Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / KNOWLEDGE MANAGEMENT / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / INDUSTRIAL ENTERPRISES / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ширинкина Елена Викторовна

В последние годы наблюдается рост количества практически направленных публикаций по теме управления знаниями. Ученые все чаще осуществляют частные исследования, направленные на оценку результативности применения прикладных инструментов и техник, основанных на разработанных ранее теоретических положениях. Тем не менее, основную массу публикаций составляют изыскания, проводимые в организациях сферы услуг. В статье рассмотрены специфические особенности деятельности традиционных промышленных предприятий, что позволит классифицировать основные факторы, препятствующие эффективному менеджменту знаний. Турбулентные изменения институциональной среды, беспрецедентная конкуренция, непропорционально растущие требования потребителей, развитие цифровой экономики и осознание ключевой роли человеческого капитала в экономике - все эти факторы актуализируют значимость управления знаниями для современных российских компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF KNOWLEDGE MANAGEMENT IN THE FORMATION OF HUMAN CAPITAL ON INDUSTRIAL ENTERPRISES IN THE DIGITAL ECONOMY

In recent years, there has been an increase in the number of practically published publications on the topic of knowledge management. Scientists are increasingly conducting private research aimed at assessing the effectiveness of the application of applied tools and techniques based on previously developed theoretical provisions. Nevertheless, the bulk of publications are surveys conducted in service organizations. The article considers specific features of the activities of traditional industrial enterprises, which will classify the main factors hindering effective knowledge management. Turbulent changes in the institutional environment, unprecedented competition, disproportionately growing consumer demands, the development of the digital economy and the recognition of the key role of human capital in the economy all these factors are actualize the importance of knowledge management for modern Russian companies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

УДК 331.101.262

ШИРИНКИНА Е.В. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В

ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Ключевые слова: человеческий капитал, управление знаниями, промышленные предприятия, цифровая экономика.

В последние годы наблюдается рост количества практически направленных публикаций по теме управления знаниями. Ученые все чаще осуществляют частные исследования, направленные на оценку результативности применения прикладных инструментов и техник, основанных на разработанных ранее теоретических положениях. Тем не менее, основную массу публикаций составляют изыскания, проводимые в организациях сферы услуг. В статье рассмотрены специфические особенности деятельности традиционных промышленных предприятий, что позволит классифицировать основные факторы, препятствующие эффективному менеджменту знаний. Турбулентные изменения институциональной среды, беспрецедентная конкуренция, непропорционально растущие требования потребителей, развитие цифровой экономики и осознание ключевой роли человеческого капитала в экономике - все эти факторы актуализируют значимость управления знаниями для современных российских компаний.

SHIRINKINA, E.V.

FEATURES OF KNOWLEDGE MANAGEMENT IN THE FORMATION OF HUMAN CAPITAL ON INDUSTRIAL ENTERPRISES IN THE DIGITAL ECONOMY

Keywords: human capital, knowledge management, industrial enterprises, digital economy.

In recent years, there has been an increase in the number of practically published publications on the topic of knowledge management. Scientists are increasingly conducting private research aimed at assessing the effectiveness of the application of applied tools and techniques based on previously developed theoretical provisions. Nevertheless, the bulk of publications are surveys conducted in service organizations. The article considers specific features of the activities of traditional industrial enterprises, which will classify the main factors hindering effective knowledge management. Turbulent changes in the institutional environment, unprecedented competition, disproportionately growing consumer demands, the development of the digital economy and the recognition of the key role of human capital in the economy all these factors are actualize the importance of knowledge management for modern Russian companies.

Одной из ключевых проблем управления современными экономическими системами является ускоряющееся устаревание знаний, главным образом провоцируемое увеличением объема информации и порождающее ряд негативных явлений, в числе которых несоответствие компетенций сотрудников требованиям конкуренции, заторможенность в принятии решений и реакции на внешние шоки, неумение распознать возникающие возможности. В подобных условиях первоначальной неопределенности наиболее актуальными являются вопросы определения состояния и эффективности текущего управления знаниями, что в результате позволит определить пути выстраивания соответствующей принципам менеджмента знаний корпоративной культуры, структурных преобразований и развития информационной инфраструктуры.

Ставшая популярной в управленческой мысли развитых стран концепция управления знаниями позволила существенно изменить представления о традиционных экономических процессах, выдвигая на передний план интеллект сотрудников и неосязаемые активы предприятий [4,68]. Роль знаний в современных экономических условиях прогрессивно нарастает ввиду ускорения процессов их устаревания, что особенно сильно отражается на конкуренции производителей благ. Таким образом, накопление знаний, их систематизация, актуализация, своевременное и уместное применение являются ключевым фактором разработки конкурентоспособных решений во всех сферах экономической деятельности [1, 3]. Управление знаниями, стимулирующее цифровую деятельность, обеспечивает создание механизмов, обеспечивающих максимально быстрое превращение результатов

фундаментальных научных исследований и прикладных разработок в продукцию промышленных предприятий [2, 5].

Эффективность управления знаниями прямо влияет на результаты деятельности промышленных предприятий в цифровой экономике. Предприятия, активно использующие цифровые технологии, являются одним из основных объектов исследования. Выявление закономерностей функционирования и развития их позволяет оценивать состояние и проблемы управления знаниями как в рамках государства, так и в разрезе отдельных отраслей. Особую роль в процессах трансформации идей в конкретные проекты и их коммерциализации играют цифровые технологии, которые связаны, прежде всего, с процессами создания и использования знаний, ведущих к разработке усовершенствованных продуктов, услуг или отдельных технологических процессов. Практическое внедрение цифровых технологий повышает конкурентоспособность промышленных предприятий в долгосрочной перспективе, способствует повышению экспортного потенциала и стимулирует формирование высококачественного человеческого капитала.

Общее состояние управления знаниями на промышленных предприятиях показывает, что по уровню цифровизации промышленных предприятий Россия пока отстает от стран -лидеров. Частный сектор не использует преимущества активного освоения цифровых технологий потребителями, слабо инвестирует в использование технологических достижений, в повышение производительности и создание новых продуктов и услуг. Объем инвестиций частных компаний в цифровизацию составляет пока всего 2,2% ВВП, тогда как в США он достигает 5%, в странах Западной Европы - 3,9%, в Бразилии - 3,6%. В итоге возможности поддержки конкурентоспособности российских компаний ниже не только в международном масштабе (незначительный объем высокотехнологичного экспорта), но и внутри страны (вытеснение иностранными компаниями российских игроков в сегментах электронной торговли, социальных сетей, поисковых систем). Более того, низкий уровень инвестиций со стороны заказчиков цифровых решений ограничивает возможности развития российских компаний - поставщиков цифровых решений, так как именно внутренний рынок является первой ступенью для роста будущих цифровых лидеров.

По уровню цифровизации сильнее всего от стран ЕС отстают важнейшие для России отрасли - добывающая, обрабатывающая промышленность и транспорт (см. рис. 1).

-53 -54

-56

-66

-70

-60

-23

-38

-44

ИКТ

-27 Образование

-29 Финансовая деятельность

Оптовая и розничная торговля Строительство

-45 -46

-44 Производство и распределение электроэнергии, газа и.. ™ 2

-50

I Доля ВВП,%

Здравоохранение и социальные услуги Химическая и фармацевтическая промышленность Обрабатывающая промышленность*** Нефтегазовая отрасль Транспорт и складирование Добыча полезных ископаемых (кроме нефти и газа) -40 -30 -20 -10

11

10

Разница в уровне цифровизации между Россией и Европой*,%

12

20

Рисунок 1. Разница в уровне цифровизации между Россией и Европой. Источник: Директ ИНФО; Росстат; ¡Ж; ЕП КЬЕЫБ.

* Великобритания, Германия, Голландия, Италия, Франция, Швеция. ** Только по перечисленным отраслям.

9

2

5

7

4

2

9

0

*** За исключением химической и фармацевтической промышленности, производства нефтепродуктов, телевизионной аппаратуры и офисного оборудования.

В целом, российские компании и правительство недостаточно инвестируют в развитие цифровых технологий. Мы можем видеть последствия этого недостатка инвестиций, сравнивая отдельные отрасли экономики по уровню цифровизации. Несмотря на то, что по уровню цифровизации некоторые отрасли приближаются к мировому уровню (например, ИКТ, образование, финансы), во многих ключевых отраслях Россия пока отстает от ведущих европейских стран.

Данная тенденция может говорить об усиливающемся значении воспроизводства конкурентоспособных решений и возрастании роли знаний в экономической деятельности. Внутренними источниками знаний на промышленных предприятиях главным образом служат научно-исследовательские, производственные, а также маркетинговые подразделения. Широко распространенной моделью стало межфирменное взаимодействие в составе материнской компаний. Рейтинг данного подхода к получению информации для разработки технологических инноваций в промышленности поднялся за последнее время равномерно на 0,2 балла, сделав его одним из приоритетных источников потоков знаний.

На рисунке 2 представлена информация об удельном весе компаний, реализовавших отдельные формы организационных изменений в процессе осуществления деятельности, в общем числе предприятий.

Внедрение современных методов управления на основе информационных технологий

О Внедрение современных систем логистики и поставок сырья, материалов, комплектующих

Внедрение корпоративных систем управления знаниями

■ Внедрение новых или значительно измененных организационных структур

Рисунок 2. Отдельные организационные изменения при осуществлении технологических инноваций, в процентах от обследованных промышленных организаций различного уровня технологичности.

Среди приведенных организационных изменений наибольший интерес для нашего исследования представляет внедрение систем управления знаниями (СУЗ), которое, как показывает статистика, играет меньшую роль, чем применение прочих методов управления, основанных на информационно- коммуникационных технологиях. Среди компаний, осуществляющих технологические инновации, корпоративные системы управления знаниями наиболее часто разрабатываются и внедряются в добывающем производстве, что в большей степени происходит за счет наиболее платежеспособных нефте- и газодобывающих компаний. По этой же причине СУЗ также широко распространено в производстве кокса и нефтепродуктов, химическом производстве, а также производстве резиновых и пластмассовых изделий. По результатам анализа, внедрение новых управленческих

технологий, основанных на использовании различного рода информационных систем, коррелирует с изменениями в организационных структурах предприятий. Для разработки и внедрения различного рода информационных программных средств (от систем наиболее распространенных систем электронного документооборота до корпоративных интернет-порталов и комплексных интегрированных баз знаний) промышленные предприятия редко пользуются силами собственных ИТ-отделов, главной функцией которых является исключительно поддержка имеющегося технического и программного обеспечения, поэтому, чаще всего, компании обращаются в специализированные организации из области информационных и коммуникационных технологий. Между тем, в настоящий момент данные фирмы находятся в тяжелых финансово-экономических условиях, во многом вызванных неадекватной налоговой политикой и ограниченной платежеспособностью заказчиков. На фоне снижения деловой активности ярче проявляется нехватка квалифицированного персонала и падающий уровень спроса на высококачественные комплексные технологические решения в сфере информационно-коммуникационного обеспечения управленческой деятельности и управления знаниями в целом. Выводы

1. Российские промышленные компании отстают от развитых стран в производстве инновационной продукции более чем в 2 раза. При этом в последние годы отмечается стабильный рост затрат на инновационную деятельность, удельный вес которых в общем объеме произведенных товаров и услуг уже достиг уровня наиболее передовых стран Европы, что свидетельствует о низкой рентабельности инвестиций в разработку новых продуктов и решений.

2. Наиболее приоритетным направлением инвестирования является приобретение готовых машин и оборудования. При этом существенно ниже находятся инвестиции в программное обеспечение, обучение и повышение квалификации сотрудников, научно-исследовательские и конструкторские работы - что существенно снижает потенциал разработки собственных конкурентоспособных решений, основанных на эффективном использовании корпоративных знаний и развитии человеческого капитала.

3. Обеспеченность персонала вычислительной техникой остается на низком уровне, не превышая 30 %, при этом скорость приобретения/обновления составляет только 10 %, что не способствует формированию необходимой для эффективного управления знаниями информационной инфраструктуры.

4. В цифровой экономике промышленным предприятиям необходимо активизировать деятельность по построению систем внешнего и внутреннего обмена знаниями и информацией, оптимизации информационных потоков, а также по формированию на их основе и поддержанию устойчивой базы знаний.

Литература и источники

1. Научные исследования в сфере социально-экономических и гуманитарных наук: междисциплинарный подход и конвергенция знаний / Под редакцией Р.М. Байгулова, О.А. Подкопаева. - Самара, 2016. 2.. Результаты социально-экономических и междисциплинарных научных исследований XXI века: монография / Р.М. Байгулов, С.В. Беляева, Г.Ф. Голубева и др. - Самара, 2016.

3. Кауфман Н.Ю., Ширинкина Е.В. Управление инновационным потенциалом в ХМАО-Югре: экономическая сущность и перспективы развития. - Сургут: Печатный мир г. Сургут, 2017. - 206 с.

4. Кравченко Н.А., Кузнецова С.А., Иванова А.И. Факторы, результаты и перспективы развития цифровой экономики на региональном уровне // Мир экономики и управления. - 2017. - Т.17. - Вып.4. - С. 168-178.

5. Ширинкина Е.В. Идентификация и оценка факторов среды формирования человеческого капитала // Современная научная мысль. - 2016. - № 6. - С. 144-150.

6. Ширинкина Е.В. Кибернетический подход к использованию человеческого капитала // Материалы XII международной научно-практической конференции. North Charleston. USA, 2017. - С. 198-200.

References and Sources

1. Nauchnye issledovaniya v sfere social'no-ehkonomicheskih i gumanitamyh nauk: mezhdisciplinamyj podhod i konvergenciya znanij / Pod redakciej R.M. Bajgulova, O.A. Podkopaeva. - Samara, 2016.

2.. Rezul'taty social'no-ehkonomicheskih i mezhdisciplinarnyh nauchnyh issledovanij XXI veka: monografiya / R.M. Bajgulov, S.V. Belyaeva, G.F. Golubeva i dr. - Samara, 2016.

3. Kaufman N.YU., SHirinkina E.V. Upravlenie innovacionnym potencialom v HMAO-YUgre: ehkonomicheskaya sushchnost' i perspektivy razvitiya. - Surgut: Pechatnyj mir g. Surgut, 2017. - 206 s.

4. Kravchenko N.A., Kuznecova S.A., Ivanova A.I. Faktory, rezul'taty i perspektivy razvitiya cifrovoj ehkonomiki na regional'nom urovne // Mir ehkonomiki i upravleniya. - 2017. - T.17. - Vyp.4. - S. 168-178.

5. SHirinkina E.V. Identifikaciya i ocenka faktorov sredy formirovaniya chelovecheskogo kapitala // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2016. - № 6. - S. 144-150.

6. SHirinkina E.V. Kiberneticheskij podhod k ispol'zovaniyu chelovecheskogo kapitala // Materialy XII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. North Charleston. USA, 2017. - S. 198-200.

ШИРИНКИНА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом Сургутского государственного университета.

SHIRINKINA, ELENA V. - Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Personnel Management, Surgut State University (shirinkina86@yandex.ru).

УДК 322.15

МАЛИНИН В.Л., МОРШНЕВ А.В., ТАРАСОВА И.И. О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА ОБОРУДОВАНИЯ

ДЛЯ АДДИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевые слова: аддитивные технологии, экономическая эффективность, рыночная перспективность, маркетинг аддитивных технологий.

В статье рассмотрен вопрос классификации аддитивных технологий по технологическим и маркетинговым показателям. Представлена классификация технологий, основанная на объединении технологических и маркетинговых признаков, что позволяет оценить рыночную перспективу разрабатываемых аддитивных технологий. Проанализирован ряд действительных и мнимых преимуществ, возникающих при замене традиционных технологий аддитивными.

MALININ, V.L., MORSHNEV, A.V., TARASOVA, I.I. ABOUT SOME APPROACHES TO SEGMENTATION OF THE EQUIPMENT MARKET FOR ADDITIVE

TECHNOLOGIES

Keywords: additive technologies, economic efficiency, market prospects, marketing of additive technologies.

In the article viewed the question of the classification of additive technologies by the technological and marketing indicators. It presented the classification of technologies based on the combination of technological and marketing signs, which allows us to assess the market perspective of the developed additive technologies. It analysed the number of real and imaginary advantages arising at the replacement of traditional technologies by additive.

Аддитивные технологии являются современной перспективной областью техники. Считается, что активное внедрение аддитивных технологий может полностью изменить структуру производства, таким образом можно сказать, что от внедрения аддитивных технологий ожидают технологическую революцию, аналогичную переходу от паровых машин к электрическим двигателям. Среди ожиданий изменений, связанных с аддитивными технологиями, энтузиасты называют следующие:

• изготовление сложно-профильных и уникальных деталей без использования механических обрабатывающих станков и дорогостоящей оснастки;

• повышение рентабельности производства малой серии и эксклюзивных вариантов;

• устранение влияния "человеческого" фактора при изготовлении деталей: построение детали проводится в полностью автоматическом режиме;

• снижение веса деталей за счет уменьшения толщины стенок, элементов, создания сотовых и иных структур (т.н. бионического дизайна);

• возможность создания комплексных, интегрированных деталей за один технологический цикл;

• отсутствие в деталях литейных дефектов и напряжений;

• управление физико-механическими свойствами создаваемого изделия [1].

Одной из особенностей форм, которые можно создавать с помощью аддитивных

технологий, является форма со значительными внутренними полостями. Как показывают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.