Научная статья на тему 'Особенности вариабельности артериального давления у педагогов старших классов'

Особенности вариабельности артериального давления у педагогов старших классов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
285
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТРЕСС / АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ / УЧИТЕЛЯ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL PROCESS / STRESS / BLOOD PRESSURE / TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гончарова Людмила Никитична, Антипова Валентина Николаевна, Пушкина Яна Александровна, Сычев Иван Витальевич, Еремкина Татьяна Яковлевна

Актуальность и цели. На сегодня все более актуальным становится измерение артериального давления вне лечебного учреждения, раннее выявление маскированной артериальной гипертонии, одним из клинических вариантов которой является стресс-индуцированная артериальная гипертония. Работа учителей, особенно в средних школах, относится к высокострессовой ситуации, которая носит хронический характер и может явиться провоцирующим и поддерживающим фактором повышения артериального давления. Цель исследования изучить вариабельность артериального давления у педагогов старших классов. Материалы и методы . В течение 3 месяцев у 51 преподавателя старших классов средней образовательной школы г. Саранска проводился контроль (дважды в неделею) уровня артериального давления вне и во время уроков. Также была проведена оценка тревожно-депрессивного статуса при помощи госпитальной шкалы тревоги и депрессии (НАDS). Результаты. В результате исследования было выявлено, что 50,9 % учителей имеют повышенные цифры артериального давления, из них 28,5 % педагогов наблюдаются у терапевта или кардиолога и принимают антигипертензивные препараты, 23,1 % не знали о повышении артериального давления. Во время уроков в 67,7 % случаев у преподавателей-«гипертоников» отмечено повышение артериального давления выше уровня, зафиксированного вне проведения занятий. При оценке тревожно-депрессивного синдрома было выявлено, что 30 % учителей имеют субклинические проявления тревожно-депрессивного состояния и 13,3 % учителей старших классов находятся в состоянии клинических проявлений тревожно-депрессивного синдрома. Выводы. В сложившейся ситуации необходима профилактика и раннее выявление артериальной гипертонии у преподавателей старших классов, коррекция антигипертензивной терапии с учетом высокострессовой ситуации на работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гончарова Людмила Никитична, Антипова Валентина Николаевна, Пушкина Яна Александровна, Сычев Иван Витальевич, Еремкина Татьяна Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF BLOOD PRESSURE VARIABILITY AMONG TEACHERS OF SENIOR CLASSES

Background. Today more and more relevant is a measurement of arterial blood pressure out of medical institution, early detection of the masked arterial hypertension, one of clinical options of which is the stress the induced arterial hypertension. Work of teachers, especially at high schools, belongs to a high-stressful situation which has chronic character and can be the provocative and supporting factor of increase in arterial blood pressure. A research objective was to study variability of arterial blood pressure at teachers of high school. Materials and methods . Within 3 months at 51 teachers of secondary school in Saransk was controlled (twice a week) the level of arterial blood pressure out and during lessons. Also the assessment of the disturbing and depressive status by means of a hospital scale of alarm and a depression (HADS) was carried out. Results . As a result of a research it was revealed that 50.9 % of teachers have the increased figures of arterial blood pressure from them 28.5 % of teachers are observed at the therapist or the cardiologist and take the antihypertensive drugs, 23.1 % did not know about increase in arterial blood pressure. During lessons in 100 % of cases at teachers, "hypertensive persons" increase in arterial blood pressure higher than the level, recorded out of training is recorded. At assessment of an alarming and depressive syndrome it was revealed that 30 % of teachers have subclinical manifestations of an alarming depression and 13.3 % of teachers of secondary school are in a state clinical manifestations of an alarming and depressive syndrome. Conclusion . In developed situation prevention and earlier detection of an arterial hypertension at teachers is necessary, correction of antihypertensive therapy taking into account a high-stressful situation at work.

Текст научной работы на тему «Особенности вариабельности артериального давления у педагогов старших классов»

УДК 616.12-008.331

DOI 10.21685/2072-3032-2018-4-13

Л. Н. Гончарова, В. Н. Антипова, Я. А. Пушкина, И. В. Сычев, Т. Я. Еремкина

ОСОБЕННОСТИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ У ПЕДАГОГОВ СТАРШИХ КЛАССОВ

Аннотация.

Актуальность и цели. На сегодня все более актуальным становится измерение артериального давления вне лечебного учреждения, раннее выявление маскированной артериальной гипертонии, одним из клинических вариантов которой является стресс-индуцированная артериальная гипертония. Работа учителей, особенно в средних школах, относится к высокострессовой ситуации, которая носит хронический характер и может явиться провоцирующим и поддерживающим фактором повышения артериального давления. Цель исследования - изучить вариабельность артериального давления у педагогов старших классов.

Материалы и методы. В течение 3 месяцев у 51 преподавателя старших классов средней образовательной школы г. Саранска проводился контроль (дважды в неделею) уровня артериального давления вне и во время уроков. Также была проведена оценка тревожно-депрессивного статуса при помощи госпитальной шкалы тревоги и депрессии (HADS).

Результаты. В результате исследования было выявлено, что 50,9 % учителей имеют повышенные цифры артериального давления, из них 28,5 % педагогов наблюдаются у терапевта или кардиолога и принимают антигипертензив-ные препараты, 23,1 % не знали о повышении артериального давления. Во время уроков в 67,7 % случаев у преподавателей-«гипертоников» отмечено повышение артериального давления выше уровня, зафиксированного вне проведения занятий. При оценке тревожно-депрессивного синдрома было выявлено, что 30 % учителей имеют субклинические проявления тревожно-депрессивного состояния и 13,3 % учителей старших классов находятся в состоянии клинических проявлений тревожно-депрессивного синдрома.

Выводы. В сложившейся ситуации необходима профилактика и раннее выявление артериальной гипертонии у преподавателей старших классов, коррекция антигипертензивной терапии с учетом высокострессовой ситуации на работе.

Ключевые слова: образовательная среда, учебно-воспитательный процесс, стресс, артериальное давление, учителя.

L. N. Goncharova, V. N. Antipova, Ya. A. Pushkina, I. V. Sychev, T. Ya. Eremkina

FEATURES OF BLOOD PRESSURE VARIABILITY AMONG TEACHERS OF SENIOR CLASSES

© Гончарова Л. Н., Антипова В. Н., Пушкина Я. А., Сычев И. В., Еремкина Т. Я., 2018. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http:// creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

Abstract.

Background. Today more and more relevant is a measurement of arterial blood pressure out of medical institution, early detection of the masked arterial hypertension, one of clinical options of which is the stress - the induced arterial hypertension. Work of teachers, especially at high schools, belongs to a high-stressful situation which has chronic character and can be the provocative and supporting factor of increase in arterial blood pressure. A research objective was to study variability of arterial blood pressure at teachers of high school.

Materials and methods. Within 3 months at 51 teachers of secondary school in Saransk was controlled (twice a week) the level of arterial blood pressure out and during lessons. Also the assessment of the disturbing and depressive status by means of a hospital scale of alarm and a depression (HADS) was carried out.

Results. As a result of a research it was revealed that 50.9 % of teachers have the increased figures of arterial blood pressure from them 28.5 % of teachers are observed at the therapist or the cardiologist and take the antihypertensive drugs, 23.1 % did not know about increase in arterial blood pressure. During lessons in 100 % of cases at teachers, "hypertensive persons" increase in arterial blood pressure higher than the level, recorded out of training is recorded. At assessment of an alarming and depressive syndrome it was revealed that 30 % of teachers have subclinical manifestations of an alarming depression and 13.3 % of teachers of secondary school are in a state clinical manifestations of an alarming and depressive syndrome.

Conclusion. In developed situation prevention and earlier detection of an arterial hypertension at teachers is necessary, correction of antihypertensive therapy taking into account a high-stressful situation at work.

Keywords: educational environment, educational process, stress, blood pressure, teachers.

Введение

Несмотря на высокие современные достижения в области науки и медицины, артериальная гипертония (АГ) до настоящего времени остается одной из наиболее значимых медико-социальных проблем современного общества и здравоохранения. Это связано с высокой распространенностью, тяжелыми осложнениями и отсутствием адекватного контроля артериального давления (АД) в масштабах популяции [1-3]. На сегодня все более актуальным становится измерение АД вне лечебного учреждения, раннее выявление маскированной АГ, одним из клинических вариантов которой является стресс-индуцированная АГ [4]. Особое место среди факторов риска развития АГ занимают такие состояния, как тревога и депрессия, которые в полной мере не могут быть отнесены ни к поведенческим, ни к биологическим факторами риска [5]. АГ в сочетании с тревожно-депрессивными состояниями приводит к снижению качества жизни пациентов и приверженности к медикаментозной терапии, что в дальнейшем влияет на ухудшение течения данного заболевания и способствует развитию кардиоваскулярных осложнений [6, 7].

Работа учителей, особенно в средних школах, относится к высокострессовой ситуации, которая носит хронический характер и может явиться провоцирующим и поддерживающим фактором повышения АД [8, 10]. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию. Однако профессиональная деятельность педагога связана с частыми микрострессами и нервно-эмоциональным напря-

жением, обусловленными отсутствием положительного результата, принимаемого как качество знаний учащихся. Педагогическая деятельность, выступая микросредой общественной жизни, связана с непрерывным воздействием на нервную систему противоречивых, напряженных эмоционально-стрессовых факторов. Частое отрицательное психическое состояние педагога приводит к снижению уровня его работоспособности, понижению показателей здоровья. Особенно актуальной тема профессиональных рисков педагога становится на фоне коренного реформирования современного образования [11,12]. Во время психоэмоционального стресса происходит активация симпатоадреналовой системы (САС), сопровождающаяся увеличением частоты сердечных сокращений (ЧСС), сердечного выброса, общего периферического сосудистого сопротивления (ОПСС) и, как следствие, повышением АД [13].

Следовательно, повышение АД в рабочее время коррелирует с более высоким риском развития поражений органов-мишеней, сердечно-сосудистых осложнений и смертности. В этой связи необходимым является проведение скрининга АД среди учителей.

Поэтому цель данной работы - выявить повышение АД во время учебных занятий среди учителей старших классов средних школ г. Саранска.

Материалы и методы

Для проведения данного исследования было выбрано общеобразовательное муниципальное учреждение г. Саранска. Разрешение на проведение общего обследования и анкетирования было получено письменно от директора школы и самих педагогов средней школы. В обследовании и в анкетировании приняли участие 51 педагог старших классов.

Средний возраст педагогов составил 51,75 ± 9,32 года: 11,5 % педагогов в возрасте от 25 до 34 лет, 29,8 % учителей - в возрасте 35-44 лет, 30 % педагогов - в возрасте от 45 до 54 лет, 22,1 % учителей - в возрасте от 55 до 64 лет и 6,5 % - в возрасте 65 лет и старше. Женский коллектив составил 69,24 % со средним возрастом 48,92 ± 7,22 года. Большая часть женщин-учителей (96,8 %) находилась в возрастном диапазоне 45-54 лет.

Учителя-мужчины составили 30,76 %, средний возраст - 52,17 ± 5,78 года.

Большую половину педагогического состава (71 %) составили учителя русской национальности, 22,6 % - мордовской национальности и 6,5 % -учителя татарской национальности.

Стаж педагогической деятельности варьировал от одного года до 43 лет. Большинство преподавателей школы имели стаж работы от 20 до 29 лет (33,9 %): стаж до 9 лет - у 10,8 % учителей старших классов, от 10 до 19 лет - у 26,4 %, от 30 до 39 лет - у 24,6 % педагогов. Педагогический стаж более 40 лет встречался у 4,3 % педагогов.

Все педагоги прошли стандартное обследование: сбор анамнеза, осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация, измерение уровня АД. Всем учителям, независимо от уровня АД, проводилось измерение роста, массы тела и объема талии и бедер с вычислением индекса массы тела (ИМТ) и индекса талия/бедра (ИТБ). К нормальным значениям относился ИМТ от 18,5 до 25; от 25 до 30 - критерий повышенного веса и свыше 30 - ожирение. ИМТ вычислялся по формуле: вес (кг) / рост (м)2. Обследование учителей проводилось в медицинском кабинете школы при содействии среднего медицинского персонала.

Для проведения опроса учителей с целью раннего выявления повышенного уровня АД, признаков нарушений сердечно-сосудистой системы и кар-диоваскулярных осложнений была разработана скрининг-анкета на кафедре факультетской терапии медицинского института МГУ им. Н. П. Огарева. Скрининг-анкета состояла из двух частей. Первая часть содержала общие вопросы о характере трудовой деятельности, возрасте и педагогическом стаже, вторая часть направлена на выявление ранних признаков изменения сердечно-сосудистой системы (табл. 1).

Таблица 1

Скрининг-анкета

Номер Вопросы Ответы

1 Пол Мужской* Женский*

2 Возраст

3 Должность

4 Наименование преподаваемой дисциплины

5 Стаж преподавательской работы

6 Национальность русский, мордва, татары

7 Боли в области сердца Да * Нет*

8 Одышка при подъеме по лестнице Да * Нет*

9 Приступы сердцебиения Да * Нет*

10 Отеки и боли в ногах Да * Нет*

11 Повышенное артериальное давление Да * Нет*

12 Пониженное артериальное давление Да * Нет*

13 Колебания артериального давления Да * Нет*

14 Отягощенная наследственность по сердечно-сосудистым заболеваниям Да * Нет*

* выбранное подчеркнуть

С целью оценки степени нарушения тревожно-депрессивных состояний был обследован 51 педагог при помощи госпитальной шкалы тревоги и депрессии (НЛБ8). Опрос проводился с предварительным ознакомлением тактики проведения анкетирования.

Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью пакета прикладных программ 81а180Й 81ай8йса 10.0. Для оценки нормальности распределения количественных данных применялись расчетные (критерий Колмогорова - Смирнова, Шапиро - Уилка) методы. Полученные данные подчинялись нормальному закону распределения и представлены в виде среднеарифметического и стандартного отклонения Ы(8Б). Качественные значения отражены в виде абсолютных величин (п) и процентных долей. Для анализа количественных признаков использовался /-критерий Стьюдента и корреляционный анализ Пирсона. Значимость выявленных различий и взаимосвязей во всех видах анализа была принята при уровне р < 0,05.

Результаты

Для выявления факторов риска всем обследованным, независимо от уровня АД, проводилось измерение роста, массы тела, объема талии и бедер. При анализе результатов ИМТ было выявлено, что у 68,8 % учителей с по-

вышенным уровнем АД ИМТ был более 25, а у 18,8 % учителей ИМТ превышал 30, составляя в среднем 32,6 ± 0,02. Анализ показателей ИТБ выявил, что у 12,5 % учителей ИТБ превышал 0,85, составляя в среднем 0,93 + 0,09. Показатель окружности талии, превышающий 80 см, был выявлен у 68,8 % обследованных, имеющих повышенное АД. Опрос педагогов относительно клинических проявлений «проблем» сердечно-сосудистой системы выявил, что 28,5 % педагогов отметили повышение АД, которое они контролируют с помощью приема антигипертензивных препаратов; 18,9 % учителей обратили внимание на болевой синдром в области сердца различного характера; 15,2 % учителей пожаловались на приступы сердцебиения и перебоев в работе сердца; 14,9 % отметили наличие отеков на нижних конечностях и 12,3 % отметили, что они являются гипотониками (рис. 1).

ИIИ и I в

Боли в сердце Одышка Приступы Отеки и боли в Повышенное Пониженное

сердцебиения ногах АД АД

1. Распространенность кардиоваскулярной патологии среди учителей

Среди педагогов, имеющих повышенные цифры АД, 28,5 % наблюдаются у кардиолога или терапевта по поводу гипертонической болезни и принимают антигипертензивные препараты, а в 45 % - комбинированную анти-гипертензивную терапию.

Несмотря на прием лекарственных препаратов, у 67,7 % учителей-гипертоников» во время занятий было зарегистрировано АД, превышающее 160/100 мм рт.ст. с максимальными цифрами АД 220/130 мм рт.ст. Средний уровень систолического АД во время занятий составил 188,1 ± 10,9 мм рт.ст. При измерении в домашних условиях (самоконтроль проводился с помощью дневника наблюдения) у данных преподавателей АД не превышало 150/90 мм рт.ст. При этом 42,7 % педагогов предполагали, что у них повышается АД во время занятий, а 25 % - нет (рис. 2). Обращает на себя внимание, тот факт что только у двоих учителей отмечается отягощенная наследственность по гипертонической болезни.

Проводимый контроль уровня АД в течение рабочего дня за все время наблюдения выявил учителей, которые не знали о том, что цифры АД, которые они имеют, относятся к повышенному уровню. Если 28,5 % учителей считали, что они гипертоники, то дополнительно было выявлено 23,1 % учителей, имеющих повышенные цифры АД. Также неожиданным моментом для 19 % учителей, которые считали себя гипотониками, явились цифры АД, пре-

зо

25 20 15 10 5

°/о

о

Рис.

вышающие 120-130/80 мм рт.ст. во время занятий. Хотя в домашних условиях среднее систолическое АД составило (99,3±5,7 мм рт.ст.).

с повыш.АД "Д"учёт не знают АД гипотоники

Рис. 2. Информированность учителей о повышении АД

Известно, что АГ может быть отнесена к списку психосоматических заболеваний. Особое место среди факторов риска развития АГ занимают такие состояния, как тревога и депрессия, которые в полной мере не могут быть отнесены ни к поведенческим, ни к биологическим факторам риска. С целью выявления тревожно-депрессивного синдрома был проведен скрининг по шкале НЛБ8. Средний уровень АД на во время заполнения шкал составил: систолическое - 145,6 ± 12,62 мм рт.ст, диастолическое - 82 ± 5,12 мм рт.ст. Было выявлено, что 56,7 % учителей не имеют явных признаков тревожно-депрессивного состояния; 30 % учителей имеют субклинические проявления тревожно-депрессивного состояния, что требует уже определенного вмешательства специалистов; 13,3 % учителей старших классов находятся в состоянии клинических проявлений тревожно-депрессивного синдрома, что требует необходимости консультации специалистов (рис. 3).

16 1412108642-'"

0

-Z1

10

Норма

13,1

14,1

15,8

Легкие КР Умеренные КР Тяжелые КР

0-13 баллов -

тревожно-депрессивного синдрома нет

14-26 баллов -

начальные симптомы

развивающейся

депрессии

27-39 баллов -

депрессия

Рис. 3. Степень депрессии по шкале Гамельтона

С целью анализа зависимости нарушения тревожно-депрессивных состояний и уровня АД был проведен корреляционный анализ данных между уровнем и продолжительностью АГ с показателями шкал НЛБ8 (табл. 2).

Таблица 2

Корреляционный анализ показателей уровня АД и продолжительности течения АГ с показателями шкал тревоги и депрессии НЛБ8

Уровень АД Продолжительность АГ

r Р R Р

Шкала тревоги HADS 0,5417 < 0,001 0,0467 0,584382

Шкала депрессии HADS 0,0118 0,6585 0,6235 < 0,001

В ходе корреляционного анализа была получена умеренная положительная взаимосвязь между уровнем АД и показателями шкалы тревоги HADS, что не было выявлено относительно шкалы депрессии. В то же время была получена прямая корреляционная связь между показателями шкалы депрессии HADS с продолжительностью течения АГ, а с уровнем АД корреляционной связи выявлено не было.

Заключение

Таким образом, особую тревогу вызывает тот факт, что более половины из числа обследованных учителей старших классов (51,6 %) имеют повышенные цифры АД. Из них 25 % учителей не знали о повышении АД в рабочее время, а 19 % учителей считали себя гипотониками. 30 % учителей имеют субклинические проявления тревожно-депрессивного состояния и 13,3 % учителей старших классов находятся в состоянии клинических проявлений тревожно-депрессивного синдрома.

Для раннего выявления АГ среди учителей средних учебных заведений рекомендуется проводить регулярный контроль АД во время проведения занятий. Врачам-кардиологам и терапевтам при назначении антигипертензив-ной терапии рекомендуется принимать во внимание специфику работы учителей: проводить коррекцию терапии с учетом психоэмоционального напряжения в рабочее время.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Толегенов, А. К. Артериальная гипертензия / А. К. Толегенов // Вестник КазНМУ. - 2013. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arterialnaya-gipertenziya (дата обращения: 16.11.2018).

2. Дуйсенова, Л. Б. Современные методы определения приверженности лечению при артериальной гипертензии / Л. Б. Дуйсенова, Л. М. Пивина // Вестник КазНМУ. - 2017. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-opredeleniya-priverzhennosti-lecheniyu-pri-arterialnoy-gipertenzii (дата обращения: 16.11.2018).

3. Моисеева, М. В. Прогноз низкой приверженности к терапии у пациентов с артериальной гипертонией на этапе оказания первичной медико-санитарной помощи / М. В. Моисеева, И. А. Викторова, Д. И. Трухан, Н. В. Багишева // Трудный пациент. - 2018. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7prognoz-nizkoy-priverzhennosti-k-terapii-u-patsientov-s-arterialnoy-gipertoniey-na-etape-okazaniya-pervichnoy-mediko-sanitarnoy-pomoschi (дата обращения: 16.11.2018).

4. Долгосрочная вариабельность артериального давления и факторы риска у мужчин со стресс-индуцированной артериальной гипертензией / И. В. Осипова, А. И. Мирошниченко, Н. В. Пырикова, О. Н. Антропова, В. П. Куликов, А. В. Алексенцева // Артериальная гипертензия. - 2014. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ dolgosrochnaya-variabelnost-arterialnogo-davlemya-i-faktory-riska-u-muzhchin-so-stress-indutsirovannoy-arterialnoy-gipertenziey (дата обращения: 16.11.2018).

5. Тревожно-депрессивные расстройства - связующее звено между социально-экономическими, поведенческими и биологическими сердечно-сосудистыми факторами риска? / А. В. Орлов, О. П. Ротарь, М. А. Бояринова, А. С. Алиева, Е. В. Могучая, Н. А. Паскарь и др. // Сибирское медицинское обозрение. - 2017. -№ 2. (104). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhno-depressivnye-rasstroystva-svyazuyuschee-zveno-mezhdu-sotsialno-ekonomicheskimi-povedencheskimi-i-biologicheskimi (дата обращения: 16.11.2018).

6. Федоришина, О. В. Тревога, депрессия и качество жизни у больных артериальной гипертензией трудоспособного возраста / О. В. Федоришина, К. В. Протасов, С. Г. Куклин // Сибирский медицинский журнал. - 2013. - № 6. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevoga-depressiya-i-kachestvo-zhizni-u-bolnyh-arterialnoy-gipertenziey-trudosposobnogo-vozrasta (дата обращения: 16.11.2018).

7. Николаев, Е. Л. Особенности психической дезадаптации при сердечнососудистых заболеваниях / Е. Л. Николаев, Е. Ю. Лазарева // Вестник Чувашского университета. - 2013. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihicheskoy-dezadaptatsii-pri-serdechno sosudistyh-zabolevaniyah (дата обращения: 16.11.2018).

8. Остроумова, О. Д. «Гипертония на рабочем месте»: фокус на эмоционально-личностные особенности пациентов / О. Д. Остроумова, Е. И. Первичко, Ю. П. Зинченко // Системные гипертензии. - 2016. - № 13 (3). - С. 13-20. - URL: http://syst-hypertension.ru/gipertoniya-na-rabochem-meste-fokus-na-emotsionalno-lichnost-nye-osobennosti-patsientov/ (дата обращения: 16.11.2018).

9. Landsbergis, P. A. High Blood Press / P. A. Landsbergis, A. Travis, P. L. Schnall // Cardiovasc Prev. - 2013. - № 20 (2). - P. 69-76.

10. Ortega, S. S. Ambulatory Monitoring of Blood Pressure in Occupational Hypertension / S. S. Ortega, N. L. Villalba, S. H. Valiente // Arch Community Med Public Health. - 2016. - № 2 (1). - P. 008-008.

11. Ветрова, Я. А. Проблема психологической безопасности образовательной среды муниципальной системы образования / Я. А. Ветрова, Е. С. Щеголенкова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - № 2 (49). - С. 169-178. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nproblema-psihologicheskoy-bezopasnosti-obrazo-vatelnoy-sredy-munitsipalnoy-sistemy-obrazovaniya (дата обращения: 16.11.2018).

12. Валеева, А. С. Профессиональные риски педагога в условиях модернизации образования / А. С. Валеева, Г. Р. Давлетшина // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2016. - № 1. - С. 133-144. - URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=25809898 (дата обращения: 16.11.2018).

13. Ушаков, А. В. Патогенетические механизмы формирования стойкой артериальной гипертензии при хроническом психоэмоциональном напряжении / А. В. Ушаков, В. С. Иванченко, А. А. Гагарина // Артериальная гипертензия. -2016. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patogeneticheskie-mehanizmy-formirovaniya-stoykoy-arterialnoy-gipertenzii-pri-hronicheskom-psihoemotsionalnom-napryazhenii (дата обращения: 16.11.2018).

References

1. Tolegenov A. K. Vestnik KazNMU [Bulletin of Asfendiyarov Kazakh National Medical University]. 2013, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7arterialnaya-gipertenziya (accessed Nov. 16, 2018).

2. Duysenova L. B., Pivina L. M. Vestnik KazN-MU [Bulletin of Asfendiyarov Kazakh National Medical University]. 2017, no. 3. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennye-metody-opredelemya-priverzhennosti-lechemyu-pri-arterialnoy-gipertenzii (accessed Nov. 16, 2018).

3. Moiseeva M. V., Viktorova I. A., Trukhan D. I., Bagisheva N. V. Trudnyy patsient [Difficult patient]. 2018, no. 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/prognoz-nizkoy-priverzhennosti-k-terapii-u-patsientov-s-arterialnoy-gipertoniey-na-etape-okazaniya-pervichnoy-mediko-sanitarnoy-pomoschi (accessed Nov. 16, 2018).

4. Osipova I. V., Miroshnichenko A. I., Pyrikova N. V., Antropova O. N., Kulikov V. P., Aleksentseva A. V. Arterial'naya gipertenziya [Arterial hypertension]. 2014, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dolgosrochnaya-variabelnost-arterialnogo-davleniya-i-faktory-riska-u-muzhchin-so-stress-indutsirovannoy-arterialnoy-gipertenziey (accessed Nov. 16, 2018).

5. Orlov A. V., Rotar' O. P., Boyarinova M. A., Alieva A. S., Moguchaya E. V., Paskar' N. A. et al. Sibirskoe meditsinskoe obozrenie [Siberian medical review]. 2017, no. 2. (104). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhno-depressivnye-rasstroystva-svyazuyuschee-zveno-mezhdu-sotsialno-ekonomicheskimi-povedencheskimi-i-biologicheskimi (accessed Nov. 16, 2018).

6. Fedorishina O. V., Protasov K. V., Kuklin S. G. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal [Siberian medical journal]. 2013, no. 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/trevoga-depressiya-i-kachestvo-zhizni-u-bolnyh-arterialnoy-gipertenziey-trudosposobnogo-vozrasta (accessed Nov. 16, 2018).

7. Nikolaev E. L., Lazareva E. Yu. Vestnik Chuvashskogo universiteta [Bulletin of Chuvash State University]. 2013, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-psihicheskoy-dezadaptatsii-pri-serdechno sosudistyh-zabolevaniyah (accessed Nov. 16, 2018).

8. Ostroumova O. D., Pervichko E. I., Zinchenko Yu. P. Sistemnye gipertenzii [Systemic hypertension]. 2016, no. 13 (3), pp. 13-20. Available at: http://syst-hypertension.ru/gipertoniya-na-rabochem-meste-fokus-na-emotsionalno-lichnost-nye-osobennosti-patsientov/ (accessed Nov. 16, 2018).

9. Landsbergis P. A., Travis A., Schnall P. L. Cardiovasc Prev. 2013, no. 20 (2), pp. 69-76.

10. Ortega S. S., Villalba N. L., Valiente S. H. Arch Community Med Public Health. 2016, no. 2 (1), pp. 008-008.

11. Vetrova Ya. A., Shchegolenkova E. S. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Domestic and foreign pedagogy]. 2018, no. 2 (49), pp. 169-178. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-psihologicheskoy-bezopasnosti-obrazo-vatelnoy-sredy-munitsipalnoy-sistemy-obrazovaniya (accessed Nov. 16, 2018).

12. Valeeva A. S., Davletshina G. R. Kontekst i refleksiya: filoso-fiya o mire i cheloveke [Context and reflection: philosophy about the world and man]. 2016, no. 1, pp. 133144. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25809898 (accessed Nov. 16, 2018).

13. Ushakov A. V., Ivanchenko V. S., Gagarina A. A. Arterial'naya gipertenziya [Arterial hypertension]. 2016, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ patogeneticheskie-mehanizmy-formirovaniya-stoykoy-arterialnoy-gipertenzii-pri-hronicheskom-psihoemotsionalnom-napryazhenii (accessed Nov. 16, 2018).

Гончарова Людмила Никитична доктор медицинских наук, профессор, кафедра факультетской терапии с курсами физиотерапии, лечебной физкультуры, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68)

E-mail: glnsm@mail.ru

Goncharova Lyudmila Nikitichna Doctor of medical sciences, professor, sub-department of intermediate level therapy with courses on physiotherapy and therapeutic physical training, National Research Ogarev Mordovia State University (68 Bolshevistskaya street, Saransk, Russia)

Антипова Валентина Николаевна

кандидат медицинских наук, профессор, кафедра факультетской терапии с курсами физиотерапии, лечебной физкультуры, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68)

E-mail: valentina.antipova@gmail.com

Antipova Valentina Nikolaevna Candidate of medical sciences, professor, sub-department of intermediate level therapy with courses on physiotherapy and therapeutic physical training, National Research Ogarev Mordovia State University (68 Bolshevistskaya street, Saransk, Russia)

Пушкина Яна Александровна аспирант, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68)

E-mail: frolkina1992yana@mail.ru

Pushkina Yana Aleksandrovna Postgraduate student, National Research Ogarev Mordovia State University (68 Bolshevistskaya street, Saransk, Russia)

Сычев Иван Витальевич

аспирант, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68)

E-mail: godsgiftof@gmail.com

Sychev Ivan Vital'evich Postgraduate student, National Research Ogarev Mordovia State University (68 Bolshevistskaya street, Saransk, Russia)

Еремкина Татьяна Яковлевна

студент, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68)

E-mail: tanya.eremkina7@yandex.ru

Eremkina Tat'yana Yakovlevna

Student, National Research Ogarev Mordovia State University (68 Bolshevistskaya street, Saransk, Russia)

УДК 616.12-008.331

Особенности вариабельности артериального давления у педагогов старших классов / Л. Н. Гончарова, В. Н. Антипова, Я. А. Пушкина, И. В. Сычев, Т. Я. Еремкина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. - 2018. - № 3 (47). - С. 122-132. - Б01 10.21685/2072-3032-2018-4-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.