Научная статья на тему 'Особенности управления розничными торговыми сетями в России'

Особенности управления розничными торговыми сетями в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
906
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВАЯ СЕТЬ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ / УПРАВЛЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТЬЮ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТЬЮ / RETAIL NETWORK / MANAGEMENT OF THE RETAIL NETWORK / MANAGEMENT RETAIL TRADE NETWORK / STRATEGIC MANAGEMENT RETAIL NETWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратов Максим Владимирович, Прилуцкая Валентина Сергеевна

Рассмотрены типы внутренней организации управления розничной торговой сети, функции управления розничной торговой сети. Особенности конкурентного преимущества розничных торговых сетей и разработка стратегии развития розничной торговой сети

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности управления розничными торговыми сетями в России»

Особенности управления розничными торговыми сетями в России

1 2

Кондратов М. В. , Прилуцкая В. С.

1 Кондратов Максим Владимирович /Kondratov Maxim Vladimirovich - старший преподаватель;

2Прилуцкая Валентина Сергеевна /Prilutsky Valentina Sergeevna - студент, кафедра учёта и финансов, экономический факультет,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Челябинский государственный университет, г. Челябинск

Аннотация: рассмотрены типы внутренней организации управления розничной торговой сети, функции управления розничной торговой сети. Особенности конкурентного преимущества розничных торговых сетей и разработка стратегии развития розничной торговой сети.

Abstract: types of the internal organization of management of a retail distribution network, function of management of a retail distribution network of Feature of competitive advantage of retail distribution networks and development of strategy of development of a retail distribution network are considered.

Ключевые слова: торговая сеть, розничная торговая сеть, управление розничной торговой сети, функции управления розничной торговой сетью, стратегическое управление розничной торговой сетью.

Keywords: retail network, retail network, management of the retail network, management retail trade network, strategic management retail network.

Устойчивое развитие экономики России в условиях санкций предполагает расширение и совершенствование сферы торговли. В современных условиях эффективное и интенсивное развитие отечественных розничных сетей должно достигаться соответственно совершенствованием

институциональной среды [1] функционирования розничных торговых сетей, в том числе эффективным менеджментом розничной торговой сети. Для целей настоящей работы под розничной торговой сетью мы понимаем совокупность торговых организаций, имеющих единый центр управления, размещённых на определённой территории для организации обслуживания населения и оказания услуг покупателям, имеющих как минимум один распределительный центр. Розничные торговые сети по типу внутренней организации управления подразделяют на холдинговую модель управления, субцентрализованную модель управления, усиленную централизованную модель управления и гибридную модель управления. При холдинговой модели управления центральный офис или центр управления определяет закупочную политику (поставщиков, номенклатуру и закупочные цены), торговому предприятию на месте оставляют право самостоятельного оперативного управления. Преимуществом данной модели может быть повышение качества управления на конкретном торговом предприятии. Недостатком данной модели управления является, как правило, чрезмерный рост управленческих и трансакционных издержек в розничной торговой организации.

Субцентрализованная модель управления предполагает, что центральный офис (центр управления) делегирует магазинам сети функции, необходимые для участия в логистических операциях по товародвижению (заказ, инвентаризация, переоценка). Операционные и трансакционные затраты значительно снижаются. По мнению Л. Хасиса, «субцентрализованная модель даёт колоссальный эффект тогда, когда все бизнес-процессы компании жёстко регламентированы и унифицированы, а само управление осуществляется непрерывным образом [9, с. 16].

Полную концентрацию управления в центральном офисе (центре управления) и полное отсутствие функций управления в магазине, кроме отпуска товаров покупателям, предполагает усиленная централизованная модель управления. Для неё характерным является отсутствие какой-либо информационной системы в магазинах (только POS - терминалы). Менеджеры центра управления, получая данные с POS-терминала и оформляя весь документооборот в системе, полностью управляют всеми бизнеспроцессами в торговой компании, кроме отпуска товара покупателю. Такое положение дел возможно при условии, что вся предпродажная подготовка товара производятся на распределительном центре компании, все товары поставляются через собственный склад [9, с. 16]. Широкое распространение получила гибридная модель управления, при которой часть магазинов розничной торговой сети управляются централизованно, а другая часть по холдинговому принципу. По нашему мнению, данная модель управления позволяет снизить трансакционные издержки управления розничной торговой сетью.

Рассмотрим функции управления розничной торговой сетью, предложенные Павловой В. А. [7, с. 12].

Таблица 1. Функции управления розничной торговой сетью

Функция управления Содержание функции

Управление ресурсами Выбор и измерение характеристик ресурсов сети для более эффективного их использования, поиск дополнительных ресурсов, повышение качества имеющихся ресурсов

Управление Совершенствование методов и механизмов для обеспечения повышения

инструментами межсетевой эффективности

Управление рисками Выделение проблем и поиск их решения в работе сети для увеличения работоспособности сети

Управление оценкой эффективности Совершенствование системы учёта элементов предпринимательской сети

Совершенствование функций управления Оптимизация бизнес-процессов и связанных с ними функций управления для повышения эффективности функционирования сети

Управление финансами Нахождение оптимального соотношения между собственным и заёмным капиталом

По нашему мнению, необходимо таблицу 1 дополнить функцией управления финансами. Эффективное управление финансами позволит розничной торговой сети получить дополнительное конкурентное преимущество над другими формами торговли.

В экономической литературе выделяют следующие конкурентные преимущества розничных торговых сетей над независимыми магазинами:

- Розничные торговые сети сочетают в своей деятельности операции как реализационного (реализация готовых товаров и продукции), так и производственного характера (упаковка продукции, организация собственного производства товаров), что приводит к генерированию дополнительной добавленной стоимости и приводит к увеличению прибыли розничной торговой сети.

- Возможность создания устойчивого дифференцированного преимущества и завоевания лояльности покупателей за счёт качества товаров под собственными товарными знаками и других факторов [3; 5; 6; 8].

- Значительная доля заёмного капитала в источниках формирования ресурсов, независимые магазины не имеют доступа, как правило, к кредитным ресурсам.

Эффективное управление розничной торговой сетью должно начинаться с разработки стратегии развития розничной торговой сети. Стратегия развития розничной торговой сети, как правило, состоит из четырёх этапов. На первом этапе необходимо инициатору создания розничной торговой сети определить место розничной торговой сети в торговом пространстве. Выделить уникальные преимущества розничной торговой сети на торговом пространстве, за счёт чего можно достигнуть данных преимуществ. Необходимо выделить сильные и слабые стороны розничной торговой сети, провести анализ возможностей и угроз. Каким образом минимизировать потенциальные угрозы, слабые стороны розничной торговой сети превратить в сильные? Необходимо разработать общую концепцию розничной торговой сети. Далее разрабатывается миссия розничной торговой сети, которая означает приверженность розничной торговой сети своей особой уникальной роли на рынке. Миссия розничной торговой сети должна отражать и отношение к потребителям, собственным работникам, поставщикам, конкурентам и государству. На втором этапе необходимо ответить на вопрос: «Как нас воспринимает потребитель? Как нас воспринимают конкуренты? На этом этапе необходимо разработать различные бюджеты (инвестиций, продаж, бюджеты доходов и расходов и другие бюджеты). По нашему мнению, на данном этапе необходимо, исходя из внутренней структуры управления розничной торговой сети, определиться с информационной системой управления. На третьем этапе разрабатываются долгосрочные планы действий, сочетающие достижение поставленных целей с местоположением магазинов, ассортиментом товаров, ценовой политикой, рекламой, выставкой товаров в торговых точках. Принимаются во внимание основные параметры обслуживания клиентов: часы работы магазина, наличие мест для парковки автомобилей, удобство планировки магазина для покупателей, возможность покупок в кредит, подготовленность продавцов, наличие туалетов, приём и выполнение специальных заказов, доставка покупок на дом, длина очередей в кассу, послепродажное обслуживание. На этой основе разрабатываются бюджеты и планы на каждый следующий год. В годичных планах предусматриваются стимулирование импульсивных и повторных покупок, увеличение потоков покупателей, укрепление своего имиджа, информирование покупателей о характеристиках товаров и услуг, пропаганда новых магазинов, поддержание приверженности клиентов и побуждение их поделиться положительной информацией о розничной торговой сети среди друзей и знакомых [9, с. 78]. На четвёртом этапе менеджмент розничной торговой сети контролирует степень выполнения планов, анализирует отклонения. На данном этапе необходимо проводить контроль, анализ и оценку не только контролируемых факторов, но и неконтролируемые факторы, такие как, поведение конкурентов, сезонность спроса, законодательные ограничения и экономическая ситуация в целом. Л. Хасис предлагает стратегическое управление строить на основе концепции 5 А (arena, advantage, access, activities, adapt - арена, преимущество, доступ, деятельность, адаптирование) - источники, позиции и показатели функционирования (вознаграждение за удовлетворение потребителей, лояльность, прибыль, рыночная доля). Арена - сфера, которую бизнес выбирает местом своей деятельности, те сегменты рынка, на которых он будет обслуживать потребителей. Преимущество - потребительская ценность, которая служит основой конкурентоспособности данной организации. Доступ - выход на соответствующие сегменты рынка через соответствующие каналы дистрибуции и коммуникации. Деятельность - ассортимент и масштабы, т. е. то, что и сколько бизнес будет предлагать на рынке. Дополнительное скрытое А (adapt - адаптирование) - приспособление перечисленных четырёх направлений для данной конкретной организации, что позволяет более эффективно преодолевать встречающиеся трудности и использовать появляющиеся возможности [9, с. 78].

Процесс стратегического планирования во многом связан с управлением затратами. В свою очередь управление затратами необходимо рассматривать в рамках системы управления финансами. Управление финансами розничной торговой сети является одним из проблемных полей современной экономической науки. Для построения эффективной системы управления финансами необходимо использовать современную информационную систему, которая позволила бы считать рентабельность каждого товара, реализуемого в любом магазине розничной торговой сети. Использование современной информационной системы позволит проводить программы мотивации не на основе процента от оборота, а процента от валового дохода (маржинальной прибыли). Окупаемость затрат, связанных с внедрением и обслуживанием информационной системы, на порядок превысит увеличение валового дохода розничной торговой сети.

Таким образом, эффективность управления розничной торговой сети зависит от институциональной среды функционирования розничной торговой сети, от качества стратегии развития розничной торговой сети.

Литература

1. Гарипов Р. И., Кондратов М. В. Теоретические подходы к понятию «институциональная среда. // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-9, С. 1908-1911.

2. Кондратов М. В. Формирование и развитие теории конкуренции. // Молодой учёный. 2010. № 6. С. 146149.

3. Кондратов М. В. Частная торговая марка (private label) как инструмент минимизации трансакционных издержек экономических субъектов. // Актуальные вопросы экономических наук. 2008. № 2. с. 37-40.

4. Кондратов М. В., Гарипов Р. И. Теория отраслевых рынков: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр»). Челябинск: Полиграф-Мастер, 2013. 226 с.

5. Кондратов М. В. Экономическая сущность дифференциации товара. / Междисциплинарный диалог: современные тенденции в гуманитарных, естественных и технических науках: сборник трудов III Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, учёных, специалистов и аспирантов (11 марта 2014 г.). / ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»; науч. ред. А. В. Молодчик. - Челябинск. - Челябинск: Полиграф-Мастер. - 342 с.

6. Кондратов М. В., Кондратов А. В. Дифференциация товара на рынке кредитования физических лиц. // European research. 2014, № 1, С. 34-37.

7. Павлова, В. А. Маркетинг как фактор развития розничных торговых сетей в современных условиях конкурентной рыночной среды. / В. А. Павлова. // Автореферат. - 2013, с. 12.

8. Седов В. В. О предмете современной экономической теории. // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 7, С. 49-58.

9. Хасис Л. А. Системные преобразования торговой отрасли экономики на основе сетевых структур (организационно-экономический аспект). / Л. А. Хасис, дис на соискание учёной степени докт. экон. наук., Москва, 2006, 242 с., с. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.