Научная статья на тему 'Особенности урока технологии в начальной школе: дидактический аспект'

Особенности урока технологии в начальной школе: дидактический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13707
1192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / EDUCATIONAL ACTIVITY / LABOUR ACTIVITY / PRACTICAL ACTIVITY / MOTIVATION / INTELLECTUAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моргунова Ирина Геннадьевна

В статье с позиций дидактики раскрыты особенности урока технологии, проанализированы его отличия от других уроков начальной ступени обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of technology lesson in primary school: the didactic aspect

The author of the article highlights the main features of a technology lesson and its differences from other lessons in elementary school.

Текст научной работы на тему «Особенности урока технологии в начальной школе: дидактический аспект»

ББК 74.268.3

ИГ. Моргунова

ОСОБЕННОСТИ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье с позиций дидактики раскрыты особенности урока технологии, проанализированы его отличия от других уроков начальной ступени обучения.

Ключевые слова: учебная деятельность, трудовая деятельность, предметно-практическая деятельность, мотивация, интеллектуальные умения.

I G Morgunova

THE PECULIARITIES OF TECHNOLOGY LESSON IN PRIMARY SCHOOL:

THE DIDACTIC ASPECT

The author of the article highlights the main features of a technology lesson and its differences from other lessons in elementary school.

Key words: educational activity, labour activity, practical activity, motivation, intellectual skills.

Урок технологии подчиняется общим закономерностям, принципам и правилам дидактики. Вместе с тем следует признать, что это очень специфичный урок, позволяющий говорить о его особенностях и некоторых принципиальных отличиях от других уроков начальной ступени обучения. Кратко охарактеризуем основные из этих особенностей.

1. На уроке технологии дети включаются в два вида деятельности одновременно: в трудовую и учебную. Каждая из этих видов деятельности имеет свою мотивацию и цель, свои закономерности, особую структуру и организацию. На уроке эти виды деятельности тесно связаны, образуя сложный комплекс учебных и трудовых действий и операций и взаимно влияя друг на друга. На разных этапах урока технологии то один, то другой вид деятельности может играть доминирующую роль. Наиболее значимой для ученика становится подготовка рабочего места к предстоящему труду: удобная и безопасная раскладка инструментов, правильный подбор материалов и прочее; основное внимание и силы он направляет на изучение свойств материала, который будет обрабатывать, или на рассказ учителя о каком-либо технологическом процессе, или на выполнение необходимых расчетов. Постоянно переключаясь с одного вида деятельности на другой, ученик должен не терять общую нить свой работы на уроке, ее логику, последовательно продвигаясь к цели. Это для младшего школьника достаточно трудная задача. Учитывая сказанное, можно утверждать, что деятельность, в которую включаются дети на уроке технологии, интегрирует свойства и качества двух достаточно разных видов деятельности и ее с полным основанием можно назвать комплексной учебно-трудовой деятельностью. Это предопределяет все прочие особенности и специфические черты урока технологии.

2. Двуединство цели урока является основной особенностью урока технологии. Труд детей на уроке - это не тот труд, которым заняты взрослые. Педагог включает детей в трудовой процесс на уроке, то есть это учебно-трудовой процесс. Каждый вид деятельности в таком процессе направлен на свой конечный результат, это и есть цель деятельности. Для трудовой деятельности это конкретный продукт труда: то изделие, изготовлением которого дети заняты, или какая-либо услуга. Получение этого продукта - конечная цель их трудовой деятельности на данном уроке. Учебная деятельность имеет иную цель - усвоение определенного объема знаний, как политехнического, так и общего характера, непосредственно связанных с содержанием труда детей; овладение сложными и простыми трудовыми умениями; закрепление некоторых умений и доведение их до уровня навыка.

Нельзя определить, какая из названных целей важнее. Для детей результат их трудовой деятельности (конкретный продукт труда) более привлекателен, следовательно, и более значим. Именно он в большей степени мотивирует их трудовую и учебную активность, способствуя возникновению доминирующих мотивов этой комплексной деятельности, особенно если продукт труда интересен, необычен, ярок, занимателен, красив; если ребенок знает, где и как он будет использовать изделие, какова польза от его работы. Это обусловлено тем, что мышление

2010/1

младших школьников наглядно-образное. Конкретный объект труда изначально им понятнее, интереснее и привлекательнее, чем абстрактное теоретическое знание, связанное с ним. Интеллектуальные и практические умения, которые формируются в процессе трудовой деятельности, не воспринимаются младшими школьниками как важные компоненты учебной деятельности, которые подлежат целенаправленному усвоению. Они для детей - лишь средства, с помощью которых можно сделать нужную, полезную вещь.

Учитель же, наоборот, видит в продукте труда детей, в самом трудовом процессе, прежде всего, средства и способы решения многочисленных учебно-воспитательных задач урока технологии. Для него более значимым и важным является образовательный, воспитательный и развивающий результат учебно-трудовой деятельности детей. В этом заключается принципиальное отличие в понимании цели и значения урока технологии учениками и учителем.

Все это непосредственно отражается в деятельности учителя на уроке технологии, значительно усложняя ее, что проявляется в следующей особенности.

3. Педагог на уроке технологии выполняет две основные функции: организаторскую и конструктивную. Организуя процесс труда детей на уроке, он, прежде всего, озабочен его четкостью, логичностью, слаженностью, ритмичностью, безопасностью, завершенностью. Учитель должен хорошо знать общую структуру трудового процесса, его основные компоненты, особенности технологии изготовления конкретного изделия из определенных материалов и на этой основе рационально выстраивать работу детей. В данном случае его деятельность в большей мере похожа на деятельность технолога. Учитель выполняет функции руководителя «производства».

С другой стороны, он учит детей не только правильно трудиться, но и приобретать в процессе труда необходимые знания и умения; расширяет их кругозор; побуждает рассуждать, доказывать, исследовать; повышает их творческую и познавательную активность, самостоятельность и ответственность. На основе трудовой деятельности педагог формирует у детей постоянную привычку к умственному и физическому усилию, трудолюбие, ответственность, целеустремленность, аккуратность, чувство товарищества и взаимопомощь, то есть воспитывает социально значимые черты характера и качества личности. Учитель стремится не просто организовать труд детей, а так, чтобы в нем развивались все познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Таким образом, в трудовой деятельности он решает целый комплекс учебно-воспитательных и развивающих задач, реализуя основные функции образовательного процесса в начальной школе.

4. Сложность урока технологии для учителя обнаруживается также в многообразии педагогических задач, которые ему приходится решать, организуя учебно-трудовую деятельности детей. На практике это проявляется в особой группировке и формулировке учебных задач урока технологии. Считаем обоснованным и целесообразным существующее в методике преподавания технологии деление комплекса учебных задач урока на группы в зависимости от ведущих знаний и умений, формируемых на уроке. В соответствии с этим подходом все учебные задачи урока технологии разделены на четыре группы.

Задачи группы А связаны с обучением детей планированию предстоящей трудовой деятельности. Они включают обучение детей целеполаганию, анализу объектов и технических заданий, чтению графических изображений, определению порядка изготовления изделия, выполнению разметки материала и другие.

Задачи группы Б включают овладение детьми конкретными приемами работы. Сюда входят простые трудовые умения (резать, клеить, шить, сгибать, складывать и другие трудовые операции), не научившись выполнять их, невозможно сделать даже самое простое изделие. Это учебные задачи, направленные на формирование ручной умелости младших школьников.

Задачи группы В связаны с формированием культуры труда детей. Это самый широкий и самый важный, на наш взгляд, спектр учебных задач, включающий такие направления работы учителя, как обучение детей подбору материалов и инструментов, правильному расположению их на рабочем месте, овладение безопасными приемами работы инструментами и приспособлениями, поддержание порядка на рабочем месте, использование рациональных приемов и экономных способов работы и другие. Приоритетная значимость этих задач урока определяется, прежде всего, тем, что культура труда - это часть общей культуры человека. Поэтому учебные задачи этой группы тесно связаны с воспитательной и развивающей функциями урока технологии.

Задачи группы Г направлены на овладение детьми первоначальными политехническими и

технологическими знаниями. Решение этих задач предполагает сообщение детям сведений об основах производства, истории изобретения инструментов и приспособлений, о свойствах материалов, их получении, особенностях некоторых технологических процессов, о народных промыслах и другие. Материал излагается в тесной связи со знаниями по общеобразовательным дисциплинам. Это способствует расширению политехнического кругозора учеников; формирует их технологическую культуру; пробуждает интерес к различным отраслям производства, технике, творчеству, народному прикладному искусству, истории родного края.

5. Структура урока технологии также своеобразна, поскольку содержит много таких этапов, которые отсутствуют в структуре других уроков. В ней нашли отражение следующие виды деятельности - трудовая и учебная. Поэтому названия, последовательность, содержание этапов урока технологии весьма специфичны. Именно в структуре урока технологии наиболее зримо обнаруживается взаимопроникновение и взаимовлияние трудовой и учебной деятельности. Это проявляется в том, что этап трудовой деятельности наполняется ярко выраженным дидактическим содержанием. В свою очередь этап учебной деятельности приобретает практическую направленность, его содержание напрямую зависит от содержания трудового процесса.

6. Современный урок технологии должен быть насыщен интеллектуальными компонентами, активизирующими мыслительную деятельность детей. Следует отказаться от подхода к нему как к уроку узко практической направленности. Младшие школьники должны усвоить главный принцип любого труда - прежде чем что-либо сделать руками, нужно хорошо подумать, поработать головой. Одновременно с этим преобладающей на уроке все-таки является предметно-практическая деятельность учеников. Это позволяет решать одну из приоритетных задач развития детей младшего школьного возраста - обогащение их сенсорного опыта. На основе сенсорного познания формируется рациональное познание. Немаловажным является и то, что предметно-практическая деятельность формирует практический склад ума. Кроме того, целенаправленная работа по развитию сенсомоторики в этом возрасте помогает детям более успешно овладевать некоторыми учебными умениями. В этом смысле уроки технологии имеют уникальную возможность. Учитывая это, большая часть учебного времени урока технологии (около 70%) отводится на практическую работу детей.

7. Положение о том, что урок технологии должен носить политехнический характер, в последнее время часто подвергается критике. Высказываются мысли, что гуманно-личностный подход к ребенку и культурологическая направленность общего образования несовместимы с понятием политехнизма, поскольку политехническое образование связано с подготовкой рабочих для производственной сферы, с ремесленно-технологическим обучением и профориентацией [3]. Однако следует подчеркнуть, что подлинный политехнизм весьма далек от ремесленно-сти. Он предполагает сообщение школьникам сведений не только о производственной сфере, но также о роли науки и техники в жизни и трудовой деятельности людей, о перспективах их улучшения и совершенствования на основе современного научного знания, возможностях личностного развития и самореализации в труде. Кроме того, политехническая подготовка предусматривает овладение детьми широким набором умений, не профессионального (узкоремесленного), а общего характера, позволяющих им осуществлять деятельность в любой сфере материального и нематериального производства, быстро совершенствоваться и переучиваться по мере необходимости. К таким умениям относятся, прежде всего, умения, связанные с управлением машинами, механизмами в широком смысле (приборы, автоматы, компьютеры и прочее). Немаловажным является и овладение общетрудовыми умениями (планировать, анализировать условия деятельности, осуществлять контроль, регулировать деятельность и другие), которые по своей природе близки к политехническим умениям и являются сложными, обобщенными. Именно такие сложные гибкие умения, основанные на широком политехническом кругозоре, позволяют человеку включаться в творческую деятельность по преобразованию окружающего мира, быть более свободным в выборе путей и средств решения стоящих перед ним трудовых задач.

Таким образом, понимание общих особенностей урока технологии в начальной школе позволяет педагогам при конструировании уроков разных типов более осознанно подходить к выбору методического наполнения каждого конкретного урока.

2010/1

Литература

1. Голубева Л.В., Чегодаева Т.А. Анализ урока: типология, методики, диагностика. - Волгоград: Учитель, 2007.

2. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: основы дизайнобразования. - М.: Академия, 1999.

Моргунова Ирина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования ПИ Бурятского государственного университета. E-mail: migmau@list.ru

Morgunova Irina Gennadjevna, candidate of pedagogical science, assistant professor of department of primary and preschool education pedagogy of Pedagogical Institute of Buryat State University. E-mail: migmau@list.ru

УДК 371.107 (571.54)

Ж А. Муханаева

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛ ВНУТРИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

В статье описывается опыт создания модели реально действующей образовательной сети в условиях сельской местности.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, межвозрастное взаимодействие, социальное партнерство, сетевые события.

Zh A. Muhanaeva

NETWORK COOPERATION OF SCHOOLS WITHIN A MUNICIPAL DISTRICT AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION AND EFFECTIVENES

OF BUDGET SPENDING

This article describes the real experience of educational network in the rural area.

Key words: network interaction, network events, social partnership, interaction of schoolchildren of different generations.

Современным отражением поиска новых форм взаимодействия стало сетевое взаимодействие, которое в современной литературе интерпретируется применительно к виртуальной среде и социокультурному пространству. Сегодня сети, которые создают условия для возможного действия, но не обеспечивают взаимный интерес субъектов, не столь важны. Появляются сети, порождающие новые человеческие отношения, поддерживающие реальное взаимодействие субъектов, педагогических идей. В данной статье мы рассматриваем один из таких примеров.

Проблема развития сельской школы приобрела особую актуальность в контексте реализации идей профильного обучения, введения института единых экзаменов, общенациональной системы контроля качества образования. Сложность обеспечения профильного обучения в условиях сельской школы актуализировала проблему организации сетевого взаимодействия.

В 2004 г. Сосново-Озерская СОШ №1 совместно с отделом образования района взялась за разработку проекта «Модель профильного обучения в муниципальной образовательной сети Еравнинского района». Образовательная сеть всего района была разбита на три образовательных округа. В каждом из них определена опорная школа, при которой велась основная координационная работа данной сети. Объединение ресурсов, обеспечение открытости школы для создания пространства, развития каждого ребенка - вот главная цель данного проекта.

Вся проблематика проектирования профильного обучения в нашем районе и направления деятельности были четко определены и распределены между руководителями школ и специалистами отдела образования. Разработаны нормативно-правовая база введения профильного обучения, различные модели и формы сетевого взаимодействия, научно-методические основы формирования индивидуальных учебных планов, модель профессионального самоопределения сельских школьников, программа изучения общественного мнения, система сетевого повышения квалификации, основы деятельности Муниципальной экзаменационной комиссии, модель портфолио учащихся района и мн. др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.