Научная статья на тему 'Особенности ведения торговли на территории Новороссийского края в первой половине XIX В. : юридический статус купечества (сравнение российского и французского законодательств)'

Особенности ведения торговли на территории Новороссийского края в первой половине XIX В. : юридический статус купечества (сравнение российского и французского законодательств) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
217
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТУС НЕГОЦИАНТОВ В ЧЕРНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ / КОММЕРЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОРОССИЙСКОГО КРАЯ / ЗАКОНЫ О ПРАВАХ КУПЦОВ / ТОВАРООБОРОТ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ФРАНЦИЕЙ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. / LAWS ON THE MERCHANTS’ RIGHTS / STATUS OF MERCHANTS IN THE BLACK SEA REGION / TRADE IN NOVOROSSIYSKIY REGION / TRADE TURNOVER BETWEEN RUSSIA AND FRANCE IN THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сидорович Егор Сергеевич

В статье проводится анализ законодательных документов Российской империи и Франции 1814–1830 гг., которые выделяют основные задачи и условия коммерческой деятельности негоциантов на юго-западе Российской империи. Автор рассматривает Полное собрание законов Российской империи (Собрания 1, 2) и Кодексы короля Людовика XVIII, что позволяет в значительном объеме осветить выделенную проблематику. В публикации также выделяются основные причины увеличения количества торговых компаний французских купцов на юге современной Украины в первой половине XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL FEATURES OF THE TRADE IN NOVOROSSIYSKIY REGION IN THE FIRST HALF OF XIX CENTURY: THE JURIDICAL STATUS OF MERCHANTS (COMPARISON OF THE RUSSIAN AND FRENCH LEGISLATION)

The article analyzes the juridical documents of the Russian Empire and the kingdom of France in 1814–1830 that place the basic tasks and conditions of business trade in the south-west of the tsarist state. The author considers the complete collection of the laws of the Russian Empire (Assembly 1, 2) and the Codes of King Louis XVIII, which enables to highlight the issue to a significant degree. The article also focuses the main reasons for increasing the number of trading companies of French merchants in the south of present-day Ukraine in the first half of the XIX century.

Текст научной работы на тему «Особенности ведения торговли на территории Новороссийского края в первой половине XIX В. : юридический статус купечества (сравнение российского и французского законодательств)»

г

5 -

Отечественная история

Е.С. Сидорович

Особенности ведения торговли на территории Новороссийского края в первой половине XIX в.: юридический статус купечества (сравнение российского и французского законодательств)

В статье проводится анализ законодательных документов Российской империи и Франции 1814-1830 гг., которые выделяют основные задачи и условия коммерческой деятельности негоциантов на юго-западе Российской империи. Автор рассматривает Полное собрание законов Российской империи (Собрания 1, 2) и Кодексы короля Людовика XVIII, что позволяет в значительном объеме осветить выделенную проблематику. В публикации также выделяются основные причины увеличения количества торговых компаний французских купцов на юге современной Украины в первой половине XIX в.

Ключевые слова: статус негоциантов в черноморском регионе, коммерция на территории Новороссийского края, законы о правах купцов, товарооборот между Россией и Францией в первой половине XIX в.

Во второй половины XVIII в. правительство Российской империи продолжает налаживать экономические связи со странами Западной Европы, что позволяет ей существенно интенсифицировать сбыт своих товаров на иностранном рынке и увеличить экспорт заграничных товаров. Франция - одна из стран, которые участвовала в этих межгосударственных отношениях. Екатерина II и ее внук Александр I были заинтересованы в сбыте своей продукции французскому государству через черноморские

Отечественная история

порты. Значительная роль в налаживании этого товарооборота сыграли негоцианты: барон С.Ж. Антуан, К.Я. Сикар, И. Рубо, К. Декарро, П. Ваньи, М. Мюре, Ж. Лефебр и др. [8, с. 130-133]. Они организовывали торговые группы в южных экономических центрах современной Украины. Царское же правительство на законодательном уровне презентовало им на это льготы и привилегии.

Исследователи (П. Черкасов [5; 6], А. Третьяк [4], А. Машкин [7] и др.) не раз использовали материалы юридических сборников Российской империи и королевства Франции первой половины XIX в. при исследовании экономических связей Франции и России. Тем самым они конкретизировали эти отношения. Вместе с тем права русских купцов, французских негоциантов и иностранных торговцев в названном регионе не рассматривались. Основой источниковедческой базы исследования являются Полное собрание законов Российской империи (I, II собрание) и коммерческий кодекс Людовика XVIII, опубликованный в марте 1820 г. Эти нормативные документы позволяют сравнить политику обоих правительств по отношению к негоциантам. В исследовании рассматривается период 1814-1830 гг. - период реставрации Бурбонов, период, недостаточно описанный в научной литературе.

Российское и французское правительства начинали налаживать более тесные экономические связи через черноморский регион еще во второй половине XVIII в. Результатом этого сближения стало подписание в 1787 г. торгового договора [5, с. 60]. Данное соглашение давало возможность негоциантам беспошлинно вести коммерческие операции на юге современной Украины. Это увеличило товарооборот между Россией и Францией. Российский исследователь П. Черкасов, анализируя этот трактат, привел статистическую информацию о прохождения иностранного капитала на юго-западе государства: «Из этого документа следует, что в 1784 году в Марсель прибыло 4 корабля с товаром на сумму 194 440 ливров. В 1785 году в Марсель пришли 12 судов с товаром на сумму 626 700 ливров, за первые шесть месяцев 1786 года в Марсель прибыло 5 кораблей с товаром на сумму 207 840 ливров. Французский экспорт из Марселя в Херсон оценивается в 152 300 ливров (4 корабля). В 1785 году - в 153 450 ливров (4 корабля) и за первые полгода 1786 года - 210 700 ливров (4 корабля). Таким образом, за два с половиной года (1784 г. - первая половина 1786 гг.) из Херсона в Марсель прибыло 21 торговое судно с общей стоимостью груза - 1 028 608 ливров, а из Марселя в Херсона прибыло 12 кораблей - 516 450 ливров. Как видно из приведенных цифр, совокупная стоимость русского экспорта из Херсона в Марсель на почти 500 тыс. ливров превысила

стоимость французских товаров, поступивших из Марселя в Херсон» [6, с. 36-37]. Таким образом, коммерческие операции приобрели массовый характер.

Революция 1789 г. во Франции привела к прекращению коммерческих отношений. Возобновились они только в 1801 г., когда было восстановлено действие торгового трактата 1787 г. [1]. Но из-за частого изменения характера отношений между обоими государствами (например, наполеоновские войны 1800-1815 гг.), окончательное возобновление коммерческих связей началось только при реставрации Бурбонов, с 1814 г. В это время продолжается формироваться юридическая база как России, так и Франции. Значительное место в нормативных документах того периода занимала проблема статуса негоциантов в черноморском регионе. Таким образом, коммерческий кодекс Людовика XVШ и Полное собрание законов Российской имерии позволяют проследить за ходом исполнения задач, которые ставились перед негоциантом; его статус в регионе и др.

Рассмотрим подробнее основные задачи и правила, которые ставили оба правительства перед французскими купцами Новороссийского края в первой половине XIX в. Вначале проанализируем документы Полного собрания документов Российской империи, которые содержат информацию о юридическом положении этих иностранных купцов в выделенный период.

Царское правительство было заинтересовано в интенсификации товарооборота с Францией через черноморские порты в 1814-1830 гг., потому негоцианты получали от него определенные права и привилегии, что способствовало их успешной экономической деятельности.

В исследуемый период французские негоцианты получали права на беспошлинный вывоз некоторых товаров из черноморских портов. Так, например, 9 января 1817 г. им было разрешено экспортировать в свою страну пшеницу [2, т. 34, с. 14], а с 24 апреля 1818 г. - хлеб [Там же, т. 35, с. 218-219].

Законодательная база Российской империи обеспечивала механизм приезда этих иностранных купцов на территорию Новороссийского края. С 13 февраля 1817 г. «...все приезжающие из-за границы... должны иметь пропуска их на границе паспорты, от Министров и других Агентов Наших, при Иностранных Державах находящихся. На каком же основании и Агенты Наши имеют выдавать сии паспорта, без стеснения торговли и взаимной промышленности» [Там же, т. 34, с. 70-71].

Основным документом, который регламентировал деятельность французских купцов, был Таможенный устав по европейской торговле от

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Отечественная история

14 декабря 1819 г. В разных главах этого юридического акта подробно описаны права и задачи, которые ставились перед негоциантами. Например, в первой главе «Привоз морем» указано: «Приход из заграничных мест кораблей и привоз товаров морем дозволяется только к учрежденным портам.» [2, т. 36, с. 417]. Данный документ фиксировал все действия купца от прибытия в порт до выгрузки товаров и хранения их на складах, и, наоборот, от загрузки товаров до отплытия. Так же прописаны основные способы таможенного досмотра этих товаров [Там же, с. 417-497]. В следующем году в российском законодательстве было подтверждено, что французские корабли обязаны быть тщательно досмотрены на таможенных заставах [2, т. 37, с. 11-12].

17 августа 1820 г. Сенат выдал указ, который регламентировал торговую деятельность иностранцев, в том числе и французов. Они должны выполнить определенные условия, чтоб иметь право проводить коммерческие операции. В основном этот документ отвечал Манифесту от 1 января 1807 г. Так, в акте было зафиксировано: «Высочайшим Манифестом 1 Января 1807 года именно запрещается причислять в купеческое звание иностранцев, не вступивших в вечно подданство России, и дозволено им записываться в иностранные гости токмо в приморских и пограничных местах.» [Там же, с. 414-415].

В первой четверти XIX в. был также выдан Манифест императора Александра I «О новом тарифе по Европейской торговле». В соответствии с этим документом французским купцам разрешали привозить свои товары в одесский порт, хранить их на складах, однако они не имели права их продавать в городе [2, т. 38, с. 104-105]. 12 марта 1822 г. российское правительство обозначило в «Общем Тарифе для всех портовых и пограничных Таможен Российской империи» механизм прохода товарами таможенной проверки. Так, в третьем его разделе было прописано: «Товары, против коих сделана отметка об исключительном их назначении. к Одесскому порту., воспрещается привозить ко всем прочим местам ни для платежа пошлин, ни для отправлении в складоч-ныя Таможни; равным образом воспрещается сии товары перевозить и из вышеупомянутых портов в других складочныя Таможни; но должны оные привозиться прямо в те места, куда привоз их по Тарифу назначен, и в оных очищаться пошлинами.» [Там же, с. 107-108]. Приведение в исполнение этого Тарифа было приказано Министром финансов 26 марта 1822 г. [Там же, с. 125-127].

2 марта 1825 г. Государственный Совет разрешил всем купцам Одессы и Феодосии, в том числе и французским, покупать мореходные суда в этих портах и получать патенты на поднятие на них российского флага.

Это позволяло негоциантами беспрепятственно проходить Черное море и протоки Босфор и Дарданеллы [2, т. 40, с. 129].

Во второй четверти XIX в. российское правительство, видя позитивные стороны в увеличении товарооборота со странами Западной Европы, уменьшила таможенные пошлины на товары, которые изготовлялись в Российской империи, в том числе в Новороссийском крае. Это давало возможность французскому купцу увеличить количество коммерческих сделок в черноморских портах. Именно об этом свидетельствует указ Сената от 23 декабря 1825 г. [3, с. 24-26].

Российское правительство предоставляло право иностранным подданным создавать торговые компании на территории современной Украины. Например, 13 февраля 1826 г. купцы Ленсен и Делеге получили от Кабинета министров возможность создать свою коммерческую фирму. В указе было прописано: «... дозволить учреждение на 15 лет Черноморской Торговой Компании, с позволением ей иметь особыя Конторы в разных городах Новороссийского края. даровать сей Компании право иностранных Гостей, с дозволением закупать для вывоза из портов нужные ей товары.» [Там же, с. 206-208].

Таким образом, в исследуемый период французские негоцианты, получая определенные права, могли беспрепятственно вести коммерческие сделки в Северном Причерноморье, что и привело к увеличению количества иностранных купцов в регионе.

Французское законодательство также предоставляло определенные права своим негоциантам и очерчивало правила ведения коммерческих сделок с целью улучшения товарооборота в черноморском регионе.

Так, юридические акты Людовика XVIII четко прописывали определенные инструкции касательно пребывания своих торговых кораблей в иностранных портах в этот период. В одном из таких законов было зафиксировано: «.когда прибывает (корабль) в другой порт, он обязан после 60 дней пребывания отплыть обратно. если есть ходатайство об кредитов коммерсантов. свободная продажа кораблей.» [12]. Если французский купец находился под следствием в соответствии с Кодексом судебной процедуры, он не имел права вести заграничную торговлю [9].

По статье Коммерческого кодекса «Des Propriétaires de Navires» ответственность за груз, который перевозился по Черному морю, лежал полностью на негоцианте [16]. Потому торговец всегда страховал перевозившие им товары. Французское правительство на законодательном уровне разрешало проводить эту процедуру. В основном страховали экспортную и импортную продукцию от «шторма, кораблекрушения, кру-

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Отечественная история

шения, неожиданного столкновения кораблей, вынужденного изменения пути, пожара, захвата, грабежа и др.» [15].

Нормативные документы королевской Франции содержали статус консулов. В статье «Du Jet et de la Contribution» было прописано, что этот чиновник управляет всеми взаимосвязями между негоциантами и государством, в частности, Российской империей. Консул обязан определять качество привезенных товаров в черноморские порты, убытки и ценность продукции [18].

Французскими законами было установлено, что купец обязан строго фиксировать количество привезенных в российские порты товаров: оно должно совпадать с теми данными, которые есть в описи негоцианта. Если имело место нарушение, то купец обязан был оплатить штраф [10].

Французское правительство также обучало купцов, тем самым формируя профессиональное сословие. В соответствии с Коммерческим кодексом, купцом мог стать мужчина старше 28 лет, который закончил профильный факультет и начал заниматься коммерческими операциями [13].

Купцы обычно работали не поодиночке, а создавали торговые группы, фирмы и др. В статье «Des Societe» прописаны права таких организаций негоциантов в черноморских портах. Закон обязывал глав коммерческих домов заключить договор с правительством, который давал разрешение на ведение торговых операций [17].

Одним из основных помощников купца был торговый агент. Его статус и права также зафиксированы во французском законодательстве. Агент был обязан заниматься поиском мест для сбыта и покупки товаров, покупать корабли, склады, магазины, где продавалась или хранилась продукция негоцианта [14].

Все спорные вопросы относительно торговых операций решал коммерческий суд. В круг его обязанностей также входили дела, которые были связаны с:

- «Всеми покупками продовольственных и торговых товаров для перепродажи, а именно в натуральном виде, а именно после обладания рабочих и установленных в дело, или тот же отданный в наем просто обычно.

- Всеми операциями по поставкам, конторе, делам бюро, учреждение сбыта на аукционах, общественный вид.

- Всеми операциями промышленными, покупками, транспортировке на суше или на море.

- Всеми банковскими операциями.

- Всеми обязательствами негоциантов, купцов и банкиров.

- Всеми операция по созданию и всеми покупками, продажами и перепродажами строений для введения торговли внутренней и внешней,

- Всеми морскими торговыми экспедициями.

- Всеми фрахтованиями или займами или выдачами ссуды в большом размере, всеми страхованиями и другими морскими торговыми договорами.

- Всеми видами морских договоров для работы торговых домов» [11].

Таким образом, французское законодательство фиксировало все права

своих купцов, которые принимали участи в налаживании торговых отношений в черноморском регионе. Нормативные документы обеспечивали определенные условия деятельности негоциантов в регионе.

Следовательно, французским купцам было выгоднее вести коммерческие операции на территории Новороссийского края, что позитивно отражалось на становлении экономического развития региона. Французы получали права и возможность беспошлинно экспортировать и импортировать товары, что давало им возможность развивать свой промысел в России на более выгодных условиях, чем на родине, где была строгая регламентация их деятельности. Во Франции они не могли в полной мере вести торговые операции, т.к. внутренний рынок этого государства был занят другими купцами.

Таким образом, благоприятная ситуация для французских негоциантов, созданная правительствами России и Франции, привела к улучшению коммерческого товарооборота в черноморском регионе на протяжении всей первой половины XIX в.

Библиографический список

1. Мартенс Ф.Ф. Собр. Трактатов и конвенцій, заключенных Россией с иностранными державами. Т. 13. Трактаты с Францией. 1717-1807 гг. СПб., 1902.

2. Полное собр. законов Российской Империи. Собр. 1. Т. 35-38. СПб., 1830.

3. Полное собр. законов Российской Империи. Собр. 2. Т. 1. СПб., 1830.

4. Третьяк А. «Lettres sur Odessa» Шарля Сикара // Одесский альманах. Дери-басовская - Ришельевская. 2010. № 43. С. 6-19.

5. Черкасов П.П. России и Франция в XVIII в. Итоги и перспективы исследования // Новая и Новейшая история. 1993. № 3. С. 58-74.

6. Черкасов П.П. Русско-французский торговый договор 1787 года // Россия и Франция: XVIII-ХХ века. 2001. № 4. С. 26-59.

7. Машкін О.М. Іноземці в соціально-економічному житті України кінця XVIII - першої половини XIX ст. К., 2008.

8. Сидорович Є.С. Економічна діяльність представників французької нації на території Новоросійського краю в першій половині XIX ст. (за матеріалами

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Отечественная история

Державного архіву Одеської області) // Культура народов Причерноморья. 2012. № 219. С. 130-133.

9. De la Saisie et Vente des Navires // Les Cinq codes du royaume. Lyon, 1820. P. 439-442.

10. De la Vente des Marchandises et Meubles // Les Cinq codes du royaume. Lyon. 1820. P. 477-478.

11. De l’Organisation des Tribunaux de commerce // Les Cinq codes du royaume. Lyon. 1820. P. 494-498.

12. De Navires et autres Batimens de mer // Les Cinq codes du royaume. Lyon, 1820. P. 437-439.

13. Des Commercans // Les Cinq codes du royaume. Lyon, 1820. P. 415-416.

14. Des Commissionnaires // Les Cinq codes du royaume. Lyon, 1820. P. 424-426.

15. Des Obligations de l’Assureur et de l’Assure // Les Cinq codes du royaume. Lyon, 1820. P. 459-461.

16. Des Proprietaires de Navires // Les Cinq codes du royaume. Lyon, 1820. P. 442.

17. Des Societe // Les Cinq codes du royaume. Lyon, 1820. P. 417-424.

18. Du Jet et de la Contribution // Les Cinq codes du royaume. Lyon, 1820. P. 467-469.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.