Научная статья на тему 'Особенности визуального контента в молодежном медиапроекте направления «Реклама и связи с общественностью»'

Особенности визуального контента в молодежном медиапроекте направления «Реклама и связи с общественностью» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
726
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНЫЕ КОНТЕНТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МЕДИАПРОЕКТ / УНИВЕРСИТЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / КОММУНИКАЦИЯ / ПРОДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Подобина Дарья Витальевна

В рамках данной статьи была обоснована необходимость разработки молодежного медиапроекта для продвижения образовательных услуг вуза, рассмотрены различные подходы современных ученых к методу проектирования, приведены определения понятий. Также в статье раскрыты особенности визуальных коммуникаций современного университета в сетевом электронном пространстве. На примере реализации медиапроекта для направления «Реклама и связи с общественностью» в Челябинском государственном университете приведены случаи удачного использования визуального контента, рассмотрены приемы создания объемных образов процесса обучения с помощью визуальных средств коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности визуального контента в молодежном медиапроекте направления «Реклама и связи с общественностью»»

УДК 070

ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА В МОЛОДЕЖНОМ МЕДИАПРОЕКТЕ НАПРАВЛЕНИЯ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

Д. В. Подобина

Челябинскийгосударственныйунжерситет, г. Челябинск

В рамках данной статьи была обоснована необходимость разработки молодежного медиапроекта для продвижения образовательных услуг вуза, рассмотрены различные подходы современных ученых к методу проектирования, приведены определения понятий. Также в статье раскрыты особенности визуальных коммуникаций современного университета в сетевом электронном пространстве. На примере реализации медиа-проекта для направления «Реклама и связи с общественностью» в Челябинском государственном университете приведены случаи удачного использования визуального контента, рассмотрены приемы создания объемных образов процесса обучения с помощью визуальных средств коммуникации.

Ключевые слова: визуальные контент, проектирование, медиаироект, университет, образовательные услуги, коммуникация, продвижение.

В сфере образования на сегодняшний день происходят серьезные изменения. Активно развивается рынок образовательных услуг, формируется конкурентная среда, меняются требования и ожидания аудитории. Все эти факторы говорят о том, что в этой сфере возникает необходимость разработки и реализации проектной деятельности для создания конкурентных преимуществ вуза.

Конкуренция, традиционно понимаемая как соперничество за индивидуальное превосходство, становится особым направлением деятельности университетов. В конкурентных условиях вузы прилагают больше усилий в сфере маркетинговых коммуникаций, задействуют внутренние ресурсы, пересматривают значение собственного бренда как фактора конкурентоспособности [5. С. 48]. Для того чтобы донести необходимую информацию до аудитории, вуз использует все возможные каналы коммуникации, которые выстраиваются в единую систему продвижения с помощью разработки медиапроекта. Под термином «медиапроектирование» следует понимать совместную проектную деятельность студентов и преподавателей, организованную на основе средств электронных медиа.

В связи с этим на данном этапе возникает вопрос: откуда абитуриенты и их родители получают информацию о вузе, и какие именно каналы необходимо задействовать?

Сегодня ни для кого не секрет, что самый большой объем информации мы получаем из интернета. По результатам опроса фонда «Общественное мнение» в 2016 году, 59 % респондентов в возрасте от 18 до 22 лет чаще всего используют социальные сети для получения необходимой информации [6. С. 1]. Эти данные подтверждают необходимость использования интернет-представительства вуза для продвижения образовательных услуг. Именно поэтому позиционирование образовательного учреждения в социальных сетях становится наиболее эффективным каналом коммуникации с будущими абитуриентами вуза.

Анализ различных подходов к исследованию метода проектирования дает основания рассматривать проектную деятельность как совокупность инструментов продвижения,

которые организация использует с намерением вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевой аудитории. В образовании этим целям может служить медиапроект. Сама же проектная деятельность предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующих технологий, которые можно унифицировать, освоить и усовершенствовать [2. С. 1].

Многие вузы уже занимаются работой по формированию стратегии продвижения и тактики маркетинговой и коммуникационной деятельности. Успешным ресурсом развития в этой сфере становится профессиональный и продуманный подход к позиционированию учреждения на рынке. При этом учреждение должно иметь четкое видение перспектив развития и качественно организованный коммуникативный процесс вуза с аудиторией.

В том случае, если в университете уже существует платформа для работы с аудиторией, то на первый план выходит вопрос о представлении и визуализации информации, распространяемой через имеющиеся каналы коммуникации. Опубликованные сообщения в социальных сетях формируют и транслируют во внешнюю коммуникационную среду смысловую информацию, и, исходя из того, что информация должна быть индивидуальна и нести в себе уникальные особенности образовательного учреждения, важным аспектом является ее визуальное представление.

По подсчетам исследователей, 69 % информации, считываемой с экрана компьютера, приходится на визуальную коммуникацию. Эти проценты отражают существующие в реальном процессе коммуникации закономерности. Согласно научным исследованиям Ф. И. Шаркова, большая часть полученной информации поступает именно посредством визуальной коммуникации. Зрение помогает коммуникатору включить в действие механизм идентификации объектов окружающей действительности [8. С. 240]. В таком случае, это позволяет говорить о наличии неких отличительных визуальных средств - знаков и символов, которые обеспечивают узнаваемость. Другими словами, при формировании имиджа вуза используются различные культурные коды, с помощью которых происходит взаимодействие с целевыми группами. Цвет, форма, сочетание знаков - все это инструменты конструирования визуального контента.

Н. К. Моисеева в своих научных трудах, рассматривает восемь компонентов создания уникального представления информации для общественности. В одном из которых раскрывается важность визуального контента при формировании положительного образа вуза. Н. К. Моисеева пишет, что визуальный имидж организации - это представления аудитории об организации, основанные на зрительных ощущениях, фиксирующих информацию об интерьере корпусов, лекционных аудиториях, фирменной символике организации [4. С. 113]. При этом, фирменный стиль должен являться главной составляющей публикуемой информации и основой для создании внутреннего и личного имиджа образовательного учреждения. К визуальному имиджу можно отнести и интернет-представительство, когда вуз позиционирует себя с помощью групп в социальных сетях, официального сайта или медиапортала.

Фирменный стиль, создаваемый в сознание людей с помощью представления визуального контента, должен кардинально отличаться от других своей структурой, символикой и новаторством [3. С. 35]. Стоит добавить, что при практически идентичных качествах услуг конкурентная борьба ведется не столько между видами услуг, сколько между их формами представления и визуализацией информации. Система идентификации вуза является хорошим способом продвижения образовательных услуг, а значит, визуальные составляющие имиджа вуза позволяют создавать благоприятный имидж вуза в глазах абитуриентов и их родителей.

Визуализация контента - это возможность предоставить широкий спектр информации и снять лишние вопросы. Визуальные символы сразу приковывают к себе внимание, и

даже если человек не прочитал текстовое сообщение, то на изображение, скорей всего, обратит внимание. Таким образом, с помощью визуального контента информационное сообщение дойдет до адресата.

Как справедливо отмечает И. В. Алешина, информационный посыл должен быстро завладевать вниманием посетителя, потому что конкурирующие за внимание объекты находятся на расстоянии щелчка мыши [1. С. 152]. В этот момент именно сконструированный визуальный образ выступает единственной реальностью для электронной общественности. А его информационная поддержка и продвижение идентифицируют университет в глобальной сети в ситуации острой конкуренции на рынке образовательных услуг и научно-технических открытий

Характер визуальных коммуникаций определяется степенью его привлекательности для аудитории, которая по словам Н. С. Флинта и Г. А. Окушова складывается из ряда факторов:

- графические визуальные коммуникации;

- уникальный контент интернет-представительства университета;

- архитектура сайта университета и его навигация [7. С. 230].

Графические визуальные коммуникации на официальных профилях университета транслируют его имидж, способствуют узнаваемости бренда среди общественности, при помощи представления главного визуального компонента - логотипа, а также корпоративных цветов создают единое графическое пространство. Оптимальное использование основных, удачно подобранных цветов дизайна определяет его конкурентное преимущество.

Графические элементы могут также использоваться для разделения информации по целевым аудиториям и выделения разных информационных блоков сайта или группы, среди которых наиболее важными в представлении современного университета в пространстве интернета являются образование и научная деятельность. При этом дополнительное значение имеет визуальное подкрепление информационного сообщения, используемое на сайте, оно должно быть релевантным и подкрепляющим содержательное значение публикуемого материала.

Рассмотрим особенности визуального контента в рамках молодежного медиапроекта по продвижению направления «Реклама и связи с общественностью» в Челябинском государственном университете (ЧелГУ). Не смотря на то, что ЧелГУ является старейшим вузом и обладает ярко выраженным брендом, образовательное учреждение систематически поддерживает лояльность аудитории с помощью использования различных каналов коммуникации.

В настоящее время для продвижения образовательных услуг вуз использует различные платформы, в том числе активно позиционирует себя через социальные сети. На факультете «Журналистика» очень грамотно выстроен процесс создания положительного образа вуза на современном рынке образовательных услуг. Большим плюсом является тот факт, что активную позицию при этом занимают студенты факультета. С первого курса в рамках занятий они задействованы в проектной деятельности, при этом студенты приобретают базовые знания по продвижению образовательных услуг, знакомятся с основными понятиями, получают представление о технологиях брэндинга в сфере образования, изучают структуру интегрированных коммуникаций.

Процесс работы направлен на осведомление аудитории о наполнении учебных занятий и увеличение интереса к образовательным услугам университета, особое внимание уделяется созданию и использованию информационных поводов. Координируют деятельность специальные отделы, сформированные из преподавателей и студенческих активов. Они занимаются вопросами развития и продвижения образовательных услуг.

Именно поэтому, в тот момент, когда на факультете «Журналистика» было открыто новое направление обучения «Реклама и связи с общественностью», возникла необхо-

димость продвижения данной специальности, с целью привлечения абитуриентов на факультет, а также включения студентов новой специальности во все медиапроцессы вуза.

В рамках молодежного медиапроекта по продвижению специальности «Реклама и связи с общественностью» студенты-рекламисты включились в работу по освещению своей учебной деятельности на уже существующих коммуникационных площадках вуза: группа в «Вконтакте», медиапортал факультета и официальный сайт вуза. Перед каждой публикацией студенты подготавливали не только текстовый материал, но и прорабатывали визуальное представление новости.

На каждое изображения был помещен логотип факультета, который выполнен в фирменных цветах образовательного учреждения, но при этом имеет индивидуальный знак факультета журналистики. Дополнительно на изображении использовалась графа «новости», а также был размещен заголовок текста. Данная тенденция обеспечивает создание единого стилистического пространства и способствует привлечению внимания подписчиков к группе «Журфак ЧелГУ», и соответственно, к деятельности направления «Реклама и связи с общественностью».

Обращаясь к изображению (Рисунок 1), мы видим, что студенты на фотографии улыбаются и держат в руках зачетки. Таким образом, благодаря визуализации контента подписчики при прокручивании новостей в ленте, даже не читая весь материал, могут понять, о чем будет идти речь в тексте.

Рис. 1. Пример визуального контента текстового материала для социальных сетей.

В официальной группе факультета мы также использовали возможность визуального языка посредством подкрепления публикуемых материалов образами, изображениями и другими важными составляющими элементами. Возможности использования данных элементов позволили образовать единое визуальное пространство видеосюжета. К примеру, новогоднее поздравление подписчики группы могли идентифицировать по превью ролика, на котором корреспондент находился на фоне новогодней елки, в холле факультета журналистики. По количеству просмотров данного ролика мы можем говорить о том,

что он вызвал интерес у подписчиков, так как его посмотрели 600 человек, что составляет половину от общего количества подписчиков группы.

Рис. 2. Превью новогоднего видео поздравления студентов-рекламистов

Визуальное сопровождение текстового контента релевантно специфике представляемой информации, что улучшает качество работы с пользователями. Исходя из этого, в визуальном представлении материала мы использовали манипуляционный прием «интрига». Во время подготовки студентов к профессиональному конкурсу рекламы «Puzzle» мы опубликовали сообщение об этом в группе «Журфак ЧелГУ», добавив к тексту фотографию участников, на которой они гладили собаку. Мы предупредили подписчиков, что визуальный контент фотографии прокомментируем позже, создав таким образом интригу и вызвав интерес среди подписчиков (Рисунок 3). Таким образом, мы создали информационный повод для последующего размещения конкурсного ролика, связав его с предыдущим постом.

Рис. 3. Визуальный контент с использованием интриги

Данный пример доказывает, что благодаря грамотно выстроенным визуальным коммуникациям группа «Журфак ЧелГУ» в социальных сетях в «Вконтакте» является эффективным интернет-представительством университета. Грамотно выстроенная система работы в рамках молодежного проекта позволяет создать чувство близкой реальности, оставляя в сознании абитуриентов, их родителей, а также самих студентов вуза объемные образы происходящих на факультете событий. Исходя из этого, можно также сделать вывод о том, что для формирования бренда образовательного учреждения необходимо использовать различные коммуникационные технологии, объединяя их в систему продуманных стратегически выстроенных действий.

Таким образом, проектная деятельность в условиях модернизирующегося социума является показателем инновационного качества образования, способствует формированию профессиональной субъектности участников образовательного процесса, становится сильнейшим стимулом развития его познавательных интересов и перспективным ориентиром в выборе жизненных стратегий.

Список литературы

1. Алешина, И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров : учебник [Текст] / И. В. Алешина. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003. - 205 с.

2. Антоненко, С. В. Социальные сети в России сегодня: цифры, тренды, прогнозы [Электронный ресурс] / С. В. Антоненко // Cossa. - URL: http://www.cossa.ru/155/31973/.

3. Кокуш, М. Ю. Логотип как компонент фирменного стиля предвыборной кампании [Текст] / М. Ю. Кокуш II Власть. - Москва, 2011,- С. 34-37.

4. Петрухина, М. Ю. Проектная деятельность как средство совершенствования профессиональных компетенций студентов СПО [Текст] / М. Ю. Петрухина II Культура. Духовность. Общество. - Новосибирск, 2016. - С. 113-116.

5. Прохоров, А. В. Современные технологии продвижения образовательных услуг [Текст] / А. В. Прохоров, Е. П. Семишова II Вестник ТГУ - Тамбов, 2014. - С. 47-51.

6. Опрос молодежи: источники информации [Электронный ресурс] / Фонд «Общественное мнение» II Социальное предпринимательство в России. - URL: http://fom.ru/ posts/12873-,

7. Флинта, Н. С. Визуальные коммуникации университета в глобальной сети: структура и содержание коммуникационного интернет-аудита [Текст] / Н. С. Флинта, Г. А. Окушова II Визуальные коммуникации в новых медиа: эффекты, возможности, риски. - Томск, 2014. - С. 227-231.

8. Шарков, Ф. И. Визуализация медиапространства средствами коммуникации [Текст] / Ф. И. Шарков II Материалы конференций «Connect-Universum». - Томск, 2015. -С. 232-242.

FEATURES OF VISUAL CONTENT IN YOUTH MEDIA PROJECT DIRECTIONS «ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS»

D. V. Podobina

ChelyabinskState University, Chelyabinsk,podobina-94@mail.ru

This article reasons the urgency of the development of the youth media project in thefield of promotion of educational services of the University, describes the various approaches of modern scholars to the method of design and provides all necessary definitions. Also the article reveals the features of visual communication of modern University in the online space. In

the example implementation of the media project for the direction «Advertising and public relations» in Chelyabinsk State University the articlepresents cases of successful use of visual content, describes the creation of three-dimensional images of the learning process using means of1visual communication.

Keywords: visual content, the designing, media project, University, educational services, communication, promotion.

References

1. Aleshina, I. V. (2003) Pablik Rilejshnz dlya menedzherov: uchebnik [=Public Relations for managers: a tutorial], Moscow, 205 p. (In Russ.).

2. Antonenko, S. V. Social'nye seti vRossii segodnya: cifry, trendy, prognozy [=Social networks in Russia today: figures, trends, forecasts], in: Cossa [=Cossa], available at: http://www. cossa.ru/155/31973/, accessed 10.03.2017. (InRuss.).

3. Kokush, M. Yu. (2011) Logotip как komponent firmennogo stilya predvybornoj kampa-nii [=Logo as a component of the corporate style of the election campaign], in: Vlast' ^Governance], Moscow, pp. 34-37. (In Russ.).

4. Petruhina, M. Yu. (2016) Proektnaya deyatel'nost' как sredstvo sovershenstvovaniya professional'nyh kompetencij studentov SPO [=Project activity as a means of improving the professional competences of students SPO], in: Kul'tura. Duhovnost'. Obshchestvo [=Culture. Spirituality. Society],Novosibirsk, pp. 113-116. (InRuss.).

5. Prohorov, A. V. (2014) Sovremennye tekhnologii prodvizheniya obrazovatel'nyh uslug [=Modern technologies of promotion of educational services], in: Vestnik TGU [=Bulletin of TGU], Tambov, pp. 47-51. (In Russ.).

6. Fond «Obshchestvennoe mnenie» (2016) Opros molodezhi: istochniki informacii [=Youth survey: sources of information], in: Social'noe predprinimatel'stvo v Rossii [=Social entrepre-neurship in Russia], available at: http://fom.ru/posts/12873-, accessed 05.04.2017. (In Russ.).

7. Flinta, N. S. (2014) Vizual'nye kommunikacii universiteta v global'noj seti: struktura i soderzhanie kommunikacionnogo internet-audita [=Visual communications of the university in the global network: the structure and content of the Internet communication audit], in: Vizual'nye kommunikacii v novyh media: ehffekty, vozmozhnosti, riski [=Visual communications in new media: effects, opportunities, risks], Tomsk, pp. 227-231. (In Russ.).

8. Sharkov, F. I. (2015) Vizualizaciya mediaprostranstva sredstvami kommunikacii ^Visualization of media space by means of communication], in.Materialy konferencij «Connect-Uni-versum» [=Materials of Conferences «Connect-Universum»], Tomsk, pp. 232-242. (In Russ.).

Подобина Дарья Витальевна - магистрант кафедры теории массовых коммуникаций факультета журналистики, Челябинский государственный университет.

podobina-94@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.