САРАЙКИНА С. В., ТРУБНИКОВ А. Е.
ОСОБЕННОСТИ УСЛУГ В СПОРТИВНО-СОБЫТИЙНОМ ТУРИЗМЕ И СПЕЦИФИКА ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация. Авторами раскрываются вопросы, связанные с особенностями оказания услуг в рамках спортивно-событийного туризма. Также уделяется внимание специфике организации спортивно-событийного туризма, требующего не только особенного подхода к созданию инфраструктуры, но и организации мероприятий, в рамках которых спортивно-событийный туризм реализуется как вид туризма.
Ключевые слова: туризм, услуги, спортивно-событийный туризм, спортивные и культурные мероприятия, инфраструктура, организация.
SARAYKINA S. V., TRUBNIKOV A. E.
SERVICE SECTOR OF SPORTS EVENT TOURISM AND ITS PLANNING SPECIFICS Abstract. The article considers the issues of service as an integral part of the sports event tourism. The authors also study the features of sports event tourism planning. Thus, the latter requires a special approach not only to the infrastructure development, but also to the arrangement of sports events this type of tourism is focused on.
Keywords: tourism, service sector, sports event tourism, sports and cultural activities, infrastructure, planning.
При изучении туризма в целом и спортивного туризма в частности применяется широко распространенный в современной туристской практике термин «планирование региона» (region planning), который часто используется для определения планирования в масштабах географического региона, обладающего необходимыми услугами, достопримечательностями, инфраструктурой и потенциалом для привлечения туристов. Создание эффективной системы развития спортивно-событийного туризма в регионе невозможно без создания комплексной туристской услуги. При этом обслуживание туристов носит одновременно как комплексный, так и специфический характер, так как его организация и структура принципиально отличаются от обслуживания во время их оседлого проживания. Под комплексной туристской услугой в данном случае будут подразумеваться основные услуги по размещению, питанию, транспортные услуги, культурные, спортивные, рекреационные, экскурсионные, а также дополнительные, в том числе специальные туристские товары и сувениры, потребляемые в месте пребывания.
Соответственно, для удовлетворения потребностей туристов особое значение приобретает формирование в регионе детализированной системы спортивно-событийного туризма (рисунок 1).
Рис. 1 - Система спортивно-событийного туризма
Как мы знаем, характерной особенностью туризма является разделение потребностей туриста на три группы:
- обязательные (транспорт, проживание, питание);
- специфические (характерные только для того или иного вида туризма);
- дополнительные (экскурсионные программы, сувениры и т.д.)
При этом важнейшей особенностью спортивно-событийного туризма является то, что в отличие от многих других видов туризма, потребители данных туристских услуг ставят во главу угла не обязательные, а специфические потребности. Главной целью путешествия в данном случае является показательное выступление или спортивное соревнование, организованное для популяризации спорта и привлечения зрителей, сопутствующие же элементы комплексной туристской услуги несут при этом ряд особенностей, которые мы рассмотрим подробнее (рисунок 2).
Услуги проживания. Главной особенностью в данном случае является то, что туристы, приезжающие понаблюдать за спортивными состязаниями, склонны выбирать наиболее доступные варианты проживания, чаще групповые. Как показывает практика проведения крупных спортивных мероприятий, таких как Чемпионат Мира по футболу 2006 г. в Германии, Летних Олимпийских игр в Лондоне в 2012 г. и др., наиболее востребованным типом гостиниц являются хостелы, которые предлагают туристам услуги проживания по доступным ценам. В России в этом плане ощущается острая нехватка качественных недорогих гостиниц, причем эта проблема охватывает не только относительно проблемные регионы, но и важные туристские центры, претендующие на роль центров еще и спортивно-событийного туризма. Без подобных учреждений значительно увеличиваются
расходы туристов, и, соответственно, теряется интерес к посещению того или иного спортивного мероприятия.
Средства размещения
- гостиницы и хостелы туристского класса с возможностью размещения 4-6 человек в номере;
- возможно размещение за пределами городской зоны (спортивные базы и базы отдыха);
- возможность пользоваться спортивным инвентарем или спортивным залом.
Средства питания
- наличие заведений быстрого питания (кафе, бары, пабы и т.д.);
- наличие заведений, где помимо питания, есть возможность просмотра трансляций и обсуждения грядущих событий.
Средства передвижения
- развитая система городского транспорта;
- наличие пешеходных зон и велосипедных дорожек.
Объекты спортивной привлекательности
- наличие спортивного комплекса на базе которого проводятся спортивные мероприятия;
- расположение этих объектов в относительно близком расстоянии от других объектов (размещение, питание, другие спортивные объекты)
Рисунок 2 - Специфика спортивно-событийной инфраструктуры в туристском
регионе [1]
Услуги питания также являются важным элементом комплексной туристской услуги, причем говоря об услугах питания в спортивно-событийном туризме следует отметить, что наибольший спрос в данном сегменте рынка имеется на недорогие кафе, пабы, бары и рестораны, предлагающие помимо бюджетных цен еще и возможность посмотреть трансляцию того или иного спортивного мероприятия. Также, исходя из опыта зарубежных стран, большой популярностью пользуются рестораны быстрого питания крупных мировых сетей, таких как McDonalds, Subway, Burger King и др. Все они предлагают относительно недорогие варианты питания и распространены в крупных туристских центрах.
Транспортные услуги. Для удешевления стоимости поездки, туристы, вместо
комфортабельных автобусов, для перемещения по туристской дестинации обычно
используют общественный транспорт. При этом лишь при перемещении на дальние
расстояния выбор ложится на железнодорожный транспорт или, если нет такой
3
cd К о
Е 0) л
cd И
К -©ф
К
а 0) С U
возможности, на авиационный. Также важными факторами выбора средства передвижения являются возможные скидки на транспорт. Например, многие авиакомпании устанавливают специальную цену на авиабилеты при организации чартерных рейсов для фанатских клубов. Также они могут получить скидку на рейсовые автобусы. Однако, несмотря на все скидки, автобус и поезд остаются не только наиболее дешевыми средствами передвижения, но и увлекательными для путешествий. Большинство болельщиков предпочитает именно эти средства передвижения самолетам, несмотря на то, что они не безопаснее [2].
Таким образом, на основе изучения потребностей приверженцев спортивно-событийного туризма целесообразно выделить особенности инфраструктуры региона, необходимые для развития этого вида туризма.
Все вышеперечисленные факторы развития спортивно-событийного туризма обуславливают особую специфику принципов обслуживания туристов при создании туров для них. Рассмотрим ее основные элементы.
Организация транспортного обслуживания:
- возможность использования городского общественного транспорта;
- возможность передвигаться пешком;
- возможность ночного переезда между туристскими дестинациями.
Организация спортивно-событийного туристского мероприятия:
- возможность спецификации и выбора в зависимости от видов спорта;
- насыщенность программы для туристов;
- формирование больших по численности групп туристов
Организация обслуживания
- развитие системы самообслуживания;
- обязательное наличие свободного времени.
Очень важным моментом является то, что без стратегии развития спортивно-событийного туризма невозможно сформировать концепцию его развития. Стратегия развития спортивно-событийного туризма заключается не только в создании новой и модернизации прежней инфраструктуры, продвижении спортивного туризма, но и в стимулировании к занятию спортом, пропаганде здорового образа жизни. Для этого необходимо задействовать государственно-правовые, экономические и социальные ресурсы региона. В свете того, что Российская Федерация станет местом проведения крупных спортивных состязаний, таких как Зимняя Олимпиада в Сочи, Чемпионаты мира по футболу и хоккею, которые привлекут десятки тысяч туристов со всего мира, эта проблема является как никогда актуальной и требует незамедлительного решения. Грамотно выстроенная
стратегия развития спортивно-событийного туризма позволит России встать в один ряд с передовыми странами в данном направлении, а также обеспечит ежегодный приток туристов как на внутреннем направлении, так и въездном, что положительно скажется на имидже нашей страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федотов Ю. Н., Востоков И. Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник / Ю. Н. Федотов, И. Е. Востоков. - М.: Советский спорт, 2002. - 364 с.
2. Харрис Г. Стимулирование международного туризма в XXI веке / Г. Харрис, К. М. Кац (Пер. с англ.). - М.: Финансы и статистика, 2007. - 240 с.