Научная статья на тему 'Особенности влияния индивидуального профиля асимметрии психических функций на учебную деятельность младших школьников'

Особенности влияния индивидуального профиля асимметрии психических функций на учебную деятельность младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
227
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуальный профиль асимметрии / психические функции / дети младшего школьного возраста / правои леворукость
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савченко Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности влияния индивидуального профиля асимметрии психических функций на учебную деятельность младших школьников»

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ АСИММЕТРИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Савченко Дмитрий Владимирович ФГБОУВПО РГСУ, г. Москва, Россия

Ключевые слова: индивидуальный профиль асимметрии, психические функции, дети младшего школьного возраста, право- и леворукость.

На протяжении долгого времени в качестве показателя, отражающего межполушарную асимметрию мозга, использовался показатель право - или ле-ворукости, т.е. предпочтение правой, левой руки или их равенство в двигательных актах. Наряду с моторной асимметрией рук внешним проявлением межпо-лушарной асимметрии являются различные сенсорные асимметрии. В этой связи, полное представление об индивидуальном характере распределения функций между левым и правым полушариями мозга дает оценка право-левых соотношений в основных анализаторных системах. Для обозначения совокупности данных соотношений используются такие термины, как индивидуальный профиль асимметрии, профиль функциональной сенсомоторной асимметрии, а также профиль латеральной организации функций[1].

Впервые об асимметрии головного мозга заговорили в 1836 году, после того, как сельский врач Марк Дакс смог установить взаимосвязь между поврежденным левым полушарием и потерей речи у 40 больных. Далее появились фундаментальные работы П. Брока, Дж. Джексона и К. Вернике, о новых явлениях в области функциональной межполушарной асимметрии. Однако настоящий прорыв в исследовании функциональной асимметрии головного мозга, был

достигнут Нобелевским лауреатом 1981 года - Роджером Сперри. Именно он, оперируя больных с тяжелыми приступами эпилепсии, установил, что каждое полушарие является ведущим в осуществлении определенных психических функций [2;4].

Исследования в области функциональной асимметрии полушарий головного мозга в последнее время преодолели значительное количество этапов, собрано большое количество теоретического и эмпирического материала. Однако, до сих пор, в литературе нет единого мнения о генезе правшества/левшества. Так, например, большинство авторов считают леворукость и праворукость наследственным признаком. В соответствии с этой точкой зрения, внешняя среда лишь способствует или препятствует развитию леворукости. Есть и сторонники противоположной точки зрения, которые признают преимущество внешней среды в происхождении леворукости и праворукости. Наконец, существует и такое мнение, согласно которому леворукость связана с патологическими процессами в мозге и во всех случаях отражает патологическое развитие или состояние нервной системы. Также данные представления подтверждаются преобладанием детей-левшей или детей с признаками левшества среди не успевающих по школьной программе обучения [1;3].

Вместе с тем, довольно часто, большинство педагогов, психологов школьных учреждений в своей работе не пытаются использовать показатели индивидуального профиля асимметрии психических функций детей, по которым можно понять особенности протекания ряда психических процессов [3]. А ведь индивидуальный профиль асимметрии психических функций является одной из важнейших характеристик функционального состояния центральной нервной системы, обеспечивая при этом наиболее сложные формы деятельности мозга.

w

В связи с этим, исследование индивидуального профиля асимметрии психических функций, представляется очень важным, в особенности у детей младшего школьного возраста. Например, известно, что для правополушарных детей с плохой академической успеваемостью, само по себе школьное обучение является серьезным источником стресса [2;5]. Поскольку обучение, в основном направленное на левополушарное мышление, конкуренцию, страх и отрицательные эмоции, неизбежно приводит к стрессу, который является психофизиологической реакцией организма на воздействие среды, выходящее за границы адаптивной нормы. В результате, хроническое влияние стресса грубо тормозит развитие мозга ребенка, вследствие чего возможно появление синдромов дефи-цитарности различных структур головного мозга, а это, в свою очередь, может проявиться во всевозможных нарушениях высших психических функций.

Список литературы:

1. Нейропсихология индивидуальных различий: учеб. Пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования/Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Е.В. Будыка и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - С.9-10.

2. Савченко Д.В. Проблема межполушарной асимметрии у детей с нарушением слуха // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 12 частях. 2015. С. 103-104.

3. Семенович А.В. Мозговая организация психических процессов у левшей. -М.: МГУ, 1991. -

4. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 288 с.

5. Хомская Е. Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 4-е издание. -СПб.: Питер, 2013. - 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.