Научная статья на тему 'Особенности вербализации концепта "язык" посредством метафор цвета в языковой картине мира В. Фон Гумбольдта'

Особенности вербализации концепта "язык" посредством метафор цвета в языковой картине мира В. Фон Гумбольдта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
215
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
METAPHOR / METAPHORIZATION / HUMBOLDT / METAPHOR OF COLOR / LANGUAGE / SPIRIT / CONCEPT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жуйкова Оксана Владиславовна

Изучаются особенности метафоризации концепта «язык» в философском дискурсе В. фон Гумбольдта посредством метафоры цвета. Рассматривается когнитивная структура метафорической модели «цвет языка». Выявляются концептуальные признаки концепта «язык». Исследование доказывает высокую степень метафоричности языковой картины мира Гумбольдта в целом. Среди метафорических моделей, вербализующих концепт «язык», выделены такие, как «физиологическая», «фитоморфная», «световая», «артефактная», «физическая» и др. Онтология языка выявляется в корреляции с духом, образом мысли, нацией. Основной признак языка, репрезентированный посредством метафоры цвета индивидуальность. Метафора цвета актуализирует рефлективную функцию языка, а также выразительную функцию духа. Метафора цвета у Гумбольдта отражает градацию языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of verbalizing the concept “language” through the metaphors of color in humboldt’s language picture of the world

The article is devoted to the study of characteristics of the concept “languagemetaphorization in the philosophical discourse of W. von Humboldt, through the metaphor of color. The cognitive structure of the metaphorical model “color of language” is examined. The conceptual features of the conceptlanguage” are identified. The study demonstrates a high degree of metaphoricity in Humboldt’s language picture of the world as a whole. “physiological”, “phitomorphical”, “light”, “artifact”, “physical”, etc are highlighted among the metaphorical models verbalizing the conceptlanguage”. The ontology of the language is detected in correlation with the spirit, the way of thinking, and the nation. Personality is the main feature of the language, represented by metaphors of colors. The metaphor of color actualizes the reflective function of language and the expressive function of the spirit. Humboldt’s metaphor of color reflects the gradation of languages.

Текст научной работы на тему «Особенности вербализации концепта "язык" посредством метафор цвета в языковой картине мира В. Фон Гумбольдта»

УДК 803.0

DOI 10.25513/2413-6182.2017.4.90-96

ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «ЯЗЫК» ПОСРЕДСТВОМ МЕТАФОР ЦВЕТА В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА В. фон ГУМБОЛЬДТА

О.В. Жуйкова

Воронежский государственный технический университет (Воронеж, Россия)

Аннотация: Изучаются особенности метафоризации концепта «язык» в философском дискурсе В. фон Гумбольдта посредством метафоры цвета. Рассматривается когнитивная структура метафорической модели «цвет языка». Выявляются концептуальные признаки концепта «язык». Исследование доказывает высокую степень метафоричности языковой картины мира Гумбольдта в целом. Среди метафорических моделей, вербализующих концепт «язык», выделены такие, как «физиологическая», «фитоморфная», «световая», «ар-тефактная», «физическая» и др. Онтология языка выявляется в корреляции с духом, образом мысли, нацией. Основной признак языка, репрезентированный посредством метафоры цвета - индивидуальность. Метафора цвета актуализирует рефлективную функцию языка, а также выразительную функцию духа. Метафора цвета у Гумбольдта отражает градацию языков.

Ключевые слова: метафора, метафоризация, Гумбольдт, метафора цвета, язык, дух, концепт.

Для цитирования:

Жуйкова О.В. Особенности вербализации концепта «язык» посредством метафор цвета в языковой картине мира В. фон Гумбольдта // Коммуникативные исследования. 2017. № 4 (14). С. 90-96. DOI: 10.25513/24136182.2017.4.90-96.

Сведения об авторе:

Жуйкова Оксана Владиславовна, аспирант

Контактная информация:

Почтовый адрес: 394006, Россия, Воронеж, ул. 20 лет Октября, 84 E-mail: [email protected]

Дата поступления статьи: 29.06.2017

© О.В. Жуйкова, 2017

Проблема определения сущности метафоры и ее роли в языке всегда находилась в центре внимания как зарубежных, так и отечественных лингвистов (см.: [Телия 1988; Маккормак 1990; Арутюнова 1999; Лакофф, Джонсон 2004]]. Так, Дж. Лакофф и М. Джонсон считают метафору важнейшим инструментом познания и хранения информации о внешнем мире, играющим значительную роль в структурировании и вербализации ментальных пространств [Лакофф, Джонсон 2004: 27]. В.Н. Телия определяет метафору как «способ создания новых концептов с использованием знаков, уже имеющихся в данной семиотической системе. Понять метафору -значит разгадать, какие из свойств обозначаемого объекта выделяются в ней и как они поддерживаются за счет ассоциативного комплекса, имплицируемого основным и вспомогательным объектами метафоры» [Телия 1988: 48].

Предметом нашего исследования является метафоризация концепта «язык» в языковой картине мира В. фон Гумбольдта. Как отмечают А.Н. Баранов и Ю.Н. Караулов, «метафоризация - это специфические операции над знаниями, часто приводящие к изменению онтологического статуса знания (неизвестное становится известным, а известное совершенно новым и т. п.]» [Баранов, Караулов 1991: 185].

Существует множество типологий метафор разных авторов. Мы в данном исследовании придерживаемся типологии Дж. Лакоффа и относим выделенную нами физическую метафору Farbe к онтологической. Онтологическая метафора выделяет преобладающий тип сходства - по онтологии сущностей, по сходству сенсорного их восприятия, по близости эмотивно-оценочного эффекта, нередко сочетающихся воедино в том или ином соотношении. Онтологические метафоры глубоко коренятся в языке и культуре [Лакофф, Джонсон 2004: 54-56], следовательно, они передают национальную специфику восприятия. Истоки онтологических метафор лежат в систематических корреляциях между явлениями, зафиксированными в опыте носителя языка и культуры.

Гумбольдт репрезентирует посредством физической метафоры концепт «язык». Вслед за Е.С. Кубряковой мы определяем концепт как «оперативную единицу памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, квант знания. Самые важные концепты выражены в языке» [КСКТ: 90-92].

Изучение языковой категоризации ключевых концептов посредством физической метафоры в философском дискурсе Гумбольдта осуществляется на материале его главного труда «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества» (Über die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues und ihren Einfluss auf die geistige Entwicklung des Menschengeschlechts, 1836].

По данным нашего исследования, философский дискурс Гумбольдта, отличающийся высокой метафоричностью, содержит большое много-

образие самых различных типов метафор (физиологические, фитоморф-ные, световые, артефактные и др.], что рассматривалось в наших статьях [Жуйкова 2016; Жуйкова, Фомина 2015, 2016].

При проведении анализа эмпирического материала использовались методы наблюдения, концептуального и семантико-когнитивного анализа физической метафоры и др.

Продуктивной в аспекте образования физических метафор, вербализующих концепт «язык» в философской картине мира Гумбольдта, является лексема Farbe (цвет]. Каузаторами возникновения цвета языка, по мнению Гумбольдта, являются: дух, образ мысли народа, нация. Исходя из данного утверждения Гумбольдта, мы выделили фреймы, обусловливающие окраску (содержание] языка:

1. ДУХ ^ ДЕТЕРМИНАНТА ЦВЕТА.

Физическая метафора позволяет эксплицировать наиболее значимые, с точки зрения Гумбольдта, экзистенциональные признаки духа. Так, приведенное ниже высказывание Гумбольдта отражает выразительную функцию духа:

Das Werkzeug ist vorhanden und es fällt nun dem Geiste anheim, es zu gebrauchen und sich hineinzubauen. Dies geschieht in der That und durch die verschiedene Weise, wie er sich durch dasselbe ausspricht, empfängt die Sprache Farbe und Charakter. / И вот в соответствии с индивидуальной неповторимостью того способа, каким дух выражает себя через язык, последний получает окраску и характер.

Взаимоотношения языка и духа являются одной из центральных проблем в философии Гумбольдта. Между языком и духом существует неразрывная онтологическая взаимосвязь: дух выражает себя в языке. Метафора «Дух - цвет» репрезентирует первичность и доминирование духа. Язык является посредником между духом и человеком, выполняя эту функцию, становится индивидуальным и получает особую окраску.

В данном примере представлены следующие базовые признаки концепта «язык»:

а] ЯЗЫК - посредник;

б] ЯЗЫК - индивидуальность.

2. ОБРАЗ МЫСЛИ НАРОДА ^ ДЕТЕРМИНАНТА ЦВЕТА.

Гумбольдт обращается также к метафоре цвета, позволяющей отразить взаимоотношения ЯЗЫКА и МЫСЛИ НАРОДА:

Die Denk- und Sinnesart eines Volkes, durch welche, wie ich eben sagte, seine Sprache Farbe und Charakter erhält, wirkt schon von den ersten Anfängen auf dieselbe ein. / Образ мысли и мироощущение народа, придающие, как я только что сказал, окраску и характер его языку, с самого начала воздействуют на этот последний.

Мысль народа реализуется в его языке, и только мироощущение народа формирует его характер. Язык не может существовать вне обще-

ства, вне народа. «Таким образом, один из самых спорных тезисов Гумбольдта "Язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык, и трудно себе представить себе что-либо более тождественное", можно трактовать и иначе: "Язык народа находит свое воплощение в образе мыслей народа..."» [Иванова 2006: 40].

К концептуальным признакам языка, актуализированным в данном примере, относятся:

а] ЯЗЫК - индивидуальность;

б] ЯЗЫК - ментальная сущность.

3. НАЦИЯ ^ ДЕТЕРМИНАНТА ЦВЕТА.

Гумбольдт рассматривает корреляцию нации и языка как двустороннее взаимодействие, что репрезентируется в следующей метафорической модели:

Indem diese die allgemeinen Bedeutungen der Wörter immer auf dieselbe individuelle Weise aufnimmt und mit den gleichen Nebenideen und Empfindungen begleitet, nach denselben Richtungen hin Ideenverbindungen eingeht und sich der Freiheit der Redefügungen in demselben Verhältniss bedient, in welchem das Mass ihrer intellectuellen Kühnheit zu der Fähigkeit ihres Verständnisses steht, ertheilt sie der Sprache eine eigentümliche Farbe und Schattirung, welche diese fixirt und so in demselben Gleise zurückwirkt. / Воспринимая общие значения слов всегда одним и тем же индивидуально-неповторимым образом, сопровождая их одинаковыми ощущениями и обертонами смысла, следуя одной и той же направленности при связи идей, пользуясь именно той степенью свободы при построении речи, какую допускает интеллектуальная смелость народного ума, соразмеренная с его способностью понимания, нация постепенно придает языку своеобразную окраску, особенный оттенок, а язык закрепляет в себе эти черты и начинает в том же смысле воздействовать на народную жизнь.

Язык, получая от нации особую окраску и своеобразный оттенок, в свою очередь, отражает, как зеркало, это воздействие, направляя его обратно на национальную самобытность. В данном примере актуализируется рефлективная функция языка.

К концептуальным признакам языка, актуализированным в данном примере, относятся:

а] ЯЗЫК - индивидуальность;

б] ЯЗЫК - подвергающаяся воздействию сущность;

в] ЯЗЫК - оказывающая воздействие сущность.

Гумбольдт использует в этом высказывании контаминированную метафору, сформированную по принципу Imperium in Imperio, т. е. нахождение «одной сущности в пространстве другой сущности». Так, метафора «Нация - цвет языка» имеет продолжение в метафоре «Язык - рельсы», сущность которой можно представить в виде следующей когнитивно-эпистемологической схемы:

Nation ^ ► Sprache

Язык имеет свои приспособления, способы воздействия. Артефакт-ная метафора (рельсы] ^ » отражает взаимодействие между нацией и языком, указывая на направление действия, соответствующее оказанному воздействию.

Таким образом, через «цвет» Гумбольдт передает градацию / классификацию значимости языков: языки могут быть яркими, интенсивными, располагающими большим и богатым корпусом выразительных средств, либо не столь яркими, с менее разветвленной сетью возможностей средств выражения.

Гумбольдт соотносит цвет не только с языком, но рассматривает категорию цвета во взаимодействии языка и характера языка. Критерии, определяющие цвет языка, определяют и его характер.

Нация способна не только придать окраску языку, сделать его содержание глубоким и значимым, но и придать ему определенные оттенки. По мнению Гумбольдта, яркая окраска одних языков, понимаемая в метафорическом смысле, указывает на их способность выражать тончайшие, субтильные моменты мысли; менее выразительная окраска других языков (с метафорической точки зрения] позволяет эксплицировать, прежде всего, лишь основные, архетипические смыслы.

Список литературы

Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.

Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русская политическая метафора: Материалы к словарю. М.: Ин-т русского языка РАН, 1991. 193 с. Жуйкова О.В. Структурно-когнитивный и метафорический аспекты концепта «Язык» в философии В. фон Гумбольдта // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2016. Вып. 3 (31). С. 41-55. Жуйкова О.В., Фомина З.Е. Специфика вегетативных метафор, объективирующих концепты «Язык», «Человек», «Действительность», «Цивилизация» в языковой концептосфере В. фон Гумбольдта // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2016. Вып. 4 (32). С. 146-163. Жуйкова О.В., Фомина З.Е. Специфика метафоризации феномена «Язык» в философском дискурсе В. фон Гумбольдта // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2015. Вып. 2 (26). С. 21-35. Иванова Л.П. Курс лекций по общему языкознанию: научное пособие. Кшв: Ос-

вита Украины, 2006. 312 с. КСКТ - Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е.С. Кубряковой.

М.: Филол. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. 245 с. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: пер. с англ. / под ред.

и с предисл. А.Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с. МакКормак Э. Когнитивная теория метафоры / пер. с англ. А.Д. Шмелева // Теория метафоры: сб. / вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. С. 358-386.

Телия В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция // Метафора в языке и тексте / отв. ред. В.Н. Телия. М.: Наука, 1988. С. 26-52.

Источники

Humboldt W. von. Über die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues und ihren Einfluss auf die geistige Entwickelung des Menschengeschlechts. Berlin, 1836. 414 s.

Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию: пер. с нем. / под ред. и с предисл. д-ра филол. наук, проф. Г.В. Рамишвили. М., 1984. 400 с.

References

Arutyunova, N.D. (1999), Yazyk i mir cheloveka [Language and world of the person],

2nd ed., Мoscow, Yazyki russkoi kul'tury Publ., 896 p. (in Russian) Baranov, A.N., Karaulov, Yu.N. (1991), Russkaya politicheskaya metafora [The Russian political metaphor], Materials to the dictionary, Мoscow, 193 p. (in Russian)

Ivanova, L.P. (2006), Kurs lektsii po obshchemu yazykoznaniyu [A course of lectures on General linguistics], Reference, Kyiv, Osvita Ukrainy Publ., 312 p. (in Russian) Kubryakova, E.S. (Ed.) (1996), The brief dictionary of cognitive terms, Мoscow, Philological faculty of МSU Publ., 245 p. (in Russian) Lakoff, G., Johnsen, M. (2004), Metaphors We Live By, Мoscow, Editorial URSS Publ., 256 p. (in Russian)

MacCormac, E.R. (1990), A Cognitive Theory of Metaphor. Arutyunova, N.D, Zhur-minskaya, M.A. (Eds.) Teoriya metafory [Theory of a metaphor], Мoscow, Progress Publ., pp. 358-386. (in Russian) Teliya, V.N. (1988), Metafora kak model' smysloproizvodstva i ee ekspressivno-otsenochnaya funktsiya [Metaphor as a model of the meanings product and its expressive-evaluative function]. Teliya, V.N. (Ed.) Metafora v yazyke i tekste [Metaphor in language and text], Мoscow, Nauka Publ., pp. 26-52. (in Russian) Zhuikova, O.V. (2016), The structural-cognitive and metaphorical aspects of the concept "language" in the philosophical discourse of Wilhelm von Humboldt. Scientific Newsletter Modern linguistic and methodical-and-didactic research, Iss. 3 (31), pp. 41-55. (in Russian) Zhujkova, O.V., Fomina, Z.Ye. (2016), Typology of the vegetative metaphors objectifying concepts "language", "humane", "reality", "civilization" in the language conceptual sphere of V. von Humboldt. Scientific Newsletter Modern linguistic and methodical-and-didactic research, Iss. 4 (32), pp. 146-163. (in Russian) Zhuikova, O.V., Fomina, Z.Ye. (2015), Specifics of the concept "language" metaphori-zation in the philosophical discourse of Wilhelm von Humboldt. Scientific Newsletter Modern linguistic and methodical-and-didactic research, Iss. 2 (26), pp. 21-36. (in Russian)

Sources

Humboldt, W. von (1836), On the Diversity of Human Language Construction and its Influence on the Mental Development of the Human Species, Berlin, 414 p. (in German)

96

Pa3gen II. CoBpeMeHHtie gHCKypcHBHtie npaKTHKH

Humboldt, W. von (1984), Selected works on linguistics, ed. by G.V. Ramishvili, Moscow, 400 p. (in Russian)

FEATURES OF VERBALIZING THE CONCEPT "LANGUAGE" THROUGH THE METAPHORS OF COLOR IN HUMBOLDT'S LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD

O.V. Zhuikova

Voronezh State Technical University (Voronezh, Russia)

Abstract: The article is devoted to the study of characteristics of the concept "language" metaphorization in the philosophical discourse of W. von Humboldt, through the metaphor of color. The cognitive structure of the metaphorical model "color of language" is examined. The conceptual features of the concept "language" are identified. The study demonstrates a high degree of metaphoricity in Humboldt's language picture of the world as a whole. "physiological", "phitomorphical", "light", "artifact", "physical", etc are highlighted among the metaphorical models verbalizing the concept "language". The ontology of the language is detected in correlation with the spirit, the way of thinking, and the nation. Personality is the main feature of the language, represented by metaphors of colors. The metaphor of color actualizes the reflective function of language and the expressive function of the spirit. Humboldt's metaphor of color reflects the gradation of languages.

Key words: metaphor, metaphorization, Humboldt, metaphor of color, language, spirit, concept.

For citation:

Zhuikova, O.V. (2017), Features of verbalizing the concept "language" through the metaphors of color in Humboldt's language picture of the world. Communication Studies, No. 4 (14), pp. 90-96. DOI: 10.25513/2413-6182.2017.4.90-96. (in Russian)

About the author:

Zhuikova Oksana Vladislavovna, postgraduate student

Corresponding author:

Postal address: 84, 20 let Oktyabrya ul., Voronezh, 394006, Russia E-mail: [email protected]

Received: June 29, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.