ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ АСИММЕТРИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Савченко Дмитрий Владимирович ФГБОУВПО РГСУ, г. Москва, Россия
Ключевые слова: индивидуальный профиль асимметрии, психические функции, дети младшего школьного возраста, право- и леворукость.
На протяжении долгого времени в качестве показателя, отражающего межполушарную асимметрию мозга, использовался показатель право - или ле-ворукости, т.е. предпочтение правой, левой руки или их равенство в двигательных актах. Наряду с моторной асимметрией рук внешним проявлением межпо-лушарной асимметрии являются различные сенсорные асимметрии. В этой связи, полное представление об индивидуальном характере распределения функций между левым и правым полушариями мозга дает оценка право-левых соотношений в основных анализаторных системах. Для обозначения совокупности данных соотношений используются такие термины, как индивидуальный профиль асимметрии, профиль функциональной сенсомоторной асимметрии, а также профиль латеральной организации функций[1].
Впервые об асимметрии головного мозга заговорили в 1836 году, после того, как сельский врач Марк Дакс смог установить взаимосвязь между поврежденным левым полушарием и потерей речи у 40 больных. Далее появились фундаментальные работы П. Брока, Дж. Джексона и К. Вернике, о новых явлениях в области функциональной межполушарной асимметрии. Однако настоящий прорыв в исследовании функциональной асимметрии головного мозга, был
достигнут Нобелевским лауреатом 1981 года - Роджером Сперри. Именно он, оперируя больных с тяжелыми приступами эпилепсии, установил, что каждое полушарие является ведущим в осуществлении определенных психических функций [2;4].
Исследования в области функциональной асимметрии полушарий головного мозга в последнее время преодолели значительное количество этапов, собрано большое количество теоретического и эмпирического материала. Однако, до сих пор, в литературе нет единого мнения о генезе правшества/левшества. Так, например, большинство авторов считают леворукость и праворукость наследственным признаком. В соответствии с этой точкой зрения, внешняя среда лишь способствует или препятствует развитию леворукости. Есть и сторонники противоположной точки зрения, которые признают преимущество внешней среды в происхождении леворукости и праворукости. Наконец, существует и такое мнение, согласно которому леворукость связана с патологическими процессами в мозге и во всех случаях отражает патологическое развитие или состояние нервной системы. Также данные представления подтверждаются преобладанием детей-левшей или детей с признаками левшества среди не успевающих по школьной программе обучения [1;3].
Вместе с тем, довольно часто, большинство педагогов, психологов школьных учреждений в своей работе не пытаются использовать показатели индивидуального профиля асимметрии психических функций детей, по которым можно понять особенности протекания ряда психических процессов [3]. А ведь индивидуальный профиль асимметрии психических функций является одной из важнейших характеристик функционального состояния центральной нервной системы, обеспечивая при этом наиболее сложные формы деятельности мозга.
w
В связи с этим, исследование индивидуального профиля асимметрии психических функций, представляется очень важным, в особенности у детей младшего школьного возраста. Например, известно, что для правополушарных детей с плохой академической успеваемостью, само по себе школьное обучение является серьезным источником стресса [2;5]. Поскольку обучение, в основном направленное на левополушарное мышление, конкуренцию, страх и отрицательные эмоции, неизбежно приводит к стрессу, который является психофизиологической реакцией организма на воздействие среды, выходящее за границы адаптивной нормы. В результате, хроническое влияние стресса грубо тормозит развитие мозга ребенка, вследствие чего возможно появление синдромов дефи-цитарности различных структур головного мозга, а это, в свою очередь, может проявиться во всевозможных нарушениях высших психических функций.
Список литературы:
1. Нейропсихология индивидуальных различий: учеб. Пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования/Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Е.В. Будыка и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - С.9-10.
2. Савченко Д.В. Проблема межполушарной асимметрии у детей с нарушением слуха // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 12 частях. 2015. С. 103-104.
3. Семенович А.В. Мозговая организация психических процессов у левшей. -М.: МГУ, 1991. -
4. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 288 с.
5. Хомская Е. Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 4-е издание. -СПб.: Питер, 2013. - 496 с.