Научная статья на тему 'Особенности управления в медиабизнесе'

Особенности управления в медиабизнесе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1030
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАБИЗНЕС / ШОУ-БИЗНЕС / ПРОДУКЦИЯ ШОУ-БИЗНЕСА / ИМИДЖ / ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА / MEDIA BUSINESS / SHOW BUSINESS / SHOW BUSINESS PRODUCTION / IMAGE / FORM OF THE ORGANIZATION OF PRODUCTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузнецов Владимир Иванович

В данной статье рассматриваются особенности медиабизнеса. Приведено определение продукции шоу-бизнеса и даны ее характеристики. При этом показано влияние жизни современного общества на динамику медиарынка. Выявлены особенности деятельности менеджера в зависимости от сферы шоу-бизнеса: телевидение, кино, эстрадное искусство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MANAGEMENT IN MEDIA BUSINESS

In this article features of media business are considered. Definition of production of show business is given and characteristics are given. Influence of life of modern society on dynamics of the media market is shown. Features of activity of the manager depending on the show business sphere are given: television, cinema, variety art.

Текст научной работы на тему «Особенности управления в медиабизнесе»

Экономика

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИАБИЗНЕСЕ

УДК 336

Владимир Иванович Кузнецов,

д.э.н., профессор кафедры Общего менеджмента и предпринимательства ФГБОУ «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики»

Тел. (495) 442-23-98

Эл. почта: Vkuznetsov@.mesi.ru

В данной статье рассматриваются особенности медиабизнеса. Приведено определение продукции шоу-бизнеса и даны ее характеристики. При этом показано влияние жизни современного общества на динамику медиа рынка.

Выявлены особенности деятельности менеджера в зависимости от сферы шоу-бизнеса: телевидение, кино, эстрадное искусство.

Ключевые слова: медиабизнес, шоу-биз-нес, продукция шоу-бизнеса, имидж, форма организации производства.

Vladimir I. Kuznetsov,

Doctor of Economics, Professor, Professor of Department of Common Management and Entrepreneurship, Moscow State University of Economics Statistics and Informatics (MESI) Tel. (495) 442-23-98 E-mail: V ku znetsov@.mesi. ru

FEATURES OF MANAGEMENT IN MEDIA BUSINESS

In this article features of media business are considered. Definition of production of show business is given and characteristics are given. Influence of life of modern society on dynamics of the media market is shown. Features of activity of the manager depending on the show business sphere are given: television, cinema, variety art.

Keywords: media business, show business, show business production, image, form of the organization of production.

1. Введение

Под шоу-бизнесом понимают коммерческую деятельность, имеющую целью извлечение дохода от выступлений эстрадных актеров, певцов, организации спектаклей.

Шоу-бизнес непосредственно связан с понятием «товар». Товарность является главным и определяющим его показателем. Таким образом, продукция шоу-бизнеса как и любой другой товар должна иметь спрос и удовлетворять его. Она должна понравиться потребителю, как правило, человек}' с определенным потребительским кредо: все, что он покупает должно быть ему приятно, удобно, незатруднительно. Однако, среди покупателей существуют такие люди, которые хотят видеть настоящие произведения искусства, которых может удовлетворять продукция самого высокого класса.

Менеджер должен учитывать разные категории потребителей и стремиться, чтобы создаваемая продукция сочетала в себе зрелищность, увлекательность действия с подлинным искусством, основанном на таланте и профессионализме постановщика.

2. Продукция шоу-бизнеса

Под продукцией в широком смысле слова понимают прямой полезный результат основной деятельности предприятий. Продукция выступает в виде двух форм: вещей и услуг.

Основным критерием продукции шоу-бизнеса является доступность, простота содержания постановок при привлекательности, достигающейся применением большого числа аттракционов, повышенной событийностью, шоковыми моментами. Кроме того, должна создаваться видимость житейской достоверности.

В психологическом плане эстетика продукции шоу-бизнеса основывается на фрейдистской философии с ее концепцией компенсации. Фрейд и его последователи видели в искусстве сублимацию нереализованных желаний и потребностей. Идея о том, что искусство - это мечта, сновидение отдельных индивидуумов или целых классов, лежит в основе эстетической структуры шоу-биз-неса.

Она всегда стремится дать не познание реальности, а ее замену, сублимацию надежд, желаний, инстинктов.

Продукция шоу-бизнеса апеллирует именно к такому типу иллюзий.

Поэтом}' она фабрикует свои мифы с учетом стандартных грез той части населения, которая не предпринимая попыток перестроить мир, пытается компенсировать свое положение красочными мечтами, иллюзиями о возможной социальной гармонии.

Продукция шоу-бизнеса создает определенный тип восприятия, который серьезные явления культуры воспринимает в несколько упрощенном виде. Структура этого восприятия устанавливается с помощью многократного повторения одних и тех же образов и сюжетов. Поэтому любое другое произведение воспринимается как уже знакомое, равнозначное уже известному, заранее заданному стереотипу восприятия. Раз возникнув, стереотип в свою очередь требует от индустрии культуры произведений, соответствующих стереотипам усредненного сознания. Таким образом, продукция шоу-бизнеса обладает своими эстетическими принципами и ценностями, опирается на определенную эстетику. Эта эстетика связана с тривиализацией эстетических ценностей, в системе ее принципов банальное выступает в качестве эстетического идеала, к которому все должны стремиться.

Одним из видов продукции шоу-бизнеса является пантеон своих героев, причем героев очень популярных. Это, как правило, гангстры, полицейские детективы, шпионы, изворотливые мошенники, лишенные моральных устоев, вымышленные персонажи комиксов и «мыльных опер». К ним относятся Билли Кид, сверхшпион, Джеймс Бонд, романтические грабители Бонни и Клайд, всесильный полицейский Коджак, гангстер Аль-Капоне, получелове-полуобе-зьяна Гольдарак, всесильный Супермен и т.д.

Популярность персонажей, формируемых шоу-бизнесом непостоянна. Знаменитости создаются с помощью рекламы и средств массовой коммуникации.

Экономика, Статистика и Информатика 219 №3(2), 2012

Однако формирование героя осуществляется не на пустом месте. При этом учитываются как традиционные представления о героях, так и политическое, социальное, экономическое, демографическое положение в стране.

Так, в период освоения «Дикого Запада» для американцев героем представлялся «человек с пистолетом» -ковбой, пионер, покоритель «дикого Запада», «Человек с пистолетом» насаждал законы цивилизации на необжитых землях, где право решалось с помощью оружия и было на стороне того, кто быстрее выхватывал пистолет из кобуры.

По мере освоения западных границ и роста урбанизации национальным героем США становится гангстер. Это было связано с тем, что мафия и гангстеризм стали явлением американской действительности. Крупные представители организованной преступности - Аль Капоне, гангстеры Джон Дилин-жер, Бонни Паркер и Клайд Барроу -превращались в национальных героев, которые фигурировали на страницах романов и кровавых боевиков. Все они стали предметом мифологизации прошлого. Отношение к гангстеру в американской культуре двойственное. С одной стороны, он преступник, нарушитель закона, и потом}7 в конце концов должен понести наказание. Но, с другой стороны, он боец против социальной несправедливости и сам является ее порождением. И потом}' выступает как герой.

В современном американском обществе оружие стало представлять опасность. «Человек с пистолетом» превратился из национального героя в угроз}' обществ}'. Социальные опросы показывают, что современная публика имеет гораздо большую склонность к «идолам производства» (магнатам промышленности, бизнесменам), чем это было характерно для начала века. На смену «идолам производства» пришли «идолы потребления», что во многом обусловлено ростом влияния продукции шоу-бизне-са с ее функцией отвлечения от реальности. Человек, отчаявшийся получить какой-либо статус в полигике или бизнесе, чувствует утешение, видя своих героев похожими на обычных людей.

Кроме формирование героев, продуктом шоу-бизнеса стала система образов (имиджей).

Имидж - это некоторый идеальный

образ, основанный на современных реалиях.

Выделяют пять признаков имиджа:

1. имидж синтетичен и символи-чен, он лучше всего проявляется как фирменная марка, политический лозунг или броская картинка;

2. имидж - предмет веры; если в него не верят, он не выполняет своей цели;

3. имидж пассивен, он связан с потребительским и конформистским сознанием;

4. имидж - всегда упрощение, он должен быть проще, чем предмет, который представляет;

5. имидж - претенциозен, он должен отвечать мечтам и интересам разных людей.

Таким образом, имидж является искаженным, иллюзорным, доведенным до символа вещей, личности или событий, который в свою очередь диктует своем}' носителю определенный образ поведения.

Предприятие шоу-бизнеса должно иметь свою миссию.

Деятельность менеджера существенно зависит оттого, в какой сфере шоу-бизнеса он работает: на телевидении, в кино, в эстрадном искусстве.

3. Особенности телевидения

В сфере телевидения следует учитывать его специфику, связанную с преобладанием информационных, спортивных, игровых, научно-популярных передач по сравнению с художественными. Включенность телепередач в непрерывный цикл телевизионного вещания - .программность телевидения тоже определяет своеобразие его изобразительно-выразительных средств. Это связано с тем, что закономерности восприятия телезрелища складываются под воздействием всех видов телепередач, в частности, таких общих для них свойств, как программность, посредническая функция дикторов, ведущих и т.д. Домашние условия просмотра (интимный характер восприятия телезрелища), а также некоторое ослабление его визуальной стороны (по сравнению с кино) способствует созданию менее напряженной психологической атмосферы и большей активности зрителя в оценке телепередачи. Это стимулирует насыщение телеизображения интеллектуальным содержанием, требующим своего адекватного воплощения. На телевидении осуществляется наиболее многократный и своеобразный синтез

изображения со словом.

Благодаря использованию специфических художе ственных возможностей, театральные, музыкальные, цирковые, эстрадные формы преобразуются в особые жанры телеискусства. Телеизображение в наибольшей степени по сравнению с другими видами искусства приближено к реальности. Тем не менее изобразительные средства телевидения существенно преобразуют картину изображаемой действительности, что дает возможность ее художественной интерпретации.

Во всех видах телепередач используются особые выразительные средства, позволяющие показать мир также с эстетической точки зрения. Такой вид выразительности следует отнести к выразительности как средства коммуникации.

В художественном телевидении эта выразительность телезрелища претворяется в специфический феномен искусства. Основу восприятия телевидения во временном отношении составляет эффект сиюминутности. Прямое телевидение во многом определяет специфику его изобразительные средств. При записи на видеопленку часто имитируются такие его свойства как импровизационность, неинсцени-рованность и т.д. Вырапзигельные возможности телевидения получают различную реализацию в зависисмости от характера и жанра телепередачи.

4. Особенности кино

В области кино его специфичность состоит в тесной связи с развитием техники, преобладанием художественных произведений, с исключительной силой воздействия на самые широкие массы людей, наличием большого количества жанров.

5. Особенности эстрадного искусства

Специфика эстрадного искусства заключается в том, что оно является искусством малых форм, а ограниченность во времени протяженности выступлений заставляет артистов прибегать к максимальной концентрации при создании имиджей и организации действия. В числе специфических для эстрады особенностей можно выделить три важнейших: прямое воздействие артистов со зрительным залом, стремление к отражению злобы дня и то, что может быть определено как «открытость мастерства». Артист эстрады обращается непосредственно в зрительный зал, становится как бы его

№3(2), 2012 220

партнером. Эстрадное искусство, как правило, стремится к тому, чтобы в его номерах находили отражение современные события. На эстраде в присутствии публики артист превращается в тот образ, характер, маску, в которой он начинает действовать.

В настоящее время эффективность работы менеджера во многом зависит от форм организации производства.

В современном мире шоу-бизне-са наблюдается тенденция к укрупнению предприятий, реализация новых форм стратегических альянсов, парт-нерств, вплоть до создания концернов.

Такая организация позволяет убирать конкурентов с рынка сбыта и получать сверхприбыли.

Литература

1. Айрис А., БюгенЖ. Управление медиакомпаниями. - М.: ИД «Университетская книга», 2010

2. Вартанова Е.Л. Медиаэкономи-ка зарубежных стран. - М.:Аспект Пресс, 2003

3. Кузнецова О.И. Инкубатор инвалидов. - М.: ИПО «У Никитских ворот», 2011.

4. Основы медиабизнеса // под ред.

Е.Л. Вартановой, М.: Аспект Пресс, 2009

References

1. Airis A., B3ugen J. Managing media companies. - M.: ID «Univer-sitetskaya kniga», 2010

2. Vartanova E.L. Media economics of foreign countries. - M.: Aspekt Press, 2003

3. Incubator of persons with disabilities. - M.; IPO «U Nikitskih vorot», 2011.

4. Basics of media business. // under ed. of E.L. Vartanova, M.: Aspekt Press, 2009

Экономика, Статистика и Информатика

221

№3(2), 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.