Научная статья на тему 'Особенности управления соревновательной деятельностью в спортивных играх'

Особенности управления соревновательной деятельностью в спортивных играх Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1911
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / КОНТРОЛЬ / ИНФОРМАЦИЯ / УПРАВЛіННЯ / іНФОРМАЦіЯ / MANAGEMENT / CONTROL / INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вертель А. В.

В данной статье рассматриваются вопросы управления соревновательной деятельностью в спортивных играх. Для достижения этих целей необходимо иметь разработанную модель объекта и результат, который требуется получить. Эффективность соревновательной деятельности зависит от выбора современных средств комплексного контроля. Для оперативного управления соревновательной деятельностью волейбольных команд и отдельных спортсменов имеются хорошие возможности. Частые паузы и порядок замены игроков создают для этого хорошие предпосылки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of management by competition activity in the sporting games

In the given article are considered the questions that for management of competitive activity in sports is necessary to have existing model of object and result which is required to achieve. Efficacy of competitive activity depends on a choice of state-of-the-art agents of complex monitoring. For on-line control by competitive activity of volleyball commands and separate sportsmen there are good opportunities. Often spacing intervals and the order of changing of players frame for this purpose good premises.

Текст научной работы на тему «Особенности управления соревновательной деятельностью в спортивных играх»

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

Вертель А.В.

Приазовский государственный технический университет, г. Мариуполь

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы управления соревновательной деятельностью в спортивных играх. Для достижения этих целей необходимо иметь разработанную модель объекта и результат, который требуется получить. Эффективность соревновательной деятельности зависит от выбора современных средств комплексного контроля. Для оперативного управления соревновательной деятельностью волейбольных команд и отдельных спортсменов имеются хорошие возможности. Частые паузы и порядок замены игроков создают для этого хорошие предпосылки. Ключевые слова: управление, контроль, информация. Анотація. Вертель А.В. Особливості управління змагальною діяльністю у спортивних іграх. В даній статті розглядаються питання управління змагальної діяльності в спортивних іграх. Для досягнення цих цілей необхідно мати розроблену модель об’єкта і результат, якого треба досягнути. Ефективність змагальної діяльності залежить від вибору сучасних засобів комплексного контролю. Для оперативного керування змагальної діяльністю волейбольних команд і окремих спортсменів є гарні можливості. Часті паузи й порядок заміни гравців створюють для цього добрі передумови.

Ключові слова: управління, контроль, інформація. Annotation. Vertel A.V. Features of management by competition activity in the sporting games. In the given article are considered the questions that for management of competitive activity in sports is necessary to have existing model of object and result which is required to achieve. Efficacy of competitive activity depends on a choice of state-of-the-art agents of complex monitoring. For on-line control by competitive activity of volleyball commands and separate sportsmen there are good opportunities. Often spacing intervals and the order of changing of players frame for this purpose good premises.

Key words: management, control, information.

Введение.

По своей сути управление - это процесс перевода сложной динамической системы из одного состояния в другое заданное состояние путем воздействия на её переменные. Для этого необходимо иметь модель объекта в его данном состоянии и в том состоянии, которого нужно достигнуть. Поэтому, для решения проблемы управления соревновательной деятельностью спортсменов допустимо ограничить число переменных, выделив для изучения наиболее существенные. При этом не только не игнорируются другие переменные, но и учитывается их влияние.

В соответствии с необходимостью управления различными состояниями спортсмена в процессе тренировки выделяют несколько видов управления:

• этапное, направленное на оптимизацию подготовки в крупных структурных образованиях тренировочной деятельности (этапах многолетней подготовки, макроциклах, периодах) [4];

• текущее, обеспечивающее оптимизацию поведения спортсмена в микро - и мезоциклах тренировки, отдельных соревнованиях [2];

• оперативное, ставящее своей целью оптимизацию реакций организма, режима работы и отдыха,

характеристик двигательных действий при выполнении отдельных упражнений и их комплексов, программ тренировочных занятий, в отдельных соревновательных стартах, схватках, поединках и т. п. [5].

В процессе этапного управления следует учитывать необходимость строгого соответствия знаний, используемых при различных операциях цикла этапного управления специфики конкретного вида спорта и его отдельной дисциплины, уровню квалификации спортсмена, этапу многолетней подготовки, периоду тренировочного макроцикла [1,3].

В частности, при анализе структуры соревновательной деятельности и соответствующей ей структуры подготовленности необходимо опираться на объективный анализ факторов, определяющих уровень спортивных достижений в конкретном виде спорта и его отдельной дисциплине, понимая всю сложность и многообразие требований к оптимальной структуре соревновательной деятельности и подготовленности, диктуемых спецификой каждого вида спорта.

Работа выполнена в соответствии с требованиями Сводного плана научно-исследовательской работы на тему 2.2.8.1. п. «Усовершенствование подготовки спортсменов различного возраста и квалификации в спортивных играх» (№9 госрегистрации 010би011993).

Формулирование целей работы.

Цель и задачи исследования: рассмотреть вопросы совершенствования процессов управления подготовкой занимающихся игровыми видами на основе создания модельных характеристик.

Методы исследования: анализ литературных источников и документальных материалов, моделирование тренировочной деятельности.

Результаты исследования

Принятая в тех или иных видах спорта система соревнований предопределяет реализацию управленческих решений при построении тренировочной деятельности в различных структурных образованиях. Например, система соревнований с 9-10 месячным соревновательным периодом создает большие сложности для сочетания задач эффективной и всесторонней подготовки для ведения полноценной соревновательной деятельности, что, в свою очередь, затрудняет использование ряда закономерностей и принципов спортивной тренировки [1, 5].

Реализация возможностей текущего управления осуществляется двумя путями. Первый путь связан с применением стандартных «блоков» из серий тренировочных занятий, типовых моделей тренировочных дней, микро - и мезоциклов, сочетаний тренировочных программ, восстановительных и стимулирующих средств и т. п. В основе таких «блоков», моделей, сочетаний и т.п. лежат научно обоснованные положения, отражающие закономерности развития утомления и восстановления при выполнении работы различной направленности и продолжительности, формирования адаптации к факторам воздействия, суммарного и кумулятивного воздействия на организм спортсмена путем тренировочных и сорев-

новательных нагрузок и др. Такие типовые структур -ные элементы тренировочной деятельности разработаны экспериментально, апробированы в практике подготовки спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта.

Знание закономерностей построения этих элементов, их сочетания и особенностей воздействия на организм спортсмена позволяет тренеру достаточно эффективно управлять его состоянием, не прибегая к данным специального контроля.

Второй путь основывается на постоянном текущем контроле за работоспособностью спортсменов, развитием процессов утомления и восстановления, приспособления к факторам тренировочного воздействия, возможностями основных функциональных систем и их реакциями на предельные и стандартные нагрузки и др. Этот путь, хотя и требует дополнительных знаний, специальной аппаратуры, привлечения специалистов (физиологов, биохимиков и др.), позволяет точно оценивать текущее состояние организма спортсмена и в соответствии с этим планировать величину и направленность нагрузок занятий, режим работы и отдыха в микроциклах, выбор наиболее эффективных средств тренировочного воздействия.

Оперативное управление является решающим фактором, определяющим эффективность совершенствования и проявления различных сторон подготовленности особенно физической, технической, тактической. Управлению на основе данных оперативного контроля подлежат такие характеристики параметров тренировочной нагрузки, как продолжительность и количество отдельных упражнений, интенсивность работы при их выполнении, продолжительность пауз между отдельными упражнениями и т. п.

В спортивных играх управление поведением спортсменов осуществляется на основе анализа игровой деятельности путем выявления основных ошибок в технике, тактике, в защите и нападении [1,5].

Оперативное управление соревновательной деятельностью связано с постоянной информацией спортсмена об эффективности его действий, выполнения технико-тактических планов, особенностей выступления основных соперников. В каждом виде спорта существует своя система оперативного управления. Большие возможности для оперативного управления соревновательной деятельностью команд и отдельных спортсменов имеют тренеры по гандболу, хоккею с шайбой, баскетболу, волейболу. Частые паузы, порядок замены игроков создают для этого хорошие предпосылки.

Современные тенденции управления соревновательной деятельностью спортсменов изложены в трудах отечественных и зарубежных ученых, которые способствовали развитию научного управления процессом соревновательной деятельности [4, 6].

Долговременное управление направлено на подготовку спортсменов или команды к участию в цикле соревнований и обеспечение успеха выступлений на протяжении всего сезона. Текущее - осуществляется в период непосредственной подготовки к соревнованию и в ходе него. Текущее управление носит подчиненный

характер по отношению к долговременному. Долговременное управление тесно связано с избранной стратегией подготовки и выступления команды. Цель его — постепенное подведение команды к пику спортивной формы к моменту наиболее важных соревнований. Поэтому все соревнования в сезоне разделяют на контрольные, подводящие и основные. Долговременное управление осуществляется на этапе предсоревнова-тельной подготовки.

Контрольные соревнования рассматриваются как средство выявления уровня подготовленности команды, степени владения тактическим арсеналом и умения использовать его в ходе соревнования. По итогам контрольных игр вносят изменения в содержание подготовки, уточняют состав и избранную тактику игры.

В основных соревнованиях, - это сезон, плей-офф, ведущую роль приобретает оперативное управление. Анализ иностранных и отечественных источников литературы, а также практический опыт специалистов в этом виде спорта, позволил нам определить систему контроля и управления в спортивных играх [1, 5].

В его задачи входит:

- сбор информации о противнике;

- разработка тактического плана игры;

- подготовка команды к творческой реализации плана;

- непосредственная подготовка спортсменов к участию в предстоящем соревновании;

- руководство действиями команды в ходе соревнования;

- сбор информации о действиях своих игроков и противника;

- коррекция плана и схем;

- анализ результатов соревнования (статистика, выводы);

- восстановление психических и физических сил спортсменов после соревнования.

Составление тактического плана игры - представляет определенную игровую модель, в которой устанавливаются тактические системы ведения игры, отбираются целесообразные формы тактического действия и предусматриваются контрприемы тактических замыслов противника.

Составление тактического плана игры - представляет определенную игровую модель, в которой устанавливаются тактические системы ведения игры, отбираются целесообразные формы тактического действия и предусматриваются контрприемы тактических замыслов противника Разработку тактического плана игры проводит тренер на основании имеющейся у него информации о противнике, о возможностях своей команды и с учетом стратегических задач, решаемых на этом этапе соревнований.

Тактический план представляет определенную игровую модель, в которой устанавливаются системы ведения игры, отбираются целесообразные формы игровых действий и предусматриваются контрприемы замыслов противника.

Подготовка спортсменов к реализации тактического плана игры складывается из установки на игру и проведения модельной тренировки. В ней отмечается значение встречи, дается характеристика соперника, системы защиты и нападения, ставятся частные задачи и определяется характер действий игроков, состав и возможные замены игроков. После установки проводится (если позволяют условия) модельная тренировка, в ходе которой апробируются игровые модели.

Методология построения стратегии и тактики ведения игры, базирующаяся на конкретных данных контроля и анализа, может рассматриваться как важный фактор обеспечения эффективной соревновательной деятельности в волейболе. Выявление недостатков при анализе игровых характеристик команды противника и учет своих возможностей, позволяет своевременно корректировать технико-тактические действия в ходе соревновательной деятельности.

Выводы.

Таким образом, проанализировав отечественные и зарубежные источники литературы, опыт передовых тренеров мы пришли к выводу, что в основе постоянного роста спортивных рекордов, выдающихся достижений спортсменов и команд, как правило, имеются новые научно обоснованные организационные формы подготовки, интересные методические решения.

На эффективность соревновательной деятельности исключительно велико влияние современных средств комплексного контроля. В волейболе для оперативного управления соревновательной деятельностью команд и отдельных спортсменов имеются большие возможности. Частые паузы, порядок замены игроков создают для этого хорошие предпосылки. Для этого используют разнообразные методы педагогических наблюдений, фиксирующие действия участников с применением технических средств: видео- и магнитофонной записи, компьютерной обработки хода игры.

В дальнейших исследованиях предполагается рассмотреть эффективность применения различных средств контроля для улучшения ведения технико-тактических действий волейбольных команд в процессе соревнований.

Литература

1. Вайштейн А.Э., Лисянський В.К., Щавинский С.В. Анализ эффективности передач на удар в волейболе // Слобожанський науково-спортивний вісник. - 2002. - № 5. - С. 65-68.

2. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 135 с.

3. Информатика. Базовый курс/Симонович С.В. и др. - СПб.: Питер, 1999. - 640 с.

4. Наскалов В.М. Системно-структурный подход к физическому воспитанию студентов // Слобожанський науково-спортивний вісник. - 2002. - №5 - С. 44-46.

5. Туровский В.В. Эффективность реализации технико-тактических действий в волейболе в зависимости от уровня функционального состояния игроков // Слобожанський науково-спортивний вісник. - 2002. - №5. - С. 129-133.

6. Шустин Б.Н. Моделирование в спорте (теоретические основы и практическая реализация). Автореф. дис... д-ра пед. наук, - М., 1995. - 82 с.

Поступила в редакцию 05.11.2007г.

. ЛДЕР-ТРЕН АЖЕР ДЛЯ СЛІПИХ I ГЛУХИХ ПЛАВЦІВ

Вихляєв Ю.М.

Національний технічний університет України « КПІ»

Анотація. Нами розроблений спеціалізований лідер-трена-жер, який надає можливість сліпим та глухим плавцям сприймати накази та установки тренера не через пошкоджений зоровий або слуховий аналізатори, а за допомогою тактильного сприймання інформації. Тренажер також дозволяє здійснювати вібромеханічну стимуляцію з метою підвищення функціональних можливостей спортсменів.

Ключові слова: тренажер, плавання, сліпі та глухі спортсмени, тактильне сприймання інформації, вібромеханічна стимуляція.

Аннотация. Вихляев Ю.Н. Лидер-тренажер для слепых и глухих пловцов. Нами разработан лидер-тренажер, который предоставляет возможность слепым и глухим пловцам воспринимать команды и установки тренера не через поврежденный зрительный или слуховой анализаторы, а с помощью тактильного восприятия информации. Тренажер также позволяет осуществлять вибромеханическую стимуляцию с целью повышения функциональных возможностей спортсмена. Ключевые слова: тренажер, плавание, слепые и глухие спортсмены, тактильное восприятие информации, вибромехани-ческая стимуляция.

Annotation. Vykhliaiev J.M. Leader-training facility for blind and deaf swimmers. We have developed a specialized leadertraining facility with the help of which blind and deaf swimmers can sense orders and directives of a coach not over the damaged visual or acoustic analyzers but with the help of factual perception of information. This training facility also allows performing vibromechanic stimulation to increase functional abilities of sportsmen.

Key words: training facility, swimming, blind and deaf sportsmen, factual perception of information, vibromechanic stimulation.

Вступ

Гуманізм, духовність націй в сучасному світі в значній мірі оцінюється за їх турботою і відношенню до інвалідів. Ідеї гуманізму притаманні й сучасному спорту: проводяться Параолімпійські ігри, велика кількість національних і міжнародних змагань серед інвалідів.

Тренувальний процес спортсменів-інвалідів пов’язаний з певними труднощами, так, сліпі чи глухі плавці не чують, або не бачать тренера і не сприймають адекватно його словесні установки, за допомогою яких тренер корегує дії своїх вихованців. У зв’язку з цим ми зробили спробу розробити лідер-тренажер для сліпих і глухих плавців-інвалідів.

Відомий пристрій для тренування спорт-сменів-плавців, який має безкінцеву гнучку тягу, до якого прикріплено поводок з поперековим поясом, а тяга намотана з одного кінця на барабан з ручкою управління швидкістю протяжки гнучкої тяги [1]. Недолік цього пристрою у тому, що він непристосова-ний для спортсменів з порушенням зору і сліпих, до того ж це тренажер, а не лідируючий пристрій, бо спортсмен не має можливості відчувати ту швидкість руху плавальних дій, яка задається тренером.

Відомий лідер плавця, що має гнучку безкінце-ву тягу, при цьому на активній гільці тяги, що рухається за програмою тренера, закріплено плаваючу у воді мітку у вигляді ярко пофарбованої капсули [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.