Научная статья на тему 'Особенности управления производством наукоемкой машиностроительной продукции'

Особенности управления производством наукоемкой машиностроительной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романов Ю.Р.

В своем послании Федеральному Собранию от 3 апреля 2001 года в качестве приоритетного направления экономической политики России Президент РФ подчеркнул необходимость развития наукоемких производств. Однако реализация этого генерального направления промышленной политики в значительной степени осложняется тем, что современное машиностроительное производство России переживает серьезную структурную перестройку, связанную с переходом к рыночным отношениям. Особенно это отразилось на разработке и создании наукоемкой продукции, поэтому необходимо проведение дополнительных исследований и соответствующей адаптации традиционных принципов и методов управления к новым рыночным условиям. Это, прежде всего, требует выявления специфических особенностей функций управления машиностроительным предприятием на каждом из этапов жизненного цикла существования наукоемкой машиностроительной продукции: разработка (освоение) производство сбыт (эксплуатация).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности управления производством наукоемкой машиностроительной продукции»

Романов Ю.Р.

АНХ при Правительстве РФ

Управление полетом... фирмы

особенности управления производством наукоемкой машиностроительной продукции

В своем послании Федеральному Собранию от 3 апреля 2001 года в качестве приоритетного направления экономической политики России Президент РФ подчеркнул необходимость развития наукоемких производств. Однако реализация этого генерального направления промышленной политики в значительной степени осложняется тем, что современное машиностроительное производство России переживает серьезную структурную перестройку, связанную с переходом к рыночным отношениям. Особенно это отразилось на разработке и создании наукоемкой продукции, поэтому необходимо проведение дополнительных исследований и соответствующей адаптации традиционных принципов и методов управления к новым рыночным условиям. Это, прежде всего, требует выявления специфических особенностей функций управления машиностроительным предприятием на каждом из этапов "жизненного цикла" существования наукоемкой машиностроительной продукции: разработка (освоение) - производство -сбыт (эксплуатация).

Специфические особенности наукоемкой продукции.

Особенности реализации функций управления наукоемким машиностроительным производством объективно обусловлены спецификой наукоемкой продукции. Наиболее существенным с точки зрения проблемы управления производством особенностями наукоемкой продукции являются:

- техническая сложность и новизна наукоемкой машиностроительной продукции,

сложность моделирования процессов функционирования и создания образцов наукоемкой продукции, отсутствие достаточного объема статистических данных для проведения технико-экономических расчетов и, как следствие, высокий уровень неопределенности в оценке коммерческого, научно-технического, экологического и социального эффектов. Например, первоначально планировавшиеся затраты на разработку такой наукоемкой продукции, как авиационно-космическая система "Энергия-Буран" в 25 млрд. руб. возросли до реально затраченных 100 млрд. руб. Фактические затраты на разработку и создание ракеты-носителя Ariane (Франция), первоначально оцениваемые в 5 млрд. долл. США, составили 8,68 млрд. долл. США, что связано с задержкой в освоении космической системы вследствие уточнения проектных параметров в процессе летных испытаний. При этом погрешность в оценке сроков разработки и создания составила 2 года.

- необходимость значительных временных и материальных затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при разработке и создании наукоемкой продукции. Очевидно, что создание продукции на базе новых достижений научно-технического прогресса требует проведения значительного объема исследований (в том числе фундаментальных исследований). Известно, что доля затрат на НИОКР для производства такой машиностроительной продукции, как авиакосмическая продукция, создание которой сопряжено с исследованиями в области аэродинамики (летно-технические характеристики), астрономии, географии (системы навигации), химии (компоненты топлива) и т.д., составляет 40-60%.

- большие объемы потребных ресурсов, высокая степень кооперации (в том числе и международной) необходимые для разработки и создания наукоемкой продукции. Например, создание такого образца наукоемкой продукции как международная космическая станция (МКС), обеспечивается на базе международной кооперации предприятий России, США и стран Европы, Японии, Канады и др.;

- вовлечение в процесс разработки и создания наукоемкой продукции большого числа

смежных и поддерживающих отраслей;

- наличие наряду с целевым коммерческим эффектом сопутствующего научно-технического, экономического, экологического и социального эффектов.

Особенности реализации этапов разработки и создания наукоемкой машиностроительной продукции.

Рассмотренные выше специфические особенности наукоемкой машиностроительной продукции, главной из которых является высокая степень неопределенности технико-экономических показателей разрабатываемого изделия, в свою очередь определяют особенности реализации этапов разработки и создания подобной продукции. К наиболее важным с точки зрения совершенствования системы управления производством особенностям реализации этапа разработки (освоения) наукоемкой продукции следует отнести: возрастание важности маркетинговых и патентных исследований; необходимость тесного контакта с существующими и потенциальными заказчиками уже на стадии разработки ТЗ; необходимость обеспечения максимальной унификации конструкции.

К особенностям производственно-товарного этапа, формирующим содержание задач управления можно отнести: возрастание роли НИОКР, направленных на улучшение свойств продукции путем модернизации базовой модели; возрастание роли технологии в конкурентоспособности наукоемкой продукции; возрастание роли патентозащищенно-сти и сертификации наукоемкой продукции для обеспечения её конкурентоспособности. На этапе сбыта (эксплуатации) наукоемкой машиностроительной продукции особенное значение приобретает решение задач технического обслуживания, ремонта, обучения персонала и других задач, связанных с изделием. Как и все рассмотренные этапы создания машиностроительной продукции, этот этап имеет некоторые специфические особенности, связанные с возрастанием наукоемкости изделий. Для сложной, наукоемкой продукции важным инструментом конкурентной борьбы, во многом предопределяющим выбор товара потребителем, является обеспечение техобслуживания, ремонта, обучения, поставки запчастей и приспособлений (ЗИП). То есть главной задачей управления на этапе эксплуатации наукоемкой машиностроительной продукции является обоснованное формирование комплекса услуг, товарного ассортимента и товарной номенклатуры. Следствием рассмотренной особенности этапа эксплуатации наукоемкой продукции является то, что наукоемкие машиностроительные предприятия являются многопрофильными (многопродуктовыми), в особенности крупные предприятия.

Приоритетные задачи управления наукоемким машиностроительным производством.

Исходя из проведенного анализа особенностей этапов разработки и создания наукоемкой продукции, можно сформулировать приоритетные задачи управления наукоемким машиностроительным производством. К ним относятся: а) разработка прогнозов по основным направлениям тематики машиностроительного предприятия; б) выбор и обоснование тематики научных исследований, направленных на создание наукоемкой продукции; текущее планирование разработки наукоемкой продукции; в) подготовка кадров и повышения профессиональных знаний руководителей.

Особая роль вопросов прогнозирования, как средства повышения конкурентоспособности наукоемкой продукции, обусловлена тем, что в условиях значительной конкуренции на рынке машиностроительной продукции новая техника, наукоемкая продукция должна формироваться не путем простого совершенствования уже существующих технических средств, а путем разработки принципиально новых изделий. Для этого на машиностроительном предприятии необходим инструментарий, с помощью которого можно будет получать новые, тщательно обоснованные проектные решения, более высокий уровень информационного обеспечения процессов принятия управленческих решений.

Из проведенного выше анализа специфики этапов разработки и создания наукоемкой машиностроительной продукции, особенностей реализации задач управления машиностроительным предприятием следует, что базовая организационная структура машиностроительного предприятия наряду с подразделениями и службами, обеспечивающими решение традиционных для любого производства задач (финансовое планирование, управление персоналом, юридическое обеспечение и т.д.), должна включать ряд подразделений обеспечивающих решение специфических задач, обусловленных наукоемко-стью продукции. Эти подразделения и службы должны обеспечивать: привлечение и контроль инвестиционных потоков; разработку модификаций базовой модели; привлечение предприятий-соисполнителей; анализ потентозащищенности; сертификацию продукции; прогнозирование и информационное обеспечение.

Оптимизация системы управления машиностроительным предприятием с учетом степени наукоемкости продукции.

Степень наукоемкости машиностроительной продукции, сложность конкретного изделия, обусловленная концентрацией научно-технических достижений, в значительной степени влияет на практическую реализацию общих принципов управления. Возникает важная задача, состоящая в том, чтобы, используя количественные показатели наукоем-кости машиностроительной продукции, попытаться оценить, как изменение степени наукоемкости влияет на реализацию функций управления. Результаты решения этой задачи позволят говорить об адаптации системы управления машиностроительным предприятием к условиям выпуска продукции, обладающей различной степенью науко-емкости.

Рассмотрим один из возможных путей оптимизации структуры управления машиностроительным предприятием с учетом наукоемкости продукции. В качестве объекта анализа рассматривались предприятия аэрокосмической отрасли, разбитые на группы по признаку сходства организационно-правовой формы и структуры управления. Были выделены следующие группы предприятий: 1) предприятия, обеспечивающие разработку и создание наукоемкой продукции на основе межгосударственных соглашений; 2) предприятия, ориентированные на разработку и создание наукоемкой продукции в результате госбюджетного финансирования; 3) государственно-акционерные предприятия, обеспечивающие создание наукоемкой машиностроительной продукции в результате смешанного финансирования (с привлечением частично акционерного капитала, а частично госбюджетного финансирования); 4) предприятия, обеспечивающие создание наукоемкой машиностроительной продукции в результате самостоятельной финансовой и хозяйственной деятельности; 5) малые наукоемкие предприятия.

Для каждой из таких групп машиностроительных предприятий были получены усредненные оценки относительной доли затрат на НИОКР, используемой в качестве показателя степени наукоемкости. Целью анализа являлось выявление корреляции между организационно-правовой формой, структурой предприятия и степенью наукоемкости машиностроительной продукции. В результате проведенного анализа выяснилось, что существует взаимосвязь между реализацией задач управления и степенью наукоемкости продукции, а значит возможность адаптации системы управления машиностроительным предприятием с учетом степени наукоемкости продукции.

Один из возможных способов подобной адаптации, заключается в использовании базовой, опорной модели управления машиностроительным предприятием, продукция которого может рассматриваться в качестве наиболее близкого прототипа для изделия, выпуск которого предполагается осуществлять. Последующая корректировка функций и структуры управления осуществляется в зависимости от того, как соотносится наукоем-кость прототипа и реализуемого нового образца наукоемкой продукции.

& создание продукции на базе новых достижений научно-технического прогресса требует проведения значительного объема исследований

& для сложной, наукоемкой продукции важным инструментом конкурентной борьбы, является обеспечение техобслуживания, ремонта, обучения, поставки запчастей и приспособлений (ЗИП)

& степень наукоемкости машиностроительной продукции в значительной степени влияет на практическую реализацию общих принципов управления

& существует взаимосвязь между реализацией задач управления и степенью наукоемко-сти продукции,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.