Научная статья на тему 'Особенности усыновления иностранцами детей - российских граждан'

Особенности усыновления иностранцами детей - российских граждан Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
281
34
Поделиться
Ключевые слова
УСЫНОВИТЕЛИ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Лапшова Е. В., Еремичев И. А.

В статье рассматриваются особенности усыновления иностранцами детей российских граждан, дается характеристика данному виду усыновления как способу защиты детей. Обосновывается вывод о том, что лучшим вариантом устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, является усыновление.

Текст научной работы на тему «Особенности усыновления иностранцами детей - российских граждан»

стабильности и безопасности всех субъектов российского рынка страховых услуг.

Единственным верным решением нарастающей проблемы может явиться оптимизация возможных мер управления неполным страхованием. Этот комплекс мер должен содержать в себе совокупность при-

емов, направленных на предотвращение наступления вышерассмотренных причин, а также избрание путей минимизации последствий неполного страхования.

1 Ефимов С.Л. Энциклопедический словарь. Экономика и страхование. М., 1996.

ОСОБЕННОСТИ УСЫНОВЛЕНИЯ ИНОСТРАНЦАМИ ДЕТЕЙ - РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН

Е.В. ЛАПШОВА,

соискатель Московского университета МВД России, специалист учебно-методического кабинета кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России

Lapshova_EV@mail.ru

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право Научный руководитель кандидат юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса Московского университета

МВД России И .А. ЕРЕМИЧЕВ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности усыновления иностранцами детей — российских граждан, дается характеристика данному виду усыновления — как способу защиты детей. Обосновывается вывод о том, что лучшим вариантом устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, является усыновление. Ключевые слова: усыновители, иностранные граждане, усыновление (удочерение), дети.

FEATURES OF ADOPTION BY FOREIGNERS OF CHILDREN - THE RUSSIAN

CITIZENS

E.V. LAPSHOVA

competitor of a scientific degree of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, specialist of an educational methodical office of the department of civil law and procedure of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. In article features of adoption by foreigners of children — the Russian citizens are considered, the characteristic to the given kind of adoption - as to a way of protection of children is given. The conclusion is proved that adoption is the best variant of the device of the child, without parental support/ Key words: adoptive fathers, foreign citizens, adoption, children.

Начиная с 1991 г., иностранными гражданами в России усыновлено свыше 60 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство усыновленных детей успешно адаптировались в новых семьях. Однако имеют место проблемы в адаптации, случаи переустройства детей в новые семьи и даже жестокого обращения с усыновленными детьми и их гибели в семьях иностранных усыновителей.

За период с 1991 г. зафиксировано 13 случаев насильственной гибели российских детей, усыновленных иностранными гражданами, по вине усыновителей. Анализ обстоятельств гибели детей дает основание считать, что основными причинами в большинстве случаев являются своевременно не выявленная эмоциональная нестабильность усыновителей, а также

их недостаточная психолого-педагогическая подготовка к приему ребенка в свою семью. Однако именно эти случаи привели к формированию резко негативного отношения к иностранному усыновлению со стороны как представителей законодательной, так и исполнительной власти, общественности.

В настоящее время в соответствии с законодательством усыновление детей — граждан России иностранными гражданами может проводиться либо лично кандидатами в усыновители (так называемое независимое усыновление), либо при содействии представительств иностранных государственных органов и организаций и представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций по усыновлению (удочерению) детей, осуществляющих

деятельность на территории России (п. 2 ст. 126.1 СК). Деятельность этих органов и организаций на территории России осуществляется в порядке, установленном Положением о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроле за ее осуществлением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 654.

Представительства органов и организаций предоставляют в установленном порядке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации или Минобрнауки России документы кандидатов в усыновители, проживающих на территории государства местонахождения органа или организации иностранного государства, для подбора ребенка на усыновление, а также в суд для установления усыновления; организуют прием и размещение кандидатов в усыновители, оказывают необходимую помощь в оформлении усыновления, а также осуществляют иную деятельность по представительству интересов кандидатов в усыновители на территории России, разрешенную законодательством.

Представительства иностранных организаций обязаны представлять в органы исполнительной власти субъектов Федерации отчеты об условиях жизни и воспитания детей, усыновленных при их содействии, а также информацию о постановке их на учет в консульских учреждениях России. Как правило, представительства добросовестно выполняют взятые на себя обязательства. В основном отчеты представляются своевременно и в установленной форме, задолженности оперативно устраняются представительствами. В случае несоблюдения принятых обязательств к представительствам могут быть применены установленные законодательством меры, включая досрочное прекращение их деятельности.

В ряде регионов России осуществляют посредническую деятельность по усыновлению (удочерению) детей иностранные организации, не имеющие представительств на территории России, а также физические лица. Эти организации и физические лица различными, по существу, незаконными путями получают сведения о детях, оказывая посреднические услуги «независимым» усыновителям. В этих случаях практически невозможно установить нелегальное получение сведений о ребенке кандидатами в усыновители и участие в процессе посредника, представляющегося адвокатом, переводчиком и т.п.

По данным 2009 г., из 9065 ответов из федерального банка данных на запросы из органов исполнительной власти субъектов Федерации 3706 ответов направлено в отношении «независимых» иностранных усыновителей.

Во многих случаях оформления «независимого» усыновления при содействии посредников после возвращения усыновителей в страну проживания отчеты об адаптации детей в Россию не поступают.

По состоянию на 1 января 2010 г. численность задолженностей по представлению отчетов об услови-

ях жизни и воспитания и сведений о постановке на учет детей — граждан России, усыновленных иностранными гражданами в рамках «независимого» усыновления, превышала 1700, в том числе США — 795, Франция — 262, Испания — 261, Германия — 147 другие страны — 248.

При этом действенные рычаги воздействия на организацию, взявшую обязательства по контролю над представлением отчетов и постановкой усыновленных детей на консульский учет, практически отсутствуют, что затрудняет дальнейший контроль над условиями жизни и воспитания детей. Особую тревогу вызывают факты участия посредников в «независимом» усыновлении детей, погибших в семьях иностранных усыновителей — граждан США.

Некоторые страны (Италия, Дания, Швеция, Греция и др.) не признают либо признают в исключительных случаях (для родственников детей) «независимое» усыновление, устанавливая в законодательстве требование об оформлении международного усыновления только через компетентные органы соответствующих государств либо через уполномоченные ими аккредитованные органы. На таком принципе основаны много- и двусторонние договоры государств в области международного усыновления детей.

Трудности, с которыми сталкиваются представительства иностранных организации по международному усыновлению при осуществлении своей деятельности в России, можно объединить в три группы:

1) негативное отношение россиян к международному усыновлению, которое успешно поддерживается средствами массовой информации. Отсутствие положительной информации о международном усыновлении, о детях, выросших в иностранных семьях в любви и принятии;

2) закрытость международного усыновления, отсутствие у большинства россиян четкого представления о том, как, почему, при каких условиях и по каким принципам дети, оставшиеся без попечения родителей, обретают иностранную семью. Сколько именно детей усыновляется, почему именно эти дети, почему они не были усыновлены россиянами;

3) неинтегрированность международного усыновления в систему семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Законодательство обязывает органы опеки принимать меры по возвращению ребенка в его родную семью, где это возможно, или по его устройству в российскую семью. И только в случае безуспешности этих мер для этого ребенка может быть подобрана иностранная семья. На практике эти меры часто не принимаются по причине чрезвычайной загруженности органов опеки.

Анализ положительного опыта работ в иностранных агентств показал, что ключевыми моментами обеспечения реализации прав ребенка при иностранном усыновлении, обеспечения его безопасности,

спокойствия, хорошей адаптации является создание системы подготовки как детей, так и родителей, которая реализуется до усыновления, а не после него. Это тщательный, ответственный отбор и подготовка будущих усыновителей, существование у усыновителей и в стране правильной культуры усыновления и принятия усыновленных детей.

Для обеспечения защиты прав ребенка при иностранном усыновлении необходимо, чтобы Россия подписала Гаагскую конвенцию о международном усыновлении. Для того чтобы принципы конвенции о приоритете биологической семьи и национального усыновления действительно работали, международное усыновление должно быть частью единой системы, включающей как государственные, так и негосударственные организации, главная цель которых — обеспечить право каждого ребенка жить в семье. В этом случае деятельность иностранных организаций по международному усыновлению в России будет понятной россиянам, эффективной, прозрачной, и для каждого ребенка, оказавшегося в трудной ситуации или лишившегося семейного тепла можно будет подобрать такое решение, которое максимально удовлетворит его потребности в любви и принятии. Для этого необходимо освещать все вопросы международного усыновления, объяснять обществу, почему ребенок был усыновлен иностранной семьей.

В целях осуществления тщательного отбора кандидатов в усыновители и подготовки иностранных граждан к приему ребенка в семью необходимо установить для этой категории граждан обязательность прохождения психологического обследования и специальной программы подготовки к приему ребенка на воспитание в семью.

В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», согласно которым порядок открытия представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций на территории России носит уведомительный характер, следует, законодательно на уровне постановлений Правительства РФ установить порядок выдачи разрешений на открытие представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению детей на территории России и разрешений на осуществление деятельности по усыновлению детей на территории России представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций, порядок деятельности этих организаций и контроля над ее осуществлением, а также регулирования количества этих организаций на территории России.

Учитывая специфику работы, связанной с всесторонним обеспечением защиты прав и законных интересов детей — граждан России, при передаче в семьи иностранных граждан, а также международную практику в этой области, целесообразно в качестве одного из условий деятельности иностранных организаций по

усыновлению на территории России сохранить разрешительный порядок в отношении ее осуществления.

Учитывая, что наличие большого, ничем не ограничиваемого количества представительств иностранных организаций может привести к «нездоровой» конкуренции между ними в субъектах Федерации, способствовать возникновению конфликтных ситуаций между представительствами и региональными операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, затруднить контроль над деятельностью представительств, необходимо обеспечить регулирование Правительством РФ количества представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению детей на территории России.

Каждое государство отдает предпочтение национальному усыновлению, однако, если для ребенка не найдена семья в своей стране, он может быть передан в иностранную семью усыновителей.

Смена условий жизни и воспитания при международном усыновлении означает изменение условий психического развития личности, к которым относятся определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека. Бытие общественных отношений в личности формируется через присвоение человеком материальной и духовной культуры, общественно значимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок. И потребности, и мотивы каждого развивающегося человека, хотя и представлены в психологии конкретного лица, отражают общественно-исторические ориентации той культуры, в которой развивается и действует конкретный человек.

Иностранное усыновление может быть отнесено к так называемому в мировой практике специальному усыновлению, или усыновлению детей с особенностями. Как правило, дети, передаваемые на международное усыновление, могут иметь разнообразные характеристики. Кроме того, переезд в иноязычную культурную среду усугубляет ситуацию, так как сопровождается изменением окружения, вследствие чего ребенок может испытывать «культурный шок», переживание которого влияет на особенности адаптации и психологическую защищенность в новой семье.

Организационные, педагогические, психологические основы процесса усыновления внутри и вне страны имеют различия, значимые с позиции адаптации ребенка в иностранной культуре и семье усыновителей. Существенной проблемой в системе усыновления является подготовка ребенка к процессу международного усыновления, жизни в семье, другом государстве, другой культуре.

Всем семьям необходимо учитывать профессиональную точку зрения специалистов при принятии текущих и определенных решений. Это поможет родителям в понимании возможностей и способностей их нового ребенка.