Научная статья на тему 'Особенности управления южным Уралом в xviii веке'

Особенности управления южным Уралом в xviii веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1390
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности управления южным Уралом в xviii веке»

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЮЖНЫМ УРАЛОМ В XVIII ВЕКЕ

С.В. НЕЧАЕВА

Управление уральским регионом в составе Российской империи в XVIII веке имело ряд особенностей. В частности, помимо общероссийской системы управления, на Южном Урале существовали следующие институты власти: самоуправление коренных народов, Оренбургская экспедиция как представитель центра, горнозаводская система управления, а также - нетрадиционная система военной и церковной власти.

Экспансия Российского государства на восток в XVIII веке, в частности, вхождения в состав империи юго-восточной части Урала - это было связано, прежде всего, с геополитическими и экономическими интересами России на её юго-восточных окраинах, с необходимостью расширения границ, укрепления обороноспособности, освоения природных богатств.

Общее управление Башкирией в Х^ЬХ^П вв осуществлялось московским Приказом Казанского дворца, обладавшим широкими полномочиями в решении административных, военно-организационных, финансовых, судебных вопросов. К компетенции центрального приказа относились натуральные сборы с нерусского населения Урала и Поволжья, контроль над составлением ясачных книг. Зауральская часть Башкирии, входившая в состав Тобольского уезда, подчинялась Сибирскому приказу.

Показателем превращения Башкирии в составную часть Русского государства, но с другой — введение общероссийской формы управления с делопроизводством на русском языке и отсутствие специального учреждения по управлению башкирами свидетельствовало об игнорировании национальных особенностей населения края.

Образованный еще в XVI веке Уфимский уезд делился на четыре административно-территориальные единицы — Казанскую, Осин-скую, Ногайскую и Сибирскую дороги. Западные районы входили в состав Казанской дороги, центр и южная часть Башкирии составляли Ногайскую дорогу, восточные земли — Сибирскую дорогу и, наконец, в Осинскую дорогу входили земли по правобережью реки Белой, которые тянулись узкой полосой на север от Уфы к р. Каме. Дороги в Башкирии, как и в Казанском уезде, возникли, по-видимому, из дорог как транспортно-географических понятий и постепенно превратились в административные понятия.

Каждая дорога делилась на волости, образованные на основе традиционных племенных и родовых организаций башкир. После присоединения Башкирии к Русскому государству правительство стало рассматривать башкирский род или башкирское племя и занимаемую ими территорию как административно-территориальную единицу

— волость. В основе дробления башкирских волостей лежала форма землепользования. Во главе волости стоял староста, а в «верхнеуфинских» башкирских волостях и в Белокатайской волости

— сотник (2).

Во второй половине XVI — первой трети XVIII вв. вопросы своей общественной жизни башкиры рассматривали на народных собраниях — йыйы-нах. Правительство постепенно ограничивало их право собираться на йыйыны. Именным указом от 11 февраля 1736 г. башкирам разрешалось «съезжаться к речке Чесноковке» на собрания представителей всех четырех дорог всего на один день в году (3).

Аппарат местного управления подвергся серьезной модернизации, которая включала рационализацию административно-территориального деления и разграничения компетенций центральных и местных органов власти, унификацию структуры управления, ограничение возможностей для произвола властей, была предпринята попытка отделения суда от администрации. При этом, несмотря на несомненные успехи в деле унификации системы управления на уровне центральных институтов, местное управление сохранило определенные региональные и локальные особенности. Практически не затронутыми реформами остались традиционные структуры низового (общинного) управления. К концу эпохи петровских преобразований Урал по-прежнему не представлял собой единого административного целого. Его земли в качестве административной периферии включались в территориальные единицы, центры которых располагались за пределами региона (Тобольск, Казань).

Приказная и воеводская система управления в начале XVIII в. в стране была заменена губернской. По именному, объявленному из Ближней канцелярии указу от 18 декабря 1708 г., в России было образовано 8 губерний. Уфимский уезд был переименован в Уфимскую провинцию и включен в состав Казанской губернии. В 1728 г. Уфимская провинция была передана в ведение Сената; За-

уральская часть Башкирии оставалась по-прежнему в составе Тобольского уезда Сибирской губернии.

В 1731 г. хан Младшего жуза Абулхаир, видя невозможность отпора вторжению джунгар на территорию казахов, обратился в Петербург с просьбой о принятии его "со всеми владениями (казахов Малой и Средней орды и каракалпаков) в подданство Российской империи и постройке русской крепости на казахской земле"(4).

Активное освоение Южного Урала в 30-е гг. XVIII в. потребовало появления особого административного органа — Оренбургской экспедиции (1734 г., с 1737 г. — Оренбургской комиссии), подчиненной непосредственно Сенату. Перед Оренбургской экспедицией были поставлены задачи строительства крепости на реке Орь, налаживания связей с народами Средней Азии. Первоначально в ведение экспедиции были переданы земли по верхнему и среднему течению Яика и линия крепостей, соединившая Оренбург с Самарой. В 1737 г. Оренбургской экспедиции была подчинена Исетская провинция, созданная из земель Южного Зауралья (Исетский, Окуневский, Шадринский уезды и территория зауральских башкир), до того входивших в состав Сибирской губернии. Уфимская провинция и Оренбургская комиссия были связаны общими политическими и военно-колонизационными целями; вопрос их объединения был вопросом времени. Действительно, 15 мая 1744 г. Оренбургская комиссия была преобразована в Оренбургскую губернию, в состав которой вошли Уфимская и Исетская провинции; крепости, построенные по рр. Яику, Сак-маре; Яицкое казачье войско, зауральские башкиры. Оренбургская губерния стала первой собственно уральской губернией с центром (г. Оренбург), располагавшимся на Урале, хотя в ее состав, помимо уральских, входили и заволжские земли. Начальник губернии призван был решать сложный узел военно-политических, административно-управленческих, хозяйственно-экономических проблем освоения Южного Урала и Заволжья, расширения разнообразных связей России с Казахстаном и Средней Азией. Таким образом, на юго-восточной периферии Европейской России была сформирована самостоятельная областная единица, в значительной степени ориентированная на военно-колонизационную деятельность — с момента образования новой губернии в ее управлении существенную роль играл военный элемент.

Существенной частью проводимой перестройки местного самоуправления явилась замена старост старшинами. Помощниками старшины назначались сотники и писари. Новым в структуре волостной администрации было появление долж-

ности писаря. Наряду с ведением письменных дел у старшин и ответственностью за дела в волости на писарей был возложен тайный надзор за деятельностью старшин и сотников.

В начале 40-х гг. в Башкирии насчитывалось свыше ста старшин. В результате перестройки существенно изменилась роль и место правителя башкирской волости. Если прежние старосты обладали некоторой независимостью в решении волостных дел, то функции старшин были в значительной мере ограничены. Особенно это сказалось на правах в области судопроизводства. Старшины могли разбирать только незначительные преступления. Вместе со своими помощниками, сотниками и писарями старшины составили низовое звено местной царской администрации. Вводя институт старшинства, власти получили возможность контролировать положение дел во всех башкирских волостях. А ущемление администрацией прав старшин последние компенсировали за счет эксплуатации рядовых общинников.

Существенное влияние на процесс регионо-формирования на Урале оказало складывание здесь параллельно становлению крупной уральской горнометаллургической промышленности в XVIII в. системы местной горной администрации (Уральское горное управление). Неэффективность централизованного управления горнозаводской промышленностью далекого Урала со стороны Берг-коллегии заставила делегировать из центра управленческие функции институту, который создавался на месте. Первоначально (1720 г.) это была канцелярия Горных дел в Кун-гуре. Ее преемник — Сибирское горное начальство затем Бергамт с января 1722 г. уже располагался в Уктусе (территория будущего Екатеринбурга). С 1723 г. вновь построенный Екатеринбургский завод (впоследствии Екатеринбург) становится местом размещения Обер-бергамта (затем — канцелярии Главного правления Сибирских и Казанских заводов, канцелярии Главного правления Сибирских, Казанских и Оренбургских за-водов).(5)

Уральскому горному управлению подчинялись зонально-отраслевые органы управления — горные начальства или бергамты: Казанское, Пермское, Оренбургское, Гороблагодатское. В первой половине XVIII в., в определенные интервалы времени, Уральскому горному управлению были подведомственны и сибирские горные предприятия (соответственно, горные начальства: Нерчинское, Томское и Кузнецкое, Красноярское) Зона подчинения учреждений горного управления не являлась сплошной административной территорией, скорее, представляла собой хозяйственное пространство. Однако уже в 1720-е гг. на Урале сформировалась своеобразная админист-

ративно-территориальная единица отраслевого подчинения — так называемое «Екатеринбургское ведомство», подведомственное Екатеринбургской конторе судных и земских дел, которое являлось своеобразной «горнозаводской провинцией» в составе Сибирской губернии. Власти ведомства осуществляли управленческие функции применительно к местному крестьянству, приписанному к казенным металлургическим предприятиям для выполнения заводских повинностей.

Для управления горнозаводским населением В.Н. Татищев предложил создать в 1734 году полицмейстерскую контору в Екатеринбурге. Горнозаводская полиция существовала в Екатеринбурге отдельно от созданной позднее городской - до 1789 г., когда обе полиции были объединены (6).

Екатеринбургское ведомство подразделялось на дистрикты, состав которых (и, соответственно, границы ведомства) со временем изменялся. Первоначально (1723 г.) в ведомство входили Алапа-евский, Арамильский, Каменский и Камышловский дистрикты; в 1729 г. был включен Крутихинский дистрикт; в 1737 г. вместо прежних дистриктов были учреждены. Алапаевский, Екатеринбургский (бывший Арамильский) и Катайский (8).

Уральское горное управление охватывала предприятия, расположенные в Сибирской, Казанской, Оренбургской губерниях. На протяжении второй и третьей четверти XVIII в. оно еще не было чисто уральским учреждением. Как отмечалось, ему подчинялись горнометаллургические хозяйства Западной и даже Восточной Сибири. Надрегиональный характер института отразился в его наименованиях (например, «канцелярии Главного правления Сибирских, Казанских и Оренбургских заводов»). Тем не менее, уже в данный период создание территориально-отраслевой системы управления с центром в Екатеринбурге способствовало ускорению региональной консолидации Урала.

Перестройка местного аппарата управления после пугачевщины привела к значительным изменениям в территориально-административном устройстве, которые были связаны с реализацией областной реформы Екатерины II. В соответствии с «Учреждением для управления губерний» 1775 г. государство было поделено на наместничества (губернии), большинство из которых объединялось в генерал-губернаторства (по 2— 3 наместничества в каждом),Территория Урала была распределена между тремя наместничествами Вятским, Пермским и Уфимским.

На Южном Урале 23 декабря 1781 г. было создано Уфимское наместничество с центром в Уфе, Оренбург перешёл на положение областного города. Наместничество было включено в Уфим-

ское и Симбирское генерал-губернаторство, образованное именным указом от 13 июня 1781 г.

Реформы второй половины XVIII в. коснулись главным образом губернского и уездного управлений. Крестьянское самоуправление не было затронуто.

В конце XVIII века уфимский наместник О.А. Игельстром предпринял ряд административных реформ местного значения. Целью реформ являлось усиление эффективности внутренней и внешней политики феодального государства на юго-восточной окраине страны. Правительство стремилось переложить на плечи местного населения охрану восточных границ Российской империи, в случае необходимости привлекать его к военным действиям на западе, создать в крае плацдарм для завершения присоединения Казахстана и Средней Азии. Не уничтожая волостные учреждения, О.А. Игельстром разделил башкир по юртам и командам без учета их родовой принадлежности. 20 908 башкирских дворов были распределены между 103 юртами (юрта и волость не совпадали ни территориально, ни по составу населения). Во главе юрты был поставлен старшина.

Мишари и служилые татары имели собственное общинное самоуправление. Однако реформой Игельстрома мишарские дворы были приписаны к башкирским юртам. В 1797 г. генерал-губернатор «по службе взял» башкирское и мишарское население в управление военного ведомства. Проект был узаконен именным указом Павла I от 10 апреля 1798 г. о переводе башкир и мишарей в военное сословие и образовании 11 башкирских и 5 мишарских кантонов. Одновременно было объявлено о создании 5 кантонов оренбургских и 2 кантонов уральских казаков.(9) «По домостроительству и тяжебным делам» это население оставалось в ведении губернского гражданского ведомства.

Таким образом, в процессе осуществления реформы местного управления Екатерины II все территориально-административные образования, созданные на Урале, приобрели уральский характер, и их центры были расположены в пределах региона. Обновленный

административный каркас более четко соответствовал естественному делению Урала на Средний (Пермское наместничество) и Южный (Уфимское наместничество). Данное деление имело и исторический подтекст. Южный Урал, активное освоение которого началось лишь с 1730-х гг., на протяжении XVIII — XIX вв. сохранял очевидную специфику в своем развитии, обусловленную пограничным положением, пестрым этно-сословным составом населения, географическим размещением на стыке Европы и Азии, оседлого и кочевого миров.

К характерным особенностям его социальной структуры можно отнести наличие значительного контингента служилого населения (регулярные и иррегулярные вооруженные силы). Местной администрации приходилось выполнять функции, не свойственные аппарату управления «тыловых» административных единиц, а именно: обеспечения безопасности пограничной линии от набегов казахов, содержания в подчинении башкирского населения, осуществления внешнеполитических задач. Решению подобных задач больше соответствовала особая система военного управления, которая и начала формироваться в 30-40-е годы XVIII в.

В это же время на Урале и в Приуралье завершается в основном создание громадной по масштабам и протяженности системы приграничных укреплений. Она включала в себя шесть оборонительных линий: Самарскую, Сакмарскую, Нижнеяицкую, Верхнеяицкую, Исетскую и Уйско-Тобольскую (10). Для обороны этих укреплений наряду с Яицким войском целой серией правительственных постановлений создается Оренбургское казачье войско. Ядром для Оренбургского казачьего войска послужили общины переселенных на Оренбургскую линию уфимских, самарских, алексеевских и отчасти яицких казаков.

Указ об организации Оренбургского нерегулярного войска и о введении должности войскового атамана, который окончательно завершает серию правительственных постановлений, связанных с созданием Оренбургского казачьего войска - одного из крупнейших войск не только на Урале, но и вообще в России.

В 1735—1741 гг. часть функций по управлению краем, наряду с Оренбургской экспедицией, выполняла Башкирская комиссия, которую возглавил опытный военачальник, генерал-лейтенант А.И. Румянцев. Она была создана в августе 1735 г. для содействия властям в подавлении башкирского восстания. В ее функции входил также контроль над выполнением населением различных государственных повинностей. С целью более тесного охвата башкир царским административным аппаратом на территории Зауральской Башкирии в 1737 г. была создана Исетская провинция, состоявшая из трех дистриктов (уездов): Исетского, Шадринского и Окуневского. Административный центр провинции сначала находился в Чебаркульской крепости, затем в Течен-ской слободе и, наконец, в Челябинске. Воеводы Уфимской и Исетской провинций подчинялись начальнику Оренбургской комиссии. В 1740—1744 гг., в связи с усложнением административных задач, Уфимская провинция возглавлялась вице-губернатором.

В управлении населением стали применяться жесткие приемы, сопровождаемые грубым насилием, вмешательством во внутреннее самоуправление башкир, разжиганием вражды между народами края.

Что касается церковного управления краем, то изменения в нем были связаны с переменами в центре. Вместо скончавшегося в октябре 1700 г. патриарха Адриана Петр I назначает «руководителем» церкви митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского с титулом: экзарх, блюститель и администратор патриаршего стола. Светский характер назначения подчеркивался и бюрократическим термином «администратор»; и тем, что титул экзарха Стефан получил из рук царя; и тем, что Петр повелел вести все церковное делопроизводство на бумаге с царскими гербами.

В январе 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ - государственное ведомство, в ведение которого передавались все хозяйственные дела церкви. Постепенно глава этого приказа И.А. Мусин-Пушкин сосредоточил в своих руках власть едва ли не большую, чем Стефан Яворский. Преобразования коснулись и провинций. В 1702 г. происходит образование Сибирской и Тобольской епархии. Ее возглавил митрополит Фи-лофей Лещинский (бывший архиепископ Брянского Свенского монастыря).

В 1722 году в связи с учреждением Святого Синода на местах создаются духовные консистории - особые учреждения при архиереях, ведавшие судом и управлением в епархиях. В их состав входили представители сначала черного, а потом и белого духовенства.

На смену округам-десятинам XVII века приходят духовные заказы, на которые делились епархии. Возглавляли их духовные заказчики, назначавшиеся обычно из числа священников, служивших в главных соборных храмах уездов, т.к. нередко и сама территория заказа, за некоторым исключением, совпадала с территорией уезда.

По секуляризационной реформе 1764 г. монастыри и архиерейские дома лишились большей части своих земельных владений, что пагубно отразилось на церковной самостоятельности.

В 1768 году, после отстранения от должности митрополита Павла Конюскевича, Сибирская и Тобольская епархия была переименована в Тобольскую и Сибирскую и понижена в ранге (новые архиереи были теперь епископами, а с 1792 года - архиепископами).

С 1799 года были внесены новые кардинальные изменения в связи с попыткой властей привести границы епархий в соответствие с границами губерний. На Урале были учреждены помимо Тобольской, существенно сократившейся в раз-

мерах, следующие епархии: Пермская и Верхо-турская, Оренбургская и Уральская, Вятская.

Негативным было отношение правительства к религии коренного населения. С 20-х гг. XVIII в. царизм активизировал христианизацию нерусских народов Среднего Поволжья. Только в 1741— 1747 гг. было крещено 234 620 мусульман и язычников. С началом деятельности Оренбургской экспедиции политика по укреплению идеологических позиций правительства с помощью православной церкви постепенно охватывает и Башкирию. Под контроль была взята деятельность мусульманского духовенства. По указу от 11 февраля 1736 г. численность представителей высшего мусульманского духовенства в Башкирии — ахунов — сокращалась.(12)

Таким образом, в управлении Южным Уралом в XVIII веке можно выделить ряд характерных черт:

• Во-первых, это самоуправление коренных народов;

• Во-вторых, - горно-заводская часть управленческой системы;

• В-третьих, наличие мощного военного присутствия, в связи со стратегическими задачами освоения края;

• В-четвертых, - нетрадиционные органы управления - такие, как Оренбургская экспедиция (комиссия).

А также в XVIII веке прослеживаются три основных этапа становления территориально-административного устройства Урала:

1.С 1708(1710) по 1744 годы Урал входил в Сибирскую и Казанскую губернии, наряду с другими территориями.

2.С 1744 по 1780(1782) годы Уральские земли входили в три губернии, ни одна из которых не являлась только уральской: Сибирскую, Казанскую и Оренбургскую. Последняя уже имела своим ядром территории Южного Урала.

3.С 1780(1782) по 1865(1868) годы произошло образование двух уральских губерний (Вятской и Пермской) и формирование территории Оренбургской губернии как чисто уральской.

1. Акманов И.Г. Социально-экономическое развитие Башкирии во второй половине XVI в. - первой половине XVIII в. Уфа, 1981. С. 12

2. Материалы по истории Башкирской АССР. Ч.1. С. 69, 71.

3. ПСЗ. Т. 9, № 6870.

4. АВПРИ. Ф. 122. Оп. 1. 1730-1731 гг. Д. б/н. Л. 45.

5. ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 144. Л. 38 об.

6. Побережников И.В. Урал в XVIII—XIX вв.: эволюция административно-территориального устройства. // Материалы международной научно-практич. конференции «Реформирование госслужбы в России: проблемы и пути их решения». (2021.11.2001). Екатеринбург. 2001. С. 35.

7. ПСЗ. Т. 25, № 18620.

8. Сизиков М.И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX вв. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 83.

9. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х гг. XIX в. Уфа, 1996. С. 342.

10. История Урала: Учебное пособие. (региональный компонент) — Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2002. С. 90.

11. Головатенко А. Эпизоды истории русской церкви XIII - XVIII столетия. М.: АРКТИ, 1997. С. 150.

12. История Башкортостана... С. 228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.