Ю.В. Синников,
аспирант кафедры экономики
Казанского государственного технологического университета
ОСОБЕННОСТИ В РАЗМЕЩЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА В ГОРОДЕ КАЗАНИ С 2011 ГОДА
В статье представлены особенности размещения информации о государственных и муниципальных заказах в свете изменений в российском законодательстве, введенных Федеральным законом от 08.05.2009 №93, о переходе с 01.01.2011 всех аукционов, проводимых на территории Российской Федерации, в электронный формат с использованием пяти федеральных электронных торговых площадок, а также Федеральным законом от 02.08.2010 №83 о закреплении с 01.01.2011 за Федеральным казначейством Российской Федерации ведения общероссийского Реестра контрактов на едином официальном сайте в сети Интернет.
1
Вышеуказанные нормативные акты, в свою очередь являются одиннадцатой и двадцать первой поправкой соответственно в Федеральный закон от 21.07.2005 №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». К основным нововведениям относится:
1. Переход на электронные аукционы, который для всех муниципальных заказчиков города Казани фактически состоялся в сентябре 2010 года.
2. Ввод в промышленную
эксплуатацию единого общероссийского официального сайта для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru).
Отдельно стоит отметить, что в соответствии с решением Казанской Городской Думы от 29.12.2010 №23-3 муниципальное учреждение «Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» является уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных заказчиков.
Также немаловажным явилось подписание в январе 2011 года соглашения между Исполнительным комитетом города Казани и Министерством финансов Республики Татарстан об осуществлении последним, в лице Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан, полномочий по согласованию в размещении заказов для муниципальных нужд, нужд муниципальных бюджетных учреждений в части контроля за наличием лимитов бюджетных обязательств, источников финансирования, отсутствия кредиторской задолженности,
подтверждения эффективности закупок.
Поскольку общероссийский
официальный сайт по размещению информации о размещении заказов является единым всех закупок на территории Российской Федерации, рассмотрим его особенности.
С 1 января 2011 года на общероссийском официальном сайте в обязательном порядке должна размещаться информация обо всех государственных и муниципальных заказчиках Российской Федерации, о предстоящих торгах, а также, согласно
постановлению Правительства от 29.12.2010 №1191 «Об утверждении Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров
бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр». На указанном сайте должна размещаться информация о заключении, изменении и исполнении таких контрактов. С целью единовременного перевода работы на общероссийский официальный сайт руководством города Казани совместно с территориальным отделением Департамента казначейства Республики Татарстан по городу Казани достигнута договоренность, согласно которой санкционирование оплаты по заключенным контрактам и договорам будет производиться только при наличии отметки - идентификационного реестрового номера общероссийского сайта.
Данный общегосударственный портал планирует стать не только общероссийской информационной площадкой, но и, по мере внедрения различных сервисов, стать площадкой для мощной аналитики, проведения конъюнктурных анализов как для государственных и муниципальных заказчиков, так и для поставщиков, правоохранительных органов, органов государственного финансового контроля. В частности, по инициативе Федеральной антимонопольной службы разрабатывается программа по контролю на общероссийском официальном сайте, призванная
автоматически выявлять и отправлять информацию о формальных нарушениях, связанных с несвоевременным заключением контракта, несвоевременной подачей сведений о заключенном контракте и так далее.
Также предполагается осуществление в автоматическом режиме возбуждения Федеральной антимонопольной службой дел на основании Кодекса об
административных правонарушениях
Российской Федерации, где сумма штрафа на должностное лицо заказчика (руководителя) предусматривается от 20 до 50 тысяч рублей за нарушение процедур, установленных законом, в ходе размещения и исполнения заказа.
Стоит отметить тот факт, что самым распространенным нарушением на сегодняшний день остается низкий уровень подготовки сведений для регистрации контрактов и несоблюдения установленных федеральным законодательством сроков подачи сведений о заключении, изменении и исполнении таких контрактов. Это связано, прежде всего, с низкой подготовкой и непрофессионализмом непосредственных исполнителей в
муниципальных учреждениях и отсутствием должного контроля со стороны руководящего состава организации. Стоит иметь в виду и тот факт, что согласно действующему законодательству о
государственных и муниципальных закупках, а также при новых правилах проведения аукционов на электронных торговых площадках, устанавливаются более жесткие требования к срокам заключения контракта с победителем таких торгов. Если раньше победитель умышленно мог затянуть процедуру подписания контракта, а согласно части 4 статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации срок подписания такого контракта не может превышать 20 дней, то теперь такой победитель электронного аукциона в случае несвоевременного подписания и
направления контракта автоматически лишается такого права. То есть муниципальным заказчикам не нужно будет тратить время на выяснение причин задержки в подписании контракта поставщиком и на другие сопутствующие процедуры, так как будет происходить и автоматический переход права подписания такого контракта к участнику электронного аукциона, чье предложение было предшествующим предложению
победителя.
Ещё одной особенностью функционала общероссийского официального сайта является возможность интеграции уже существующих информационных систем закупок субъектов и муниципальных образований Российской Федерации. Так, на сегодняшний день в Республике Татарстан разработана и введена в промышленную эксплуатацию информационная система «Электронный магазин», которая, с одной стороны, интегрирована с общероссийским официальным сайтом, а с другой стороны, планирует интеграцию с информационными системами, которые уже работают в городах и районах республики.
Ввиду вышеуказанных изменений претерпела изменения и схема работы уполномоченного органа по размещению заказов для нужд муниципальных заказчиков в городе Казани.
Процедура подачи заявок
муниципальными заказчиками для
размещения заказа практически не изменена. Муниципальные заказчики, как и прежде, через информационную систему города Казани «Управление закупками» подают заявки в отдел по подготовке и размещению заказа.
Отдел по подготовке и размещению муниципального заказа выполняет все функции, ранее осуществляемые Дирекцией муниципального заказа, а именно: прием заявок от муниципальных заказчиков на проведение закупки, разработку извещений аукционной и конкурсной документации, оформление протоколов аукционов, конкурсов и запроса котировок, подписание контрактов ЭЦП от лица заказчиков и направление их оператору электронной торговой площадки и ряд других функций.
Отдел аналитики и сопровождения муниципального заказа также ведет работу с общероссийским официальным сайтом в части внесения в единый общероссийский Реестр государственных и муниципальных контрактов сведений о заключении, изменении и исполнении таких контрактов. Помимо этого, отдел продолжает сопровождение Информационной системы «Управление закупками».
Как можно заметить, работа муниципальных заказчиков с
общероссийским официальным сайтом практически сведена «на нет». Это связано, прежде всего, с тем, что полноценная работа для государственных и муниципальных заказчиков с общероссийским официальным сайтом возможна лишь при наличии средств криптографической защиты, а именно электронной цифровой подписи,
выдаваемой Управлениями Федерального казначейства в каждом из регионов
Российской Федерации. Данные
электронные цифровые подписи, с различными правами доступа к закрытой функциональной части общероссийского сайта, были выданы только ответственным, квалифицируемым сотрудникам
уполномоченного органа в целях предотвращения ошибок при размещении извещений о планируемых торгах и запросах котировок, а также при размещении сведений о заключении, изменении и исполнении контрактов, поскольку, как показывает практика, низкая исполнительская
дисциплина и высокая «текучка кадров» позволяют сделать определенные выводы в пользу наделениями вышеуказанными функциями опытных и квалифицируемых специалистов.
В заключение подведем некоторые итоги. Изменения с 2011 в федеральном законодательстве о закупках нашли свое отражение и в организационной структуре муниципальных закупок города Казани, объединив в рамках деятельности одного муниципального органа исполнительной власти функции по планированию, размещению и исполнению
муниципального заказа. Такая консолидация полномочий в сфере муниципального заказа должна дать старт к формированию нового формата в управлении муниципальными закупками, начиная с прогнозирования потребностей, составления планов муниципальными учреждениями и заканчивая мониторингом исполнения заключенных контрактов в части полноты выполнения сторонами своих обязательств, оценки и управления потенциальными
рисками, регламентации и методического обеспечения исполнения таких контрактов.