Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ'

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ / ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЛИНЕЙНЫЕ СВЯЗИ / ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ботнарюк М.В., Киселев В.С.

В статье определены особенности управления транспортным предприятием. Представлен краткий обзор организационной структуры управления стивидорной, экспедиторской и агентской компании. Предложены определения терминов "линейные связи" и "вертикальные связи".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MANAGEMENT OF TRANSPORT ENTERPRISE

In article features of management of transport enterprise are determined. The brief summary of an organizational structure of management of the stevedoring, shipping and agency company is provided. Proposed definitions of "line connections" and "vertical connections".

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»

УДК: 656.078

М.В.Ботнарюк1, В.С. Киселев2

V.S. Kiselev, M.V. Botnaryuk

FEATURES OF MANAGEMENT OF TRANSPORT ENTERPRISE

In article features of management of transport enterprise are determined. The brief summary of an organizational structure of management of the stevedoring, shipping and agency company is provided. Proposed definitions of "line connections" and "vertical connections".

Keywords: features of management, transport enterprise; linear communications; vertical communications; organizational structure of management.

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

В статье определены особенности управления транспортным предприятием. Представлен краткий обзор организационной структуры управления стивидорной, экспедиторской и агентской компании. Предложены определения терминов "линейные связи" и "вертикальные связи".

Ключевые слова: особенности управления; транспортное предприятие; линейные связи; вертикальные связи; организационная структура управления.

Формирование адекватной для определённого вида деятельности организационной структуры - главная задача каждого транспортного предприятия. Практикой установлено, что признаками наиболее оптимальной структуры менеджмента являются:

- небольшое число подразделений, имеющих высококвалифицированный штат;

- присутствие в структуре менеджмента специалистов;

- направленность схемы работ непосредственно на заказчика;

- скорость реагирования на изменения внутренней и внешней среды;

- высокая производительность, а также минимальные расходы.

В организационной системе менеджмента автотранспортного предприятия, как правило, можно отметить три отдельных группы менеджмента: технический, эксплуатационный и экономический. При этом необходимо подчеркнуть, что любой из них подчиняется менеджеру определённого уровня. Также практика показывает, что транспортному предприятию свойственна бесцеховая организационная структура, при которой все без исключения функции менеджмента сконцентрированы в органе руководства предприятия.

На основании исследования эмпирического опыта определено, что в большинстве транспортных предприятий организационная структура менеджмента представляется линейно-функциональной. Линейные звенья менеджмента выполняют функции, а также имеют права руководства и утверждения решений, а функциональные - обеспечивают методическое управление при приготовлении и осуществлении решений по составлению плана, организации, учёту, надзору и оценке по всем предназначениям производственной и хозяйственной деятельности. Подобная структура оценивается применением фиктивных процедур или правил, строгой иерархией власти внутри предприятия, централизацией утверждения решений. Все исполнители подчинены единому руководителю (принцип единоначалия): предписания и заключения по функциям организации управления исполнитель получает от непосредственного начальника. При этом отметим, что между исполнителем, а также подразделениями имеются информационные контакты методической и консультационной направленности. Для того чтобы принятое решение подразделения являлось директивным, оно должно быть утверждено топ-менеджментом в обязательном порядке.

Во всех организациях, а также транспортных предприятиях, как правило, выделяют несколько видов связей. Постоянно анализу подвергаются соответствующие пары связей: горизонтальные с вертикальными; функциональные с линейными.

Вертикальные связи объединяют иерархические уровни предприятия и его части. Они образуются в процессе планирования организации, действуют всё время и видны на

1 Ботнарюк М.В., д.э.н., профессор кафедры "Экономика и менеджмент"; ФГБОУ ВО "ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова", г. Новороссийск

Botnaryuk M.V., Scientific supervisor: doctor of Economics, Professor of "Economics and management" department; Admiral Ushakov State Maritime University, Novorossiysk E-mail: mia-marry@mail.ru

2 Киселев В.С., магистрант; ФГБОУ ВО "ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова", г. Новороссийск Kiselev V.S., Undergraduate; Admiral Ushakov State Maritime University, Novorossiysk

всех вариантах схем, отражая рассредоточение полномочий или определяя место каждого сотрудника в иерархии предприятия. Подобные связи служат элементами передачи распорядительной или отчётной информации, образовывая тем самым устойчивость в организации. Благодаря вертикальным связям происходит решение проблем влияния, а также власти: происходит так называемая "вертикальная загрузка". В ординарных условиях организационный рост сопровождается ростом вертикальных связей, а размер организации пропорционален общему числу данных связей.

Далее рассмотрим горизонтальные связи. Это связи между несколькими приблизительно равными, согласно их иерархическому положению или статусу, частями или членами организации. Основное их предназначение - способность наиболее эффективно взаимодействовать с частями предприятия при принятии решений. В качестве важных преимуществ, которые появляются благодаря горизонтальным связям, отметим следующие: повышение взаимодействия с точки зрения качества и экономия времени; повышение самостоятельности руководителей, их инициативности, мотивированности и внимательности к рискам.

Также считаем необходимым рассмотреть ещё одну пару связей - это линейные и функциональные связи.

Линейные связи - стандартные отношения, когда начальник производит непосредственный контроль за подчинёнными, т.е. контроль идёт сверху вниз по иерархии. Функциональные связи имеют совещательную природу и акцентируются на информационное обеспечение. Объединяя все звенья предприятия, данные связи организовывают полноценную единую работу. Функциональные обязанности выступают в роли основы работы предприятия и являются в итоге элементом, составляющим совокупную деятельность транспортного предприятия.

За организацию транспортного процесса и обоснованное использование транспортных средств (ТС) на предприятии отвечает, как правило, эксплуатационная служба. Одна из главных её задач состоит в том, чтобы минимизировать затраты. При этом подчеркнём, что для полноценного удовлетворения нужд потребителя услуг эксплуатационная служба должна изучить потребности клиента всесторонне (маркетинговое направление). Также имеется техническая служба транспортного предприятия, которая осуществляет контроль за техническим состоянием ТС и руководит его материально-техническим оснащением.

Рассмотрим организационную структуру транспортных предприятий на примере стивидорной, экспедиторской и агентской компаний.

В стивидорной компании, как правило, за организацию текущей деятельности отвечает генеральный директор, который выступает единоличным исполнительным органом [1], [5]. У него в подчинении находятся: директор по эксплуатации, главный инженер, директор по экономике, директор по персоналу, директор по безопасности, военно-мобилизационный отдел, помощники генерального директора по технике безопасности, по внешним экономическим связям, по железнодорожным операциям, юрисконсульты.

Директору по эксплуатации подчиняются: технический отдел, отделы механизации, материально-технического снабжения, главного энергетика, гидротехнических инженерных сооружений и капитального строительства, технического надзора, бюро проектирования и т.д.

Директор по персоналу возглавляет отдел по работе с персоналом и отдел кадров, а также учебный комбинат и непроизводственные подразделения.

Директор по экономике контролирует работу следующих отделов: планово-экономического, валютно-финансового, собственности и ценных бумаг, маркетинга и сбыта, организации труда и заработной платы, а также главного бухгалтера.

В организационную структуру агентской компании (акционерного общества) входят такие органы, как директор (президент), совет и исполнительный комитет. У общества с ограниченной ответственностью структура и форма отчётности значительно проще. Структура включает в себя подразделения оперативной работы, рыночных исследований, отдел эксплуатации парка оборудования, финансовый отдел, экспедиторский и бухгалтерию.

Далее рассмотрим особенности организационной структуры экспедиторской компании. На основании изучения литературы по данному вопросу [1-3], [5], а также собственного опыта, полученного в ходе проведения полевых исследований, установлено следующее. Каждый сотрудник экспедиторской компании имеет должностные обязанности, указанные в должностной инструкции.

К непосредственным обязанностям генерального директора относится выполнение следующих работ и подписание соответствующих документов:

- осуществление руководства финансовой и хозяйственной (профессиональной) деятельностью;

- обеспечение соблюдения законности в деятельности и осуществлении его хозяйственно-экономических связей;

- обеспечение выполнения всех лицензионных требований при осуществлении деятельности в соответствии с законодательством РФ;

- обеспечение выполнения всех обязательств перед федеральным, региональным и местным бюджетами, а также другие работы, связанные с деятельностью компании.

Общая схема организационной структуры управления экспедиторской компании представлена на рис. 1.

Проведя анализ организационной структуры стивидорной, агентской и экспедиторской компаний, делаем заключение, что, как правило, для небольших компаний применима линейная структура, а для средних и крупных - линейно-функциональная.

Рис. 1 - Организационная структура управления экспедиторской компании

В общем можно сказать, что для транспортного предприятия, оказывающего услуги, характерна тесная связь с клиентом. В этой связи при формировании структуры управления, по мнению автора, требуется делать акцент на минимизацию бюрократизма и оптимальность при построении как горизонтальных, так и вертикальных связей.

Список использованных источников

1. Анализ рынка транспортных услуг и повышение эффективности деятельности предприятий транспорта (монография) / Н.О. Аболенцева, В.Н. Абрамова, Н.В. Анищенко, О.Н. Бабурина, Н.Н. Виницкая и др. - Уфа: РИО НИЦ "АЭТЭРНА", 2016. - 240 с.

2. Ботнарюк М.В. Производственный менеджмент (учебное пособие) / М.В. Бот-нарюк, М.С. Ильина, Е.Д. Пасюк. - Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2016. - 70 с.

3. Ботнарюк М.В. Основы агентирования морских судов (учебное пособие) / М.В. Ботнарюк, М.Б. Иванова. - Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2014. - 84 с.

4. Ботнарюк М.В. Экономика отрасли (транспорт). - 3-е изд. перераб. и доп. (учебное пособие) / М.В. Ботнарюк, Е.Ю. Грасс. - Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2016. - 146 с.

5. Реализация механизмов повышения эффективности работы транспортных предприятий Юга России (монография) / С.Е. Иванова, В.Н. Абрамова, В.Н. Анищенко, О.Н. Бабурина, Н.Н. Виницкая и др.- Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015. - 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.