Научная статья на тему 'Особенности управления промышленными предприятиями в условиях нестабильной среды'

Особенности управления промышленными предприятиями в условиях нестабильной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / САМОУПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / SOCIAL MANAGEMENT / SOCIAL STRUCTURE / GOVERNANCE / MANAGEMENT SYSTEM / PRODUCTION MANAGEMENT / CONTROL MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митюченко Л. С.

В статье дано обоснование необходимости проведения коренных изменений управления, как на уровне государства, так и на уровне отраслей и предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MANAGEMENT OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES IN THE CONDITIONS OF THE UNSTABLE ENVIRONMENT

In article justification of need of carrying out basic changes of management, both at the level of the state, and at the level of branches and the enterprises is given

Текст научной работы на тему «Особенности управления промышленными предприятиями в условиях нестабильной среды»

УДК - 65.01

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ

ПРЕДПРИЯТИЯМИ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ СРЕДЫ

Л.С. Митюченко

В статье дано обоснование необходимости проведения коренных изменений управления, как на уровне государства, так и на уровне отраслей и предприятий.

Ключевые слова: социальное управление, социальная структура, самоуправление, управленческая система, производственное управление, модель управления.

Важнейшей тенденцией XXI века, его доктринальным требованием является, с одной стороны, возрастание роли государственного управления в регулировании общественных дел, с другой, - коренное изменение его содержания. Россия, как всегда, - страна крайностей. Если в СССР госсобственность достигала 95%, то после обвальной приватизации ее доля в ВВП упала до 10%. Резко снижены финансовые возможности государства, что не позволяет ему властные отношения наполнять профессионализмом и ответственностью перед гражданскими институтами общества, наращивать свои инструментально-управленческие возможности [1,107].

Без коренных перемен в отношении власти и управления дальнейшее развитие отраслей промышленности невозможно.

Анализ факторов, регулирующих общественную жизнь, а значит, и положение людей в обществе, их мобильность показывает, что существует два пути приостановления деструктивных процессов: первый - стихийная саморегуляция общества, когда внутренние механизмы структурообразования начинают постепенно работать на кристаллизацию новой социальной структуры, появляются новые элементы и связи, восстанавливается их устойчивость и вновь начинают работать каналы социальной мобильности. Второй путь предполагает управляемость процессами формирования социальной структуры и их прогнозируемость.

В первом случае мы имеем дело со стихийным воздействием на систему. Так, например, рынок с его конкурентными механизмами является мощным регулятором такого воздействия. Кроме того, в определенных условиях оказывают значительное стихийное управленческое воздействие обычаи, традиции, нормы морали, религиозные верования, идеологические установки и другие явления.

Во втором случае - с факторами, обуславливающими целенаправленные управленческие воздействия, которые относятся к сознательным. С одной стороны это могут быть внешние управленческие воздействия, которые являются функцией специфических общественных институтов, в теории управления получивших название субъектов

управления и в совокупности составляющих управляющую систему. Применительно к обществу в качестве управляющей системы выступает вся политическая система общества, включающая в себя государство, политические партии, общественные организации и другие элементы. Ведущим институтом политической системы общества выступает государство. С другой стороны - это факторы, связанные с самоуправлением.

Так как сознательное управление является целенаправленным, то достижение цели может осуществляться различными способами: от насильственно-приказного, «жесткого» до «мягкого», демократического, формирующего внутреннюю мотивацию объекта к реализации цели. В этом случае мы имеем дело с социальным управлением. Границы, содержание и цели социального управления зависят от социально-политического строя того или иного общества.

«Социальное управление», как всякое социологическое понятие, имеет широкий и узкий смысл. Чаще всего многие воспринимают его именно в широком смысле как управление обществом, людьми, живой человеческой средой и происходящими в ней процессами.

Социальное управление в узком смысле определяется как управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, средством реализации социальной политики [2,839]. В социальной сфере управление предполагает сознательную деятельность общественных институтов и отдельных индивидов, направленную на регулирование стихийных и осознанных, объективных и субъективных начал, целесообразное упорядочение общественных отношений. В данном случае речь идет не о прямом воздействии на объект, а опосредованном, то есть через воздействие на условия, в которых находится объект, применение особых принципов, методов и средств управленческого влияния.

Следствием реформ 90-х годов стало значительное ухудшение условий функционирования промышленности. Одной из самых значимых проблем является состояние производственного управления и, в частности, не вполне адекватное соответствие организационных моделей и решаемых задач условиям внешней среды. Перестройку управления, как представляется, надо начинать с изменения целых установок, с ориентации управления на современные модели, осуществляя планирование на основе информационных технологий, с учетом рисков и уникальных преимуществ фирмы (географическое месторасположение, обладание уникальной технологией или знаниями, квалификация персонала, национальная значимость и т. п.).

Для обоснования создания оптимальной модели управления в России при использовании зарубежного опыта необходимо рассмотреть объективную совместимость ее важнейших составных частей, которыми являются:

1) укрупнение или детализация задач в целях определения необходимого набора видов управленческих работ;

2) распределение видов работ по структурным подразделениям предприятия;

3) делегирование полномочий, распределение ответственности, определение числа уровней в иерархии управления;

4) создание такой системы, в которой бы оптимально сочетались регламентированное управление с самоуправлением;

5) установление в коллективе предприятия такой деловой атмосферы, основанной на учете интересов работников и управлении этими интересами, которая побуждала бы каждого отдельного работника и коллектив в целом к достижению высоких конечных результатов;

6) моделирование такой информационной системы и организации управления, которые обеспечили бы эффективность процесса принятия и реализации оптимальных управленческих решений;

7) создание такой системы управления, которая была бы в необходимой мере чувствительна к изменениям внешней среды (рынок сбыта, конкуренты и т.д.) и способна к адаптации при введении необходимых инноваций;

8) обеспечение самонастройки организации всей системы и ее основных частей при возникновении непредвиденных производственных ситуаций, ориентация системы на принятие эффективных управленческих решений при альтернативности их выбора.

Совокупность перечисленных составных частей (взаимозависимых элементов) может в определенной мере представлять некоторую систему. Чтобы эти части (или элементы) успешно функционировали в рамках этой системы, необходим соответствующий механизм. Роль такого механизма возложена на хозяйственный механизм.

При формировании модели управления следует ориентировать ее на решение наиболее актуальных задач, к которым относятся задачи выбора стратегий, создание благоприятных условий труда и мотивация работников, увеличение объемов выпуска качественной продукции, принятие решений в условиях неопределенности и риска, оптимизация размера и структуры оборотных активов, стабилизация производства, повышение конкурентоспособности.

Решение данных задач требует разработки методических основ управления для предприятия с длительным циклом производства в условиях нестабильной среды.

Менеджмент западных фирм не может стать актуальной основой совершенствования, так как сложился и действует в соответствующей рыночной сфере, которую отличают: эффективная финансово-кредитная система, развитый покупательный спрос, баланс накопления и потребления, устойчивые институты, развитая инфраструктура рынка. За годы реформ мы не смогли даже приблизиться к этим условиям. Более того, реформы породили многие известные трудности, которые подорвали основы производства и естественные процессы товарно-денежных отношений, что значительно снижает эффективность управления, толкая предприятия не на путь развития, а на путь выживания.

Исходя из выше перечисленного, можно утверждать, что управление должно строиться на основе адекватности внутренней и внешней среды. И

должно осуществляться не только руководящим составом в виде различных инструкций и распоряжений, а при непосредственном участии всего трудового коллектива, то есть изнутри.

In article justification of need of carrying out basic changes of management, both at the level of the state, and at the level of branches and the enterprises is given.

The key words: social management, social structure, governance, management system, production management, control model.

Список литературы

1. Муниципальная наука: теория, методология, практика / А. Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др.; Под общ. ред. В. Н. Иванова; Акад. наук социал. технологий и мест. самоуправления. М.: Муниципальный мир, 2003. 288 с.

2. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. академика РАН Г.В. Осипова М.: ИСПИ РАН, 1995. С. 839.

Об авторе

Митюченко Л. С. - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

L. Mityuchenko

Place of work: 241036, Bryansk, Bezhitskaya street, 14, building 7, Department of management of the financial-economic faculty of socio-economic institute of Bryansk State University.

Mityuchenko L.S. Candidate of science of Economics, Associate of the department of Management, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky. 241012, Bryansk, XXII Sjezda street, 47-40, phone: 8-919-199-6539.

241012 г. Брянск, ул. XXII съезда КПСС, дом 47, кв. 40, т.м. 8-919-19965-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.