Научная статья на тему 'Особенности вариабельности сердечного ритма у студенток заочной формы обучения в период сессии'

Особенности вариабельности сердечного ритма у студенток заочной формы обучения в период сессии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
200
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ / АМПЛИТУДА МОДЫ / ВАРИАЦИОННЫЙ РАЗМАХ / ИНДЕКС НАПРЯЖЕНИЯ / МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ / АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / HEART RATE / AMPLITUDE FASHION / THE VARIATION RANGE / THE STRAIN INDEX / MECHANISMS OF REGULATION / ADAPTIVE CAPACITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Батенкова Ирина Валентиновна, Токарева Любовь Викторовна

Проведен сравнительный анализ показателей сердечного ритма у студенток заочной и очной форм обучения во время первой сессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Батенкова Ирина Валентиновна, Токарева Любовь Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF HEART RATE VARIABILITY AT STUDENTS OF THE CORRESPONDENCE FORM OF TRAINING DURING THE SESSION

The comparative analysis of heart rate indices at students part-time and full-time forms of education during the first session.

Текст научной работы на тему «Особенности вариабельности сердечного ритма у студенток заочной формы обучения в период сессии»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16, № 5(1)

МЕДИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 57.017.32

ОСОБЕННОСТИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У СТУДЕНТОК ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД СЕССИИ

© 2014 И.В. Батенкова, Л.В. Токарева

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Поступила 23.06.2014

Проведен сравнительный анализ показателей сердечного ритма у студенток заочной и очной форм обучения во время первой сессии.

Ключевые слова: частота сердечных сокращений, амплитуда моды, вариационный размах, индекс напряжения, механизмы регуляции, адаптационные возможности

Студенты составляют особую социальную группу, объединенную определенным возрастом, специфическими особенностями труда и жизни. Поступив в вуз, студент оказывается в новых социальных и психофизиологических условиях. Адаптация к комплексу новых факторов представляет собой сложный многоуровневый процесс и сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов. Постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, а также нарушение режима труда, отдыха и питания часто приводят к снижению адаптивных способностей организма, напряжению адаптационных механизмов, сохраняющихся на протяжении длительного периода. Итогом таких изменений может стать срыв процесса адаптации, дезадаптивные явления, грозящие развитию ряда заболеваний и в последствие переходом в стойкие патологические реакции.

Для изучения механизмов адаптации студентов к условиям сессии использовали метод анализа вариабельности сердечного ритма. Математический анализ сердечного ритма, в основе которого лежит оценка параметров его вариабельности, в настоящее время является наиболее информативным методом количественной оценки вегетативной регуляции сердечного ритма. Регуляция сердечного ритма носит многоуровневый характер и осуществляется центральной, вегетативной нервной системой, гуморальными воздействиями, а также за счет рефлексов, возникающих при возбуждении различных интеро- и экстерорецепте-ров.

Изучению и анализу вариабельности сердечного ритма у студентов различных направлений

Батенкова Ирина Валентиновна, кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и медицины, bativ@yandex.ru; Токарева Любовь Викторовна, магистрант, mokrushina.lyubov@mail.ru

подготовки к условиям обучения в вузе посвящены многочисленные исследования [1, 2, 3, 4]. Однако данные работы касаются студентов очной формы обучения. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение вопросов адаптации к учебной нагрузке студентов-заочников, обучение которых сопровождается воздействием целого ряда специфических нежелательных факторов, таких, как высокие психоэмоциональные перегрузки и интенсивный напряженный умственный труд в течение сессии, частое совмещение учебы и трудовой деятельности.

Целью работы явилось изучение вариабельности сердечного ритма студенток заочной формы обучения.

Задачи: проанализировать адаптационные

возможности организма студенток заочной формы обучения во время сессии и сравнить с данными девушек очной формы обучения.

Исследование проводили среди студенток 1 курса естественнонаучного факультета, обучающихся на очном и заочном отделениях, в период зимней сессии. В обследовании приняли участие 30 студенток очного отделения, средний возраст которых составил 18 лет и 30 студенток заочного отделения, средний возраст 27 лет.

Регистрацию показателей вариабельности сердечного ритма у студенток осуществляли в день экзамена, используя базовую программу аппаратно-программного комплекса «Варикард». Статистический анализ материалов проводили с использованием стандартного пакета программ Sta-tistica 6.0. Значимость различий вычисляли по Т-критерию Стьюдента.

В ходе исследования получены следующие результаты.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя является мерой состояния сердца и общего уровня здоровья. Средние значения ЧСС у студенток находятся в пределах физиологической нормы. Однако ЧСС у девушек заочной формы обучения достоверно выше по сравнению со студентками очного отделения (р<0,05).

623

Медико-экологические проблемы

Уровень активности симпатического отдела вегетативной нервной системы студенток оценивали по величине амплитуды моды (АМо). В обеих группах значения АМо находятся в допустимых границах. Так, у студенток очного отделения АМо составляет 49%, у девушек-заочниц -43%.

Вариационный размах (CV) характеризует активность парасимпатической нервной системы. Средние значения CV находятся в пределах возрастно-половых норм и составляют у девушек заочной формы обучения 31,9%, студенток очного отделения - 20,8%.

У студенток заочного отделения парасимпатический компонент регуляции имеет большую выраженность по сравнению с симпатическим. Об этом свидетельствуют значения показателя PNN50, отражающего уровень быстрой парасимпатической регуляции. Выявлены достоверные различия между группами (р=0,006). Показатель степени преобладания парасимпатического звена регуляции над симпатическим у заочниц составляет 28,2%, что превышает в два раза параметр студенток очной формы обучения - 13,8%.

Степень преобладания активности центральных механизмов регуляции над автономными оценивали по величине индекса напряжения. У 27% студенток заочной формы обучения и 23%

очников регистрируется оптимальный уровень приспособления (состояние эустресса). Состояние напряжения механизмов адаптации отмечается у 17% и 20% студенток соответственно. Для остальной части студенток характерна выраженность различных состояний дистресса.

Функциональное состояние регуляторных систем, оцениваемое по показателям активности регуляторных систем (ПАРС), у 27% девушек очного отделения и 36% заочного соответствует физиологической норме. У большинства студенток обеих групп (60% и 40% соответственно) отмечается снижение адаптационных возможностей в период сессии, возможны признаки утомления. Состояние 13% очников и 17% заочников свидетельствует о наличии признаков перенапряжения регуляторных систем. В группе студенток заочной формы обучения у 7% обследуемых наблюдается срыв адаптации, что свидетельствует о наличии нервного перенапряжения.

Проведенный факторный анализ между возрастом обследуемых и параметрами вариабельности сердечного ритма показал наличие достоверных корреляционных отношений у студенток-заочниц (табл.). Самые сильные корреляционные отношения выявлены между возрастом студенток и индексом напряжения.

Таблица. Коэффициенты корреляции между показателями ВСР и возрастом студенток заочного отделения

возраст SI АМо CV RMSSD ССО SDNN MxDMn D MxRMn PNN50

0,74 0,68 0,64 0,61 0,61 0,60 0,58 0,56 0,54 0,50

Примечание: SDNN - стандартное отклонение средней продолжительности кардиоинтервалов; D - дисперсия; АМо - амплитуда моды; CV - вариационный размах; MxDMn - разность между максимальным и минимальным значениями кардиоинтервалов; MxRMn - отношение максимального по длительности кардиоинтервала к минимальному; RMSSD - корень квадратный среднеквадратических отклонений последовательных кардиоинтервалов; PNN50 - соотношение активности парасимпатического и симпатического звеньев нервной системы; ССО - число сдвигов автокорреляционной функции.

У студенток очного отделения достоверных корреляционных отношений между показателями не выявлено.

ВЫВОДЫ

1. Чем активнее симпатический отдел вегетативной нервной системы, тем выше уровень возбудимости центральной нервной системы и тем больше выражена готовность к деятельности основных функциональных систем. В период сессии у студенток заочной формы обучения отмечается более выраженная активность парасимпатического звена регуляции сердечного ритма и снижение роли симпатических влияний. Экзаменационная сессия у студенток очной формы обучения сопровождается высоким тонусом симпатического отдела вегетативной нервной системы.

2. Такой стресс-фактор, как первая сессия, оказывает наибольшее влияние на механизмы регуляции сердечного ритма у студенток заочной формы обучения. Продолжительность сессии при

624

такой форме обучения не позволяет в полной мере включиться адаптационным механизмам. Учебная деятельность на протяжении четырёх месяцев студентов очного отделения позволяет им адаптироваться к экзаменационной сессии, и поэтому они менее подвержены влиянию стрессфактора.

3. Потенциально наибольшие адаптационные возможности к экзаменационной сессии заложены у студенток заочной формы обучения, о чем свидетельствует число корреляционных связей между возрастом обследуемых и показателями структуры сердечного ритма.

4. Независимо от формы обучения у большинства студенток наблюдается снижение адаптационных возможностей в период экзаменационной сессии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Димитриев ДА., Хураськина Н.В., Александрова Л.А.

Оценка вегетативной регуляции сердечного ритма у

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16, № 5(1)

студентов старших курсов в течение учебного года // Вариабельность сердечного ритма: Теоретические аспекты и практическое применение: сб. матер. V всероссийского симпозиума с международным участием. Ижевск, 2011. С. 53-56.

2. Обухова А.В., Шлык Н.И., Шумилина ИИ. Особенности вариабельности сердечного ритма и уровня физического здоровья у студентов-юристов // Вариабельность сердечного ритма: Теоретические аспекты и практическое применение: тез. докл. IV всерос. симп. Ижевск, 2008. С. 231-234.

3. Потовская Е.С., Кабачкова А.В., Шилъко В.Г. Применение анализа вариабельности сердечного ритма для оценки функционального состояния организма студенток // Вестник Томского государственного университета. 2011. Выпуск № 346. С. 140-143.

4. Смагулов Н.К., Калиева М.А. Влияния образовательной среды на адаптивные способности организма сту-дентов-медиков // Вариабельность сердечного ритма: Теоретические аспекты и практическое применение: сб. матер. V всероссийского симпозиума с международным участием. Ижевск, 2011. С. 174-177.

PECULIARITIES OF HEART RATE VARIABILITY AT STUDENTS OF THE CORRESPONDENCE FORM OF TRAINING DURING THE SESSION

© 2014 LV. Batenkova, L.V. Tokareva

Perm state humanitarian-pedagogical university, Perm

The comparative analysis of heart rate indices at students part-time and full-time forms of education during the first session.

Key words, heart rate, amplitude fashion, the variation range, the strain index, mechanisms of regulation, adaptive capacity

Batenkova Irina Valentinovna, candidate of biological sciences assistant professor of anatomy, physiology and medicine, ba-tiv@yandex.ru; Tokareva Lyubov Victorovna, magistrant of training direction 050100.68 «Teacher education» the master's program, «General Biology», mokrushina.lyubov@mail.ru

625

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.