вариантов; вирусная реклама предпочтительна на этапе потребления. Из анализа данных следует, что большинству респондентов важно наличие сайта авиакомпании (36,5%), привлекательная реклама, содержащая

видео полетов (38,2%) и изображения воздушных судов (35%).

В работе проведено исследование по оценке влияния каждого инструмента цифрового маркетинга на каждом этапе принятия решений потребителями. Пример анализа влияния 5ММ-технологий приведен на рисунке 2.

Анализ данных рисунка 2 показал, что особое влияние исполь-

зование 5ММ-технологий оказывает на потребителя на этапах осознания потребности (5,3), решения о покупке (4,6), оценке вариантов (4,3), поиск информации (4,2). Наименьшее влияние вММ-технологии оказывают на потребителя на этапах потребления (4,1), реакции на покупку (3,7) и освобождения (2,9). Уровень удовлетворенности оказался ниже уровня важности на этапах решения

Освобождение

Реакция на покупку

Осознание потребности

с

Потребление

Решение о покупке

Оценка вариантов

Поиск информации

-Удовлетворенность

Рис. 2 Сравнительная диаграмма результатов анализа ответов респондентов на вопрос «Оцените важность и удовлетворенность использования БММ-технологии на каждом этапе принятия решения пи выборе авиакомпании» анкеты, 2019 г., балл

о покупке (3,5), потребления (3,2) и освобождения (2,5).

Значение влияния использования 5ММ-технологий на потребителя при осознании потребности и принятия решения о покупке подтверждается результатами следующих вопросов анкеты (рис. 3).

Из данных рисунка 3 следует, что 33,3% опрошенных отмечают влияние 5ММ-технологий на осознание потребности, 26,6% считают, что скорее влияет, 20,2% затрудняются ответить, 13,3% считают, что 5ММ-технологии скорее не влияют на осознание потребности и только 6,6% опрошенных твердо уверены в этом.

Также стоит отметить, что для 72,4% опрошенных важна возможность онлайн-покупки авиабилета на сайте или через мобильное приложение, для большинства важна возможность самостоятельного бронирования места в салоне (63,4%), 68,2% состоят в группах авиакомпаний, 52,6% опрошенных пользуются мобильными приложениями авиакомпаний, на окончательный выбор 38,1% респондентов влияет наличие дополнительных программных продуктов.

Анализируя данные исследования, видим, что наиболее важным для потребителя на этапе осознания потребности является: использование ЭММ (4,8), вирусная реклама (4,6), телевизионная реклама (4), нативная реклама (3,9), 5£0-оптимизация и таргетинг (3,7), СМС-оповещение (3,3), контекстная реклама (3,2). Однако стоит отметить, что уровень удовлетворенности использованием данных инструментов ниже уровня их важности: ЭММ — 4,5, вирусная реклама — 4,5, телевизионная

реклама — 3,3, нативная реклама — 2,9, таргетинг — 3,5, смс-опо-вещение — 2,2. Наименьшую важность представляют такие инструменты, как е-мейл (2,5), баннерная реклама (2,4) радиореклама (1,8), ОЯ-коды (1,7) и реклама в мобильных приложениях (1,5). Наглядно распределение ответов респондентов относительно важности и удовлетворенности использования инструментов цифрового маркетинга на этапе осознания потребности в приобретении услуг авиакомпаний представлено на рисунке 4.

В результате полученных данных все выдвинутые гипотезы были подтверждены:

1) 5ММ-технологии, 5£0-оптими-зация и вирусная реклама наиболее предпочтительные для потребителя инструменты цифрового маркетинга;

2) уровень удовлетворенности использования 5ММ-технологий ниже, чем степень их важности для потребителя;

3) большинство респондентов отмечает особое влияние 5ММ-тех-нологий на формирование потребности и решение о покупке;

4) пользователей больше привлекают отзывы клиентов и информационный контент, чем развлекательный.

На основе проведенного анализа результатов опроса было

Влияет Скорее влияет Затрудня юсь ответить Скорее не влияет Не влияет

33,;

5,0% 10,0% 15,0% 20,0% 25,0

30,0% 35,0%

Рис. 3 Распределение мнений респондентов на вопрос «Оцените степень влияния SMM-технологий на формирование (осознание) потребности в услугах авиакомпаний» анкеты, 2019 г., %

SMM

Реклама в мобильных приложения

QR-коды

Радио реклама

Баннерная реклама

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Email

Контекстная реклама

Вирусная реклама

Телевизионная реклама

Нативная реклама

SEO-оптимизация

Таргетинг МС-оповещение

Важность

-Удовлетворенность

Рис. 4 Сравнительная диаграмма результатов анализа ответов респондентов на вопрос «Оцените важность и удовлетворенность использования инструментов digital маркетинга на этапе оценки альтернативных вариантов авиакомпаний» анкеты, 2019 г., балл

0,0%

выделено несколько основных целевых аудиторий. Это необходимо для дальнейшей разработки рекомендаций операторам рынка пассажирских авиаперевозок по совершенствованию использования технологий цифрового маркетинга в их деятельности. Классификация позволила определить характеристики данных сегментов по роду деятельности, уровню дохода, целям авиаперелетов, способу приобретения авиабилета, их предпочтения в использовании инструментов цифрового маркетинга на

всех этапах принятия потребительских решений (табл. 4).

Таким образом, проведенное исследование по оценке влияния технологий цифрового маркетинга на принятие потребительских решений при выборе авиакомпаний позволяет сделать следующие выводы:

1) основными целевыми сегментами услуг авиакомпаний выступают потребители в возрасте 19-25 лет и 26-45 лет;

2) наиболее предпочтительными инструментами цифрового

маркетинга на всех этапах принятия потребительских решений являются ЭММ-технологии, 5£С-оптимизация и вирусная реклама;

3) уровень оценки важности инструментов цифрового маркетинга и элементов контента электронных страниц авиакомпаний выше, чем уровень удовлетворенности их использованием;

4) учитывая характеристики основных целевых сегментов услуг авиакомпаний, можно разработать эффективные рекомендации

Таблица 4

Основные сегменты, выделенные в результате исследования влияния технологий digital маркетинга на принятие потребительских решений при выборе авиакомпании, 2019 г.

Критерии Сегмент №1 Сегмент №2

Род деятельности, % Рабочий, служащий 67,2 100,0

Учащийся 32,8 -

Уровень дохода, руб. 16 000 - 30 000 31 000 - 45 000

Цель авиаперелета, % Работа 76,4 50,7

Отдых 23,6 48,3

Способ покупки авиабилета, % Авиа-приложение 69,1 48,6

Сайт авиакомпании 28,2 45,2

Использование SMM-технологий на этапах принятия потребительских решений, балл Осознание потребности 5,6 4,8

Решение о покупке 5,8 3,6

Поиск информации 4,6 4,3

Оценки вариантов 4,8 5,1

Использование инструментов digital маркетинга на этапе оценки альтернативных вариантов, балл БММ- технологии 5,8 4,9

БЕО-оптимизации 5,5 4,6

Вирусная реклама 4,2 5,0

Наиболее важные элементы контента электронных страниц авиакомпаний, балл Информационный текст 5,5 5,7

Информация об акциях 5,8 5,6

Отзывы клиентов 5,7 4,8

Таблица 5

Модель потребительского поведения при выборе авиакомпаний, 2019 г.

Этапы принятия потребительского решения Критерии

Осознание потребности Причины: отдых - 73,8%, работа - 24,7%, переезд - 1,5% Влияние: БММ - 33,3%

Поиск информации Источники: БММ - 4,8 балла, БЕО - 6,2 балла, вирусная реклама - 4,2 балла

Оценка альтернативных вариантов Критерии: положительные отзывы - 46,8%, дополнительные программные продукты - 38,1%, возможность онлайн-покупки - 72,4%, возможность самостоятельного бронирования - 63,4%

Решение о покупке Влияние: БММ - 27,2% Место покупки: сайт авиакомпании - 46,5%, авиа-приложение - 27,4%, сайт-посредник -18,2%, авиа-кассы - 5,6%

Потребление Оцениваемые факторы: уровень обслуживания во время полета (расстояние между креслами -20,7%, работа личного телевизора, радио, наушников - 7,6%)

Реакция на покупку Освобождение Используемые инструменты: БММ - 4,6 балла (подписанные на электронные страницы авиакомпаний - 31,8%)

по совершенствованию использования технологий цифрового маркетинга в их деятельности.

Учитывая особенности рынка услуг авиаперевозок и требования современных потребителей, была составлена модель потребительского поведения при выборе авиакомпаний. На основании данной модели можно видеть, что наиболее активное использование инструментов цифрового маркетинга приходится на этапы поиска информации и решения о покупке (табл. 5).

Также стоит отметить, что, по результатам проведенного исследо-

вания, современные потребители испытывают доверие к мнению других пользователей. На основании этого разработаны рекомендации для российских авиакомпаний по совершенствованию их деятельности с использованием технологий цифрового маркетинга (табл. 6, 7).

Представленные рекомендации авиакомпаниям были разработаны на основе контент-анализа и проведенного исследования, в соответствии с запросами потребителей и факторами, влияющими на принятие потребительских решений при выборе авиакомпаний.

Таким образом, в современных условиях для эффективного развития российского рынка пассажирских авиаперевозок объективно необходимо использовать технологии цифрового маркетинга для продвижения услуг, формирования имиджа и репутации авиакомпании. Предложенные рекомендации по совершенствованию деятельности авиакомпаний с помощью технологий цифрового маркетинга действительно смогут повысить их конкурентоспособность, улучшить позиции на международном уровне, расширить контингент клиентов и повысить спрос на их услуги.

Таблица 6

Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности российских авиакомпаний с использованием

технологий digital маркетинга, 2019 г.

Рекомендации Содержание

1. Совершенствование контента электронных страниц - формировать информацию электронных страниц, основываясь на золотом правиле ведения контента; - использовать все виды контента; - проводить конкурсы, онлайн-исследования, опросы и т.д.

2. Разработка и внедрение чат-бота разработка нового программного продукта на основе востребованных социальных сетей и приложений для общения. Позволяет круглосуточно поддерживать связь с потребителем, экономить его время и упрощать поиск информации

3. Модернизация авиа-приложений внедрение дополнительных функций в мобильное приложение: - система BagJoumey; - расписание транспорта, рейтинг такси; - сервис «Meet&Seat»

4. Создание вирусной рекламы создание неформальных рекламных материалов, вызывающих эмоциональный отклик у потребителя, повышающий узнаваемость бренда авиакомпании

5. Повышать уровень комфорта и качества обслуживания пассажиров в местных аэропортах - оснащение аэропортов новым оборудованием досмотра пассажиров; - установка терминалов для самостоятельной печати посадочного талона с помощью QR-кода

6. Повышать уровень комфорта и качества обслуживания пассажиров во время полета - контроль работы личных радио, телевизоров, наушников; - обеспечение доступной сети Wifi в салоне

Таблица 7

Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности с использованием технологий digital маркетинга,

адаптированные к представленным авиакомпаниям, 2019 г.

Авиакомпании Мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности

ПАО «Аэрофлот » Внедрение чат-бота, модернизация мобильного приложения: внедрение услуги BagJourney, сервиса «Meet&Seat»

ПАО S7 Airlines Модернизация мобильного приложения: внедрение услуги BagJourney, сервиса «Meet&Seat»

АО «Россия» Разработка и внедрение мобильно авиа-приложения, повышение уровня комфорта и качества обслуживания пассажиров во время полета: услуга «Extra Space»

ОАО «Уральские авиалинии» Разработка и внедрение мобильно авиа-приложения, повышение уровня комфорта и качества обслуживания пассажиров во время полета: услуга «Extra Space»

ПАО Utair Совершенствование контента электронных страниц авиакомпании: использование различных видов контента, проведение акций, розыгрышей, онлайн-исследований, опросов и т.д.

ИСТОЧНИКИ

1. Алексеева О.А, Чумаченко Р.Г. Основные инструменты и перспективы развития digital маркетинга / Экономика, бизнес, инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции в 2 ч. — Ч. 1 — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». — 2018 — 274 с.

2. РамазановИ.А., Шальнова О.А., Швайко В.В. Поведение покупателей в эпоху глобальных рынков и инновационных технологий [Электронный ресурс] // Маркетинг в России и за рубежом. — 2017. — № 2. — С. 31—41. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=28825697.

3. СитниковаЯ.В., ЕрмошкинН.Д. Выбор мобильной платформы для мобильного авиа-приложения // Международный научно-исследовательский журнал. — 2018. — № 6 (72). — С. 60—62.

4. Виничук О.Ю., Филатова В.С. Влияние технологий digital маркетинга на принятие потребительских решений при выборе авиакомпаний. Магистерская диссертация по направлению подготовки 38.04.06 Торговое дело, магистерская программа «Стратегический маркетинг» г. Владивосток, ДВФУ, 2019. — 117 с.

Features of the Influence of Digital Marketing Technologies on Consumer Decision-Making when Choosing Russian Airlines

Vinichuk Oksana Yuryevna,

Ph.D., assistant professor of marketing, commerce and logistics, the Far Eastern Federal University (FENU); Russian island, bay Ajax 10, block G (22), Vladivostok, Russia, 690922 (кv23@list.ru)

The article presents studies on the assessment of the impact of digital marketing technologies on consumer decision-making by customers when choosing airlines. Given the modern individualization of consumer demands, in the world are growing trends that require new approaches to marketing management. The introduction of digital technologies in the marketing activities of airlines sharpens the competition for the consumer and promotes the active use of digital marketing. The study conducted an assessment of consumer preferences at each stage of decision making when choosing an airline, presented a model of consumer behavior that takes into account the specifics of content perception at each stage of decision making when choosing airlines and developed recommendations for Russian airlines to improve their marketing activities using optimal technology and digital marketing tools.

Keywords: consumer behavior model; digital marketing; SMM; SEO optimization; email distribution; contextual advertising; banner advertising; viral advertising; targeting; airlines; air applications.

REFERENCES

1. Alekseeva, O.A.; Chumachenko, R.G. (2018) Basic tools and development prospects of digital marketing [Electronic resource] Economy, business, innovations, collection of papers of International scientific-practical conference in 2 parts. Part 1. Penza: «Science and Education» Publ., 2018, 274 p.

2. Ramazanov, I.A.; Shalnova, O.A.; Shvayko, V.V. (2017) Consumer behavior in the era of global markets and innovative technologies [Electronic resource]. Marketing in Russia and abroad, 2017, No. 2, pp. 31—41. URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id=28825697.

3. Sitnikova, Ya.V.; Ermoshkin, N.D. (2018) Selection of a mobile platform for a mobile aviation application. International Research Journal, 2018, No. 6, pp. 60-62.

4. Vinichuk, O.Yu.; Filatova, V.S. (2019) The impact of digital marketing technologies on consumer decision-making when choosing airlines. Master's thesis in the direction of training 38.04.06 Trading, Master's program «Strategic Marketing» Vladivostok, FEFU, 2019, 117 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.